Известные люди

»

Иван Калабушкин

Иван Калабушкин Ivan Kalabushkin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.1.1915
Старший лейтенант И. Н. Калабушкин в воздушных боях сбил 8 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 23 Января 1915 года в деревне Спудни, в настоящее время Гусь - Хрустального района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу, фабрично - заводское училище в городе Рошаль Московской области в 1932 году и 3 курса Рабфака в 1935 году. Затем работал слесарем, экспедитором на хлебозаводе в городе Гусь - Хрустальный. После призыва в ряды Красной Армии, в 1936 - 1938 годах прошёл вектор движения обучения в Ворошиловградской ( сейчас городок Луганск ) военной авиационной школе лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 123-го истребительного авиационного полка ( 10-я смешаная авиационная дивизия ).

К концу 1941 года начальник эскадрильи 562-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный остов ПВО, Московский фронт ПВО ) Старший лейтенант И. Н. Калабушкин в воздушных боях сшиб 8 самолётов противника. 4 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 361 боевой вылет и сшиб 15 вражеских самолётов.

После войны продолжил службу в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию в 1949 году и Военную академию Генерального штаба в 1958 году. Ушёл в отставку в 1964 году, в звании Генерал - майор авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер в Ленинграде 12 Апреля 1985 года. В комнате боевой славы средней школы села Демидово Гусь - Хрустального района есть экспозиция, посвящённая Герою.

* * *

Боевая напряженность застала Лейтенанта Ивана Калабушкина на аэродроме у западной границы, на стыке двух миров. Он служил сообща с Петром Рябцевым в знаменитом 123-м истребительном авиационном полку, в Koбрино ( Пинская область ). Лётчики этого полка, летавшие на бипланах И-153 "Чайка", уже на рассвете 22 Июня вступили в единоборство с превосходящими силами вражеской авиации, ринувшейся на Брест.

Когда славные защитники Брестской крепости начали отражать неистовый натиск войск противника, в небеса поднялись советские лётчики. В их числе был и Калабушкин. Они рассеяли большую стаю вражеских самолётов. В ожесточённом бою многие наши машины были повреждены. Иван Калабушкин также привёл на свой аэропорт повреждённый "ястребок".

Не прошло и часа, как авиаторы ещё раз поднялись в дымное фронтовое небосклон, прочерченное огненными трассами. Калабушкин летел на новом истребителе. Предпринимая решительные атаки, он вкупе с товарищами по оружию поджёг два бомбардировщика, истребитель и корректировщик противника.

И в третий раз ринулись лётчики навстречу вражеским бомбардировщикам, сопровождаемыми группой истребителей Ме-109. Вскоре завязалась яростная схватка. Выбрав мишень, Иван Калабушкин устремился в атаку и открыл пламень. Оставляя полосу густого чёрного дыма, единственный из "Мессеров" рухнул на землю.

Так, в первостепеннный же день войны, лётчики 123-го ИАП уничтожили 30 самолётов противника, в том числе начальник полка Майор Б. Н. Сурин сшиб 3, а Иван Калабушкин - 5 вражеских самолётов в трёх боевых вылетах, став первым советским асом в этой войне. Он уничтожил два Ju-88 на рассвете, He-111 в полдень и два истребителя Ме-109 к вечеру. Возглавляемое им звено, в одном из первых боёв одержало крупную победу: уничтожило 4 вражеских самолёта, не потеряв ни одного своего.

Все самолёты противника стали жертвами его проворной "Чайки". В течение последнего боя Калабушкин был тяжко ранен в обе ноги, когда немного пушечных снарядов разорвалось в кабине его истребителя. Лётчику всё же удалось дотянуть до аэродрома и усадить машину, позже чего он попал в лазарет.

После выздоровления Иван Калабушкин был направлен в 562-й авиаполк Московской зоны ПВО, летающий на новых истребителях Як-1. Таким же отважным и умелым лётчиком зарекомендовал он себя и там, продолжая увеличивать счёт сбитых неприятельских самолётов. Вскоре его имя стало известно всем защитникам Московского неба.

31 Июля 1941 года над аэродромом, где базировался полк Ивана Калабушкина, появилось 22 бомбовоза и истребителя с чёрными крестами. В это время большинство "ястребков" выполняло боевое поручение, и на стоянках находилось всего немного машин. Зловеще прогрохотали первые разрывы фугасных бомб. Ещё немного секунд - и неприятель разбомбит лётное поле, уничтожит оставшиеся самолёты.

"Немедленно взлетать !", - решил Лейтенант Калабушкин и сообща со своими ведомыми устремился в небосклон. Дерзкой атакой лётчики сорвали проект врагов. Одного из "Хейнкелей-111" Иван Калабушкин сшиб. Бомбардировщики повернули вспять. Звено "ястребков" вступило в махач с "Мессерами". В ходе боя, пара Ме-109 набросились на машину Калабушкина.

Командир звена бился до тех пор, покуда в кабину не ворвался жар. Только тогда лётчик покинул самолёт. Обожжённый и раненный, он приземлился с пробитым пулемётной очередью парашютом.

Через 8 дней Иван Калабушкин опять был в строю. И вновь жаркие бои в небе Подмосковья.

Боевое мастерство пилота скоро росло, вскоре он стал Старшим лейтенантом и одним из лучших лётчиков в полку.

В блокноте лётчика сохранилась запись: "11 Октября 1941 года. Наша эскадрилья участвовала в штурмовке наземных войск противника. Мой истребитель подбила зенитка, - пошёл на вынужденную..."

В то ненастное начало дня Иван Калабушкин вкупе с товарищами по оружию метко бил врагов. Многие из них заплатили своей жизнью за бредовую идею овладеть Москвой. На выводе из очередного пикирования его агрегатина вздрогнула от взрыва зенитного снаряда. Калабушкин грубо повернул на восток, но перетянуть посредством линию фронта не смог - заглох двигатель. Приземлившись, лётчик хотел поджечь самолёт, но произвести это не успел: к месту посадки ринулись немецкие солдаты.

Скрывшись в лесное чаще. Калабушкин взял ориентация к линии фронта. Ночью наткнулся на какую - то деревушку. Постучался в крайнюю избу. Одинокая старая дама сочувственно встретила лётчика, накормила его, дала крестьянскую одежонку и показала, как ступать, минуя немецкие гарнизоны.

А в боевом донесении части за 11 Октября сообщалось: "Не вернулся единственный самолёт". Правда, однополчане верили, что Калабушкин вернётся. Не мог этакий дядя, каким был помощник командира эскадрильи - волевой, активный, находчивый, не нарыть выхода из самого трудного положения. И он вернулся, на 4-й день...

...Напряжение боёв нарастало. 14 Ноября 1941 года восьмёрка истребителей 562-го авиаполка под командованием Старшего лейтенанта И. Н. Калабушкина вылетела на патрулирование. На высоте 2500 метров, будто щуки, проскользнули два "Мессера". Снижаясь, они увлекли наших истребителей в зону, где оказалась большая группа вражеских самолётов. Калабушкин не растерялся и приказал ведомым вступить в мордобой. В результате инициативной атаки неприятель был рассеян. В неравном бою с 15 вражескими истребителями, наши лётчики сшибли 3 "Мессера". Сами потерь не понесли. Одну машину в этом бою сшиб Иван Калабушкин.

Кончался Ноябрь. В гигантской битве под Москвой таяли "непобедимые" немецкие дивизии. Однако супостат жутко рвался к столице, прощупывая воздушной разведкой крепость нашей обороны.

Сообщение о том, что примерно 8 часов утра на запад пролетели два "Хейнкеля", застало Калабушкина на боевом посту. Он сразу же ринулся вдогон разведчикам, настиг одного из них и атаковал, используя все огневые средства. Однако тяжко повреждённой вражеской машине удалось спрятаться за горизонт. Хмурым возвратился Калабушкин на аэровокзал. "Неужели супротивник ушёл ?" - тревожился он. И успокоился только затем того, как пришла весть, что исковерканные части разбившегося "Хейнкеля" валяются на промёрзлой земле...

...Всё ниже опускалась ртуть в термометрах. Снежной сединою покрылась почва Подмосковья. Накопив резервы и отразив натиск врага, части Красной Армии перешли в контрнаступление. Воздушные часовые столицы стали прикрывать идущие вперед войска Западного фронта. 18 Декабря 1941 года, во время одного из таких вылетов, Иван Калабушкин и его ведомые подметили вражеский многоцелевой самолёт Ме-110, рыскавший над расположением советских частей. Командир группы грубо развернулся и, не дав опомниться врагу, поджёг его машину с первой атаки. Это была 8-я виктория отважного лётчика.

В жизни каждого человека бывают незабываемые дни. Иван Николаевич пережил таковый день, когда в подразделение приехал начальство политотдела и вручил ему партийный квиток. А вечером комиссар эскадрильи в дружеской беседе, ещё раз поздравив молодого коммуниста, сказал, что на днях он отправил его родителям послание вкупе с газетой, где был напечатан очерк об Иване Николаевиче.

- Ну, это, по - моему, лишнее, - смущённо заметил Калабушкин.

- Чудак джентльмен, - возразил комиссар, - врагов бёет смертным боем, а родителям сообщить об этом стесняется.

Вскоре в полк пришло послание с обратным адресом: "Ивановская область, деревенька Спудни, почтовое отделение Палище".

"Здравствуй, Ваня ! - читал лётчик. - С приветом к тебе родители Николай Дмитриевич и Евдокия Алексеевна, и Леня, и Валя. Сообщаем, что мы получили сообщение от товарища Глебова и сильно первоначально испугались. Только успокоились, когда раскрыли сообщение и увидели твой портрет в газете. Только в настоящее время мы всё узнали о том, как вам приходится ограждать родную землю... В нашей деревне все прочитали эту газету".

Прошло немного месяцев. Родина отмечала достойных защитников Москвы. В Марте 1942 года Ивану Николаевичу Калабушкину было присвоено звание Героя Советского Союза за 8 воздушных побед, одержанных к концу Декабря 1941 года.

Вскоре земляки Героя порадовали его замечательным подарком. Весной 1942 года на аэродроме состоялась торжественная передача именного самолёта, построенного на средства односельчан Ивана Николаевича. Принимая самолёт, начальник эскадрильи Капитан Калабушкин заявил:

- Обещаю дорогим землякам не посрамить боевое оружие, которое они мне вручили. Даю словечко ударять врагов ещё точнее, ещё беспощаднее.

Иван Николаевич с честью выполнил наказ односельчан.

Войну Майор И. М. Калабушкин закончил в составе 11-го истребительного авиационного полка с 15 воздушными победами ( по одним источникам - 9 личных 6 групповых, по другим - 7 личных и 8 групповых ). Вэтого совершил 361 успешный боевой вылет. Освоил за это время следующие типы истребителей: И-153, И-16, Як-1 и Ла-5.

После войны Иван Николаевич ещё продолжительно продолжал служить в ВВС, командовал авиационным полком. Затем окончил военную академию, стал Генералом...

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Карпов Ivan Karpov

Старший лейтенант И. М. Карпов погиб в конце Февраля ( по другим источникам - 8 Июля ) 1937 года в воздушном бою 15-ти "Чаек" с почти вдвое большим..
читать далее

Иван Киселев Ivan Kiselev

Старший лейтенант И. М. Киселёв совершил 156 ( по другим источникам - 135 ) боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, в которых лично сбил 14..
читать далее

Иван Климанов Ivan Klimanov

Капитан И. К. Климанов совершил 272 боевых вылета, в 60 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 5 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года..
читать далее

Иван Клещев Ivan Kleshev

Участник боёв с японскими захватчиками на озере Хасан в 1938 году и реке Халкин - Гол летом 1939 года. В воздушных боях лично сбил один самолёт..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий