Известные люди

»

Лев Щукин

Лев Щукин Lev Schukin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 20.10.1923
В 1956 году Лев Кириллович окончил Военно - Воздушную академию, служил в Белоруссии. Был командиром истребительного авиаполка, Старшим инспектором ВВС округа. Затем воевал в Египте, потом во Вьетнаме. Служба не была безоблачной: слишком был независим, смел и прям. Hачальству это не нравилось, так что большой карьеры он не сделал. С 1977 года Полковник Л. К. Щукин - в запасе. Работал Старшим преподавателем Белорусского государственного институтата народного хозяйства. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного знамени и Красной Звезды.

Лев Щукин родился 20 Октября 1923 года в городе Ногинске Московской области, в семье служащего. Окончил 10 классов и аэроклуб в Краснодаре. В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков в 1944 году.

...Шла Великая Отечественная махаловка. Щукин сильно старался - хотелось драться. Однако руководство заметило его отменный лётный "почерк", и до фронта он не доехал - за высокую технику пилотирования оставили в учебном полку лётчиком - инструктором. Судьба, как оказалось, готовила его для других схваток. Он стал одним из лучших Асов Корейской войны 1950 - 1953 годов, совершив 212 боевых вылетов, в 17 воздушных боях лично сбив 17 самолётов противника...

В Корею начальник звена 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка Капитан Л. К.Щукин попал весной 1951 года. За короткое время сшиб два вражеских самолёта: Р-51 "Мустанг" и F-80.

1 Июня 1951 года Щукин дежурил на аэродроме в готовности номер единственный. В кабине духота, самолёт пышет жарой. С пункта наведения поступила информация: четвёрка "Мустангов" ведёт разведку на малой высоте. Звено Щукина без промедления поднялось в воздух. Рассказывает сам Лев Кириллович:

- Вечерело. Мы шли от солнца, и "Мустанги" великолепно наблюдались. Я дал команду второй паре остаться вверху, а сам спикировал. Это была моя первая штурмовая вылазка. И чуток рановато открыл огонь: мимо. Второй раз нажимать некогда - прыть огромная, высоты уже нет. Ручку на себя - выхожу из атаки. Ведущий второй пары Лёша Свентицкий подошёл к американцу и так рубанул, что - "Мустанг" весь аж встрепенулся, стал разворачиваться в сторону моря. Я пошёл во вторую атаку - полупереворотом подошёл к нему метров на 100 и дал из трёх точек. Он прямолинейно упал вниз и скрылся в волнах. Всё. А второго ведомого я "сделал" моментально - зашёл в хвостище и снял.

Памятным оказался и боевой вылет 17 Июня 1951 года. Hас в тот день подняли с задачей отсечь "Сейбры" от ключевой группы, которая готовилась причинить массированный бомбово - штурмовой потрясение. У нашей эскадрильи была особая специфика - она сражалась только с истребителями. Бороться с бомбардировщиками и штурмовиками должны были другие. Особого желания биться в тот день не было, хотели покрутиться, не доводя до стрельбы. Hо они от боя не уклонились. И мы его приняли. В том бою "Сейбров" было больше, чем нас. Вижу - позади заходят, уже "клювы" видны - закрытая пластмассой антенна радиолокационного прицела. Я обернулся - "клюв" рядом, сноп огня ко мне пошёл. Круто пикирую, только успев гаркнуть своему ведомому Анатолию Остаповскому: "Остап, держись !" ( Говорят, в текущий момент где - то в Черкассах служит священником в церкви. Hе знаю, какой он поп, а лётчик был классный ).

Американец тянулся, тянулся за мной, а позже не выдержал - "клюнул" вниз. Я кладу самолёт на спину - следом за ним - и со всех пушек накрыл. Видел, как от плоскости у него отлетел большущий шмат обшивки и потянулся белый шлейф. В страшной круговерти Остаповский от меня оторвался, и я пошёл домой единственный. Вприятель слышу - потрясение по самолёту, как подобно как камешком, а следом град пуль. Фонарь моментально вдребезги, на приборной доске - кровь, ручка управления не слушается - заклинило. Осколок рассёк физиономия, ранка была такая, что я, извиняюсь за подробности, пальцем сквозь нос до языка доставал. Катапультировался, раскрыл парашют. Когда висел, они по мне стреляли - 4 "Сейбра" сделали по два захода...

Лётчиком американского "Сейбра", подбившего Щукина, оказался Капитан Сэмуэль Пескейр из 4-го крыла истребителей - перехватчиков ВВС США.

Вскоре в лазарет к Щукину приехал комдив Лобов. Спросил: "Hу что будешь работать ?" В наших частях, воевавших в Корее, существовало правило - произвольный катапультировавшийся лётчик подлежал отправке на Родину для тщательного медобследования. Отправлялись и получившие ранения, если для лечения требовалось длительное время, страдавшие тяжёлыми болезнями. Но любой раз, когда решался вопросительный мотив такого порядка, лётчики под всякими предлогами пытались остаться в строю, продолжить боевую работу. И некоторым это удавалось. На вопросительный мотив комдива Щукин ответил: "Я приехал со всеми и со всеми уеду !"

Лев Щукин - единственный из самых доблестных наших лётчиков - уничтожил 10 самолётов, был дважды сбит, катапультировался, но продолжал летать. Пополнив свой боевой счет ещё 5 машинами, сызнова был сбит, ему опять пришлось оставить самолёт. И ещё продолжал летать. Такая же история произошла и с Капитаном Полянским, тот, что трижды катапультировался, но оставался в строю. Только следом вмешательства командира истребительного авиакорпуса Генерала Г. А. Лобова, удалось приневолить неуемных лётчиков и их командиров соблюдать установленные правила. Но вернемся к повествованию нашего Героя:

- 29 Августа, в первый раз следом госпиталя, вылетаю на боевое поручение. Вдружбан - что за чертяка ? Слышу какой - то сторонний гул, как будто барабанной дроби. Прислушиваюсь. Опустил руки на колени - стихло, убрал - сызнова шум. Ах, вот оно что ! Оказывается, ноги сами по себе выплясывают на педалях. Страшно... Было ощущение: вот в текущее время взлечу - и всё, собьют !

С дрожью - "мандражом" Щукин и взлетел. Hо когда увидел противника, всё встало на свои места. В том бою он встретился с английскими самолётами "Глостер Метеор-4".

- Мы ворвались в их строй, расчленили, и любой стал ударять того, кто подвернулся по руку. От меня недруг хотел грубо покинуть на вираже, аж белые струи пошли с консолей, но... Я срезал его наповал.

Очень тяжёлыми выдались три дня в Октябре, с 22-го по 24-е, когда велись ожесточеёные бои с самолётами, наносившими удары по строящимся аэродромам. Ведущий второй пары Свентицкий передал: "Командир, с правой стороны большая группа "F-84" будь внимателен !" Щукин оглянулся и на момент растерялся: американцы уже заходили в атаку. Всё помнит в деталях:

- Хотели, видимо, схватить на испуг. Думали, уйдём, а мы, напротив, врезаемся в их строй. Это разрешается сравнить только вот с чем: идет абсолютный поток автомобилей, а ты грубо разворачиваешься - и на них. Двое выскочили прямо передо мной. Я едва довернул и с расстояния в 150 метров полоснул по одному. Огромный шар огня. Я не успел среагировать и влетел в тот самый шар. Открыл глаза - всё ясно. Остатки "F-84" вращаясь, падают вниз.

Hовый, 1952 год не принёс облегчения. 1 Января было сию минуту 3 боевых вылета. Через немного дней Щукин сшиб свой концевой "Сейбр" - 11 Января сшибли уже его. Дело было, по словам Щукина, так:

- Мы в тот день возвращались домой, и как снег на голову рядом - "клюв". Удар ! В кабину хлынул керосин. Понял, если не выключу мотор, - сгорю. Выключил. Отвесно падаю с 9000 метров. Через 4 км вывел машину из пике, катапультировался. Подо мной - горы, снега без малого нет. Мороз. Я мокрый, весь в керосине, а одет в брючки, рубашечку и китайский френч. Пока спускался, одеревенел. Удар о скалы был страшным, - позвоночник в трёх местах треснул. Лежу, гляжу в небосвод синее и внутренне с жизнью прощаюсь. Вдружбан минут сквозь 10 вопль на русском. Оказывается, рядом, на фортуна, были позиции наших зенитчиков. Положили меня на носилки, занесли в глиняную хату без окон и дверей, раздели догола, влили в губы кружку спирта и начали спиртом же растирать. Я ору благим матом, а они знай себе трут. Так и оттёрли с того света...

13 Ноября 1951 года командиру звена 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка Льву Щукину было присвоено звание Героя Советского Союза. Сам Лев Кириллович вспоминает об этом так:

" Шверник при вручении Золотой Звезды зачитал: "Майору Льву Щукину. За образцовое выполнение своего служебного долга". Я был в гражданском. Присутствующие подумали: по всей видимости, какой - то разведчик..."

В 1956 году Лев Кириллович окончил Военно - Воздушную академию, служил в Белоруссии. Был командиром истребительного авиаполка, Старшим инспектором ВВС округа. Затем воевал в Египте, после этого во Вьетнаме. Служба не была безоблачной: чересчур был независим, смел и прям. Hачальству это не нравилось, так что здоровый карьеры он не сделал. С 1977 года Полковник Л. К. Щукин - в запасе. Работал Старшим преподавателем Белорусского государственного институтата народного хозяйства. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного знамени и Красной Звезды. В настоящее время живёт в Минске.

Так же читайте биографии известных людей:
Лев Доватор Lev Dovator

Лев Доватор - Герой Советского Союза, генерал-майор, военоначальник. Родился 20 февраля 1903 года.Лев Доватор являлся командиром 2-го гвардейского..
читать далее

Лев Барашков Lev Barashkov

Советский артист театра, певец.
читать далее

Лев Лещенко Lev Leschenko

Зачем женщине работать? Чтобы не бояться, что муж ее когда-нибудь бросит и ей не на что будет жить? Так не нужно выходить замуж за тех, с кем..
читать далее

Лев Оссовский Lev Ossovskyi

22 апреля исполнилось 85 лет главному дирижеру и директору Камерного театра Бориса Покровского народному артисту России Льву Оссовскому. С юбиляром,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий