Известные люди

»

Иван Белозеров

Иван Белозеров Ivan Belozerov Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 1.9.1918
Гвардии старший лейтенант И. П. Белозёров совершил 300 успешных боевых вылетов, участвуя в 34 воздушных боях, лично сбил 8 самолётов противника и ещё 18 - в группе с товарищами, уничтожил много военных объектов врага. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 1 Сентября 1918 года в селе Малые Проходы, в настоящее время Дергачевского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и фабрично - заводское училище в Харькове. Затем работал токарем на паровозостроительном заводе, позже - инструктором в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Боевую занятие начал в составе 8-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота. К Апрелю 1944 года начальник звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии старшой лейтенант И. П. Белозёров совершил 300 успешных боевых вылетов, участвуя в 34 воздушных боях, лично сшиб 8 самолётов противника и ещё 18 - в группе с товарищами, уничтожил страсть сколько военных объектов врага. 16 Мая 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 460 успешных боевых вылетов. Награждён орденами Ленина, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. С 1964 года Подполковник И. П. Белозёров - в запасе. Жил в городе Симферополе, работал старшим диспетчером авиационного предприятия Гражданской авиации.

Всё это время, являясь членом Железнодорожного совета ветеранов, занимался большущий общественной деятельностью посреди военнослужащих в отставке и членов их семей, вносил огромный вклад в укрепление и единение организаций ветеранов Крыма. За добросовестный работа был награждён в 1999 и 2005 годах Почётными грамотами Президиума Верховной Рады Автономной Республики Крым. Его фамилия выбита на мемориале авиаторам - черноморцам в Севастополе. Автор книги "В небе Таврии". Умер 14 Февраля 2006 года.

* * *

...Май 1944 года. Обгоревший остов вражеского торпедного катера кривобоко лежит на херсонесских камнях. Невысокий худощавый дядя в форме лётчика морской авиации подошёл к самой кромке прибоя и тронул ногой валяющиеся обломки.

- Севастополь свой, я заново тут, на священной земле Херсонеса. Только сейчас придётся лететь неблизко на Запад, чтобы отомстить за тебя, дорогой мой град...

"...Ни единственный фашист не должен оставить из Севастополя живым !" - это не только директива командования, это веление собственного сердца. Основная проблема истребителей - прикрывать группы торпедоносцев, топмачтовиков, пикировщиков, которые наносят потрясение за ударом по местам скопления вражеской техники, топят корабли и транспорты противника. Но наши истребители "находят" себе и другую работу.

Рано утром, патрулируя на Як-9 в районе Херсонеса, Иван Павлович Белозёров заметил 2 больших торпедных катера, набитые до отказа бегущими из Севастополя немцами, и решил ликвидировать их.

Первый заход он сделал со стороны восходящего солнца. С малой высоты ударил из пулемётов и пушек по катеру и увидел, как над ним поднялся огневой столбик. Горящее судно устремилось к прибрежным камням. Разворот - и опять штурмовая вылазка. Но второй катерок уже готов к бою. Маневрируя и отстреливаясь, он уходит под прикрытие своих береговых зенитных батарей.

Пора ворочаться на аэропорт, пополнить горящее, боезапас, мало перевести дух и - вновь в мордобой...

Первым четвёрку "Мессеров" заметил ведомый А. Иванов. Двое супротив четверых. Силы неравные, но врага бъют не числом, а умением. Боевой разворот, подготовка к атаке. Несколько коротких очередей, так заявить, обмен верительными грамотами и... "Мессеры", без малого не сопротивляясь, позорно бегут.

"Куда же исчезла спесь немецких асов ? - размышляет Иван Павлович. - Так и стараются увильнуть от боя, налетают только на одиночные самолёты. Два года вспять значительно наглее были".

Два года обратно... Почти с первого до последнего дня героической обороны Севастополя лётчик - истребитель Белозёров защищал небеса легендарного города. О Херсонесском аэродроме писалось и говорилось полно, но неужели разрешено поведать всё о той земле, произвольный кусок которой полит кровью наших воинов. Плечом к плечу сражались тут моряки и пехотинцы, лётчики и артиллеристы. Они помогали приятель другу в трудную минуту, стараясь хотя бы доля тяжести переложить на свои плечи.

Недалеко от аэродрома - плавучая зенитная батарея. До сих пор с благодарностью вспоминает Иван Павлович содействие её артиллеристов, удивляется их отваге.

Тактика многих немецких пилотов не отличалась новизной: они подкарауливали возвращающиеся с боевого задания наши самолёты и старались сшибить их при заходе на посадку - боезапас кончился, истребитель беззащитен. Вот тут - то и приходили на содействие своим крылатым друзьям зенитчики. С завидным мастерством они отгоняли противника от наших садящихся самолётов. Не оставались в долгу и авиаторы. Немало немецких машин нашли свою могилу в море недалече от места базирования плавучей батареи.

Командир звена Иван Белозёров и его боевые друзья зачастую вылетали на поиски врага, бесстрашно встречались лицом к лицу с немецкими асами, без малого постоянно выходя победителями из жарких воздушных боёв. Днём и ночью, при всякий погоде поднимались в небосвод они, скромные труженники войны, мастера своего дела, изучая расположение коммуникаций, выявляя скрытые хитроумной маскировкой живую силу и технику врага. Часто сами наводили на обнаруженные цели ударные авиагруппы.

Много летал Иван Белозёров на разведку и вечно находил наиболее разумное вывод при определении маршрута полёта, направления выхода на предмет противника. Такая предусмотрительность помогала ему добывать ценные разведывательные сведения о противнике и сторониться встречь с истребителями врага.

...Однажды Белозёров возвращался с очередного боевого задания. Ему удалось приметить скопление немецких войск. Об этом спешно следовало не только рапортовать, а сориентировать точные подходы к цели, наиболее вероятные пункты поражения.

Над линией фронта его самолёт подвергся атаке двух немецких истребителей. Противник пытался расправиться с одиноким советским разведчиком. Белозёров сделал попытку отстать от них, но это ему не удалось. Тогда он отважно вступил в неравный махач. Видя, что единственный из "Мессеров" заходит ему в хвостище, Иван одним духом изменил ориентация полёта своей машины и ударил по проскочившему вперёд Ме-109 из пулемётов. "Мессер" качнулся, сорвался в штопор, из которого так и не вышел. Вскоре внизу вырос столбик огня и дыма... Напарник погибшего пилота не стал проверять судьбу и поспешил вылезти из боя.

...Летать становилось всё труднее. Сравнительно недалече немцы установили тяжёлую артиллерию и периодически обстреливали аэропорт. Особенно усердствовали они во время взлёта истребителей. А определить тот самый миг было не нелегко. Стоило только на одном самолёте запустить мотор, как над аэродромом поднимались огромные клубы красноватой херсонесской пыли...

Перехитрить врага помогли наземные специалисты. Они привязывали к автомашинам большие охапки веток и на предельной скорости мчались по взлётной полосе. И без малого в ту же секунду начинали рваться тяжёлые снаряды. Отстреляв положенное время, немецкая батарея замолкала, а воспользовавшись этим, истребители прямо из капониров шли на взлёт, чтобы претворить в жизнь очередное боевое поручение.

В воздушных боях над Севастополем в дни его обороны Иван Павлович сшиб, как он шутил, пять с половиной немецких самолётов: 5 уничтожил лично и 1 - в паре со своим ведомым.

В те дни, Лейтенант И. П. Белозеров командовал разведывательным звеном. На истребителя устанавливались импровизированные самодельные фотоаппараты. Хитрый агрегат соединял аппарат с кнопкой. Лётчик нажимал её, производился фотография и автоматическая перемотка плёнки. На таком самолёте, Белозерову приходилось неоднократно летать на воздушную разведку. Такие задания поручалось самым смелым и подготовленным пилотам. Лететь приходилось вдоль линии фронта, а зениток у врага в то время хватало с избытком.

Однажды на Херсонес пришла группа крымских партизан. Они рассказали о сложной обстановке и попросили оказать содействие. Было принято вывод определить с ними связь, подкинуть в чаща опытного радиста. Но кто и на чём должен лететь в тот самый труднодоступный район ? Выбор пал на троих: И. Белозерова, Ф. Герасимова, В. Клюкова.

До мельчайших подробностей был разработан проект операции, продумана каждая безделица. Лейтенант Герасимов на По-2 доставляет радиста, а Белозеров и Клюков на истребителях прикрывают его самолёт. В районе Балаклавы - плотная стена огня. Немецкие зенитки пытаются истребить необычную тройку, но это им не удаётся. Задание выполнено великолепно ! Правда, самолёт Герасимова при посадке получил повреждение и лётчику пришлось прокрадываться в Севастополь партизанскими тропами. За это геройский поступок Ф. Герасимову было присвоено звание Героя Советского Союза, а Иван Павлович награждён орденом.

Хорошо помнит Белозёров свой первостепеннный полёт над Севастополем в 1944 году. Дымящиеся развалины, пустые коробки взорванных домов, бухты, засорённые обломками разбитых кораблей.

- Разве позволительно когда - нибудь извинить тех, кто сломал тебя, Севастополь ? - подумалось ему тогда. - Разве разрешено отседова выпустить безнаказанным хотя бы одного врага ? Но ты еще раз поднимешься из руин, опять будешь цвести, обожаемый городок. И верь мне, я отомщу за эти развалины.

Морской лётчик И. П. Белозёров сдержал своё словечко. В те дни он летал на самолёте с бортовым номером "26". Однажды под Севастополем Белозёров сопровождал группу бомбардировщиков, которые действовали в открытом море, уничтожая транспорты противника, бегущего из Крыма. Большая группа немецких истребителей атаковала наши самолёты. Выполнение важного задания находилось под угрозой. Тогда Белозёров вступил в мордобой. В первой же атаке его самолёт попал под пулемётную очередность неприятеля. Лётчик был ранен, но продолжал биться, сшиб 2 вражеских самолёта и вышел из боя только тогда, когда убедился, что опасность для бомбардировщиков миновала.

...О чём - то своём бормочет неумолкающая черноморская волна, пробираясь между херсонесскими камнями. Вот она добежала до того места, где непочатый край лет вспять лежал обгоревший остов немецкого торпедного катера, остановилась, вроде вспоминая что - то, и не спеша покатилась обратно.

Недалеко от камней стоит не очень высокий дядя в форме лётчика Гражданской авиации и с Золотой Звездой Героя на груди. У человека молодое лик человеческий и седые виски. Вот он улыбнулся, и озорные огоньки запрыгали в его весёлых глазах.

"Я сызнова у вас в гостях, мой Херсонес, мой Севастополь. Цвети и хорошей, ненаглядный град. Расти и молодей с каждым годом. И не смотри с укором на мои седые виски, я оттого что стареть также не собираюсь - нам с тобой ещё шибко многое надобно свершить !..".

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Борисенко Ivan Borisenko

Гвардии Капитан И. И. Борисенко совершил 245 боевых вылетов, провёл 63 воздушных боя, лично сбил 23 самолета противника и 1 аэростат -..
читать далее

Иван Борисов Ivan Borisov

7 Февраля 1940 года, за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с белофинами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...
читать далее

Иван Бочков Ivan Bochkov

Гвардии капитан И. В. Бочков совершил 308 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, лично сбил 7 и в составе группы 32 самолёта противника.Награждён..
читать далее

Иван Вишняков Ivan Vishnyakov

Совершил 296 боевых вылетов, провёл 100 воздушных боёв, сбил лично 20 и в составе группы 3 самолёта противника. 23 Февраля 1948 года за мужество и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий