Известные люди

»

Лев Шестаков

Лев Шестаков Lev Shestakov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 28.12.1915
Майор Л. Л. Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 28 Декабря 1915 года в посёлке Авдеевка, в настоящий момент Ясиноватского горсовета Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Затем работал слесарем в железнодорожном депо станции Авдеевка. С 1934 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов.

Участник национально - революционной войны в Испании с Августа 1937 года по Апрель 1938 года. В воздушных боях уничтожил 8 самолётов противника лично и 31 в группе с товарищами, за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. После возвращения на Родину, служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Сентябрю 1941 года начальник 69-го истребительного авиационного полка ( отдельная Приморская вс ) Майор Л. Л. Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

13 Марта 1944 года начальник 19-го истребительного авиационного полка Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в воздушном бою. Похоронен в братской могиле у Вечного Огня в городе Хмельницке. На месте его гибели установлен обелиск. Именем Героя названы колхоз и учебное заведение в селе Давыдковцы, улочка в городе Авдеевка. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями.

* * *

Один из самых знаменитых командиров советских ВВС, Лев Шестаков сформировал в годы войны два истребительных полка, вошедших в цифра наилучших подразделений авиации СССР. Отличный пилотажник, он вечно совершенствовал родное лётное мастерство, а его солидный боевой навык заставлял подчинённых относиться к нему с большим уважением. Строгий и взыскательный до мелочей в служебной обстановке, Шестаков был душой компании в часы отдыха, неистощимый на выдумки и шутки.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, мужчина исключительной энергии и яркой педагогической одарённости, Лев Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в лётной, огневой и тактической подготовке, весёлым и неистощимым на выдумки товарищем за пределами служебной обстановки. "Летает как бог", - говорили о нём товарищи, это определение стало главным залогом авторитета лётчика. Его врождённое лётное мастерство было замечено ещё в лётной школе, позднее командиры фиксировали его завидную целеустремленность: "Всё познать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолёта - истребителя". Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в Июле 1942 года на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й Воздушной армии.

Полк был пополнен сильными лётчиками, имевшими на счету больше 5 сбитых самолётов, перевооружён на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, лётчики 9-го ГвИАП уничтожили в воздухе возле 100 самолётов противника. Наряду с 32-м ГвИАП ( 434-й ИАП ) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы...

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й ГвИАД, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й ГвИАП, подчиняющийся прямо Главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были посреди лучших в советских ВВС, лётчики их уничтожили в воздушных боях больше 1000 неприятельских самолётов: 9-й ГвИАП - 558, а 176-й ГвИАП - 445.

* * *

Родился Лев Шестаков в 1915 году в посёлке Авдеевка Екатеринославской губернии семье железнодорожного служащего. Окончил 6 классов школы - семилетки. В 1930 году поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, следом окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако небеса притягивало юношу, и, получив комсомольскую путёвку, 8 Августа 1934 года он стал курсантом Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов. Отлично закончив её в 1935 году, старшина Шестаков получил направление во 2-ю истребительную эскадрилью, базировавшуюся под Киевом.

В середине 1937 года Лейтенант Шестаков отправился добровольцем в Испанию, где в первый раз принял участие в боях с фашистами. Здесь, за полгода, он выполнил 150 боевых вылетов И-16, в 90 воздушных боях сшиб 8 самолётов противника лично. А эскадрилья, в которой он воевал, уничтожила 31 самолёт. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым младой пилот стал самым результативным из лётчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В ходе сражений в Испании проявились такие качества Шестакова, как ощущение коллективизма и способность топать на самопожертвование во имя товарища. Однажды, во время воздушного боя с итальянскими "Фиатами", он, не видя иного выхода, закрыл своим самолётом от пулемётного огня истребитель Платона Смолякова. Лишь происшествие тогда спас его бытие - 2 пули ударились в бронеспинку кресла, а одна прошила кожаные штаны пилота. Опешившего итальянского лётчика, не ожидавшего такого маневра, они сшибли уже вдвоём.

Именно в Испании Лев Шестаков разработал и первые свои правила воздушного поединка. Например, при невозможности достичь преимущества в высоте он использовал бомбардировщики противника как прикрытие и атаковал вражеские истребители снизу.

"Взаимовыручка товарищей в бою, их взаимопонимание - основа основ успеха, - говорил он, - делать необходимо компактно и не отрываясь от группы". В качестве главный боевой единицы Шестаков считал целесообразным применять пару самолётов и вечно был сторонником такого порядка.

* * *

В Сентябре 1939 года Капитан Л. Л. Шестаков был назначен помощником командира сызнова формируемого 69-го ИАП, оснащённого истребителями И-16. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 Июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. К этому моменту 18 румынских дивизий вели штурмование по всему фронту, и на подступах к городу разгорелись ожесточённые сражения.

Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил её отдавать всё, что она узнает о налётах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто словно бы дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании "ишачков" балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе в особенности успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 Сентября 1941 года, когда на земле был уничтожен 21 самолёт противника...

Командовать полком в 25 лет, да ещё в таких сложных условиях, - на это способен не любой. В первостепеннный же день войны он поднял своих соколов навстречу вражеской армаде. Времени на предварительное знакомство с людьми махаловка ему не дала. Личный состав познавался прямо в сражениях. Майор Л. Л. Шестаков, проявив отвагу и мужество, умело возглавлял своими подчинёнными.

Полк, возглавляемый Шестаковым, в первую голову вёл бои на дальних подступах к Одессе, а когда немецкие войска подошли впритирку к городу, он оказался единственной частью, оборонявшей твердыню Черноморья с воздуха. Моряки и пехотинцы, истекавшие кровью в неравной борьбе, с благодарностью взирали на краснозвёздных "ястребков", которые наносили дерзкие штурмовые удары по танкам и механизированным колоннам противника.

В целях поддержки наземных войск, Шестаков выступил сторонником идеи превращения И-16 в лёгкие бомбардировщики - штурмовики. В Августе 16 истребителей оборудовали подвесками для мелких 50-кг осколочных бомб, а кроме того направляющими для реактивных снарядов. Вскоре импровизированные штурмовые группы уже действовали над линией фронта. 115 суток лётчики шестаковского полка сражались, защищая Одессу и взлетая с аэродромов в непосредственной близости от позиций противника.

21 Сентября 1941 года Шестаков предпринял небывало дерзкую по замыслу штурмовку вражеского аэродрома в районе Баден и Зельцы, где сосредоточилось море "Хейнкелей", "Мессершмиттов" и "Юнкерсов". Вылетев ещё до восхода солнца, советские истребители с приглушёнными моторами подошли к аэродрому как снег на голову. Пока одна группа расправлялась с зенитными батареями противника, другая обрушила огневой смерч на палатки, в которых ещё спали немецкие лётчики, расстреляла самолёты на стоянках, подожгла бензосклад, штабеля с боеприпасами. Полк вернулся домой в полном составе, а недруг потерял больше 20 машин.

В воздушных боях с истребителями Шестаков использовал собственную тактику. Боевой строй его группы располагался несколькими ярусами по высоте - в недалёком будущем эдакий строй получил наименование "этажерка". Верхний ярус находился там, где как правило Ме-109 заканчивали комплект высоты вслед за тем атаки и из боевого разворота снова пикировали на И-16. Самолёты верхнего яруса, пользуясь превосходством в скорости на снижении, могли преследовать вражеские истребители, так же как и машины среднего яруса. Нижние "ишачки" на малой высоте вынуждены были полагать только на свою лучшую, по отношению к врагу, маневренность на горизонтали. В поединках с больше маневренными румынскими истребителями PZL Р-24 применялась немецкая повадка боя - больше скоростные И-16 штурмовали их сверху и тут же уходили назад вверх.

73 дня бок о бок с защитниками блокированного города дрался истребительный авиационный полк Шестакова. Когда супостат подошёл без малого впритирку к аэродрому и начал его обстреливать из артиллерийских орудий, начальник принял вывод перегнать самолёты на заблаговременно подготовленную площадку в районе 4-й станции Большого фонтана, по существу в черте города. Самолёты укрывали в сараях, между домами, и неприятель недоумевал, откель они взлетают. Аэродром и взлётные площадки размещались рядом с боевыми позициями наземных войск, а в последние дни - на футбольном поле стадиона. Но это не помешало лётчикам благополучно реализовывать боевые задачи.

За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, тот, что он нанёс противнику в активный силе и технике на земле. Вскоре, 12 джентльмен были удостоены звания Героя Советского Союза. Полк завоевал звание Гвардейского, почётное наименование "Одесский", на его знамени засиял орден Красного Знамени.

К Сентябрю 1941 года Лев Львович Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А сквозь месяц его полк был отведён в Крым на переформирование.

* * *

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское ориентация, куда немецкое руководство перебросило свою 52-ю эскадру, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Её костяк составляли ветераны воздушного флота. Многие из них участвовали в боях на стороне Франко в Испании. Делалась ставка на то, чтобы навести опасение и жуть на защитников советского неба.

Против отборных неприятельских вояк требовалось сотворить не только надёжный щит, но и разящий клинок, тот, что бы оказался в состоянии причинить по ним смертельно опасный потрясение, развеять в прах не в меру раздутую славу немецких асов. С этой целью и был сформирован 9-й Гвардейский истребительный полк. В его ряды влились многие уже прославившиеся к тому времени советские лётчики. Возглавил отборную Гвардию советских асов бесстрашный воин и даровитый авиационный начальник Лев Львович Шестаков.

Получив истребители ЛаГГ-3, 9-й Гвардейский ИАП ( бывший 69-й ИАП ) 15 Июня 1942 года влился в состав 268-й авиадивизии, воевавшей на Сталинградском направлении. Однако в самом начале боёв были потеряны тотчас 6 самолётов и пилоты разочаровались в ЛаГГ-3. Для схватки с новыми немецкими Ме-109G они прямо не годились, теряя маневренность на малых высотах. Шестакову пришлось в срочном порядке разрабатывать правила применения этих тяжеловатых самолётов, существенно повысившие их эффективность, личным примером претворяя их в бытие. Он немедленно отказался от оборонительного круга, тот, что использовали "ЛаГГи" соседней части, и противопоставил немцам свой разнесённый боевой строй, эшелонированный по высоте.

Наступательная тактика позволила уменьшить потери и увеличила результативность боёв. За 10 дней полк уничтожил 50 вражеских самолётов. Особенно как собак нерезаных ему пришлось поработать, когда неприятель по воздуху пытался прорваться к окружённой в Сталинграде армии Паулюса. И вновь, как в боях за Одессу, начальник полка лично водил своих лётчиков в махач, только в Июле 1942 года сбив 3 бомбардировщика Ju-88 и истребитель Ме-109.

Тем не менее немецкие лётчики продолжали господствовать в небе и силы полка резво таяли. В Сентябре он был ещё раз снят с фронта и оснащён на тот самый раз больше лёгкими истребителями Як-1. Часть пополнили опытными лётчиками, имевшими на счету не менее 5 побед любой, и перевели в особое подчинение командования 8-й Воздушной армии. Борьба за господство в небе отныне становилась его центровой задачей.

Под Сталинградом Шестаков без малого каждый день вылетал на боевые задания, увеличив свой свой счет до 11 побед. "Льву Шестакову, - писал руководитель политотдела дивизии Зубков - 8 Января 1943 года Тимофей Хрюкин приказал летать на задания, как позволительно меньше. Однако, Шестаков летал, как рядовой лётчик, то есть произвольный вылет. Сегодня в полку было 2 вылета двумя группами по 8 самолётов, и Шестаков оба раза летал ведущим. Со второго задания он не вернулся..."

Это произошло 10 Января. Вступив в мордобой с 3 истребителями противника, Шестаков дерзкой атакой уничтожил одного из них. При этом, сам был ранен в голову и лопатку ( начальный раз за всю войну ), а самолёт поврежден. Получив ожог лица, он всё же сумел отстать от противника. На горящем самолёте Шестаков дотянул до своей территории и посадил его на полевой плащадке. Едва он успел выйти из кабины, как его "Як" был разнесён в щепы пушечной очередью с "Мессера".

Лев Шестаков пользовался у лётчиков полка не только большим авторитетом, как отличный воздушный воин, но и искренной любовью за поистине отеческую заботу о своих подчинённых. В одном из стихотворений, написанных полковым поэтом, были и такие строчки:

...Наш орёл расправил высокомерно крылья над грядою чёрных облаков,

в мордобой ведёт Гвардейцев эскадрильи начальник бесстрашный Шестаков.

Очень чутко Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 Августа 1943 года, когда лётчики полка освоили новую для них "Аэрокобру", Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод "Кобры" из казавшегося для неё страшным плоского штопора.

Уничтожив под Сталинградом рядом сотни вражеских самолётов, 9-й ГвИАП стал одним из двух наилучших авиаполков битвы на Волге. В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но продолжительно в этой должности не выдержал - штабная служба его не привлекала.

Через некоторое время он принял руководство 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС Маршала Новикова для ведения "свободной охоты".

В состав этого полка вошли лучшие пилоты из различных частей 8-й Воздушной армии, имевшие на счету немного сбитых самолётов. И тем не менее, первое с чего начал Шестаков, - лично проверил порядок техники пилотирования у всех без исключения лётчиков полка. А далее усадил их "грызть гранит науки". Со своими подчинёнными Шестаков разработал то, что, если применить современную терминологию, разрешается было бы смело прозвать комплексной системой управления воздушным боем. Её основой стал девиз: "Кто владелец высоты - тот обладатель боя !"

Надёжная радиосвязь, непрерывное управление экипажами в полёте, определение рациональных боевых порядков истребителей и отбор эффективных тактических маневров - всё это по замыслу Шестакова должно было содействовать достижению преимуществ над противником с самого начала схватки в воздухе. И конечно - пламень ! Огонь на разгромление с минимально безопасной дистанции.

Чтобы аргументировать важность использования в бою наивыгоднейших углов набора высоты, Лев Львович Шестаков провёл с несколькими пилотами своего полка показательные поединки в воздухе, причём своих противников он заблаговременно предупреждал о том, что во время атаки не будет прибегать к сложным маневрам. "Соперникам" же разрешалось по собственному усмотрению реализовывать любые фигуры высшего пилотажа.

Но как ни пытались подопечные Шестакова "поймать" в перекрестие прицела его самолёт, свершить это им не удавалось: истребитель "Бати" ( так между собой лётчики нежно называли своего командира ) через немного минут следом взлёта оказывался в тактически выгодном по отношению к самолёту условного противника положении. И... одна его штурмовая вылазка следовала за прочий.

Так по крупицам складывалась "шестаковская наука побеждать", составившая в дальнейшем основу тактики действия советских истребителей - "охотников". Всё в ней было подчинено главной цели - достижению победы в воздухе, и вёл к ней своих подчинённых сам начальник - "лётчик от Бога", летавший наравне с рядовыми пилотами.

После переучивания на новейшие истребители Ла-7, полк асов начал боевые действия 4 Марта 1944 года, приняв участие в Проскурово - Черновицкой наступательной операции ( Западная Украина ). Вэтого за время войны лётчики полка выполнили 9450 боевых вылетов и уничтожили в боях 389 самолётов противника - достойный результат славного подразделения ВВС. Однако начальный его начальник не дожил до светлого дня Победы.

13 Марта 1944 года, через неделю потом начала боёв, Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в очередном воздушном бою. В тот день, у села Давыдковцы Хмельницкой области, наши лётчики вступили в мордобой с здоровенный группой вражеских пикировщиков Ju-87. Шестаков во главе шестёрки "Лавочкиных" устремился в атаку и стремительно уничтожил единственный "лапотник". Затем, показывая молодому ведомому как нужно штурмовать с минимальной дистанции, Шестаков подошёл к другому Ju-87 впритирку. От его очередей "Юнкерс" взорвался и свой истребитель был разрушен взрывной волной. Шестаков успел выпрыгнуть с парашютом, но до его полного раскрытия не хватило практически сотни метров... Только в Мае, когда в оврагах стаял снег, было найдено его туловище с орденами и "Золотой Звездой" Героя на груди.

Гибель Шестакова сразила неожиданностью и отозвалась острой болью в сердцах всех авиаторов: в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем сделаться авиационным полководцем самого высокого ранга.

В специальном приказе ВВС Красной Армии указывалось, что к Январю 1944 года Лев Шестаков совершил больше 200 боевых вылетов ( из них 65 на штурмовку войск противника ), участвуя в 82 воздушных боях, сшиб 15 самолётов лично и 11 в составе группы.

Общим итогом его боевой деятельности, по данным приведённым в книге выдающегося лётчика, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова, "Сокол - 1" ( посвещённой Льву Шестакову ), стали больше 600 боевых вылетов, 130 воздушных боёв, 29 неприятельских самолётов сбитых им лично и больше 45 - в группе с товарищами. Д. Я. Зильманович, в своей книге "На крыльях Родины", указывает на 400 боевых вылетов, 23 сбитых лично и 44 в группе. Если же несложно уложить имеющиеся данные по Испании ( 8 + 31 ) и Великой Отечественной войне ( 15 + 11 ), то получается 23 сбитых лично и уже 42 в группе...

Сын прославленного аса, также Лев Львович, пошёл по стопам отца, был военным лётчиком, летал на реактивных машинах...

Так же читайте биографии известных людей:
Лев Щукин Lev Schukin

В 1956 году Лев Кириллович окончил Военно - Воздушную академию, служил в Белоруссии. Был командиром истребительного авиаполка, Старшим инспектором..
читать далее

Лев Доватор Lev Dovator

Лев Доватор - Герой Советского Союза, генерал-майор, военоначальник. Родился 20 февраля 1903 года.Лев Доватор являлся командиром 2-го гвардейского..
читать далее

Лев Барашков Lev Barashkov

Советский артист театра, певец.
читать далее

Лев Лещенко Lev Leschenko

Зачем женщине работать? Чтобы не бояться, что муж ее когда-нибудь бросит и ей не на что будет жить? Так не нужно выходить замуж за тех, с кем..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий