Известные люди

»

Ирина Мазуркевич

Ирина Мазуркевич Irina Mazurkevich Карьера: Артист
Рождение: Россия, 20.8.1958
Заслуженная артистка России (1994).

Ирина Мазуркевич родилась в городе Мозырь в Белоруссии. С детства девчонка была предоставлена сама себе, потому что родители были всегда заняты на работе (мамаша, к примеру, работала в школе-интернате), а бабуля была нетрудно не в состоянии уследить безотложно за тремя детьми (у Ирины два брата). Таким образом, она до срока стала самостоятельной девочкой. Родители ей доверяли. С 5 лет Ира одна ходила на рынок, покупала творог.

С ранних лет Ирина начала заниматься художественной гимнастикой. Восемь лет занятий привели к тому, что ее выправка и стройность остались с ней на многие годы. Хотя тут многое играет и наследственность Ирина была в бабушку - энергичная, сухощавая, подвижная.

К учебе в школе Ирина подходила с присущей ей ответственностью: Я знала: сделаю уроки, получу для них, родителей, пятерки, а все прочее время - это мое время. А в это другое время она была по-настоящему бедовой девчонкой. Ирина рассказывает: С детства лезла во всякие авантюры, чего я только ни вытворяла: карабкалась по пожарным лестницам, лазила по деревьям, постоянно падала оттуда - у меня летом коленки не заживали ни на секунду. Мама любой раз вспоминает, как я ныряла с лодки в Припять. А это сильно быстрая реченька, там полно тонет людей

Училище. Дебют в кино

В 15 лет Ирина, окончив восемь классов, уехала из близкий Белоруссии в Горький. Случилось так, что ее подружки узнали, что в Горьком театральное училище. Собравшись вчетвером, девчонки отправились поступать. Из всех четверых повезло только Ирине, а подружки вернулись домой. Ирина рассказывает, что позже они окончили питерский институт культуры, но это уже другая история.

Спустя год Ирине улыбнулось фортуна. В училище приехал ассистент режиссера Виктора Титова, тот, что готовился снимать на Мосфильме спортивную драму Чудо с косичками. Он безотложно обратил участливость на маленькую симпатичную, стройную девчушку с большими глазами и припухлыми губками. Именно такая нужна была для главной роли. Взяв фото, ассистент уехал. Затем Ирину немного раз вызывали на пробы, следом чего, в конце концов, утвердили.

Роль гимнастки Тани Малышевой, прототипом которой была знаменитая Ольга Корбут, была исполнена начинающей актрисой весьма достоверно. Немаловажную образ, в этом месте сыграло и то, что девица не понаслышке знала об этом виде спорта. Так некоторые упражнения в фильме Ирина выполняла сама.

Несложившийся роман

Еще не успел вылезти на экраны кино Чудо с косичками, а ее фото, попавшее в картотеку Мосфильма заметил режиссер Александр Митта. Он приступал к картине Сказ про то, как царь Петр арапа женил. На одну из главных ролей, Наташу, режиссер уже перепробовал всех школьниц и первокурсниц Москвы, и все ни кого не мог поднять. Последовали пробы, вслед за тем которых Митта некоторое время колебался между кандидатурой Мазуркевич и прочий претенденткой. Выбор на Ирину пал благодаря Владимиру Высоцкому, к которому режиссер обратился с вопросом, с кем бы он хотел сниматься.

Таким образом, семнадцатилетняя барышня, только окончившая основополагающий вектор движения училища, попала в окружение настоящих звезд - Алексея Петренко, Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина. Однако, как признается Ирина, до работы она смутно представляла себе то, с какими великими актерами ей придется игрывать. Когда она поделилась со своей подругой, что ее партнером в фильме будет Высоцкий, та едва дара речи не лишилась: С кем? С самим Высоцким?! Она принялась повествовать Ирине, как он поет, какой он артист и т.д.

На деле те самые великие актеры оказались сильно простыми в общении людьми. Когда на репетиции ее познакомили с Высоцким, Ирина начала: Владимир Семенович, вы.... Высоцкий тут же расхохотался: Ха-ха-ха, Владимир Семенович! Да зови меня несложно Володя. Это и предопределило их дальнейшие отношения.

Надо заявить, что Владимир Высоцкий расшиб не одно женское сердце. Своими изысканными ухаживаниями он мог нетрудно покорить понравившуюся ему женщину. Но занятие было как раз в том, что Ирина не испытывала к нему никакого пиетета, не пыталась ему прийтись по нраву, завоевать его влюбленность. Как признается актриса, она так до конца и не уразумела с каким великим актером, певцом и поэтом она снимается рядом. Возможно, это и подкупило Высоцкого. Между ними возникли по-настоящему дружеские отношения. Получился как бы односторонний роман. Владимир Семенович опекал юную актрису, покровительствовал ей, привозил ей подарки из Франции.

А что же Ирина? В то время она уже была замужем, и с ее стороны таких ответных чувств к Высоцкому не было. Дело в чувствах: кто знает, отчего влюбляешься в одного человека, а к другому ничего не испытываешь, хоть он и в сто раз красивее, умнее, талантливее. Конечно, мне было мило и лестно его внимательность. Володя водил меня к своим друзьям, знакомым, таскал по выставкам. Часто, уезжая к Кириллу Ласкари, оставлял меня в своей московской квартире. Садился ночью в машину, чтобы очутиться утром в Питере. Один. В то время в его квартире на Малой Грузинской шел ремонтик, он делал сауну (которую так и не достроил). Я ночевала у него там посреди кафеля... Все это было, но, к сожалению, к сожалению...

В театре имени Ленсовета

В 1977 году Ирина окончила театральное училище. В выпускном спектакле Много шума из ничего на нее обратил участливость Игорь Петрович Владимиров, первейший режиссер Театра Ленсовета, и тут же пригласил ее в свою труппу. Так Ирина Мазуркевич оказалась в Ленинграде.

На первых порах юный актрисе пришлось не нетрудно. В то время в Театре Ленсовета блистали Алиса Фрейндлих, которая была женой Игоря Владимирова, и Михаил Боярский. Начинающую актрису предупредили об интригах в театре. Но оказалось, что бояться надобно было не Фрейндлих, которая как раз от этого была далека, а других актрис. Они-то и занимались интригами - пришла потенциальная претендентка на их роли.

В это время ей шибко помог Анатолий Равикович. Он был на 21 год старше Ирины, но это не помешало зажечься между ними настоящей любви. Равикович был дружен Фрейндлих, вскоре и у Ирины с Алисой Бруновной завязалась приятельство. Однако покровительство ведущих актеров не сыграло тут никакой роли. У Алисы Фрейндлих к тому времени разладились отношения с Владимировым, а роман Равиковича с Ириной и совсем стал для главного режиссера красной тряпкой. Ирина признается, что Владимиров немедленно же предложил ей близкие отношения, которые она отвергла. И кумир публики и актрис, никак не мог испытать, что ему выбрали другого.

Так что Ирине, как и всем начинающим актрисам, пришлось миновать массовку. Вместе с Ларисой Луппиан (женой Михаила Боярского) в спектакле Левша они по очереди танцевали блоху и изображали народонаселение. Актриса вспоминает: Нам, уместно сказать, нравилось игрывать в массовке! Даже там недопустимо "отбывать" на сцене безразлично, с холодными глазами, зритель все видит...

Свадьба

Ирину Мазуркевич и Анатолия Равиковича свел спектакль Малыш и Карлсон. Ирина играла Малыша, а Анатолий, сообразно, Карлсона. Актриса вспоминает: Равик, как он сам мне рассказал, обратил на меня участливость. Он более того запомнил, что на мне была зеленая кофта в обтяжку с белой полоской и пуговкой на груди. Эту кофту мне подарил Высоцкий. А мне Равик давнехонько нравился, чувствовалось, что на сцене - натуральный человек! И этим все сказано. Но он тогда, в 40 лет, играл пожилых людей: Мармеладова, Санчо Пансу. Поэтому мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я невзначай столкнулась с ним... и увидела живые и озорные глаза совершенно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искорка, и начался роман. Конечно, я и в мыслях не держала, что нас ждет впереди.

Как уже говорилось, Ирина к тому времени уже была замужем (в Ленинград она приехала совместно с мужем). Не был свободен и Равикович у него были благоверная и обожаемая дочка. Но случилось, то что Ирина и Анатолий нашли приятель в друге настоящую влюбленность.

Мы говорили часами, в то время как катались на трамвае, взахлеб: и про существование, и про работу, и про книги. Самое главное - у нас оказалось невпроворот общего! Выяснилось, что мы в равной мере сдержанно относимся к кино, оба считаем, что театр несравненно лучше. Это был как раз тот эпизод, когда дружеские отношения мало-помалу перерастают во что-то большее.

Вскоре Ирина разошлась с ее первым мужем, и Анатолий ушел из родного дома к ней в 12-метровую комнату в коммуналке, с одним чемоданом.

Свадьбу они сыграли в июле 1980 года. Ирина Мазуркевич вспоминает: В ЗАГСе все обошлось без напускной помпезности: быстренько расписались и поехали на квартиру к Алисе Фрейндлих праздновать свадьбу. Нам тогда некуда было звать гостей.

А на следующий день они узнали о смерти Владимира Высоцкого

80-е 90-е годы

Тем временем, первоначально в кино у Ирины дела шли превосходно. В 1979 году ей довелось сыграть образ Патриции в музыкальной комедии Наума Бирмана Трое в лодке, не считая собаки, где снимались такие звезды кино, как Андрей Миронов, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лариса Голубкина, Зиновий Гердт и другие. Затем последовала образ дочери провинциального трагика Бубенцова в картине Эльдара Рязанова О бедном гусаре замолвите слово.

Благодаря ее беззащитно-трогательным героиням, эта юная красивая актриса с веселым звонким голосом запомнилась и полюбилась зрителям. Но, к сожалению, потом кино не весьма то баловало ее вниманием. Иногда актриса и сама отказывалась от ролей, то ей не хотелось ехать на съемки, а то и совсем предлагали таковый вздор!. Порой ее вызывали на пробы и не утверждали. Но все это не излишне огорчало Ирину, которая была больше озабочена работой в театре. Лишь в конце 80-х начале 90-х она сыграла немного больших ролей. Но те картины широкого успеха не имели.

Но и в театре она была занята не так зачастую как ей хотелось бы. Среди редких больших работ спектакли Спешите работать добро и Зинуля, которые остались для актрисы одними из самых любимых.

Не видя для себя будущего, Ирина Мазуркевич в 1988 году покинула Театр имени Ленсовета и перешла в Театр комедии имени Н.П. Акимова, где понемногу выдвинулась в строй ведущих актрис. Но до тех пор пришлось попробовать всякое.

В середине 90-х, как и многие артисты, Ирина попала в тяжелое положение, когда не было работы ни в театре, ни в кино. Был более того эдакий отрезок времени, когда ей приходилось усаживаться за руль и заниматься извозом. Ирина надевала темные очки, но пассажиры все одинаково узнавали любимую актрису. Хорошо, что это все продолжалось не так продолжительно.

Ирина Мазуркевич в эти дни

Позади 90-е годы, и Ирина Мазуркевич ещё раз востребована. Сегодня без нее тяжело представить Театр комедии. В ее репертуаре: Зоя Пельц в спектакле Зойкина квартира, Миссис Пейдж - Виндзорские проказницы, Стеффи Блондел - Хочу сниматься в кино, Эмилия Марти - Средство Макропулоса.

В спектакле Средство Макропулоса героиня Ирины Мазуркевич в течение всего времени борется за рецепт вечной жизни. И, в конце концов, постигнув всю меру одиночества человека, живущего бесконечно, отказывается от вечной жизни. Эту образ актриса считает вообще одной из лучших в своей биографии. Такие роли вообще выпадает игрывать не нередко. У меня за всю существование было всего четыре работы, которые так невпроворот для меня значили: Спешите совершать добро и Зинуля в Театре Ленсовета, Картины из жизни девицы Любови Отрадиной в Доме Кочневой и вот в настоящее время Эмили Марти. Меня тот самый персонаж поглотил целиком. В такие моменты для близких легко перестаешь быть. Телом ты дома, а башка днем и ночью занята ролью. Хорошо, что супруг артист и может это понять.

Что же касается кино, то Ирина Мазуркевич ещё раз снимается, хотя и нечасто. Ее разрешается было заприметить в драме Юрия Грымова Коллекционер (библиотекарь Вера), в сериалах Улицы разбитых фонарей и Рекламное агентство, где она снялась со своим мужем Анатолием Равиковичем.

Современное кино, снова набирающее силу, к сожалению, недооценивает эту незаурядную актрису, но она относится к этому постепенно. Я поиграла родное. Многое в жизни видела. Конечно, крест на себе я не ставлю, но и тревожиться по этому поводу не собираюсь. Я не понимаю женщин, которые говорят, что служба для них все. Это несчастные люди! Я бы так не выжила.

Свободное от работы время Ирина Мазуркевич отдает семье: У меня есть обиталище в деревне, тот, что я обожаю. Я уже успела выкроить немного дней и съездить туда, обследовать в каком он состоянии потом зимы, усадить цветочки, все приготовить. А то, у меня суть человеческая была не на месте. Это же как ребятенок! Я более того полноценно трудиться не могла. Я вообще считаю, что репетировать надобно с октября по апрель, а как только пригреет солнышко, наступит весна всем трогаться на природу.

Ирина Мазуркевич признается, что ни при каких обстоятельствах не выбирала между профессией и семьей. Эту проблему она считает надуманной: Многие актрисы говорят, что не выходили замуж и не рожали детей только для карьеры. Я думаю, все это отговорки. Потом спохватываются в 50 лет ни мужа, не детей, ни работы. Поэтому, я считаю, если любишь, и зовут замуж, выходи, если пришло время рожать ребенка значит, необходимо рожать. Когда у меня родилась дочка, я не играла свои спектакли всего три месяца. На одну образ ввели новую актрису, прочий спектакль без затей не шел какое-то время. И все! Никаких проблем! Конечно, опосля приходилось тянуть ребенка с собой на репетиции, спектакли, гастроли. А что действовать? Всем тяжко, все так живут. И актеры ничем не отличаются от других. Чем больше в женщине женского, тем она интересней и привлекательнее, в том числе и как актриса.

Так же читайте биографии известных людей:
Ирина Печерникова Irina Pechernkova

Ирина Печерникова - советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. Родилась 2 сентября 1945 года.Широкому кругу зрителей..
читать далее

Ирина Селезнева Irina Selezneva

Русская актриса в Израиле? Вы шутите, этого не может быть! Да еще играет в театре не на русском языке, а на иврите? Но каким ветром ее туда..
читать далее

Ирина Язвинская Irina Yazvinskaya

Ирина Эдуардовна Язвинская (родилась 22 декабря 1974 года, в Витебске) российская актриса театра и кино.
читать далее

Ирина Архипова Irina Arhipova

Ирина Архипова - известная советская оперная певица, солистка Большого Театра. Родилась 2 декабря 1925 года.Ирина Архипова является обладательницей..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий