Известные люди

»

Жан-Люк Годар

Жан-Люк Годар Jean-Luc Godard Карьера: Продюсер
Рождение: Франция, 3.12.1930
Быть может, ни одному из признанных лидеров игрового кино язык "десятой музы" не обязан в такой мере своим непрерывным обогащением, как Годару, этому, по выражению критика Жана Колле, "Декарту кино, первому философу, который самовыражается при помощи камеры".

Французский кинорежиссер, сценарист, артист, критик и теоретик кино. Один из лидеров французской "новой волны", виднейший агент авангарда в мировом кинематографе. Родился в Париже в семье швейцарцев из среднего класса. Образование получил в Швейцарии и в лицее Бюффон в Париже. В 1949 поступает на философский факультет Сорбонны; оканчивает универ с дипломом этнолога. Завсегдатай французской синематеки, активно участвует в клубном движении. Решающую образ в творческом становлении Годара играет саммит и знакомство видным кинокритиком А. Базеном; при поддержке которого с 1950 выступает как рецензент фильмов в "Газетт дю синема" под псевдонимом Ганс Лукас; годом позже становится одним из ведущих сотрудников колыбели новой волны журнала Кайе дю синема и, наряду с Ф. Трюффо, К. Шабролем, Ж. Риветтом и Э. Ромером лидером этого направления в национальном кино. На поприще режиссуры дебютирует в 1954 короткометражным фильмом "Операция бетон"; следом снимает ещё немного короткометражных лент. Премьера первого полнометражного фильма Годара "На последнем дыхании" (1959, по собственному сценарию, основанному на идее Трюффо) обозначила приход во французское кино нового поколения кинематографистов, вооруженных своеобразным стилем и собственными, грубо отличающимися от общепринятых мировоззренческими установками. Криминально-мелодраматическая история молодого правонарушителя, скрывающегося от полиции и преданного подругой-американкой, насыщенная естественными шумами большого города, производила ощущение не только документальной: она содержала душевный портрет нового "потерянного поколения", как воспрещено больше чуждого традиционно буржуазным представлениям нравственности и морали. Экранный бунтарь Мишель Пуаккар в исполнении Бельмондо представал братом по духу отчужденных героев писателей-экзистенциалистов, бросающих отчаянный вызов абсурду регламентированного бытия. На протяжении 60-х годов Годар, как и его соратники по новой волне, сделает тему бунтующей молодежи центральной в своем творчестве; и все-таки, исследуя генезис молодежного протеста в философском, политическом и социологическом плане, на каждом из этих направлений он пойдет навалом дальше своих коллег по камере. В фокусе его внимания милитаризм и подавление личности ("Маленький солдат", 1959, запрещенный цензурой вплоть до 1963), проституция как универсальный удел индивидуума в буржуазном обществе ("Жить своей жизнью", 1962, "Презрение", 1963, "Две или три вещи, которые я о ней знаю", 1966), изнанка респектабельного брака ("Замужняя женщина", 1964), джунгли политического соперничества ("Сделано в США", 1966), тупики индивидуалистического бунта ("Безумный Пьеро", 1965) и молодежного экстремизма ("Отдельная банда", 1964, "Китаянка", 1967), истоки и перспективы тоталитаристских тенденций в современном мире ("Карабинеры", 1963, "Альфавиль", 1965, "Уик-энд", 1967). Мозаика Годара, "бальзаковская" по широте охвата жизненных явлений, не знает себе равных в игровом кинематографе своего времени. На излете "новой волны" единственный из самых дерзких ее новаторов, Годар, ставший идейным лидером студенческой "майской революции" 1968, делает резкий крен налево, пересматривая не только стилистику, но и функциональное направление кинематографа. Большинство его лент 70-х годов, снятые частью на 16-миллиметровой пленке, частью на видео, задуманы как вариант политического агитпропа. Созданная им кинематографическая "Группа Дзиги Вертова" принципиально отвергает сколь-нибудь широкие образные обобщения, предпочитая формы прямого беседа, агитплаката и т. п. ("Правда", 1969, "Ветер с Востока", 1969, "Владимир и Роза", 1970, "Письмо Джейн", 1972). Лишь в начале 80-х годов режиссер возвращается к крупномасштабным кинематографическим формам, предполагающим выход в просторный прокат. Художническим триумфом Годара этого времени становятся кино о съемках фильма "Страсть" (1982) и осовремененная версия новеллы П. Мериме "Имя: Кармен" (1983, Гран-при МФК в Венеции). Возвращаясь к значимым темам и проблемам собственного кинематографа 60-х годов ("Детектив", 1984, "Тренируй правую", 1987, "Новая волн

а", 1990), режиссер тонко высвечивает их историческую, временную преемственность, подчас прибегая к иронической интонации и добиваясь убедительных художественных результатов более того тогда, когда "объект" изображения как в фильме о зачатии Христа "Приветствую тебя, Мария!" (1983) по сути своей некинематографичен. Преображающая магия кино (и других искусств) беспрерывный предмет размышлений и поисков позднего Годара: от мозаичных "киноантологий" ("Блеск и нищета малой киноиндустрии", 1986, "История(и) кино", 1989) до полифонических лент, замешенных на культурных реалиях разных эпох ("Германия девять ноль", 1991 и "ЖЛГ: автопортрет в декабре", 1994). Значительное местоположение в одной из последних работ режиссера "Моцарт навсегда" (1996), по образному решению тяготеющей к фильмам 60-х годов занимает предмет искусства и места художника в раздираемом социальными и политическими катаклизмами современном мире. Общеевропейский и общемировой резонанс творческого новаторства Годара огромен. Он является виднейшим представителем авангарда в мировом кинематографе. Отзвуки стиля режиссера и творческие принципы французской "новой волны" оплодотворили не одно поколение киномастеров на разных континентах от немца Р.В. Фассбиндера до бразильца Г. Роши. Быть может, ни одному из признанных лидеров игрового кино язык "десятой музы" не обязан в таковой мере своим непрерывным обогащением, как Годару, этому, по выражению критика Жана Колле, "Декарту кино, первому философу, тот, что самовыражается при помощи камеры".

Так же читайте биографии известных людей:
Жан-Марк Барр Jean-Marc Barr

Самое сильное влияние на формирование творческой индивидуальности Барра оказало его многолетнее сотрудничество с Ларсом фон Триером (Европа, 1991,..
читать далее

Жан-Марк Лубье Jean-Marc Loubier

С одной стороны, мода - это пафос, вернее, игра в пафос как неотъемлемая часть жизни женщины. С другой стороны, женщины стали зарабатывать больше,..
читать далее

Жан-Мишель Баския Jean-Michel Baskiya

Американский художник.
читать далее

Жан-Мишель Жарре Jean-Michel Andre Jarre

Карьера Жарра начинается там, где она заканчивается у большинства композиторов. По случаю торжественного открытия нового потолка Парижской Оперы, он..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий