Известные люди

»

Иван Федоров

Иван Федоров Ivan Fedorov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.2.1914
В биографии этого человека многое необычно, а кое-что - на грани невероятного. Он самый результативный советский летчик: на его счету 134 сбитых самолета противника, 6 воздушных таранов, испытание 297 типов наших и зарубежных самолетов, в том числе первых реактивных истребителей. Однако его гусарские загулы в свободное от полетов время, участие в дуэлях, которые на короткое время возродились во время войны в офицерской среде, своеволие не дали ему стать официально признанным героем. Теперь, когда ветер истории сдул шелуху дисциплинарных прегрешений с подвигов Ивана ФЕДОРОВА, а в обществе стало меньше идеологизации, пора по справедливости воздать должное этому воздушному асу.

ИВАН ФЕДОРОВ в первый раз поднялся в небосвод в 1929 году, 15 лет от роду, на собственноручно построенном планере. В 1932 году поступил в школу военных пилотов, которую окончил с наивысшими летными характеристиками. В 1937 году добился отправки в Испанию, где за год совершил 286 боевых вылетов, лично сшиб 11 самолетов противника и 17 - в групповых схватках.

В 1938 году Федорова представили к званию Героя Советского Союза. С крупный группой офицеров из Испании он приехал в Москву на торжественное вручение наград. Но поторопились орлы, начав заблаговременно обмывать ордена и звезды. На одном из 'банкетов' летчики, моряки и танкисты стали выяснять, какой облик вооруженных сил лучше. Спор дошел до драки, а затем и перестрелки. В результате - два трупа, раненые. Руководство Наркомата обороны замяло инцидент, но наград не дали никому. Всех раскидали по воинским частям с идеально неподходящими для дальнейшей карьеры характеристиками. А Федорова перевели пилотом-испытателем в КБ С. А. Лавочкина.

- В конце 40-го - начале 41-го в соответствии с советско-германским договором 62 немецких летчика больше трех месяцев изучали свой истребитель И-16, и на первых полетах четверо из них угробились, - рассказал мне Федоров. - Был ответный визит, так изречь, обмен опытом. Разрешили поехать только четверым: мне, Стефановскому, Супруну и Викторову. Прибыли мы в Берлин 14 июня 1941 года и за четыре дня облетали все их самолеты, которые они нам предложили: 'мессеры', 'юнкерсы', 'хейнкели', 'дорнье', 'фокке-вульфы'. 18 июня на прощальном вечере Адольф Гитлер вручил мне одну из самых высоких наград рейха, а Герман Геринг - три редких жетона достоинством в 10 000 марок произвольный.

Побег на фронт

С ПЕРВЫХ дней войны Федоров забросал Лавочкина рапортами с просьбой направить на фронт. Но Семен Алексеевич не отпускал. Тогда в июне 1942 года Федоров нетрудно удрал на передовую.

- В то время КБ Лавочкина находилось в Горьком. На самолете, тот, что испытывал, я долетел до Монино. Горючее - к нулям. Под пистолетом, в котором, уместно сказать, и патронов не было, заставил механика заправить авиалайнер и взял вектор движения на Калининский фронт, к Громову, в 3-ю воздушную армию.

Руководство завода объявило меня дезертиром, потребовало отдать с фронта. Громов успокоил: 'Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт'. Действительно, занятие закрыли, но жену, оставшуюся в Горьком, лишили довольствия. Попросил я у Громова двухместный истребитель. Слетал за ней. Воевать стали вместе: она была также летчица.

Громов потребовал от меня не афишировать, что Аня - моя законная супруга. Пришлось представить ее так называемой походно-полевой женой. Из-за этого случилась одна из дуэлей. Один офицер грязью ее, как говорится, облил. Я его вызвал. Он промазал, а я нарочно пустил пулю поверху. Кстати, ни в одной из шести дуэлей я не стрелял прицельно в 'противника'. Главное было выказать, что готов до конца отстаивать свою честь. А вообще-то, конечно, молодые были, горячие, забавно сейчас припоминать.

В августе 1942 года в воздушной армии по личному указанию Сталина была создана специальная штрафная авиагруппа. Верховный шибко дорожил летчиками и не хотел, чтобы их расстреливали более того за самые тяжкие преступления. Федоров добровольно вызвался возглавить группу из 64 штрафников.

- 5 августа 1942 года немцы перебросили в свойский район группу асов из 59 летчиков, которые разрисовывали фюзеляжи своих самолетов игральными картами (помимо шестерок). Мы называли их картежниками. У их командира полковника фон Берга на стабилизаторе красовался трехглавый дракон.

Чем же эти асы занимались? Если на каком-то участке фронта наши дерутся недурственно, то они прилетают и бьют их. Потом перелетают на иной участок - там наших колошматят. Вот нам и доверили пресечь это безобразие. И мы за два дня всех немецких асов этой группы ухлопали. В единственный из боев мне удалось сшибить самого 'дракона' и 'червового туза'. После боя мне принесли шашку, кортик, маузер и курительную трубку в виде головы Мефистофеля со светящимися, фосфоресцирующими зубами и глазами и с автографом Гитлера. Это были личные вещи фон Берга.

Менее чем за два месяца штрафники 'обескрылили' больше 350 самолетов противника. Четверых штрафников представили к званию Героя Советского Союза, остальных - к орденам и медалям. Штрафная группа была вскоре расформирована, летчиков реабилитировали и отправили к прежнему месту службы, а Федорова назначили командиром воздушной дивизии.

Он завсегда был не только летающим, но и сбивающим комдивом. Причем дрался, как говорится, на грани невозможного. Однажды вдали за линией фронта на пару с ведомым, гвардии младшим лейтенантом Савельевым, прикрывал 24 наших штурмовика. Вприятель в атаку вышли 20 фашистских истребителей. Федоров забросал девять! Ведомый - два. Остальные разлетелись...

Самоволка с того света

ПОСЛЕ Победы Федоров вернулся в КБ Лавочкина, испытывал реактивные самолеты. Первым в мире преодолел звуковой барьер на самолете Ла-176. А вообще на его счету 29 мировых авиационных рекордов. Именно за эти достижения Сталин присвоил ему 5 марта 1948 года звание Героя Советского Союза.

- Как правило, у меня на испытании в то же время было 8-10 самолетов, порою непохожих единственный на иной. В воздухе я находился больше, чем на земле. Иногда летал до 20 часов в сутки.

А один раз случилось горе. Шли испытания стреловидной машины Ла-15. На высокой скорости авиалайнер так затрясло, что мне показалось, словно черепная коробка отвалилась и летит рядом со мной. Машина не слушалась рулей. Скинул газ. Самолет клюнул, лег на крыло и, снижаясь, стал увеличивать прыть. Мне деваться некуда: надобно оставлять машину. Но она не была оборудована катапультой. Сбросив фонарик, ногами оттолкнувшись от пола кабины, грубо повернул лик человеческий обратно (чтобы не выдавило сопротивлением встречного воздуха глаза и не разорвало рот) и оказался на крыле у фюзеляжа. Меня намертво прижало к крылу. Вновь собрался с силами и локтями, коленями стал отжиматься от самолета. Меня потянуло вспять и сильным рывком швырнуло в сторону хвоста, не размозжив о стабилизатор. Самолет исчез с моих око. А я, сделав небольшую затяжку, раскрыл парашют. И тут заметил, что с меня сорвало комбинезон сообща со Звездой Героя. На высоте возле 5000 метров оказалось так студено, что я успел обморозить брюхо, руки, ноги, физиономия.

Позже там, где упал авиалайнер, пацаны нашли мою Звезду с кусками комбинезона. Даже Звезда не выдержала - подвеска погнулась и лопнула. Врачи длительно пытались вылезать меня, но безуспешно. Вскоре списали с летной работы.

Правильно говорится: напасть не приходит одна. В это же время умерла моя Анна Артемовна. Еще во время войны благоверная получила тяжелейшее ранение. Тридцать лет провалялась в госпиталях, но так и не встала на ноги. Похоронил я ее, а на надгробии поставил надпись и для себя, думал, что длительно не протяну. И вот как-то прихожу я проведать покойную жену, вижу: в оградке за столиком сидят фронтовые друзья - маршал Ворожейкин и генерал Белецкий, поднимают стаканы и произносят поминальный тост в мою память. Выхожу к хлопцам - у них глаза на лоб: ты откель? С того света, отвечаю, в самоволку убежал за коньяком. Уехали мы тогда на дачу к Ворожейкину и три дня там гудели. С тех пор бытие ко мне и вернулась. Стал лечиться простым летным средством - пить коньяк перед завтраком, обедом и ужином. Давление нормализовалось.

Ивану Федорову 88 лет, но он бодр, энергичен, жизнерадостен. Может быть, секрет в том, что улыбка не сходит с его лица. Женился второй раз на хорошей женщине. Имеет две страсти: пишет вирши и ремонтирует 'безнадежные' часы необычных конструкций. В квартире от них этакий трезвон стоит, вроде бы в церковной звоннице.

Когда разговорчик зашел о восстановлении справедливости в отношении его фронтового геройского поступка, Иван Евграфович махнул рукой:

- За себя постоять постоянно мог и сумею, но хлопотать и строчить в высшие инстанции, чтобы вернули неврученные награды, ни в жизнь не стану. Да и не нужны они мне уже - другими материями суть человеческая живет.

Так же читайте биографии известных людей:
Иван Хлусович Ivan Hlusovich

С 0 года по 28 Января 1938 года участвовал в национально - революционной войне в Испании. Летал на И-16. Совершил 174 боевых вылета, провёл 25..
читать далее

Иван Холодов Ivan Holodov

Старший лейтенант И. М. Холодов произвёл 225 боевых вылетов, в 21 воздушном бою лично сбил 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее

Иван Цапов Ivan Tsapov

Гвардии Капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Иван Чернобаев Ivan Chernobaev

В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий