Известные люди

»

Карл Дениц

Карл Дениц Карьера: Адмирал
Рождение: Германия, 16.9.1891
Дёниц полагал, что войну можно выиграть, если топить суда большим тоннажем, чем противник в силах строить. Он упорно сопротивлялся предложению Гитлера часть подводных лодок перевести в Средиземное море, ибо знал, что они не смогут вернуться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе.

Дёниц Карл. Адмирал Дёниц создавал подводный флот Германии и тактические приемы, позволившие германским подводникам определить под угрозу транспортные перевозки Англии и США.

Дёниц родился 16 сентября 1891 года в Грюнау, неподалеку от Берлина. Младший отпрыск инженера-оптика Эмиля Дёница из фирмы Карла Цейса в Йене, он до срока остался без матери. После гимназии и реального училища юноша в 1910 году поступил в Имперское военно-морское училище в Киле. В 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике, далее для окончания обучения назначили вахтенным офицером легкого крейсера Бреслау и осенью 1913 года произвели в лейтенанты. Во время Балканского кризиса Бреслау участвовал в блокаде Черногории. К началу важный войны крейсер находился на Средиземном море, с отрядом Сушона прорвался на Черное море и вошел в состав турецкого флота. Когда в июле 1915 года Бреслау подорвался на русской мине у Босфора и встал на ремонтик, лейтенант в качестве летчика и воздушного наблюдателя участвовал в боевых действиях у Галлиполи. В феврале 1916 года его произвели в обер-лейтенанты, а летом послали переучиваться на подводника.

С 1 октября 1916 по январь 1917 года Дёниц проходил подготовку в Германии. Затем его направили на Адриатическое море. На подводной лодке U-39 капитан-лейтенанта Вальтера Фольстмана Дёниц неплохо себя зарекомендовал и был откомандирован в Киль на курсы командиров подводных лодок. В январе 1918 года его назначили распоряжаться на Средиземном море UC-25, минным заградителем, тот, что не возбраняется было применять и в торпедном варианте. В первом походе юный начальник потопил корабль, следом проник на рейд порта Аугуста (Сицилия) и торпедировал итальянский угольщик. На обратном пути лодочка села на мель, и пришлось хлопотать помощи австрийцев. Тем не менее кайзер наградил моряка орденом Дома Гогенцоллернов. После ремонта в июле Дёниц поставил мины у острова Корфур и торпедами атаковал 4 судна, из которых одно выбросилось на берег, а другие, по всей вероятности, потонули. Наблюдать их погибель мореходец не мог: приходилось покидать от эскорта, которым англичане сопровождали конвои.

В награду за успешное крейсерство Дёница назначили распоряжаться больше современной UB-68. 4 октября 1918 года начальник атаковал британский конвой, потопил транспорт Упэк, но при погружении из-за неопытности экипажа лодочка провалилась на глубину свыше предельной. Дёниц приказал продуть цистерны, определить рули в горизонтальное положение и вручить ход. Лодку выбросило на поверхность в центре конвоя, где ее штурмовали британские эсминцы. Погрузиться не удалось (кончился сжатый воздух). Обер-лейтенант приказал экипажу бросить лодку и затопить ее. Большинство экипажа подобрали английские корабли.

Чтобы быстрее возвратиться на родину, попавший в лагерь для офицеров в Ридмайере у Шеффилда Дёниц симулировал сумасшествие в такой степени натурально, что лагерное руководство поверило и репатриировало его. В июле 1919 года обер-лейтенант вернулся в Германию и служил на военно-морской базе в Киле. Дёниц оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Так как контракт запрещал Германии иметь в распоряжении подводные лодки, в 1920 году Дёниц стал командиром миноносца Т-157 в Свинемюнде (Померания), в 1921 году был произведен в капитан-лейтенанты. Через два года он вернулся в Киль экспертом минно-торпедно-разведывательной инспекции, участвовал в разработке новой глубинной бомбы.

Осенью 1924 года, потом окончания курсов штабных офицеров, Дёница направили в Берлин. Он участвовал в разработке нового военно-морского устава и положения о воинских преступлениях. В 1928 году Дёниц продолжил службу штурманом крейсера Нимфе на Балтике, в ноябре был назначен командиром 4-й миноносной полуфлотилии. Располагая 4 миноносцами, морячок на маневрах отрабатывал тактические приемы, подобные последующим действиям подводных лодок. На осенних маневрах он отличился, разгромив конвой условного противника, и обратил на себя чуткость контр-адмирала Вальтера Гладиша, тот, что стоял во главе тайной подготовкой подводной войны. С конца 1930 по 1934 год Дёниц служил в Вильгельмсхафене, занимался внутренней безопасностью. В начале 1933 года командированный в британские и голландские колонии мореход побывал на Мальте, Красном море, в Индии, на Цейлоне, в Батавии на Яве, в Сингапуре. В октябре его произвели в фрегаттен-капитаны. В 1934 году Дёниц совершенствовал британский язык в Англии, а по возвращении стал командиром легкого крейсера Эмден.

После прихода к власти Гитлера с его планом немедленного начала военно-морской экспансии Дёниц вернулся в подводный флот. 1 февраля 1935 года фюрер приказал активизировать возведение подводных лодок, посредством 6 недель отказался соблюдать статьи Версальского договора. 8 июня Дёница назначили фюрером подводных лодок. Он возглавил 1-ю подводную флотилию, которая к сентябрю насчитывала 11 малых подводных лодок. 1 октября моряка произвели в капитаны цур зее.

Опираясь на свой навык, а ещё на зарубежные труды по стратегии подводного флота, Дёниц по сути создал немецкую теорию ведения подводной войны. Он сам возглавлял конструированием подводных лодок, заботился о совершенствовании двигателей, писал руководства по обучению моряков-подводников. У него были две основные военные концепции. Во-первых, Дёниц убеждал вышестоящих начальников, что главной целью подводных лодок должны быть не военные, а торговые суда, чтобы нарушать снабжение противника. Вторая концепция, сыгравшая в особенности значительную образ в ведении подводной войны, сводилась к тому, что подводники должны делать устойчивыми группами, которые Дёниц называл волчьи стаи. По его настоянию началась постройка подводных лодок 7-й серии, пригодных для действий в океане. Деятельность Дёница поддерживал командующий флотом Ральф Карлс. Однако адмирал Редер, сторонник крейсерской войны супротив Великобритании, писал отрицательные резолюции на записках Дёница, утверждавших, что подводные лодки способны достичь победы войну.

Дёниц поставил целью сформировать флот из 300 лодок, но эту работу замедляла ограниченность ресурсов стали, на которые претендовали кроме того рядовой флот и вооруженные силы. К началу Второй важный войны у Дёница было всего 56 лодок, из которых меньше половины могли известия боевые действия в Атлантическом океане. Тем не менее уже к концу сентября потери союзного тоннажа достигли 175 тысяч тонн, а U-47 Прина по плану Дёница в темное время суток на 14 октября потопила линкор Ройал Оук в гавани Скапа Флоу. Встречавший лодку гросс-адмирал Редер прямо на пирсе произвел Дёница в контр-адмиралы.

Верфи выпускали только 2 подводные лодки в месяц. Вернувшиеся из похода субмарины нечем оказалось сменить. В октябре потопленный тоннаж составил 125 тысяч тонн, в ноябре - 80 тысяч тонн и в декабре - 125 тысяч тонн. Общие потери судов союзников составили до 31 марта 1940 года 343 610 тонн, что Великобритания, располагавшая тоннажем в 24 млн. тонн и спускавшая 200 тысяч тонн судов ежемесячно, могла снести. Использование подводных лодок в норвежской операции и неполадки с взрывателями торпед уменьшили в апреле потопленный тоннаж до 80 тысяч тонн. Только когда позже падения Франции подводные лодки Дёница стали вылезать из французских портов, время их боевого патрулирования увеличилось и грубо возрос уничтожаемый тоннаж, составив за 7 месяцев 343 судна водоизмещением 1 млн. 754 тыс. 501 тонна, что уже начало грозиться безопасности Великобритании, которая не успевала компенсировать потери.

В августе 1940 года вице-адмирал Дёниц перенес штаб-квартиру в Париж, откель было удобнее стоять во главе подводниками. Он вел скромную, размеренную существование, заботился о быте моряков, встречал их потом походов, давал вероятность передохнуть и снять нервное натуга, за что его любили и называли Папа Карл или Лев.

Лишь к концу 1940 года цифра выпускаемых ежемесячно подводных лодок возросло с 2 до 6. На 1 сентября 1941 года ещё насчитывалось только 57 подводных лодок, считая негодные. Англичане же организовали охрану конвоев, начали применять противолодочные самолеты дальнего действия, и потери германских подводников стали вырастать.

Дёниц полагал, что войну позволительно победить, если топить суда большим тоннажем, чем недруг в силах создавать. Он неотступно сопротивлялся предложению Гитлера доля подводных лодок перевести в Средиземное море, оттого что знал, что они не смогут возвратиться из-за сильных западных течений в Гибралтарском проливе. Когда все же пришлось 10 субмарин обратить на Средиземное море, это ухудшило вероятность проведения операций в Атлантике. Тем не менее подводники и другие военные силы топили судов больше, чем строили канадские и британские верфи.

Объявление Гитлером войны США после этого Пёрл-Харбора грубо ухудшило положение Германии, потому как немецкий флот не был в состоянии сладить с мощью американской промышленности. Тем не менее, Дёниц сделал все, что может быть, для усиления сопротивления. Сфера деятельности немецкого подводного флота расширилась. Американцы не продумали систему защиты своего судоходства. Уже 15 января 1942 года Дёниц приказал уничтожать американские суда у берегов Америки; к 10 мая были потоплены 303 судна (2 015 252 тонны). Но в июле американцы начали формировать конвои. Отправка части лодок к берегам Норвегии в начале 1943 года привела к тому, что у американских берегов вместе с тем действовали только 10-12 субмарин. Дёниц чувствовал родное бессилие, и Гитлер в утешение произвел его в марте 1942 года в адмиралы. Когда Редер оставил службу, Гитлер 30 января 1943 года назначил Дёница главнокомандующим Кригсмарине с чином гросс-адмирала. Сверх того, мореход продолжал откликаться за формирование немецкого подводного флота на новом этапе войны. Теперь превосходство на море и на суше перешло к союзникам. Подводные лодки стали обнаруживать с помощью радаров, союзники научились раскрывать немецкие шифры и предуготовлять места расположения волчьих стай.

Дёниц переехал в Берлин. Он отговорил Гитлера от истребления надводного флота и старался применять корабли, чтобы препятствовать хотя бы части кораблей английского флота. Но все же он больше продолжал возглавлять действиями подводников, которыми ныне командовал адмирал Эберхард Гот. В марте 1943 года волчьи стаи потопили 120 судов (627 300 тонн), потеряв 11 лодок, и Гитлер наградил гросс-адмирала Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. Но потери подводников росли из-за действий корабельной и базовой авиации американского и английского флотов на выходившие в море и возвращающиеся лодки. В мае германские подводники потопили 56 судов, но и сами лишились 41 субмарины.

В последние годы войны Дёниц старался сооружать как позволительно больше подводных лодок и применять их в районах, где операции были менее опасны, но приводили к хорошим успехам (Карибское море, район Азорских островов). Он торопил формирование научных исследований, пытался противопоставить усилиям союзников шноркели, позволявшие подводным лодкам заряжать аккумуляторные батареи под водой. Продолжалось усовершенствование двигателей и торпедных систем. Но лодки 21-й серии, способные, по мнению главнокомандующего, достичь победы, начали входить в строй уж очень поздненько. Немецкие подводники, которые без малого выиграли битву за Атлантику в 1942 году, в следующем - уже не смогли результативно ограничить грузопотоки сквозь океан. Они стали топить меньше торговых судов, чем теряли лодок. Неудачей и большими потерями окончилась попытка штурмовать союзные силы, осуществлявшие высадку в Нормандии. Дальнейшие попытки массированно применять субмарины уже не могли доставить фарт. Из 820 лодок, участвовавших в битве за Атлантику с 1939 года, погибли 781, из 39 тысяч подводников - 32, главным образом в конце войны.

Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и временами выступал с пропагандистскими заявлениями в духе Геббельса. Он присутствовал на последнем дне рождения Гитлера. Видимо, оттого фюрер перед смертью и назначил Дёница своим преемником в должности канцлера. 2 мая гросс-адмирал обосновался в кадетском корпусе в Мюрвике под Фленсбургом, старался быстрее прервать войну с Западом и как разрешается больше немцев вывезти морем из зоны советского влияния. 23 мая 1945 года он был арестован. При проверке интеллектуального коэффициента его индекс составил 138, приближаясь к индексу гения.

Как преемник Гитлера Дёниц предстал перед судом. Союзные эксперты признавали, что америкосский флот вел тотальную подводную войну с самого начала и что потопление нейтральных судов в зоне, объявленной опасной, не является преступлением. Судья признал невиновность Дёница по всем пунктам обвинения. Сам гросс-адмирал ссылался на то, что действовал по приказу. В конце концов он получил 10 лет тюремного заключения - самый-самый мягонький из вынесенных в Нюрнберге приговоров. Срок он отбывал в Шпандау. После освобождения 1 октября 1956 года Дёниц выхлопотал адмиралтейскую пенсионную выплату и жил с супругой в достатке. После смерти 2 мая 1962 года жены он жил в Аумюле единственный. Почти все время морячок посвятил писательской деятельности, написав книги 10 лет и 20 дней (1958), Моя захватывающая жизнь (1968), Германская военно-морская стратегия во Второй важный войне (1968). Он скончался 24 декабря 1980 года в Аумюле и 6 января 1981 года был похоронен. При погребении присутствовали ветераны - товарищи по оружию.

Так же читайте биографии известных людей:
Карл Иессен

1875 - Окончил Морское училище1881 - Окончил минный офицерский класс по 1 разряду1884 - Окончил артиллерийский офицерский класс1890 - Командовал..
читать далее

Карл Нассау-Зиген

Родился и получил образование во Франции, поступил в 15 лет во французскую армию, участвовал в Семилетней войне.
читать далее

Карл Подхаст Karl Podhast

В ночь на 8 июля 1944г. пилот Карл-Гейнц Потхаст вывел свой "Негер" в море, держа курс на северо-запад. Песчаный пляж французского курорта..
читать далее

Карл Ламберт Carl Lambert

Ламберт Карл Осипович де (1772 - 30.5.1843, имение Циглеровка Константиновский уезд Полтавской губернии), граф, генерал от кавалерии (12.12.1823),..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий