Известные люди

»

Иван Лакеев

Иван Лакеев Ivan Lakeev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 23.2.1908
Герой Советского Союза (3.11.37). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку и рабфак. Жил в Ленинграде. Работал грузчиком в порту, а после этого разметчиком на заводе Электросила. Учился на вечернем отделении Ленинградского электромеханического института. Член ВКП(б) с 1930 г.

В РККА с 1931 г. В 1931 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 г. - 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе. Служил в 107-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 13.08.37 гг. Летал на И-16. Командовал звеном, а после этого эскадрильей. Был дважды ранен в воздушных боях. Совершил 312 боевых вылетов, провел 50 воздушных боев, сшиб 12 самолётов лично и 16 в группе. Был награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37).

9.11.37 г. лейтенант Лакеев совершил основополагающий боевой вылет в небе Мадрида.

13.11.37 г. он участвовал в групповом воздушном бою, в котором были сбиты капитан Тархов и старшой лейтенант Бочаров. Тархов умер в Мадридском госпитале, а Бочаров приземлился на территории, захваченной мятежниками

Спустя два дня на аэропорт Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский авиалайнер сбросил на парашюте ящик. Вутаил его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну установили, что это останки Владимира Бочарова.

В двух следующих боях эскадрилья Москас без потерь со своей стороны сшибла десять самолётов противника. Лакеев лично сшиб единственный Фиат.

2.01.37 г. все лётчики 107-й эскадрильи, в т.ч. и лейтенант Лакеев, были награждены орденом Красного Знамени, инженеры и техники - орденом Красной Звезды.

Вскоре в бою с десятью Фиатами он сшиб единственный истребитель мятежников, но и сам был дважды ранен. Его направили в лазарет, но уже на третий день он вернулся в доля. Ходил на перевязки и продолжал летать.

18.02.37 г. сшиб истребитель противника.

В 11.00 39 республиканских истребителей перехватили 6 юнкерсов прикрытых 50 истребителями. Республиканцы сшибли 6 истребителей противника, но и сами потеряли 4 самолета.

20.02.37 г. сшиб ещё единственный истребитель хейнкель.

В тот самый день 30 республиканских истребителей встретились с 3 юнкерсами и 22 истребителями.

В марте 1937 г. участвовал в разгроме механизированных колонн итальянских интервентов под Гвадалахарой.

25.03.37 г. сшиб бомбардировщик Ju.86 в группе.

В мае 1937 г. после этого гибели капитана Колесникова был назначен командиром эскадрильи истребителей И-16. Занимался вводом в махач недавно прибывших в Испанию советских летчиков.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Евсевьев: В конце мая мы перебазировались на аэровокзал Аль-Кала-де-Энарес, километрах в 30 от Мадрида, и влились в ряды воздушных защитников испанской столицы. Командование ещё сформированной эскадрильей И-16 принял Иван Алексеевич Лакеев. Этот небольшого роста, подтянутый и активный начальник произвёл на нас самое благоприятное ощущение. К тому же, Иван Алексеевич, воевавший в Испании уже не единственный месяц, имел боевой навык и немного сбитых фашистских самолётов на своём счету. У такого командира было чему поучиться нам, новичкам, и Лакеев щедро делился всем, что постиг в небе Испании.

В июле 1937 г. он участвовал в боях под Брунете.

8.07.37 г. в 16.00 республиканские истребители штурмовали группу самолетов противника из 5 юнкерсов и 12 фиатов. Эскадрилья И-16 Ивана Лакеева атаковала фиаты и сшибла 2 из них. Остальные истребители штурмовали бомбардировщики и сшибли единственный из них. У республиканцев потерь в бою не было.

12.07.37 г. изрядный воздушный махач произошел в районе Эль-Эскориал Сан-Мартин Навалькарнеро Аравака. Эскадрильи Лакеева, Виноградова, Шевцова (29 И-16) и эскадрилья Еременко (8 И-15) нежданно штурмовали авиагруппу противника, состоявшую приблизительно из 40 фиатов и хейнкелей. В результате боя эскадрилья Лакеева записала себе на счет 2 фиата, эскадрилья Виноградова 1 фиат, а эскадрильи Шевцова и Еременко по 2 фиата и 1 хейнкелю. Столько же побед было заявлено и итальянцами: 5 И-15 и 4 И-16. Еще об одном сбитом И-15 заявили летчики-националисты. С республиканской стороны был потерян единственный И-15.

В начале августа загранкомандировка Лакеева закончилась, и он вернулся на Родину.

3.11.37 г. лейтенанту Лакееву Ивану Алексеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 63.

Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

2.06.39 г. в составе группы летчиков, имевших боевой навык, полковник Лакеев прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был заместителем командующего истребительной авиацией 1-й армейской группы. Был награжден третьим орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

В июне 1939 г. полковник Лакеев возглавлял подготовкой летного состава ВВС 1-й армейской группы к предстоящим боям. За светлое время суток он каждый день проводил до 15 учебных воздушных боёв с последующим их разбором.

22.06.39 г. в ходе крупнейшего на тот миг в истории войн воздушного сражения лично сшиб 2 японских самолета.

Генерал-майор авиации Ворожейкин вспоминает: Невысокий, статный, тихий. В его фигуре и голосе не было зримых чертяка мужества. И только в глазах виделись упорство и настойчивость. В общении он был душевным человеком, требовательным командиром, компанейским товарищем. За его плечами была большая жизнь он стал не только учителем для нас, молодых, необстрелянных летчиков, но и организатором управления истребительной авиацией с земли. Тогда на истребителях ещё не было радио. Лакеев смастерил огромную полотняную стрелу, которая выкладывалась у наземного командного пункта, и с ее помощью летчикам сообщалось, в каком направлении и на какой высоте находятся японские самолеты. Эта стрела заменяла нам радио.

Участвовал в освободительном походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 г.[9].

19.09.39 г. принял меры к выдворению немецкого десанта, высадившегося на Львовском аэродроме.

Участвовал в советско-финской войне.

4.06.40 г. Лакееву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

18.08.40 г. он возглавлял пилотажную пятерку во время авиационного праздника в Тушино.

Генерал Лакеев пользовался большим авторитетом в ВВС Красной Армии, бывал на приемах в Кремле, нередко встречался со Сталиным и не скрывал своей озабоченности состоянием дел в советской авиации.

В конце апреля 1941 г. следом совместного совещания Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны, посвященного вопросам укрепления дисциплины в авиации, в числе прочих был подписан приказ: В целях лучшего служебного использования генерал-майора авиации И.А. Лакеева определить заместителем командира 14-й смешанной авиационной дивизии с местом дислокации в городе Луцк.

Это было серьезное понижение, и все-таки, учитывая трагическую судьбу других генералов-испанцев, не возбраняется вымолвить, что ему ещё повезло...

14-я смешанная авиадивизия, которой командовал полковник Зыканов, имела в своем составе три истребительных авиаполка: 17-й, 46-й и 89-й иап (180 истребителей И-16 и И-153, в т.ч. 28 неисправных). Из 169 летчиков дивизии 112 могли летать ночью в простых и 72 днем в сложных метеоусловиях.

Вспоминает полковник Архипенко: В мае 17-й истребительный авиаполк с аэродрома Любитов, находившегося восточнее Ковеля (зимние квартиры), перебазировался на аэровокзал Велицк в район станции Голобы на лагерный летний отрезок времени для продолжения обучения летного состава, повышения боевой подготовки и восстановления притупившихся вслед за тем зимнего перерыва навыков техники пилотирования.

Наш полк был четырехэскадрильного состава, вооруженный Чайками истребителями И-153...

За недлинный отрезок времени пребывания в лагерях летный состав возродил боеготовность: удачно и без происшествий летал днем и ночью. Полк свойский был в такой степени неплохо подготовлен, что взлетал более того ночью строем в составе эскадрильи. Я сам позднее летал ночью, но такого в жизни не приходилось лицезреть, чтобы эскадрилья взлетала строем ночью, как днем.

14-я смешанная авиационная дивизия, в которую входил полк, находилась в Луцке... Два других авиаполка дивизии, имевшие на вооружении И-16, единственный в Луцке, а иной - на аэродроме вблизи от Дубно.

Перед войной мы летали весьма немало, занимаясь всеми видами боевой подготовки. Буквально намедни войны летчики авиаполка начали осваивать бомбометание на полигоне, для чего к нам было завезено немного тонн бомб разного калибра...

Обстановка на аэродроме перед войной была сложной, хватало неразберихи и бестолковщины.

1. Очень хоть отбавляй было гражданского населения из близлежащих деревень, занятого на строительстве взлетно-посадочной полосы и затесавшихся посреди него шпионов, которые следили за аэродромом.

2. Простаивало рядом 70 самолетов И-15 устаревшей конструкции с неубирающимися шасси, подлежащих передаче в авиационные училища.

3. За неделю до начала войны на нашем аэродроме приземлились 9 самолетов МиГ-1 из 15-й иад, прилетевших из-под Львова для переучивания летного состава нашего полка.

4. Командный пункт был оборудован на окраине аэродрома, на кладбище.

5. Летно-технический состав жил в деревне за немного километров от аэродрома, и только небольшая количество в помещичьем имении, находившемся в 200 метрах от аэродрома.

6. Семьи летно-технического состава жили в Ковеле и по субботам командиры разъезжались к своим семьям.

Генерал-майор авиации Лакеев участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня.

Полковник Архипенко вспоминает: 22 июня в 4 часа 25 минут все куда ни кинь содрогнулось от взрывов, и группа немецких бомбардировщиков до 60 самолетов нанесла сокрушительный потрясение по аэродрому, единственный авиалайнер пролетел так невысоко, что я увидел стрелка... Не успели опомниться от первого удара, как на аэропорт был произведен второй налет. Противодействовать ударам бомбардировщиков мы не могли: летный состав находился в Ковеле у своих близких, а зенитной артиллерии примерно аэродрома не было - это была одна из тяжелейших оплошностей вышестоящего руководства. Постепенно стал прибывать на аэровокзал летный и технический состав, начались отдельные вылеты наших летчиков. До полудня свойский аэропорт четыре раза подвергался массированным бомбардировкам. В 11 часов дня из Житомира к нам прилетел авиаполк на самолетах И-153.

Фактически в этой тяжелейшей обстановке никакого руководства на аэродроме не было. Я же, оперативный дежурный по аэродрому меньшой лейтенант Федор Архипенко, неумело пытался сформировать редкие боевые вылеты и эвакуацию разбитых машин. Связь была нарушена, указаний и приказов - никаких, только внутренние телефонные линии, проложенные к стоянкам авиаэскадрильи, уцелели каким-то чудом.

Около 13 часов на аэровокзал прилетел участник воздушных боев в Испании заместитель командира 13-й садик генерал-майор авиации Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев. Прибыв на КП, генерал взял руководство в свои руки, хотя связи никакой не было и, что самое страшное, аэропорт оказался в изоляции.

Мой мастер самолета Семенов все время докладывал мне, что мой авиалайнер цел, повреждений не имеет, и я просил генерала Лакеева освободить меня с КП. Он, и все-таки, не отпускал меня, так как я в то время был его единственным помощником. На КП помимо генерала, меня и двух служивый - связистов никого не было.

Запомнилось, что во время третьего в то начало дня налета, когда бомбардировщики в очередной раз наносили потрясение по аэродрому, генерал Лакеев смирно стоял на КП и давал по микрофону команду на взлет звену истребителей. Глядя на этого человека, на его грудь, где сверкала золотая звездочка Героя Советского Союза и ордена, на то, как хладнокровно он наблюдал за взлетом звена, у меня прошел мандраж, перестали колотиться ноги, и я успокоился. Спокойствие известного генерала помогло мне побороть опасение, придало мужество в что ни на есть необходимый миг, когда бомбы падали около КП, с грохотом рвались, и почва ходила под ногами. Пример храброго генерала не раз помогал мне в трудные минуты моей военной жизни быть смелым и честным защитником нашей Родины

Ранним утром 23 июня мы были на аэродроме. Исправных самолетов насчитывалось штук 25 - 30, больше сотни были повреждены осколками, остальные сгорели. В тот самый день старые летчики летали на бомбометание и штурмовку колонн противника, которые двигались на Луцк.

22.06.41 г. полки дивизии, базировавшиеся под Луцком, потеряли на земле 46 самолетов.

В конце 1941 г. Лакеев участвовал в контрударах под Волховом и Тихвином, сражался под Ростовом-на-Дону.

29.04.43 г. он был назначен командиром 235-й истребительной авиационной Сталинградской дивизии, которой командовал до конца войны.

Вспоминает Гречко: В мае и июне - истребители-перехватчики 5-й воздушной армии уничтожили на высоте 5-6 тысяч метров девять одиночных фашистских разведчиков...

Из девяти уничтоженных самолетов-разведчиков единственный сшиб начальник 235-й авиадивизии Герой Советского Союза Иван Алексеевич Лакеев, прославленный пилот, участник воздушных боев в Испании, Вернувшись из полета, он приехал к нам в Репное, чтобы рапортовать о своем успехе командарму. Я присутствовал при его докладе. Он был на редкость кратким в своеобразным.

- Помните, друг командующий, я обещал нагнать и сшибить разведчика? - обращаясь к генералу Горюнову, сказал Иван Алексеевич. - Вот и выполнил обещание. Сбил

Горюнов сердечно поздравил комдива ещё с одной победой. Лакеев в отклик озорно улыбнулся и с нескрываемым удовлетворением произнес:

- Партия и руководство знают, кому присваивать Героя, я их не подведу!.

В сентябре-декабре 1943 г. в составе 2-й ВА Воронежского фронта 235-я иад участвовала в Киевской наступательной операции.

Вспоминает газетчик Бронтман: 1943 год 22 ноября был у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева. Он командует истребительной дивизией (Ла-5). Когда-то был ведущим знаменитой пятерки на всех тушинских днях авиации. Был участником испанской, финской, халхингольской войн. Вся грудь - в отметках. Маленький, активный.

- Сколько дивизия сшибла?

- Было 613. Да в эти дни штуки четыре.

- Сколько у лучшего летуна?

- 22.

- А у тебя?

- За эту войну 1, да 2 в группе.

- А за все войны?

- 16. Да неужели занятие в сбитых? Наше занятие - не пущать к своим, оберегать их. А сбивать - это раз плюнуть.

Жаловался, что забыли его.

При этом, нужно подметить, что Партия и правительство на самом деле о Лакееве не забыли. За мужество, проявленное в воздушных боях над Курской дугой и в Киевской наступательной операции, он был награжден медалью За боевые заслуги. Это была первая боевая награда генерала Лакеева за годы Великой Отечественной войны.

С конца 1943 г. в составе 10-го истребительного Сталинградского авиакорпуса 2-й ВА 1-го Украинского фронта 235-я иад участвовала в освобождении Правобережной Украины.

Вспоминает газетчик Бронтман: 1943 год 3 декабря.

Провел два дня у Героя Советского Союза генерал-майора Лакеева... Говорил с летчиками, командирами.

Инженер-майор докладывал при мне генералу о ремонте самолетов. Дело шло неторопливо. Лакеев поморщился:

- До Берлина ещё продолжительно топать. Давай быстрее!

Вечером он насел на меня:

- Достань мне учебник немецкого языка. Самый обычный, школьный. И словарь. Сяду обучать, понадобится. Не могу же я, генерал, ходить по Германии, не зная языка.

25.04.44 г. 235-я истребительная Сталинградская авиадивизия была перебазирована в Прикарпатье для отражения контрудара немецких войск.

C 12.07.44 г. дивизия участвовала в Львовско-Сандомирской операции.

Приказом НКО СССР 0270 от 19.08.44 г. 235-я иад была преобразована в 15-ю гвардейскую истребительную авиадивизию.

С середины января 1945 г. дивизия действовала на кошицком направлении. Штаб дивизии размещался в городе Берегово. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево.

С 10.03.45 г. в составе 8-й ВА 4-го Украинского фронта 15-я гиад участвовала в Моравско-Остравской операции.

К концу войны летчиками дивизии было уничтожено 910 вражеских самолетов.

За это время начальник 15-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии генерал-майор авиации Лакеев был 14 раз удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе!

Вэтого за четыре войны он сшиб 16 самолетов лично и 16 в группе.

После войны командовал истребительной авиадивизией в Среднеазиатском военного округе. В 1952 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1955 г. - в запасе.

Жил в Москве.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Ларкин Ivan Larkin

Иван Ларкин - Герой Советского Союза, снайпер 1183-го стрелкового полка (356-я стрелковая дивизия, 61-я армия, Брянский фронт), ефрейтор. Родился 23..
читать далее

Иван Маслов Ivan Maslov

Герой Советского Союза И.В. Маслов награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I..
читать далее

Иван Мещеряков Ivan Mesheryakov

И.В. Мещеряков - Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Награжден двумя орденами Ленина,..
читать далее

Иван Михайличенко Ivan Mihajlichenko

За образцовое выполнение боевых заданий, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Президиум Верховного..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий