Известные люди

»

Иван Злыденный

Иван Злыденный Ivan Zludennuy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 14.4.1919
Гвардии Старший лейтенант И. Д. Злыденный совершил 148 боевых вылетов на разведку, бомбардировку скоплений войск, аэродромов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 14 Апреля 1919 года в селе Копанское, нынче Акбулакского района Оренбургской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы 24 в Оренбурге, фельдшерско - акушерскую школу. С 1939 года в Красной Армии, год через окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков - наблюдателей в 1940 году, Служил в Забайкалье в бомбардировочной авиации.

С Июля 1941 года в действующей армии. Сражался на Западном, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах.

К Июлю 1944 года старшой лётчик - наблюдатель 99-го Гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка ( 15-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Старший лейтенант И. Д. Злыденный совершил 148 боевых вылетов на разведку, бомбардировку скоплений войск, аэродромов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил 168 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сшиб лично 4 истребителя противника и 2 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - политическую академию. С 1975 года Полковник И. Д. Злыденный - в запасе. Последние годы жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ), 10-ю медалями. Пионерская дружина школы 1 в городе Акбулак ( Оренбургская область ) долгое время носила имя Героя.

* * *

О боевых заслугах штурмана самолёта, звена, эскадрильи, а далее авиационного полка Ивана Дмитриевича Злыденного красноречиво говорят цифры, приведённые в его наградном листе:

"Старший лётчик - наблюдатель 99-го отдельного Гвардейского разведывательного авиационного Забайкальского полка Гвардии Старший лейтенант И. Д. Злыденный с 17 Июля 1941 года по 14 Мая 1944 года своей упорной разведывательной работой вскрыл и установил движение:

- Автомашин - 11 500 единиц, передвижение и скопление танков - до 579 единиц, обнаружил 671 ж-д эшелон, базирование на аэродромах 1575 разнотипных самолётов противника. Без прикрытия истребителей проводил фотографирование оборонительных рубежей, укреплений и сооружений общей сложностью 3836 кв. метров. Скинул на врага 20400 кг бомб..."

...В канун войны скоростной бомбардировщик СБ считался одним из лучших самолётов, неплохо зарекомендовал себя в боях в небе Испании. И не невзначай начальство лётного училища Майор И. С. Полбин, попозже дважды Герой Советского Союза, выступая перед строем курсантов, в котором стоял и юный стрелок - бомбардир Иван Злыденный, сказал:

- Машина что надобно. Спасибо всем, кто её создал. Вы только подумайте: прыть 450 километров в час. Не всякому истребителю это по силам. Теперь скоростной бомбардировщик в ваших руках. Гордитесь этим. И будьте достойны чести, вам оказанной. Будьте отважными воздушными бойцами советской Родины !

Это напутствие Иван Злыденный славно запомнил. Окончив училище, он стал служить в 32-м скоростном бомбардировочном авиационном полку и вскоре лично убедился на практике в высоких качествах новой машины. В учебных полётах на боевое использование экипажи совершенствовали близкое мастерство, познавали технику, её особенности, способы применения. Летали на различных высотах, учились маневрировать, отражать атаки вероятного противника в воздухе. И вскоре эти навыки понадобились в настоящем бою. В то памятное воскресенье 22 Июня 1941 года в полк совместно с вестью о начавшейся войне с Германией пришёл и боевой приказ: перелететь на Западный фронт.

А вскоре состоялся и начальный боевой вылет. Как забудешь его ? Ветеран минувшей войны, Герой Советского Союза Полковник запаса Иван Дмитриевич Злыденный навечно запомнил в деталях своё боевое крещение. Потом было навалом у него этих вылетов. А если изрекать точь-в-точь - 168, и в каждом из них - экзамен на мужество и мастерство. 130 раз штурмовали его самолёт истребители врага, и произвольный раз штурман вёл ответный жар по противнику. В общей сложности он сшиб 4 "Мессера" и 2 "Фокке - Вульфа"; 7 раз неприятель сбивал краснозвёздную машину, 6 раз покидал штурман горящий самолёт и приземлялся с парашютом. Такова цифровая характеристика боевой страды Ивана Дмитриевича. И всё же в памяти его основополагающий боевой вылет остался накрепко.

"Цель - ж-д узел Молодечно" - эти слова боевого приказа запомнил тогда произвольный экипаж, всякий лётчик, штурман. И вот уже взревели 36 двигателей, и 18 скоростных бомбардировщиков звеньями заняли боевой строй. Колонна взяла вектор движения на запад, туда, где хозяйничал супостат, в тот район, где немного дней обратно совершил бессмертный геройский поступок экипаж Н. Ф. Гастелло.

В безоблачном небе было всё безмятежно. Штурман Злыденный без особых осложнений, как на учениях, рассчитывал данные для бомбометания и только на ближних подступах к железнодорожному узлу Молодечно заметил, как в небе стали являться шапки взрывов зенитных снарядов. С каждым мгновением пламень врага усиливался. Самолёты встряхивало, по плоскостям барабанили осколки снарядов. Но группа продолжала полёт к цели, не нарушая порядка.

- На боевом. Так удерживать, - передал лётчику Злыденный.

Штурманская кабина на самолёте СБ.

Вскоре появилась мишень, и штурман с силой надавил на кнопку сброса авиабомб. Через немного минут на станции возникло немного очагов пожара. Горели цистерны с бензином, взрывались вагоны с боеприпасами. Чёрные космы дыма окутали всё около.

Задание было выполнено. Но тут в небе появилось возле 30 вражеских истребителей. Они яростно набросились на группу бомбардировщиков, стремясь расправиться с ними внезапным ударом. "Мессеры" штурмовали сверху, позади. Злыденный встретил их огнём из пулемёта, и они отваливали в сторону, чтобы потом сызнова обрушиться на СБ сбоку.

Около 20 минут длился тот самый тяжёлый махач бомбардировщиков супротив "Мессеров". Было сбито немного наших самолётов. Однако за любой из них недруг поплатился 3-мя своими. В этом бою Злыденный сшиб своего первого "Мессера". Когда же бомбардировщики приземлились на своём аэродроме, Иван Злыденный сообща с техниками насчитал в плоскостях и фюзеляже только своего бомбардировщика больше 50 пробоин.

Трое суток латали техники и механики изрешечённый осколками самолёт, а на 4-е экипаж в составе звена ещё раз вылетел на выполнение боевого задания. Цель - разведать и разбомбить аэровокзал врага под Оршей. Командир звена учёл трудности полёта без прикрытия истребителями. Маршрут был избран с "изломами", на минимальной высоте. Расчёт оправдался: на мишень звено вышло вдруг для врага. Экипажи удачо нанесли бомбовый потрясение по стоянке вражеских самолётов. И тут же в эфир ушло донесение: "Обнаружено рядом 80 "Юнкерсов" и "Мессеров", 5 уничтожено на земле. Надо спешно бомбить. Необходима помощь". А ещё посредством 3 минуты Злыденный продиктовал новую радиограмму: "Атакуют "Мессеры" - три четвёрки. Обороняемся".

Нелёгкой была эта оборона. Дюжина истребителей атаковала с правой стороны, слева, сверху. Казалось, атакам нет числа. Но звено СБ умело маневрировало, а стрелки - радисты и штурманы встречали врага очередями пуль, вынуждая "Мессеры" быть на почтительном расстоянии. И всё же численное превосходство врага сказывалось. Вскоре загорелся левый ведомый и, кренясь, стал валиться.

- Командир, с правой стороны четвёрка, - передал Злыденный командиру экипажа Ф. Белану.

Тот, избегая удара, заложил правый вираж. И в это время сверху свалилась пара "Мессеров". Один из них хлестнул пулемётной очередью. Задымил, окутался пламенем левый мотор. Скорость стала грубо валиться, и очередной атакующий истребитель проскочил вперёд, чем не преминул употребить Злыденный. На какое - то момент противник оказался в зоне огня штурмана, и это решило исход поединка: огненная дорога впилась в кабину "Мессера", и он камнем устремился к земле.

- Молодец, Иван, - услышал Злыденный похвалу командира. - Есть единственный.

В это время израненный, с коптящим пламенем на левой плоскости бомбардировщик снова штурмовали 2 "Мессера", зайдя с задней полусферы. Стрелок - радист Пётр Брус встретил врага пулемётной очередью. Но врагам всё же удалось поджечь и второй мотор СБ. Два огненно - чёрных дымных шлейфа потянулись за израненным самолётом. Дым проник в кабину лётчика, и тот чуть-чуть различал приборную доску. С трудом перетянув линию фронта, пошли на вынужденную посадку. Горящая агрегатина, прочертив фюзеляжем глубокую борозду, остановилась примерно ржаного поля. Выскочив из самолёта, лётчик, штурман и стрелок - радист начали сбивать полымя.

Машина была спасена. В дальнейшем Иван Злыденный совершил на ней ещё 21 боевой вылет. Летал на бомбежку, разведку в любое время суток и всякий раз возвращался с победой. 28 Июля 1941 года во время очередного вылета бомбардировщик был сбит. С переломом ноги и сильной контузией штурмана отправили в лазарет.

Как только ранка зажила, Иван ещё вернулся в близкий полк. Но сел уже в кабину другого самолёта - пикирующего бомбардировщика Пе-2.

...Первый боевой вылет, первое ранение, первая награда. Не неизменно всё это бывает взаимосвязано, так проговорить, идёт одно за другим. Скажем, первая награда - медаль "За отвагу" - засияла на гимнастёрке штурмана Злыденного только в Сентябре 1942 года, а орден Красной Звезды - в Феврале 1943 года. Затем последовали ордена Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, а в Августе 1944 года - Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина.

Все эти награды заслуженно венчали доблестный ратный работа, весомый вклад штурмана в общее занятие победы над врагом. Это итоги 168 боевых вылетов на бомбометание, разведку и фотографирование оборонительных рубежей, аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений танков и автомашин врага. И если снова толковать языком цифр, то боевая служба Злыденного выглядит так: на врага сброшено 27 тонн бомб разного калибра, уничтожено 5 бензоскладов, 4 переправы, 15 железнодорожных эшелонов, 20 самолётов, 35 танков, произведено фотографирование объектов врага на площади 13 000 кв. км., сброшено свыше 2 миллионов экземпляров листовок.

На самолёте Пе-2 Злыденный не раз вёл разведку в интересах войск Брянского, Воронежского, Степного, Центрального Белорусского, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, доставляя командованию ценные сведения о противнике, что помогало осуществлению различных операций по разгрому врага.

В разгар Курской битвы наша бомбардировочная и штурмовая авиация нанесла здоровый потрясение по аэродрому противника под Курском. Но каков результат этого удара ? Командующий фронтом потребовал неотложно сфотографировать аэропорт. Кого отрядить совершить это ? Командир авиаполка Н. И. Щенников препоручил исполнить ответственнейшее поручение экипажу в составе лётчика Родионова, штурмана Злыденного и стрелка - радиста Никулина.

Маршрут полёта в район Курска пролегал сквозь Щигры. Поэтому было решено в первую голову причинить бомбовый потрясение по этой станции, чтобы ввести противника в заблуждение, сформировать видимость, что основная мишень бомбардировщика аккурат Щигры.

Хитрость удалась. Над Щиграми Пе-2 вывалился из облаков, сбросил бомбы и вновь ушёл в облака. А сквозь немного минут на высоте 50 метров бомбардировщик снова вышел из облаков. Но где же вражеский аэропорт ? По расчетам штурмана, он должен быть сурово под крылом. Пролетев ещё немного сот метров, Злыденный увидел объятый пожарами аэровокзал.

И вот уже Пе-2 на малой высоте, под самой нижней кромкой плотных облаков пронёсся над аэродромом. Штурман, не обращая внимания на жар вражеских зениток, сразу начал фотосъемку. На пленку фиксировались горящие на стоянке бомбардировщики и истребители, вспаханное бомбовыми ударами лётное поле, чадящие языки пламени складских помещений. Но когда фотографирование уже близилось к концу, самолёт получил потрясение огромной силы, его грубо подбросило вверх.

- Горит левый двигатель ! - тревожно доложил стрелок - радист.

Резкими разворотами лётчику удалось сшибить полымя, и бомбардировщик, скрывшись в облаках, взял вектор движения на свой аэровокзал. Летели на одном моторе. На подходе к линии фронта самолёт ещё раз попал в зону сильного зенитного огня противника. Был ранен стрелок - радист. Однако и на тот самый раз экипажу бомбардировщика удалось пробиться через завесу огня и принести командованию ценные разведывательные данные.

...Однажды эскадрилье, где служил Иван Злыденный, руководство поставило задачу причинить дюжий потрясение по железнодорожному узлу, на котором скопилось до 20 эшелонов военной техники, горючего, войск противника.

Узел прикрывался 12 зенитными батареями, а в 25 км от станции находился аэровокзал, где базировалось до 150 вражеских самолётов. При подходе к цели наших бомбардировщиков встретили плотным огнём зенитки, а кроме того истребители противника. Умело применив противозенитный маневр, эскадрилье удалось верно причинить бомбовый потрясение по железнодорожной станции, сшибить 3 вражеских истребителя и вылезти из этого боя без потерь.

5 Июля 1943 года под сильным огнём зенитной артиллерии Злыденный произвёл фотографирование переднего края обороны противника на глубину 12 км в районе Бердицы - Шашкино, Барцово - Дубовая общей площадью 240 кв. км. Разведчик вскрыл систему оборонительных рубежей и сооружений противника на этом участке фронта.

В последующих полётах не раз ещё передавались командованию штурманом Злыденным ценные сведения о противнике. Вот только одно из таких донесений. Оно датировано 27 Апреля 1944 года. В нём говорилось: "Обнаружил движение по шоссе Жидрица - Опочка больше 100 автомашин. В районе Опочка - Шанино двухстороннее движение, до 150 автомашин. На станции Опочка 12 железнодорожных эшелонов, в городе до 70 автомашин. На станции Мадона 10 железнодорожных эшелонов без паровозов. На станции Яунлатчале 8 железнодорожных эшелонов. По шоссе Аугшпиле двухстороннее движение автомашин, до 200 единиц". И всё это только за единственный полёт, длившийся 30 минут.

Иван Дмитриевич Злыденный был не только отличным штурманом и разведчиком, но и замечательным воспитателем. Десятки лётчиков и штурманов получили боевое крещение у Злыденного. Они учились у него военному мастерству, искусству победы в боях с врагом. Активно участвовал он и в партийной работе. Бессменно всю войну был парторгом подразделения.

За заслуги перед Родиной в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, за отличное и чёткое выполнение боевых заданий по разведке и фотографированию оборонительных рубежей, пунктов базирования авиации противника, за проявленные при этом исключительное мужество и отвагу 19 Августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

За годы войны И. Д. Злыденный совершил 168 успешных боевых вылетов, и любой из них - экзамен на мужество и боевое мастерство. Сбил в воздушных боях как штурман 6 истребителей противника, вёл разведку и фотографирование аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений танков и автомашин врага. За время боевой работы экипажем Злыденного на врага сброшено 27 тонн бомб разного калибра, уничтожено 35 танков, 20 самолетов, 15 железнодорожных эшелонов, 5 складов с горючим и боеприпасами, 4 переправы.

Особое местоположение в боевой работе И. Д. Злыденного занимали полёты на разведку, в которых он являл не только мужество, выдержку, но и высокое профессиональное мастерство. Командование доверяло Злыденному самые ответственные и сложные задания. Он вёл разведку в интересах войск Брянского, Воронежского, Степного, Центрального, Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, доставляя ценные сведения о противнике, что помогало осуществлять различные операции по разгрому врага. Лётчик - наблюдатель сфотографировал объекты врага на площади 13 000 кв. км.

После войны Иван Дмитриевич ещё долгое время продолжал службу в рядах Советской Армии. Окончив в 1954 году Военно - Политическую академию, работал на различных командных должностях. С 1975 года Полковник Злыденный в запасе. Живя в Москве, он по - прежнему поддерживал тесную связь с армией, в рядах которой прослужил без малого четыре десятилетия, с Оренбургским авиационным училищем. В своём письме он писал:

"Помните, что современные боевые действия требуют от воинов огромного напряжения, высоких морально - боевых качеств, выносливости, инициативы. Все эти качества, разумеется, не приходят сами собой, а приобретаются и вырабатываются в ходе учёбы, всей воинской службы. Участники прошлых войн знают из своего опыта: кто беззаветно предан Родине, кто в совершенстве владеет боевой техникой и оружием, кто смел, вынослив и инициативен - тот непобедим".

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Зудилов Ivan Zudilov

Младший лейтенант И. С. Зудилов совершил 125 боевых вылетов, в 19 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 3 самолёта противника. 0 года за..
читать далее

Иван Иващенко Ivan Ivashenco

Иван Иващенко - Герой Советского Союза, лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна, майор. Родился 16 октября 1905 года.Участник советско-финляндской и..
читать далее

Иван Калабушкин Ivan Kalabushkin

Старший лейтенант И. Н. Калабушкин в воздушных боях сбил 8 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с..
читать далее

Иван Карпов Ivan Karpov

Старший лейтенант И. М. Карпов погиб в конце Февраля ( по другим источникам - 8 Июля ) 1937 года в воздушном бою 15-ти "Чаек" с почти вдвое большим..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий