Известные люди

»

Иван Пидтыкан

Иван Пидтыкан Ivan Pidtykan Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 14.4.1918
Старший лейтенант И. Д. Пидтыкан совершил 217 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 5 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 14 Апреля 1918 года в селе Андреевка, в настоящий момент Куйбышевского района Запорожской области, в семье крестьянина. Окончил педучилище. Работал учителем начальной школы. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище.

С Июня 1941 года на фронте, сражался в составе 195-го авиационного полка. 10 Сентября 1941 года сшиб 2 самолёта противника. Позднее воевал в 26-м и 123-м авиаполках, защищал Ленинград.

К весне 1942 года начальник звена 123-го истребительного авиационного полка ( 7-й истребительный авиационный остов, Войска ПВО территории страны ) Старший лейтенант И. Д. Пидтыкан совершил 217 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сшиб лично 11 и в составе группы 5 самолётов противника. 6 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 Августа 1942 года погиб в бою. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалью. Похоронен в посёлке Красный Бор Тосненского района Ленинградской области. Бюст Героя установлен на аллее Славы в посёлке Куйбышево Запорожской области.

* * *

К тому, что в газетах нередко встречается фамилия Старшего лейтенанта Пидтыкана, в полку давнехонько привыкли. Один его сослуживец ещё в 1941 году собрал долгий список очерков и корреспонденции о Пидтыкане.

- Счёт сбитым самолётам ведут в штабе, а я решил завести счёт статьям, написанным про нашего Ивана, - сказал автор необычного библиографического справочника.

Воспроизводить тот самый самобытный лицевой счёт нет надобности, хочется подметить только тот факт, что только за 4 месяца 1941 года об Иване Пидтыкане "Известия", "Ленинградская правда", "Красная звезда", "Смена", фронтовая газета "На страже Родины" и газета авиационного соединения "Атака" писали больше 20 раз. Особым спросом в полку пользовались номера за 7 Июня 1942 года. В них был напечатан Указ о присвоении Пидтыкану звания Героя Советского Союза.

Над корреспондентами, приехавшими, чтобы брать беседа у Героя, лётчики подтрунивали:

- Опоздали, братцы. Сегодня о нашем Иване во всех газетах написал сам Председатель Президиума Верховного Совета.

Пидтыкан был смущён, на вопросы отвечал вяло. Выручил его начальник части.

- Ни разу не видел, чтобы более того в самом тяжёлом бою Пидтыкан так терялся. Пощадите его, товарищи. День - то у него в настоящий момент специальный, а вы его штурмовали вопросами.

Корреспонденты вовсе расстроились. Беседа и так не клеилась. Но начальник успокоил гостей.

- Сегодня вместо Пидтыкана беседа буду дарить я. Пишите.

И он заговорил неторопливо, вроде бы диктуя:

- 1 Декабря 1941 года 4 истребителя И-16 под командованием Ивана Пидтыкана вступили в мордобой с 6 бомбардировщиками Ju-88 и 4 истребителями прикрытия Ме-109. Вскоре в районе островов Зеленцы появились ещё 6 Ме-109. В неравном бою группа Пидтыкана отогнала бомбардировщики и сшибла 3 Ме-109.

Однажды Пидтыкан вёл неравный мордобой с 4 Ме-109F. Смелость, находчивость и лётное мастерство обеспечили ему блестящую победу. Лейтенант сшиб 3 вражеских самолёта.

В иной раз, 8 советских истребителей патрулировали над линией фронта. Вприятель появилось 60 вражеских бомбардировщиков. Летели они под прикрытием 12 истребителей. 8 супротив 72 ! Как тут быть ? Ответ на тот самый вопросительный мотив дал свой запорожец Иван Пидтыкан.

Командир улыбнулся.

- Вы не думайте, товарищи, что я для красного словца назвал его запорожцем. Он и в самом деле родом из Запорожья. Так вот, Иван Пидтыкан первым бросился в атаку. Один "Юнкерс" сшиб. По примеру Пидтыкана в атаку пошли и остальные наши лётчики. Строй бомбардировщиков рассыпался. А в военном деле строй - это не только строй. Это мощь. Правда, вражеских самолётов было столь, что сражаться с ними пришлось длительно.

Рассказчик сделал паузу, чтобы увериться, успевают ли вносить корреспонденты. Потом продолжал:

- Но, как говорится, всему бывает финал. Вот и кончились у Пидтыкана боеприпасы. Однако он и виду не подал - продолжал свои атаки. В этакий кутерьме, когда гудят моторы, тарахтят десятки пулемётов, не разберёшь, что единственный самолёт штурмует, не стреляя. Пидтыкан шёл всё больше в лоб. Немцы же не выдерживают лобовой атаки. Отворачивают, уходят. В общем, могу вам официально сообщить, что враги не выполнили задания. А наши лётчики все вернулись на свой аэровокзал. Последним, уже без малого совершенно без горючего, сел Пидтыкан.

Командир обвёл корреспондентов внимательным взглядом.

- Хватит для заметки ? Думаю, целиком. Фактов довольно. Добавьте только, что сообща с Пидтыканом в этом бою сражались Иван Неуструев, Василий Харитонов, Георгий Жариков и Георгий Корниенко. Впрочем, Пидтыкан и в одиночку не терялся. Очутившись в одно прекрасное время перед здоровый группой немецких самолётов, он юркнул в облака, а следом, улучив миг, как обухом по голове атаковал немца и сшиб его. И сызнова в облака. Потом бросился ещё на единственный "Мессер". Этот ушёл, зато иной ответил атакой. Завязался махач. Пидтыкан сшиб немца. И всё - таки тот успел вручить меткую очередность.

Все мы позже удивлялись, как Пидтыкан "приволок" свою подбитую машину на аэровокзал. Не могу точь-в-точь изречь, сколь в настоящее время значится у Ивана Дмитриевича боевых вылетов. Для этого нужно полистать его лётную книжку. Зато славно помню, что, когда его представляли к геройскому званию, у него их было уже 217 и сшиб он 11 немецких самолётов. Это лично. Кроме того, он, как говорится, приложил руку ещё к 5 самолётам врага, сбитым в групповых боях. Всё это было немного месяцев вспять, а с тех пор, как наградной лист ушёл, Пидтыкан, сами понимаете, не сидел сложа руки...

Гости поблагодарили командира. Поблагодарил его за выручку и Пидтыкан. Потом сказал:

- Просьба к вам есть. Разрешите пометить сегодняшнее событие.

- Догадываюсь. В честь эдакий награды в действительности не проступок вознести чарку.

- Я не об этом. Разрешите слетать в мордобой всей эскадрильей.

Командир удовлетворил просьбу героя.

Через час эскадрилья в полном составе вернулась на аэропорт. Раскрасневшийся, ещё не остывший от боя Пидтыкан отрапортовал:

- Задание выполнено, самолёты противника не допущены к нашему переднему краю.

Так воевал за Ленинград бывший украинский педагог Иван Дмитриевич Пидтыкан. Воевал не жалея сил. А в решающую минуту не пожалел и самой жизни. В одном из Августовских боёв 1942 года, прикрывая пехоту, Пидтыкан дрался до последнего патрона. Несколько бомбардировщиков были сбиты, остальные отогнаны. Но в схватке с немецкими истребителями Герой погиб...

* * *

В книге С. М. Бардина "...И штатские надели шинели" ( Издательство "Советская Россия", 1978 год. ) описан любопытный эпизод:

"...Ясным солнечным утром, в 9 часов, послышался не предвещающий ничего доброго шум моторов. В небе показалось огромное число чёрно - серых бомбардировщиков. "Этажом" выше, маневрируя и кружась, метко в вихре, носились "Мессеры" - постоянные спутники бомбардировщиков.

Вскоре появились и наши истребители. Их было очевидно меньше. Расстояние между воздушной армадой противника и нашими эскадрильями с каждой секундой сокращалось. То, что произошло дальше, более того тяжело передать. В момент всё перепуталось, смешалось и закружилось. Лишь, обременённые тяжестью груза, продолжали "спокойно" лететь бомбардировщики. Правда, их чёткий строй резво нарушился. Отдельные машины, преследуемые советскими асами, раньше времени начали снижаться и, не переходя в пике, сбрасывать бомбы. Но вот загорелись одна, после этого вторая, вслед за тем третья тяжёлая агрегатина со свастикой и, грубо снижая прыть, пошли вниз, таща за собой хвостище огня и чёрного дыма. Некоторые "Юнкерсы" падали по-другому - в первую голову вспыхивали, как факел, после этого разламывались и тут же по частям летели вниз. Показались в воздухе и купола парашютов. Это спускались лётчики, успевшие оставить горящие машины. А мордобой всё не прекращался. Казалось, ему не будет конца...

"Ожесточённый 7-часовой воздушный бой" - на следующий день гласили заголовки ленинградских газет. А под ними ремарки: "Наши лётчики рассеяли 8 эшелонов вражеских бомбардировщиков и уничтожили 21 самолёт". В одной из корреспонденций тот самый мордобой был описан так:

"Пытаясь воротить занятые нашими частями рубежи, недруг кинул вчера на наши передовые позиции свыше 120 самолётов. Вражеские бомбардировщики шли эшелонами под прикрытием истребителей. За немного километров от цели их встретили истребители подразделений Павлова, Мищенко и Боговещенского. Одна группа наших лётчиков на крупный высоте взяла в железные клещи истребители противника, а другая ринулась в атаку и врезалась в основополагающий эшелон бомбардировщиков, завязав с ними ожесточённый мордобой. В первые же минуты воздушной схватки отличились истребители командира подразделения Павлова.

Лётчики Старших лейтенантов Литаврина и Плеханова встретили 10 бомбардировщиков Ju-88, которых сопровождали и прикрывали истребители, и сразу же пошли в атаку. Лейтенант Шестаков сшиб "Юнкерс", но сам был атакован Mе-109. Удачным маневром Шестаков вышел из угрожаемого ему положения и с короткой дистанции поджёг напавший на него самолёт. Старший лейтенант Плеханов, отогнав из строя, поджёг два Ju-88. Лётчики Высоцкий, Головач, Литаврин уничтожили по одному "Юнкерсу". Старший лейтенант Кудрявцев, выйдя из боя с истребителями, настиг два неприятельских бомбардировщика и сшиб их. Так в течение 50 минут начальный эшелон противника был разгромлен...

Но вскоре начали являться следующие эшелоны воздушных пиратов. Их встретили наши истребители. Лётчик Мищенко в паре со Старшим лейтенантом Карповым сшиб 2 бомбардировщика. Капитан Жидов расстрелял 2 Mе-109. Пять самолётов, которыми командовал Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан, были атакованы 10 Mе-109. Умело маневрируя и прикрывая приятель друга, наши лётчики вырвались из кольца вражеских самолётов и тут же бросились на фашистские бомбардировщики. Пидтыкан уничтожил Ju-88. Четыре наших самолёта под командой Капитана Оскаленко вступили в махач с 4 "Юнкерсами", когда те пикировали на передний край нашей обороны. В результате единственный Ju-88 был подожжён, иной, преследуемый старшиной Бачиным, расстрелян с короткой дистанции пулемётным огнём. Старший лейтенант Занин, несмотря на тяжёлое ранение, полученное в схватке, успешно привёл свой самолёт на аэродром".

Описанный махач автор датирует 3 Августа 1942 года. Вероятнее всего, он обманывается, ибо за день до этого - 2 Августа - Иван Пидтыкан погиб в воздушном бою. Интересно другое: в этом бою "Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан... уничтожил Ju-88". Звание Героя он получил 6 Июня 1942 года за 11 личных и 5 групповых побед. Следовательно описанный выше махач произошёл позднее этой даты и сбитый "Юнкерс-88" стал, как самое малое, 17 воздушной победой Ивана Дмитриевича Пидтыкана.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Пилипенко Ivan Pilipenko

К моменту гибели Иван Маркович совершил 520 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, уничтожил 13 вражеских самолётов лично и 29 в группе с..
читать далее

Иван Пишкан Ivan Pishkan

К концу войны Иван Аникеевич совершил 575 успешных боевых вылетов. В воздушных боях уничтожил 20 самолётов лично и 35 в группе с..
читать далее

Иван Поляков Ivan Polyakov

Указом Президиума Верховного Совета СССР И. М. Поляков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
читать далее

Иван Попов Ivan Popov

Награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За боевые заслуги".
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий