Известные люди

»

Игорь Федорчук

Игорь Федорчук Igor Fedorchuk Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 26.12.1919
В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Военно - Воздушных Силах, затем в ракетных войсках. В Москве, работал ведущим инженером в конструкторском бюро. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

Родился 26 Декабря 1919 года в городе Славянске, в настоящий момент Донецкой области, в семье служащего. В 1929 году совместно с семьёй переехал в Москву. Окончил 10 классов школы 10 и 2 курса кредитно - экономического института. Учился в аэроклубе. С 1940 года в Красной Армии, год через окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Марта 1942 года в действующей армии. В составе 191-го ИАП сражался под Москвой, на Калининском фронте. В Июле 1942 года, уже в составе 436-го ИАП был переброшен на Юго - Западный фронт. Счёт своих побед открыл под Сталинградом. Затем сражался на Северо - Западном фронте, где совершил 43 боевых вылета. В районе Демянска сшиб ещё 2 самолёта. Летом 1943 года участвовал в Курском сражении.

К Сентябрю 1943 года начальник звена 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, Центральный фронт ) Гвардии лейтенант И. А. Федорчук совершил 136 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сшиб 15 самолётов противника лично ( из них 8 бомбардировщиков ) и 3 - в группе. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил в оперативных документах подтверждения на 16 личных и 1 групповую победу ) Был тяжко ранен в бою. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в Военно - Воздушных Силах, потом в ракетных войсках. С 1973 года Полковник И. А. Федорчук - в отставке. Живя в Москве, работал ведущим инженером в конструкторском бюро. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

* * *

Игорь Федорчук родился 26 Декабря 1919 года в городе Славянске Донецкой области. Отец - Александр Георгиевич ( 1891 - 1945 ), мамаша - Анфиса Фёдоровна ( 1894 - 1992 ) были служащими. В 1929 году 10-летний Игорь с семьей из Ростова - на - Дону переезжает в столицу. После окончания средней школы по совету родителей подал документы в Московский кредитно - экономический институт. Вступительные экзамены выдержал благополучно, но проучился там кратковременно. Понял, что экономика - не его призвание. Игоря манило небосвод. Поскольку жил он рядом с Центральным аэродромом, то из окна своей квартиры наблюдал за взмывающими в небеса крылатыми машинами и, провожая их взглядом, подолгу любовался полётом.

Вскоре он записался в аэроклуб, где увлёкся авиамоделированием. Мальчишки с Песчаной улицы, считавшие его своим вожаком, абсолютно не удивились, когда в одно прекрасное время узнали, что Игорь бросает учёбу в институте и поступает в Чугуевскую военно - авиационную школу пилотов. Конечно, жаль было оставлять институт, родную Москву, Красную Пресню, где прошли детские и школьные годы. Но сердце звало на новые дела.

Игорь твёрдо решил, что в текущий момент его местоположение в военной авиации. Он любил летать. У него получалось. Был уверен в себе. Конечно, для лётчика нужна большая смелость. А её Игорю не занимать. Это могли удостоверить все пресненские мальчишки, признававшие его своим командиром. Уважали его и многие лётчики, рядом с которыми он жил.

Время напряжённой учёбы в школе военных пилотов минуло неприметно. В Июле 1941 года состоялся их выпуск.

Так была преодолена Игорем Федорчуком первая и нелёгкая ступень на пути к будущим подвигам. Он изучил авиационную технику, овладел боевым самолётом и тактикой воздушного боя. Ему в особенности удавались фигуры высшего пилотажа. Он нечасто срывался в штопор, а во время специальных тренировок несложно выходил из него. Спорт помог ему окрепнуть физически, не бесполезно Игорь увлекался футболом и играл за сборную школы в волейбол. Без всего этого боевой лётчик не может сделаться асом.

Ещё до выпуска из школы Федорчук зачастую внутренне видел себя лицом к лицу с врагом в воздушном бою. Он ладно знал немецкие самолёты, изучил их боевые возможности и в мыслях вёл махач то с "Юнкерсами", то с "Мессершмиттами". Его И-16, ещё недавно лучшему из истребителей, не хватало скорости. Но Игорь смело атаковал, используя отличную маневренность "Ишачка", совершал в воздухе сложные трюки и неизменно выходил победителем, видел на земле обломки поверженного самолёта врага. И уже тогда он твёрдо решил: завсегда хватать в свои руки инициативу боя, неизменно штурмовать, ошеломлять врага дерзостью, неожиданным маневром. "Удивить - победить", "Кто напуган, тот наполовину побит" - эти суворовские девизы он твёрдо запомнил и придерживался их на фронте. Но всё это было после этого. А безотлагательно после этого выпуска Федорчука, к его большому огорчению, направили не на фронт, а в тыл, в запасный полк. Было досадно. Ведь он здорово летал. Однако начальству виднее.

Советская авиация получала в то время новейшие отечественные самолёты. В небольшом количестве поступали самолёты и от союзников. Нужно было осваивать новую боевую технику. И Игорю заново пришлось обучаться. Душа рвалась на фронт, но до поры до времени приходилось быть в тылу, в запасном полку под Вологдой и переучиваться с И-16 - "Ишачка", как его называли в школе, на поступивший от союзников британский истребитель "Харрикейн".

Только в Марте 1942 года он попал в конце концов на фронт. И сызнова не повезло. Ему достался уже устаревший британский истребитель "Харрикейн", уступавший немецким Ме-109. Да и бои на Московском направлении, где минувшей зимой развернулось грандиозное контрнаступление советских войск, сейчас шли на убыль. Затихли и бои в воздухе. Опоздал. А так хотелось насмерть биться за свою родную Москву. Были боевые вылеты, но не было настоящего боя, в котором не возбраняется единственный на единственный помериться силами с врагом. Хотя боевые вылеты - порядочный вклад в общую победу, они казались Игорю чрезмерно будничной работой для истребителя. Ему заново пришлось дожидаться своего часа. Этот час пришёл в конце концов летом 1942 года, когда на юге страны развернулись невиданные по накалу и ожесточённости сражения на Сталинградском и Кавказском направлениях.

191-й истребительный авиационный полк, в котором служил Федорчук, в Июле перебросили с Калининского на Юго - Западный фронт. Здесь было ныне труднее всего. Немецкие войска, прорвав стратегический фронт советских войск, устремились к Волге и кавказским перевалам. Их авиация господствовала в воздухе. В этой сложной обстановке и пришлось Федорчуку впервой повстречаться лицом к лицу с противником в воздухе.

Его начальный мордобой был трудным. Трудным не вследствие того что, что основополагающий, а потому как, что юный и ещё не обстрелянный по - настоящему лётчик оказался в самой невыгодной обстановке. Увлёкшись погоней за бомбардировщиками, он не заметил как 2 Ме-109 неожиданно свалились на его "Харрикейн". Немцы имели превосходство в скорости и в вертикальном маневре. Тут уж было не до атаки.

С земли видели, как самолёт Федорчука как гром среди ясного неба круто спикировал. Казалось, вот - вот он врежется в землю. Возможно, немецкие лётчики на первых порах так и посчитали. Только когда совдеповский пилот над самыми макушками деревьев вывел самолёт из пикирования и стал отправляться на бреющем полёте, "Мессеры" заново начали преследование. Однако решающие мгновения были выиграны. Игорь немного оторвался от противника, тот, что, хотя вообще-то, не сомневался, что скоро его нагонит. Но тут - то и произошло самое неожиданное.

Советский лётчик вовсе не собирался спасаться бегством, как, видимо, думал недруг. Мгновенно оценив обстановку, он решил: если недруг силён в вертикальном маневре, ему нужна высота. Значит, необходимо лишить его высоты. И Федорчук применил, может быть, единственно точный маневр в этой обстановке. Когда - то внутренне он уже провёл эдакий мордобой.

Прошло немного минут, и самолёт Федорчука нежданно-негаданно грубо развернулся и понёсся навстречу врагам, которые этого нимало не ожидали. В то время как немецкие лётчики сосредоточили всё внимательность на том, чтобы не врезаться в землю, Игорь сумел не только присматривать за мелькавшими под самым крылом оврагами и перелесками, но и изловить единственный из "Мессеров" в перекрестие прицела. Мгновенно сработали пушки и пулемёты и вперёд устремились огненные трассы.

"Харрикейн" и "Мессеры" разошлись на встречных курсах. Федорчук впервой увидел так рядом лик человеческий своего противника. А когда оглянулся, Ме-109 уже набирали высоту и разворачивались в сторону своих войск. Один из них, одним духом теряя высоту, чертил в небе дымную полосу, которая становилась всё гуще...

Это была не только первая, но и самая памятная для Игоря Федорчука виктория в воздушном бою. Он открыл свой счёт сбитым вражеским самолётам. Вэтого под Сталинградом их было 3. А за основополагающий сбитый вражеский истребитель сержант Федорчук получил медаль "За отвагу".

Лётчики истребительной авиации, может быть, чаще всех на войне меняли свои адреса. Полевая почта та же, а они уже в сотне километров от прежнего аэродрома. Так и Федорчука в что ни на есть разгар Сталинградской битвы фатум забросила на Северо - Западный фронт. Там, под Демянском, шли тяжёлые бои по ликвидации окруженных советскими войсками дивизий 16-й немецкой армии.

В небе Демянска нелегко было увеличить счёт сбитым самолётам. Немногочисленная вражеская авиация действовала осмотрительно. Советским истребителям противостояла тут одна из лучших истребительных эскадр противника. Дожди и туманы, а с наступлением зимы снегопады и метели ограничивали вылеты. Из 43 боевых вылетов Федорчука под Демянском только 2 завершились встречей с врагом лицом к лицу. Две встречи - и 2 сбитых самолёта !

В Июле 1943 года 67-й Гвардейский истребительный авиационный полк, в составе которого воевал Федорчук, был опять переброшен, на тот самый раз на Центральное ориентация. Под Курском и Орлом развернулась гигантская битва. И в этом месте Федорчук оказался на главном направлении. Его полк вошёл в состав Центрального фронта. За боевые отличия и лётное мастерство Федорчука произвели в офицеры и назначили командиром звена. Теперь Младший лейтенант водил в махач уже четвёрку истребителей.

2 Августа 1943 года Федорчук чётко держал местоположение в группе из 16 истребителей, охранявших небосвод над полем боя. Внизу почва дыбилась от разрывов снарядов и бомб, как покрывалом затягивалась дымом пожаров. Под крылом просматривался спереди старый град Орёл. В беспорядочной на основополагающий точка зрения суете танков, машин, воинских колонн разрешено было заметить, что все они упрямо с 3-х сторон продвигаются к Орлу. Шло штурмование советских войск.

В это время большая группа вражеских самолётов ещё издалека обозначилась на фоне облаков. Их было примерно 60. Бомбардировщики под прикрытием истребителей направлялись в сторону наших войск.

Резко прибавив прыть, Федорчук резво повёл свою четвёрку на врага и смело врезался в одну из колонн бомбардировщиков. Находясь на острие атаки, он первыми же залпами зажёг 2 Ju-88. Противник отвернул от курса, потерял строй и стал отправляться, не выполнив боевой задачи. Четвёрка Федорчука потерь не имела.

На следующий день заново воздушный махач. На тот самый раз немецкие самолёты появились как - то безотлагательно, до 30 бомбардировщиков Ju-87. Применив уже испытанный приём, четвёрка Федорчука решила ошеломить и расстроить врага своей дерзостью. Преследуя уходившие на бреющем полёте бомбардировщики, Игорь пополнил свой собственный счёт ещё одним сбитым самолётом.

При возвращении на аэровокзал наши истребители в тот день встретили группу новых немецких истребителей FW-190. Но громкая рекламная информация новых самолётов противника не устрашила советских лётчиков. Федорчук повёл на "Фоккеров" свою четвёрку. Первым же залпом он лично сшиб единственный вражеский самолёт. Вэтого же в воздушном бою его четвёрка уничтожила 5 "Фокке - Вульфов", не потеряв ни одной своей машины.

А утром опять боевой вылет. Расчищая стезя нашим бомбардировщикам и штурмовикам, Федорчук во главе четвёрки твердо атаковал группу из 20 FW-190. Он уже знал, как их ударять. Из закрутившейся карусели воздушного боя единственный за другим выпадали горящие вражеские истребители. Два самолёта сшиб лично Игорь, а вся его четвёрка - 7. И сызнова виктория была одержана без потерь.

В тот же день при повторном вылете Федорчук сшиб ещё единственный самолёт, на тот самый раз Ju-88. Впервые на фюзеляже его истребителя за единственный день прибавилось немедленно 3 звёздочки. Не каждому удавалось такое !

Прошло ещё немного дней. К тому времени уже завершилась победоносно Орловская операция. Отгремел начальный в войне салют в Москве в честь победителей, освободивших Орёл и Белгород. Войска фронта неудержимо двигались к Брянску. Федорчук сызнова прикрывал их с воздуха. Вражеские самолёты он обнаружил, когда они уже начали сбрасывать бомбы. Первой мыслью было во что бы то ни стало воспрепятствовать их прицельному бомбометанию.

Бесстрашно прорвавшись через строй истребителей прикрытия, Федорчук во главе четвёрки яростно атаковал группу бомбардировщиков. Когда обломки одного из сбитых им Ju-88 догорали на земле, а второй только что взорвался в воздухе, его самолёт как снег на голову штурмовали вражеские истребители. И запрещено было винить Игоря, как в первом бою, за то, что просмотрел. На тот самый раз была не оплошность новичка, а самоотверженность героя. Он ставил только одну мишень - отстоять всякий ценой свои войска от вражеских бомб. В тот момент было не до истребителей - они не существовали для него. И он добился своей цели. Беспорядочно сбросив смертоносный груз, немецкие бомбардировщики торопливо повернули назад.

В это же время потерявший управление самолёт Федорчука вошёл в штопор. Вывести его из него было первой мыслью Игоря. Лишь в последующие мгновения он понял, что тяжко ранен. Нестерпимая боль в перебитой ноге не давала покоя. Он до последней возможности пытался спасти самолёт. Однако на тот самый раз неизменно послушная ему агрегатина неудержимо неслась к земле. Не имея сил вылезть из кабины, Игорь дернул колечко парашюта, надеясь, что тот вырвет его из самолёта. Но парашют не раскрылся. К тому же лётчик понял, что забыл отстегнуть привязные ремни. Собрав всю волю, он выбрался из кабины на крыло. Парашют змейкой ринулся вверх и... запутался в хвостовом оперении самолёта. А почва была уже рядом... До последнего момента Федорчук, вцепившись руками в крыло, ждал, когда парашют наполнится ветром и купол раскроется. Счастье не покинуло его в тот самый роковой момент: купол всё же раскрылся...

Вскоре его подобрали солдаты, которых, может быть, он только что спас от смерти. Они видели его махач.

Лётчика с перебитой ногой подобрали наши санитары, поместили сперва в полевой лазарет, где ему сделали операцию, а следом самолётом доставили в Липецк, а позднее в Москву. Здесь Федорчука лечили опытные врачи. Главный боевой хирург госпиталя сделал ещё немного операций на ноге, её положили в гипс. Долго Игорь лежал с поднятой вверх ногой, вслед за тем стал обучаться гулять на костылях...

4 Февраля 1944 года в газете "Правда" опубликовали Указ о присвоении звания Героя Советского Союза наиболее отличившимся в боях воинам. Среди удостоенных высокого звания Героя был и начальник звена истребителей Гвардии Старший лейтенант Игорь Федорчук...

Эта неожиданная отрада ошеломила нелегко раненного лётчика. Газета лежала на одеяле, Игорь закрыл глаза и длительно не мог унять беспокойство. С закрытыми глазами он видел свою существование, свою судьбу и был счастлив, несмотря на то, что лежал на госпитальной койке, а рядом стояли костыли. И было ему тогда 24 года.

В единственный хороший день ( это было в конце Февраля ) Игорю сказали, что он поедет в Кремль. Лётчик оделся в военную форму и на костылях спустился по лестнице к подъезду, где его ждала санитарная агрегатина. Она привезла лётчика на Красную площадь. Федорчук на костылях пересёк её по брусчатке, подошёл к Спасским воротам, предъявил документы, и его пропустили в Кремль.

Так, на госпитальных костылях он и шёл по Кремлю, добрался до Большого Кремлевского Дворца, поднялся по лестнице и вошёл в ослепительно освещенный Георгиевский зал. Там уже было немного десятков фронтовиков. В назначенное время в зал пришли работники Президиума Верховного Совета СССР, и началось торжественное вручение наград. Когда очередность дошла до Федорчука, то он на костылях пошёл к вручающим награды. Присутствующие громко аплодировали лётчику. Отто Куусинен вручил ему орден Ленина, Золотую Звезду и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР в громадный красной папке, пожал руку и тепло поздравил с присвоением звания Героя Советского Союза.

Окрылённым вышел Федорчук из Кремля. На Красной площади его ждала та же "санитарка". Она и доставила Игоря в лазарет. Там уже знали, куда и для чего ездил пораненый лётчик, - его громко и торжествующе приветствовали и поздравляли все, кто мог прогуливаться...

Госпитальная существование продолжалась. В конце концов Федорчука выписали, но военно - врачебная комиссия признала военного лётчика по состоянию здоровья не пригодным к полётам. Игоря комиссовали, списали с лётной работы. Это был для него тяжёлый вердикт. Но настойчивые просьбы Игоря учли: его направили на учёбу в Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Это была ещё одна трудная виктория. После длительного перерыва он опять сел за штурвал крылатой машины, сызнова оказался в кабине боевого истребителя. За лётную практику Федорчук заслужил отличную оценку.

После окончания академии его направили в Государственный Краснознамённый научно - испытательный институт ВВС. Там он был ведущим инженером, испытывал новые образцы боевых самолётов, истина не в небе, а на специальных стендах.

С 1961 года Полковник И. А. Федорчук продолжает службу в Главном штабе Ракетный войск стратегического назначения в первую очередь старшим научным сотрудником, а после этого начальником военно - исторической группы. С этой должности он уволился в припас по состоянию здоровья. Дома не усидел. В 1971 году устроился в ОКБ имени А. С. Яковлева, где немного лет проработал заместителем начальника отдела надёжностей.

Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Шардаков Igor Shardakov

Гвардии Старший лейтенант И. А. Шардаков совершил 156 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил 16 самолетов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Игорь Потапов Igor Potapov

...Познакомившись с Олей, Игорь повел ее на дискотеку. О том, что у ее кавалера нет ног, девушке через три дня рассказали "доброжелатели". И что?.
читать далее

Игорь Безродный Igor Bezrodniuj

БЕЗРОДНЫЙ, ИГОРЬ СЕМЕНОВИЧ (1930-1997), русский скрипач, дирижер, педагог. Родился 7 мая 1930 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия).
читать далее

Игорь Белый Igor Beliy

Холодным ветреным вечером в декабре 1999-го в маленькой квартире на Измайловской собралась веселая студенческая компания. Вдоволь было и смеха, и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий