Известные люди

»

Исмаил Кадаре

Исмаил Кадаре Ismail Kadare Карьера: Писатель
Рождение: Албания, 28.1.1936
Неоднократно отмечался мировыми литературными премиями, в частности, получил Премию Чино дель Дука (1992), Букеровскую премию (2005), несколько раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.

Кадаре родился в южно-албанском городе Гирокастра, одном из красивейших городов Албании. Начинал как стихотворец. Первый сборник стихов Frymлzimet djaloshare (Юношеские порывы) опубликовал в 1957 г. Второй сборник стихотворений Лndлrrimet (Мечтания) вышел в 1957 г. Учился на историко-филологическом факультете Тиранского университета, потом в 19591961 гг.в Литературном институте им. Горького в Москве (впечатления об этом периоде отражены в романе Сумерки степных богов /Muzgu i perendive tл stepes 1978). Во время пребывания в Москве написал свой первостепеннный роман Quteti pa reklama (Город без рекламы 1959), изображающий похождение албанских юношей, ищущих свой дорога в жизни в пуританских условиях коммунистической Албании. Роман, неприемлемый по тогдашним цензурным условиям вышел только в 1998 г. В 1961 г. в Москве был издан сборник переводов стихотворений Кадаре на российский язык Лирика под редакцией и с предисловием Д. Самойлова.

Становление как писателя

Возвращение Кадаре в Албанию совпало с разрывом советско-албанских отношений. Вплоть до своей эмиграции в 1990 г. Кадаре жил при самом жестоком тоталитарном режиме Европы второй половины 20-го столетия и, тем не менее, смог сформировать произведения, ставящие вопросы, кардинальные для исторического бытия албанского этноса. При этом Кадарэ продолжал быть в рамках режима, большинство его произведений были опубликованы и власти вынуждены были признать его крупнейшим национальным писателем, что впоследствие дало предлог упрекать его в житейском и творческом конформизме. Надо подметить, и все-таки, что взаимоотношения Кадаре с режимом нисколько не развивались идиллически: строй его произведений был запрещен, другие подвергались официозной критике или, напротив, замалчивались, единственный раз Кадаре был направлен (хотя вообще-то, ненадолго) на перевоспитание физическим трудом (ненаглядный алгоритм работы с интеллигенцией в коммунистической Албании. Мнение о том, что относительное благополучие Кадаре определялось расположением диктатора Энвера Ходжи также уроженца Гирокастры, правдоподобно, но не находит однозначного подтверждения. Главное состоит в том, что несмотря на колоссальное идеологическое давление Кадаре смог сформировать остов произведений, поднявших албанскую литературу на свежий качественный порядок.

Начиная с возвращения в Албанию Кадаре, продолжая строчить вирши, в здоровенный степени переключается на прозу. В 1963 г. он публикует роман Gjenerali i ushtrisл sл vdekur (Генерал мертвой армии, рус. пер.1989, 2006), принесший ему славу внутри Албании, а вслед за тем перевода в 1970 г. во Франции и европейскую известность. Книга о поисках останков итальянских служивый, погибших в Албании во время итальянской оккупации (19391943), грубо выделялась на фоне тогдашней албанской прозы, следовавшей, в основном, за худшими образцами советского социалистического реализма. Роман ослепительно демонстрирует особенности, характерные и для дальнейшего творчества Кадаре: влюбленность к изображению экстремальных ситуаций, выходящих за рамки бытового, повседневного; применение в повествовании разных рассказчиков (явных или скрытых); параболичность; некоторую условность образов; сочетание повышенного внимания к непонятному и таинственному с рационализмом. Следующий роман Кадаре Pлrbindлshi (Чудовище 1965, основополагающий стандарт сюрреализма в албанской литературе: действо в нем развивается в современной писателю Албании и, в то же время, в древней Трое), был запрещен цензурой разом же потом выхода. После сравнительно слабого и конъюнктурного романа Dasma (Свадьба 1968), посвященного борьбе социалистических жизненных принципов с отживающими патриархальными устоями, Кадаре пишет роман Kлshtjella (Крепость 1970, где в первый раз обращается к старой албанской истории, отныне еле-еле ли не главной теме своего творчества. В книге изображена баталия албанцев под водительством Скандербега (тот, что, хотя вообще-то, ни разу не назван по имени) с турками-османами, причем эта схватка трактуется как столкновения светлого начала, ассоциирующегося для Кадаре с Европой, с началом, темным, воплощением которого для писателя является, в данном случае, турецкое завоевание.

Творческая зрелость. Слава и гонения

В 1971 г. выходит в свет одно из самых значительных произведений Кадаре роман Kronikл nл gur (Хроника в камне), наболее автобиографичная из всех книг писателя. В этом проникнутом сильным лирическим чувством и в то же время сложном по форме романе Кадаре дает полную и свободную от политической конъюнктуры картину жизни родного города во время итальянской и немецкой оккупации.

В 1973 г. Кадаре публикует роман Dimri i vjetmisл sл madhe (Зима великого одиночества, второе переработанное издание под названием Dimri i madh / Великая зима вышло в 1977 г., русс. пер. 1992: Суровая зима), одно из самых противоречивых своих произведений. В этом монументальном романе Кадаре представил разумеется, с албанской точки зрения историю разрыва албано-советских отношений. В центре романа фигура Энвера Ходжи, сатирически даны образы советских руководителей Хрущева и других. Несомненно, что сам факт написания подобного романа имел прагматическое значение: Кадаре надеялся, что диктатор не станет укокошивать человека известного писателя, тот, что его прославил. Вместе с тем, сам Кадаре направлял что в своей книге он сознательно придал Ходже черты, не свойственные последнему в жизни, изобразил его гуманным, склонным к демократическим решениям человеком, надеясь, что нарисованный портрет окажет обратное воздействие на свой прототип.

Между тем, тучи над головой Кадаре стакли сгущаться. В июне 1974 г. в Тиране прошел очередной пленум Албанской партии труда, на котором Энвер Ходжа обрушился с уничтожающей критикой на так называемых либералов партийные круги и представителей интеллигенции, которые, по мнению диктатора были подвержены Западным влияниям. И без того скудной творческой свободе албанских писателей, казалось бы, пришел финал. Кадаре пытается приспособиться к новому положению и выпускает сравнительно приемлемый для властей роман Nлndori i njл kryequteti (Ноябрь в одной из столиц 1975), посвященный освобождению Тираны партизанскими отрядами в 1944 г., а ещё вносит изменения в Зиму великого одиночества. В 1975 г. Кадаре пытается издать в одной из албанских газет большое стихотворение Pashallarлt e kuq (Красные паши), в котором он, превознося Ходжу, указывает на глубокое неблагополучие в партийной верхушке (что, как как будто бы соответствовало проходившему в то время в Албании периоду чисток). Однако в качестве потенциальной опасности режиму он указывает не на либералов, а на бюрократов, сторонников твердого курса. Разражается грандиозный дебош, вестка номера газеты, где должно было быть напечатано стихотворение рассыпается (один его экземпляр чудом уцелел в государственных архивах и был опубликован только в 2002 г.), сам Кадаре подвергается уничтожаещей критике, лишается права публиковаться и направляется в деревню для занятия сельским трудом.

Вскоре Кадаре возвращается в Тирану. Пережитые потрясения приводят его не к депрессии, а к новому творческому подъему, и за немного лет он создает единый цикл произведений, принесших ему народную известность. Все они романы и большие рассказы посвящены различным периодам истории Албании: средневековью (Kush e solli Doruntinлn / Кто привез Дорунтину основано на сюжете средневековой албанской баллады о мертвом брате, сопровождающем свою сестру на свадьбу, 1979; Ura me tri harqe / Мост с тремя арками история начала османского внедрения на Балканы переплетается тут с балканским сюжетом о человеческом жертвоприношении, обеспечивающем фарт постройке, 1978); эпохе турецкого владычества (Kamarja e turpit / Ниша позора казнь Али-паши Тепеленского, 1978; Komisioni i festave / Праздничная комиссия истребление албанских феодалов османскими властями в 1830 году, 1977; Qorrfermani / Фирман о слепых фантастический указ султана об ослеплении людей с дурным глазом, 1984; Pallati i Лndrrave / Дворец сновидений герой этнический албанец работает в таинственном и всевластном министерстве сновидений, куда стекаются сведения о снах обитателей Империи, роман был запрещен албанскими властями 1981; Breznitл e Hankonatлve / Поколения Ханконатов навеянное семейными преданиями и, в то же время, напоминающее Сто лет одиночества Гарсиа Маркеса очерчивание жизни одной гирокастритской семьи на протяжении XVIII и XIX столетий, 1977); истории Албании 1910-х 1930-х гг. (Viti i mbrapshtл / Ужасный год бурные для Албании события 1914 года, 1986; Prilli i thyer / Погибший апрель кровная месть на севере Албании, 1978; Dosja H / Досье Г два американских фольклориста пытаются понять в тайне происхождения албанского эпоса, 1990). Упомянутые выше романы, посвященные войне и разрыву с Cоветским союзом как бы продолжают тот самый цикл, а его естественным завершением становится роман Koncert ne fund tл stinлs (Концерт в конце сезона), опубликованный в 1988 г. уже следом смерти Энвера Ходжи. Все эти произведения объединены единой художественно-идеологической задачей сформировать образ вневременной и вечной Албании, свободной от искажений, возникших как плод чужого и чуждого влияния (в прошлом всего, влияния восточного османского, а потом коммунистического советского и китайского). При этом Кадарэ идет на смелую деформацию реальности. Говоря о романе Концерт в конце зимы, посвященном прошлому нимало недавнему разрыву албано-китайских отношений в середине 70-х годов, беллетрист указывает на то, что он произвел строй серьезных и сознательных искажений природно-климатического ландшафта Албании: понизил ее температуру на 5-6 градусов, уменьшил удельный вес гор, принес туман и дождина с европейских равнин,[4] все это делается для того, чтобы приблизить Албанию к Европе. Тематически особняком стоит роман Krushqit janл tл ngrirл (Сваты замерзли, 1986), посвященный трагическим событиям в Косово 1981 года.

Произведения, написанные Кадаре в тот самый отрезок времени совершенно упрочили его литературную репутацию как крупнейшего албанского писателя, признанного мастера европейского классического модернизма, создавшего, аналогично Фолкнеру и Гарсиа Маркесу, свой особенный писательский мир Албанию Кадаре.

После диктатуры

После смерти Энвера Ходжи 1985 и прихода к власти его преемника Рамиза Алии в Албании начался неспешный ход либерализации режима. В 1990 году власти, напуганные событиями предшествующего 1989 года в социалистических странах Европы и, в особенности, революцией в Румынии албанские власти пошли на серьезные послабления в экономической и политической сферах. Однако Кадаре, разачарованный медленными темпами изменений, потерял веру в подготовленность и способность коммунистического руководства Албании призвести истинный демонтаж диктатуры. В октябре 1990 года он просит политического убежища во Франции. Быстрые политические перемены в Франции в конце 1990 начале 1991 годов, приведшие к установлению в стране многопартийной системы, ограничили отрезок времени настоящей эмиграции Кадаре несколькими месяцами. В настоящее время беллетрист живет и во Франции и в Албании. Начиная с 1991 г. Кадаре публикует произведения, которые не могли увидать свет раньше по политическим причинам вывезенные им в 1986 г. во Франции романы Hija (Тень, полное историософских размышлений очерчивание путешествия протагониста, обладающего портретными чертами Кадаре, во Франции, французский перевод - 1994, по албански -, 2001) и Vajza e Agamemnonit (Дочь Агамемнона, расклад об опасной и бесперспективной любви героя к дочери одного из партийных лидеров Албании, 2003), а кроме того немного трассказов. Среди крупных художественных произведений, написанных и опубликованных Кадаре в тот самый отрезок времени следует упомянуть романы Piramida (Пирамида, полное аллюзий на современность повествование о строительстве пирамиды Хеопса, написан в 1990 г., опубликован в 1992 г.), Shkaba (Орел, сюрреалистический расклад о коммунистической Албании, в котором политическая ссылка отождествляется с попаданием в другой мир, 1996), Spiritus (Дух, роман о жизни в небольшом албанском городе, ещё отмеченный элементами сюрреализма, в книге дается портрет Энвера Ходжи в последние годы его жизни, 1996), Lulet e ftohta tл marsit (Холодные цветы марта, изображение неспокойной ситуации в пост-коммунистической Албании, где, в частности, возрождаются обычаи кровной мести 2000), Jeta, loja dhe vdekja e Lul Mazrekut (Жизнь, развлекуха и конец Люля Мазрека, трагический расклад, в котором узловой герой оказывается ненамеренно втянутым в полицейскую провокацию, направленную супротив албанских беженцев в Грецию, 2002), Pasardhлsi (Преемник, продолжение романа "Дочь Агамемнона", беллетрист отталкивается в этом месте от реальных событий - таинственного и до сих пор непроясненного самоубийства или убийства второго человека в коммунистической иерахии Албании, Мехмета Шеху, 2003), Злshtje tл marrлzisл (Безумные дела, роман сюжетно и стилистически является продолжением "Хроники в камне", детские воспоминания писателя о первых годах в послевоенной Албании, 2005).

Признание

Неоднократно отмечался мировыми литературными премиями, в частности, получил Премию Чино дель Дука (1992), Букеровскую премию (2005), немного раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.

Так же читайте биографии известных людей:
Исмаил Хания Ismail Haniia

Филологическое образование получил в Исламском университете Газы. В годы учебы присоединился к организации Исламский блок студенческому..
читать далее

Исмаил Ибрагимов Ismail Ebragimov

Герой Социалистического труда. К военным наградам, помимо Золотой Звезды Героя, в мирное время добавились два ордена Ленина, орден Октябрьской..
читать далее

Исороку Ямамото

Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных..
читать далее

Исрафил Ядигяров Israfil Yadigarov

Исрафил бек Ядигяров родился 15 декабря 1815 в селе Текели Борчалинского уезда Тифлисской губернии. Рос в дворянской семье. Начальное образование..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий