Известные люди

»

Иван Тушев

Иван Тушев Ivan Tushev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Краснодарский край» Армавир, 7.11.1916
После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшую школу штурманов. Работал учителем в школе 47. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Его имя носила пионерсая дружина села Львовское Северского района Краснодарского края. Имя Героя занесено на мемориальную доску Героев Советского Союза - кубанцев в Краснодаре.

Родился 7 Ноября 1916 года в городе Армавире, в настоящее время Краснодарского края, в семье крестьянина. Окончил 6 классов и планерную школу Осоавиахима в городе Каменске. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1942 года, защищал Ленинград.

К Октябрю 1944 года начальник эскадрильи 191-го истребительного авиационного полка ( 257-я смешанная авиационная дивизия, 7-я Воздушная вооруженные силы, Карельский фронт ) Капитан И. Т. Тушев совершил 359 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, сшиб лично 15 и в составе группы 1 самолёт противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Высшую школу штурманов. С 1954 года Майор И. Т. Тушев - в запасе. Жил в городе Краснодаре. Работал учителем в школе 47. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Его имя носила пионерсая дружина села Львовское Северского района Краснодарского края. Имя Героя занесено на мемориальную доску Героев Советского Союза - кубанцев в Краснодаре.

* * *

Вопрос, заданный краснодарскому учителю Ивану Тимофеевичу Тушеву, очевидно поставил его в затруднительное положение. Не то чтобы он забыл подробности воздушных боёв, за которые получил звание Героя Советского Союза, он, вне сомнения, помнил многое. Просто тотчас не мог принять решение, о чём лучше всего поведать. Не станешь же выкладывать историю каждой своей победы над вражескими самолётами. Тем больше не расскажешь о 360 боевых вылетах. Правда, были посреди них и не вовсе обычные.

Ну хотя бы тот, когда шестёрке истребителей, ведомой Тушевым, пришлось сражаться с 40 немецкими бомбардировщиками, летящими под прикрытием 20 истребителей. Шесть супротив 60 - это, разумеется, не простой мордобой. Не простой ещё и вследствие того что, что Тушеву удалось сшибить тогда безотлагательно 2 самолёта противника. Его ведомым - ещё 5 !

Однако вдаваться в подробности этого боя Иван Тимофеевич не стал. Долго... Начал было гутарить о том, как, оберегая подбитый в бою штурмовик Ил-2, дрался с 15 немецкими истребителями, но тут же вспомнил о другом эпизоде, когда, устроив "засаду" в облаке, его группа внезапной атакой разом же сшибла 3 "Юнкерса". Потом махнул рукой: мол, снова виражи, развороты, перевороты... Всё одно и также... И внезапно заговорил о случае, тот, что произошёл не в бою:

- Было это 18 Августа 1943 года. В честь Дня авиации мне препоручили обозначиться с докладом на заводе имени Козицкого. Честно говоря, ехать туда не крайне хотелось. Во - первых, докладчик из меня, сознаться, неважный. Во - вторых, я только в Мае прибыл на фронт и ничего особенного произвести ещё не успел. К докладу меня, конечно, подготовили. Сказали, сколь за 2 года войны сбито под Ленинградом самолётов врага, привели интересные факты из боевой практики ленинградских лётчиков. Но неожиданно, думаю, рабочие спросят: "А сколь вы лично, дорогой друг, сшибли самолётов ?" Что я отвечу ? Ехать, при всем при том, пришлось.

Встретили меня добро. Провели по цехам, показали, как люди работают. Признаюсь, тяжко было взирать на измождённых рабочих - женщин, пожилых мужчин и подростков, из - за худобы выглядевших нимало детьми.

Беседу о Дне авиации я провёл. После короткой паузы кто - то из руководящих работников сказал: "Может быть, есть вопросы к докладчику ?"

Я насторожился. Не дай бог спросят, сколь фашистов я вогнал в землю.

"Вопрос единственный, - сказала сухонькая дама. - Когда фашистов разобьёте ?"

Вопрос как будто бы не по существу, да и ответствовать на него не нетрудно. Пожалуй, сам Верховный главнокомандующий разведёт руками. Но чувствую, что отзываться надобно. Все смотрят на меня и ждут, как будто я и в самом деле могу ответствовать, когда кончится махаловка. Эх, думаю, была не была - отвечу. "Скоро, - говорю, - разобьём фашистов. Не могу вам, конечно, в аккурат прозвать день, только поверьте мне: скоро".

Аплодисментов после этого этих слов было больше, чем вслед за тем всего праздничного доклада. Не по иному как рабочие поверили, что я истинно знаю что - то весьма важное о близкой победе. Если я и знал больше их, то как раз такое, чем не обрадуешь. На фронте всё ещё было тяжко. И всё - таки, когда я заверил рабочих, что мы во что бы то ни стало победим, и более того резво, я не кривил душой, я и сам верил в это.

По возвращении в полк мне пришлось провести вторую беседу. На тот самый раз о том, что я видел на ленинградском заводе. Лётчики слушали участливо. В заключение я рассказал им, какой вопросительный мотив был задан мне и что я ответил. Кто - то из лётчиков сказал: "Задача ясна: нужно сражаться так, чтобы поскорее исполнить обещание, которое дал рабочим свой делегат".

Должен изречь, что, доведись мне отчитываться перед рабочими, краснеть не пришлось бы ни за товарищей, ни за самого себя. Я мог бы поведать рабочим страсть сколько интересного. Но, пожалуй, довольно было бы и одного случая, тот, что произошёл после этого того, как я побывал на заводе. Моя шестёрка сопровождала штурмовиков, наносивших потрясение по переднему краю врага в районе Синявинских высот. Когда штурмовики сделали своё занятие, я подумал: в воздухе постепенно, истребителей противника нет, до аэродрома штурмовикам рукой отдать. Пусть летят одни, а мы тем временем также поворошим врага. Смысл в этом был явный: на наших истребителях стояло по 6 крупнокалиберных пулемётов.

Связался по радио с ведущим штурмовиков. Он согласился ворочаться без прикрытия. Вот мы и начали пикировать. Снижались до того, что добро видели врагов, в панике бегавших по траншеям.

В это время слышу в наушниках голос: "Маленькие, что надо даёте ! Повторите по траншеям на жёлтой горе".

"Маленькие" вследствие того что, что истребители были немаловажно меньше штурмовиков и тем больше бомбардировщиков. Это ласкательное кликухо и закрепилось за истребителями. Чаще всего так нас и называли по радио с командных пунктов.

Нетрудно взять в толк, как славно лётчику, когда его хвалят с земли. 30 минут мы "утюжили" траншеи противника. Когда, израсходовав боеприпасы, начали покидать, в наушниках зазвучал тот же голос: "Маленькие, благодарю за хорошую работу. Прошу незамедлительно прийти ещё. Противник не дает головы приподнять, лежим в болоте".

На аэродроме мы начали торопить механиков и оружейников, чтобы поскорей заправляли самолёты горючим и боеприпасами. И безотложно же вылетели в тот же район. Уже знакомый звук обрадованно сказал: "Молодцы, маленькие !" И начал направлять нам цели.

50 минут "висела" моя шестёрка над немецкими траншеями. 50 минут по ним бил свинцовый град...

Улетая, мы вновь услышали: "Спасибо, маленькие. Вы весьма помогли нам". А сквозь немного дней на аэропорт прибыл агент Командующего наземной армии и вручил нам ордена Красного Знамени.

После этого случая мне захотелось опять съездить на предприятие имени Козицкого, чтобы поведать рабочим, как мы приближаем День Победы. Но такого случая так и не представилось. В следующий торжество Воздушного Флота свойский полк был вдалеке от Ленинграда. Если мне ещё доведётся посетить в Ленинграде, непременно постараюсь зайти на предприятие имени Козицкого. Возможно, я не найду там тех, кто слушал мой рапорт 18 Августа 1943 года. Не напасть. Всё одинаково мне будет мило освежить память рабочим, что я не обманул их товарищей, когда в тяжёлое время посулил скорую победу. Не прошло и полугода, как враги, душившие Ленинград, были разбиты в пух и прах. А следом настал день и полной победы. Выходит, я на самом деле сказал правду.

* * *

На Ленинградский фронт Лейтенант Тушев прибыл из состава противовоздушной обороны города Баку 22 Мая 1943 года и был назначен командиром эскадрильи 191-го Краснознамённого истребительного авиационного полка. Ровно сквозь неделю замполит полка Майор Семенин, составляя политдонесение, вспомнил прибывшего: 2-мя сбитыми бомбардировщиками Ju-87 отметил Тушев свой переход в авиацию Ленинградского фронта.

...Из боёв 1944 года Старшему лейтенанту Тушеву запомнился победный махач с 20 вражескими бомбардировщиками, направлявшимися к нашему переднему краю под прикрытием 4 истребителей. Набрав потолок, свою четвёрку Тушев повёл с таким расчетом, чтобы напасть на противника от солнца. Что они покуда не замечены, лётчик понял по чёткому "походному шагу" вражеской группы и с пикирования на немалый скорости устремился в середину строя бомбардировщиков противника. За ним маневр повторили другие лётчики.

Огнём в упор без малого безотложно были сбиты 4 бомбардировщика, из них 2 изловчился сшибить сам Тушев. Строй вражеских самолётов был порушен, они повернули вспять. Иван Тимофеевич вывел звено из боя - свою задачу "ястребки" выполнили. Схватка оказалась в такой степени скоротечной, что истребители противника более того не успели изготовиться для атаки.

Тот ослепительно ясный день был вообще счастливым, а результаты воздушных боёв - опустошительными для противника: наши лётчики уничтожили 15 вражеских самолётов. Этот изрядный фарт Советское Информбюро отметило в сводке от 16 Мая 1944 года

...Вот уже год Тушев находился в полку. Позади упорные бои под Синявином, мощное Январское штурмование, когда неприятеля погнали от стен Ленинграда. За это время Тушев проявил себя не только как умелый, отважный лётчик и великолепный начальник, но и как дядя, обладающий незаурядным воспитательским даром. В напряжённой сутолоке боевых будней он умудрялся не упускать из памяти и о так называемых мелочах. Обратив чуткость, в частности, на грамотные и острые заметки в Боевом листке, подписанные механиком Шестопалько, он посоветовал автору вкусить свои силы в стенгазете части. У механика получилось. А когда Шестопалько окреп как военкор, Тушев возложил ему редактировать Боевой листочек эскадрильи.

Молодому лётчику Маклецову, неистощимому на выдумку, заводному парню, комэск дал поручение основать самодеятельность. Тот не на шутку увлёкся. Концерты проходили накоротке, давая зрителям, да и самим участникам необходимую разрядку.

Тушев со знанием дела пропагандировал навык известных лётчиков фронта, их умение новости мордобой в различных погодных условиях. Однако говорил о них без чрезмерного восхищения, по - деловому. Этот сдержанный манера был самым убедительным для молодых лётчиков.

Мотористам и оружейникам комэск предложил овладеть смежными специальностями. Учёбу вели, выкраивая время в коротких паузах между боевыми вылетами. Программа вырабатывалась в ходе занятий: с мотористами изучали вооружение истребителя, с оружейниками - движок. Знания пригодились весьма быстро. Когда во время наступления полк перебазировался, с самолётами удалось переправить только немногих специалистов. Тогда и сказалась универсальная подготовка: несмотря на ощутимую нехватку мотористов и оружейников, самолёты и вооружение были своевременно подготовлены к бою.

Нельзя произнести, чтобы Тушев старался разыгрывать из себя "образцового строевика", но он без промедления обрывал любые проявления панибратства со стороны подчинённых и был строг к провинившимся. В то же время его подчинённые знали - в трудную минуту они постоянно могут полагать на сочувствие и поддержку командира.

Как - то моторист сержант Малыгин совершил проступок, и Тушев наложил на него взыскание. Но этим не ограничился. Вызвал сержанта на откровенный разговорчик и выяснил, что его вывело из равновесия сообщение жены, в котором она жаловалась на свои мытарства с получением льгот, положенных ей как жене фронтовика.

Иван Тимофеевич посочувствовал Малыгину, но тут же пояснил, что отнюдь его не оправдывает: работа - есть работа, и ломание правил воинского устава не может оставаться безнаказанным. Что же касается его беды, тут он, его начальник, постарается подсобить. Тушин выполнил своё обещание. По его представлению начальник полка Майор Антон Гаврилович Гринченко и замполит Семенин обратились в районный комитет партии но месту жительства жены Малыгина, и ей сию минуту же была оказана необходимая содействие. А сам Малыгин убедился, что Тушев не только требовательный начальник, но и отзывчивый приятель.

Присмотревшись получше к балагуру и затейнику Маклецову, не шибко - то блиставшему боевыми успехами, Тушев пришёл к выводу: у этого парня имелись неплохие задатки истребителя, но прямо не хватало опыта. Иван Тимофеевич стал больше уделять внимания молодому лётчику, помогал досконально исследовать район полётов, досконально объяснял тактику ведения боя.

Вскоре Маклецов показал на деле, что наука Тушева пошла впрок. При выполнении задачи на прикрытие "Илов" получилось так, что нашего штурмовика штурмовали два "Фоккера". Маклецов одного сшиб, а другого обратил в бегство. На аэродроме Тушев от всей души поздравил молодого лётчика с победой.

...Летом 1944 года полк незамедлительно перебросили на полевой аэропорт, с зелёного поля которого едва больше года вспять Иван Тимофеевич Тушев впервой взлетел в ленинградское небосклон. Переброска объяснялась предстоящим наступлением наших войск на Карельском перешейке.

Скоро штурмование началось. Наши войска продвигались без малого безостановочно. Противник ожесточённо сопротивлялся, но вынужден был откатываться всё дальше и дальше. Вражеская авиация прилагала все силы, чтобы пособить своим наземным войскам. Воздушные схватки следовали одна за прочий. Эскадрилья Тушева редела. Поздно вечером измотанные лётчики чуть добирались до общежития.

Людей в эскадрилье осталось немного. Трое лётчиков вот - вот должны были возвратиться из госпиталя. А в то время как в строю оставалась одна пара Тушев - Горбунов, да на отдельные задания с комэском вылетал штурман полка Майор Трофим Афанасьевич Литвиненко со своим напарником.

Боевые полёты велись в течение всего длинного светового дня. То нужно было сопровождать на штурмовку "Илы", то обстрелять вражеский аэровокзал. Однако невзирая на лётную нагрузку, главной заботой Тушева оставалось патрулирование в районе Вуоксы.

...По аэродрому стелился матово - белый туман раннего рассвета. Лётчики и инженер подошли к машинам, осмотрели крепление реактивных снарядов под крыльями. Эта новинка была сделана недавно - силами технического персонала полка на все истребители установили держатели под тяжёлые реактивные снаряды РС-132, используемые только штурмовиками. На краю лётного поля показалась прихрамывающая фигура штурмана полка Майора Литвиненко.

Взвыли моторы "Киттихауков". Четвёрка разок проутюжила аэропорт - лётчики примерились к поведению машины с подвешенными реактивными снарядами. Потом отправились завтракать. Во время завтрака поступило сообщение: наши войска форсировали Вуоксу. Прикрывая переправу с воздуха, нужно пособить продвижение наземных войск. По машинам лётчики разошлись в отличном настроении.

Над Карельским перешейком плыли похожие на вату облака. Чем ближе к Вуоксе, тем гуще ватные островки. Четвёрка истребителей шла наперехват вражеских бомбардировщиков. Осматриваясь, Тушев обратил чуткость на огромное кучевое облачко. "Тут повертимся, местоположение для засады как раз", - решил он.

- "Фоккеры" с правой стороны ! - прозвучал в шлемофонах звук Горбунова.

Навстречу летели 8 бомбардировщиков Ju-88 в сопровождении 4 истребителей FW-190. По команде Тушева наши самолеты выскочили из - за кучевого облака и построились в линию фронтом к противнику. "Фоккеры" изготовились к атаке. На встречных курсах пространство между нашими и вражескими самолётами сокращалось сильно скоро. Когда остался эдак километр, то есть никак не меньше 2 - 3 секунд полёта до принятой тогда дистанции боя, Тушев крикнул: "Пошёл !"

Лётчики привели в действо пусковые устройства, и огненные стрелы тяжёлых реактивных снарядов устремились в сторону самолётов врага. Ракеты были установлены на дистанционный взрыв, и от детонации единственный бомбардировщик развалился в воздухе.

Эффект залпа реактивного оружия превзошёл ожидания. Вражеские бомбардировщики круто изменили вектор движения с явным направлением в свой тыл, а "Фоккеры", выжимая максимальную прыть, бросились врассыпную. Инерция страха перед ракетами ощущалась и в последующие дни патрулирования над Вуоксой: завидев нашу четвёрку, строящуюся в линию, враг без боя тотчас уходил за горизонт.

В начале осени 1944 года полк сражался на Севере. К тому времени свой состав был укомплектован, и летали уже не на "Киттихауках", а на отечественных Ла-5. Ведомым у Капитана Тушева был Младший лейтенант Иван Серебряков. Весельчак на земле, прилежный в бою, он многому научился у своего бывалого командира и некогда всего - слётанности.

В полку на равных с лётчиками - мужчинами летала барышня - Младший лейтенант Аполлинария Зенкова. Имя у неё было неудобное, нрав - также. Её необходимо было понять: как - никак в сугубо мужском строю. К характеру притерпелись, а вот имя так и не приняли, и сам собой объявился позывной "Верка". С этим позывным она и летала.

Шли бои за Салмиярви. Тушев вёл звено сам в паре с Серебряковым, а Рожников - с "Веркой". Четвёрка патрулировала над своими войсками. "Верка" первая увидела 8 бомбардировщиков Ju-87, которые в сопровождении 4 "Фоккеров" летели бомбить наши наступающие части. Истребители противника попытались связать боем Ла-5. Искусным маневром Тушев вывел четвёрку из - под удара "Фоккеров". Он спешил осуществить поручение - сдернуть налёт бомбардировщиков.

С высоты 1000 метров комэск пошёл в атаку на переднего "Юнкерса", но из - за крупный скорости "Лавочкина" проскочил мимо. Вражеский стрелок дал очередность и повредил хвостище самолета Тушева. Уже отворачивая, "Юнкерс" попал под жар пушек истребителя: комэск, не мешкая, поймал его в прицел и сшиб.

Подоспели "Фоккеры", и пара их атаковала Тушева. Несдобровать бы ему, если б не Серебряков, закрывший своего ведущего. В следующие секунды Серебряков и Рожников подожгли единственный из вражеских истребителей, а "Верка", прикрывая товарищей, огнём отогнала остальных.

Свою задачу в этом бою наши истребители выполнили, потому как что вражеские бомбардировщики, так и не достигнув расположения наших войск, сбросили бомбы в озерко. Схватка звена Ла-5 с дюжиной немецких самолетов завершилась в нашу пользу. В этой схватке Капитан И. Т. Тушев сшиб 15-й авиалайнер врага, по личному счёту.

...Баку - Ленинград - Петсамо - долгий боевой стезя был у Тушева. А вот результат его пути: больше 360 успешных боевых вылетов ( по другим источникам - 534 ), 45 воздушных боёв, 15 сбитых самолетов противника лично ( 9 бомбардировщиков, 2 разведчика и 4 истребителя ) и 1 в группе с товарищами. Эскадрилья под командованием Тушева произвела 1415 боевых вылетов, сшибла 52 вражеские машины. Потери эскадрильи - 8 лётчиков.

Капитану Ивану Тимофеевичу Тушеву за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, было присвоено звание Героя Советского Союза. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 Ноября 1944 года его имя стоит рядом с именами других прославленных лётчиков Ленинградского фронта Т. А. Литвиненко, В. И. Митрохина, И. С. Леоновича, С. Т. Кобзева.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Улитин Ivan Ulitin

За 15 месяцев своего участия в боях Старший лейтенант И. С. Улитин успел провести 300 боевых вылетов на Ла-5, уничтожить 23 ( по другим данным - 25..
читать далее

Иван Федоров Ivan Fedorov

В биографии этого человека многое необычно, а кое-что - на грани невероятного. Он самый результативный советский летчик: на его счету 134 сбитых..
читать далее

Иван Хлусович Ivan Hlusovich

С 0 года по 28 Января 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летал на И-16. Совершил 174 боевых вылета, провёл 25..
читать далее

Иван Холодов Ivan Holodov

Старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сбил 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий