Известные люди

»

Маврикий Слепнёв

Маврикий Слепнёв Mavrikij Trofimovich Slepnev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 27.6.1896
Герой Советского Союза (20.04.34). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР, медалями.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил торговую школу, а далее экстерном сдал экзамены за совершенный вектор движения кадетского корпуса.

В 1914 г. был призван в армию вольноопределяющимся. В 1915 г. с отличием окончил школу прапорщиков. Участвовал в I-й важный войне. Воевал в Галиции. Был дважды ранен. В 1917 г. кончил Гатчинскую военную авиашколу. Был командиром авиаотряда. К концу войны дослужился до штабс-капитана.

В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Был военным инженером-фортификатором 25-й стрелковой дивизии Восточного фронта. Занимался сооружением переправ и полевых укреплений, обслуживал один в дивизии бронеавтомобиль.

В 1923 г. окончил Московскую авиашколу, был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С 1925 г. работал лётчиком ГВФ. Осваивал воздушные пути в Средней Азии. Награжден орденом Красного Полумесяца Таджикской ССР.

Затем летал на Дальнем Востоке и в Арктике.

В 1929 г. у берегов Чукотки зазимовали американская шхуна Нанук с грузом закупленной пушнины и советских времен корабль Ставрополь. Помощь в эвакуации осуществляли советские и американские летчики. При этом пропали без известия америкосский пилот Бен Эйельсон и его бортмеханик Борланд. Место катастрофы и тела погибших в бухте Ангуэма нашел Слепнев. По просьбе американского правительства он перевез останки погибших в США.

После возвращения занимался обследованием побережья Северного Ледовитого океана от Архангельска до Чукотки.

Участвовал в спасении экипажа и пассажиров парохода Челюскин, затертого во льдах. В феврале 1934 г. вкупе с Ушаковым и Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев.

Хотя Слепнев и Леваневский от Москвы до Аляски добирались на поездах и пароходах, заключительный период с Аляски до Чукотки был самым трудным: в это время года Берингов пролив и побережье зачастую закрыты туманом и снегопадами.

В США с помощью Амторга были закуплены два самолета Консолидэйтед Флейстер.

Первым на Чукотку вылетел Леваневский с американским бортмехаником Армистедом Клайдом и Ушаковым. Несмотря на сильно сложные метеоусловия, он продолжил полет. Но, без малого у самой цели, в нескольких километрах от Ванкарема, из-за сильного снегопада потерпел аварию. Самолет был очень поврежден и к дальнейшим полетам уже непригоден.

Более тертый полярник, Слепнев вылетал немного раз, но, попав в непогоду, возвращался. В конце концов, ему вкупе с американским бортмехаником Уильямом Левари удалось успешно достичь до Ванкарема. Оставив механика на Большой земле, Слепнев вторым потом Ляпидевского прилетел в лагерь Шмидта.

Ушаков должен был возглавлять работами по устройству посадочной площадки, которая из-за движения льдов нередко повреждалась, а собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому.

При посадке у Флейстера Слепнева было повреждено шасси, и ему пришлось оставаться на льдине трое суток, в то время как Молоков не привез ему необходимые запчасти.

Вспоминает подполковник Кренкель: Наконец наступил день, когда мы получили извещение о том, что к нам летят самолеты. Это было 7 апреля. Самолетов было три Флейстер Слепнева, Р-5 Каманин на и Р-5 Молокова. Первыми вылетели Р-5.

Все три летчика хотели лететь совместно и прийти в лагерь вместе с тем.

Поначалу шло все как задумывалось. Однако, когда Слепнев, имея на борту пассажира Г.А. Ушакова, догнал товарищей, он увидел, что за самолетом Молокова тянется шлейф темного дыма. У Василия Сергеевича барахлил движок. Продолжать полет было угрожающе, и, сопровождаемый Каманиным (для подстраховки на эпизод вынужденной посадки), Молоков вернулся в Ванкарем, чтобы исправить повреждения.

Вылетая из Ванкарема, Слепнев сообщил по радио: Буду в лагере посредством 36 минут. Я удивился таковый точности и посмотрел на часы. Через 37 минут на горизонте показался авиалайнер Слепнева. С немалый скоростью он приближался к лагерю, сделал крутой вираж и следом почему-то длительно кружился над аэродромом. В лагере недоумевали.

При посадке самолетов на сигнальной вышке типично находился штурман Марков. Так как он должен был сообщить мне о посадке, мы условились: троекратный взмах шапки над головой означает благополучную посадку. Но сколь я не глядел, Марков недвижимо стоял на вышке, никаких знаков не подавал, а затем стал опускаться на лед. Что-то неладно. Так оно и оказалось. Вскоре пришли с аэродрома и рассказали, что случилось.

Аэродром был узок, а агрегатина Слепнева обладала высокой посадочной скоростью. Ветер мешал пилоту сделать посадку, несмотря на летное мастерство. Самолет запрыгал, замахал крылышками и, выскочив за пределы аэродрома, подломался. Когда агрегатина остановилась, из нее, вроде бы ничего не случилось, вышел Слепнев. Одет он был с иголочки, что выглядело в особенности заметным на фоне наших очень обшарпанных туалетов: на нем была великолепная меховая курточка, видимо, эскимосского пошива на Аляске, и игривая шапка с меховым помпончиком. Этот пижонский наряд в сочетании с умением Слепнева носить наряд и его великолепным самообладанием не мог не изготовлять впечатления.

Слепнев привез ящик американского пива, шоколад, сигареты - одним словом, ему было чем угощать нас, в то время как механики, во всеоружии опыта, накопленного при штопании и латании бабушкинской шаврушки, начали к исправлению повреждений слепневского самолета.

Починив авиалайнер, Слепнев за единственный рейс вывез с льдины 5 джентльмен. Позже он вывез больного Шмидта на врачевание из Ванкарема в Ном, на Аляску.

Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: В самый-самый разгар эвакуации людей со льдины тяжко захворал Отто Юльевич Шмидт. Верный традиции моряков, он настаивал на том, чтобы его вывезли из лагеря последним. Но хворь оказалась серьезной, и Москва приказала незамедлительно вывезти его в лазарет для оказания квалифицированной медицинской помощи. Ближайший пункт, где такая подмога могла быть оказана, - Ном на американском континенте.

Кому возложить тот самый ответственный и тяжелый рейс? По этому поводу мы длительно совещались. Больному требовалось снабдить хотя бы минимальные удобства при перелете. Наши Р-5, несмотря на то, что были надежными в воздухе и могли делать посадки на ограниченные полосы, для эдакий цели не годились. В открытой холодной кабине, продуваемой ветрами, в сорокаградусный морозец несладко болезненный посредством десять минут полета превратился бы в ледяную статую.

Наиболее подходящими для транспортировки больного являлись тяжелые транспортные машины. Мы остановились на самолете Слепнева. То был америкосский флейстер, одномоторный моноплан с закрытой пассажирской кабиной, купленный совместно с другим флейстером у американцев для спасения челюскинцев.

Маврикий Трофимович Слепнев в Америке бывал неоднократно. У американцев он получил флейстер, облетал его и следом нескольких неудачных попыток сумел соорудить бросок с одного континента на прочий. В его экипаже находились два механика-американца Армстедт и Левари. Их ещё надлежало возвратить на Аляску. Словом, имелось полно доводов в пользу того, чтобы отбор стопануть на Слепневе.

Летное мастерство, мужество и знание Арктики, навык полетов в ней - качества, присущие Слепневу, были решающими в этом вопросе. Лично мне Маврикий Слепнев с первых минут нашего знакомства на льдине в лагере и в Ванкареме шибко понравился своей собранностью, деловитостью, серьезным и вдумчивым отношением к делу и к заданиям каждый сложности.

Эти качества у крестьянского сына Маврикия Слепнева выработала сама существование, многолетняя летная практика. А существование Слепнева сложилась занятно и своеобразно. Окончив торговую школу, он немного лет работал на заводе электрической аппаратуры. В юности сумел экстерном сдать экзамены за совершенный вектор движения кадетского корпуса. В первую вмемирную войну прапорщик Слепнев участвовал в боях в болотах Полесья, в горах Буковины, дважды был ранен, контужен.

Маврикий мечтал об авиации и добился зачисления на ускоренные курсы Гатчинской школы военных летчиков. Окончив их, он получил свою настоящую профессию. Гражданская битва привела его в ряды бойцов за политическая элита Советов. Слепнев служил дивизионным инженером в легендарной дивизии Василия Ивановича Чапаева. Вместоположение самолета под ним была верховая лошадь, а в руках вместо штурвала - кавалерийская шашка.

После гражданской войны Маврикий Трофимович работал инструктором в Московской высшей школе военной авиации, учил молодая поросль летать, учился сам. Летал на самолетах Добролета гражданским пилотом на трассах в Средней Азии. Водил свою машину посредством Гиндукуш в столицу Афганистана Кабул. Налетав в Средней Азии без малого полмиллиона километров, Слепнев перевелся в Сибирь, стал вкалывать на трассе Иркутск - Якутск протяженностью без малого 3 тысячи километров над безмолвной тайгой.

Суровой зимой 1930 года в лагуне Ангуэма трагически погибли американские авиаторы пилот Эйельсон и механик Борланд. Их искали, но безуспешно. На поиски погибших вылетел Маврикий Слепнев. Во льдах он нашел остатки разбитого самолета и трупы погибших. По просьбе госдепартамента США Слепнев на самолете СССР-117 с траурным флагом на борту перевез тела погибших на американскую шхуну.

Челюскинская эпопея привела Маврикия Слепнева в США, где он сообща с Леваневским отобрал два самолета, стартовал из Нома вскоре следом Леваневского. Самолет попал в пургу, стал обледеневать. Пришлось возвратиться, переждать непогоду и стартовать второй раз. На тот самый раз ему удалось прорваться в Ванкарем, а оттуда в лагерь Шмидта. На посадке агрегатина получила повреждения, на ремонтик ушло три дня. Слепнев все же сумел перебросить пятерых челюскинцев в Ванкарем.

Да, такому человеку, мужественному летчику разрешается было доверить труднейшее поручение на полет в Америку. И Маврикий Слепнев блестяще с ним справился. Он сумел принести больного О.Ю. Шмидта на Аляску в Ном, чем поразил американцев.

В Номе Маврикию Слепневу вручили радиограмму из Москвы, в которой от имени руководителей партии и правительства говорилось: Восхищены вашей героической работой по спасению челюскинцев.

Америка ещё восхищалась подвигами русских летчиков и героев челюскинской эпопеи. Американские газеты пестрели сенсациями. Газета Нью-Йорк таймс в одной из передовых статей писала: В течение многих лет из Арктики не поступало больше драматических сообщений. Мир узнавал о том, что там происходит, каждый день благодаря радиосвязи, отваге и умению советских летчиков. Газета заключала, что Шмидт вышел из испытания с непоколебимой репутацией отважного, жертвующего собой человека, и геройский поступок советских пилотов продемонстрировал это также.

В газетах многих стран рядом с именем О.Ю. Шмидта стояла фамилия летчика М.Т. Слепнева, оставшегося, несмотря на огромную славу и популярность, скромным человеком, энтузиастом советской авиации.

Вспоминает Кренкель:

Вылетая неблизко не последним из лагеря, Шмидт рисковал ни капли не меньше. Маврикий Трофимович Слепнев, доставивший Отто Юльевича из Ванкарема на Аляску, в град Ном, рассказывал мне, что американские механики, осмотрев авиалайнер, сказали:

- Вам весьма повезло! Это диковина, что вы долетели... Дело в том, что во время прыжков самолета на нашем аэродроме лопнули крепления в фюзеляже самолета. Целостность конструкция была нарушена, и все держалось только на обшивке.

20.04.34 г. Слепнев Маврикий Тимофеевич был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали Золотая Звезда, как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 5.

Член ВКП(б) с 1934 г.

В 1935 г. Слепнев был избран членом ЦИК СССР.

С 1935 г. он был назначен командиром учебно-опытной эскадры по эксплуатации дирижаблей. В состав эскадры входило пять кораблей, в т.ч. единственный полужесткого типа[2].

В 1935 г. Дирижаблестрой сдал ГВФ в эксплуатацию полужесткий дирижабль СССР В-7бис Челюскинец.

В темное время суток с 23 на 24 октября 1935 г. В-7бис вылетел из Гатчины в Петрозаводск. На задний полет запаса топлива не хватило, и на расстоянии 100 км от базы двигатели остановились. В течение нескольких часов дирижабль дрейфовал к Финской границе, оттого было принято заключение о посадке. При спуске в темноте дирижабль зацепился за провода линии электропередачи, в результате чего возник пожар. Все, кто успел выпрыгнуть из гондолы, спасились. Горящий дирижабль упал на собачий питомник НКВД, сгорело примерно ста овчарок. Погиб единственный член экипажа. Командир дирижабля был осужден на 2 года.

В 1936 г. Слепнев окончил ВВА РККА им. Жуковского.

В том же году в строй вошел дирижабль СССР В-8[3] объемом 10 тыс. м3. Его конструкция была аналогична конструкции дирижаблей СССР В-7 и В-7бис. Расположение килевой фермы треугольного поперечного сечения вершиной вверх и использование трехпоясной системы внутренней подвески приблизило поперечное сечение оболочки к кругу. В сочетании с удачной компоновкой аппарата, позволившей существенно сократить число и размеры отдельных элементов конструкции, выступавших за обводы оболочки, это обусловило сравнительно небольшую величину коэффициента лобового сопротивления дирижабля.

В 1936 г. Слепнев был назначен заместителем начальника, а в 1937 г. - начальником Главной инспекции ГВФ.

В 1937 г. был построен маленький мягонький дирижабль СССР В-10 объемом 3,6 тыс. м3, предназначенный для обучения и тренировки летного состава.

В Дирижаблестрое велись работы по проектированию полужесткого дирижабля объемом 55 тыс. м3 со следующими параметрами: длина - 152 м, диаметр миделя - 29 м, высота - 31 м, радиус действия - до 7000 км, крейсерская прыть - 100 км/ч. Кроме того, планировалась постройка двух высотных полужестких дирижаблей с объемами 29 и 100 тыс. м3. Последний аппарат должен был летать на высотах возле 11 тыс. м. Однако потом В-8 ни единственный полужесткий дирижабль так и не был создан. Участившиеся катастрофы дирижаблей[4], в т.ч. погибель цеппелина LZ-129[5] и советских дирижаблей В-6[6] и В-10[7], привели к консервации деятельности Дирижаблестроя.

22.02.38 г. Слепневу было присвоено воинское звание комбриг. Он кроме того был награжден медалью ХХ лет РККА.

В 1939 г. был назначен начальником Академии ГВФ.

В июне 1941 г. окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1941-42 гг. полковник Слепнев был заместителем командира авиабригады ВВС Черноморского флота. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. В 1942-43 гг. служил в Главном Управлении ВВС ВМФ, с 1944 г. - в Главном штабе ВМФ.

С 1946 г. - в отставке. Автор книг: В снегах Сибири, Первые Герои Советского Союза.

Умер 19.12.65 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Магдалена Нойнер Magdalena Noier

Магдалена Нойнер - выдающаяся немецкая биатлонистка. Родилась 9 февраля 1987 года.На сегодняшний день Магдалена Нойнер является двукратной..
читать далее

Магдалена Форсберг Magdalena Forsberg

15 марта в Ханты-Мансийске стартует чемпионат мира по биатлону. Впервые за многие годы среди участников не будет самой титулованной биатлонистки -..
читать далее

Магдалена Леви-Булет Magdalena Lewy-Bou

Известная опытная спортсменка из Америки, талантливая легкоатлетка, бегунья. Ее спортивные дисциплины дистанции различной величины, и марафон в том..
читать далее

Магжан Жумабаев Magjan Jumabaev

Выдающийся казахский писатель, публицист, один из основателей новой казахской литературы.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий