Известные люди

»

Магжан Жумабаев

Магжан Жумабаев Magjan Jumabaev Карьера: Поэт
Рождение: Казахстан, 25.6.1893
Выдающийся казахский писатель, публицист, один из основателей новой казахской литературы.

Магжан Жумабаев - отличный казахский литератор, стихотворец, публицист, единственный из основателей новой казахской литературы. Его стихам, поэмам, рассказам присущ обостренный трагизм, выражающий ощущение ответственности перед народом и вытекающее из него воззвание к истокам и переломным моментам истории. В то же время Магжан воспринял общечеловеческое художественное и научное наследие, начиная с Шекспира, Пушкина, Соловьева и кончая символизмом, технократизмом и Шпенглером. Столь распространенные в наши дни экзистенциальные мотивы достаточно явственно просматриваются в его творчестве. После долгих лет замалчивания Магжан Жумабаев открылся нам заново.

Магжан Бекенулы Жумабаев родился 25 июня 1893 года в урочище Сасыккуль Сарыайгырской волости Петропавловского уезда. Умер 19 марта 1938 года в Алма-Ате. Магжан происходил из зажиточной семьи, его папа Бекен был бием, волостным управителем. С четырех лет он начинает штудировать восточные языки и литературу. Ранние вирши Магжана не сохранились. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает осваивать в медресе Бегишева в Кзыл-Орде, получив там среднее мусульманское образование. В 1910 году он поступает в медресе Галия, высшее мусульманское заведение в городе Уфе. Но по совету преподавателя Галымжана Ибрагимова, ставшего классиком татарской литературы, Магжан ищет другие пути пополнения образования. При содействии Ибрагимова в 1912 году в Казани в первый раз выходят в печати произведения юного Магжана. В тот самый же отрезок времени при наставничестве со стороны Миржакипа Дулатова и Ахмета Байтурсынова он изучает российский язык, знакомится с русской и европейской литературой, сотрудничает с газетой "Казах". Магжан поступает в 1913 году в Омскую учительскую семинарию. В годы, проведенные в Омске, Магжан принимает активное участие в создании общества "Бирлик" ("Единство"), редактирует его рукописный журнал "Балапан".

С первых шагов в поэзии Магжан обнаруживает ослепительный самобытный гений. Широкое признание принес ему поэтический сборник "Шолпан" (1912). Первый период творческого пути Жумабаева охватывает отрезок времени с 1910 по февраль 1917 годов. Все сильнее звучат мотивы национально-освободительной борьбы в стихах поэта, смело обращающегося к истории. В стихотворении "Прошлое" Магжан называет имена героев борьбы супротив джунгарских поработителей. Для него настоящий герой тот, кто "помнит о своей нации".

После февральской революции Жумабаев, имя которого как поэта уже было известно в кругах казахской интеллигенции, был введен в состав областного комитета партии "Алаш". Хотя на всеказахстанских съездах этой партии он избирался кандидатом в депутаты учредительного собрания, активной политической деятельности он не вел. В дальнейшем, на втором этапе своего творческого пути (1917-1924) Жумабаев стремится отступиться от стереотипов в своем мировоззрении. Он занимается журналистикой, работает на ниве просвещения, издает в 1922 году работа под названием "Педагогика". Магжан некоторое время был редактором газеты "Бостандык туы" ("Знамя свободы"), издававшейся в Омске, а с 1921 года - в Петропавловске.

Напряженный и творчески плодотворный отрезок времени жизни Жумабаева связан с переездом в 1922 году в Ташкент, где он создает поэму "Батыр Баян", цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-Сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве. Он сотрудничает с газетой "Ак жол" и журналом "Шолпан". Здесь же, в Ташкенте, а ещё в Казани в 1922-23 годах единственный за другим выходят в свет два сборника стихотворений Жумабаева, в которых проявились отличительные черты его дарования. Магжан принадлежит к тому поколению поэтов, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада. Он с жадностью следил за мировым литературным процессом, стремясь угодить в струю художественных течений современности. Подобно западным и русским символистам Жумабаев пытался забежать в "запредельный мир", где по его глубокому убеждению, таятся истинные идеи, он старался сосредоточиться только на переживаниях, сменить образ символом.

В тот самый же отрезок времени взлета начинается волна обвинений в национализме, пантюркизме, самолюбовании. Эти наветы продолжались и в отрезок времени его учебы в 1923-26 годах в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В.Брюсовым, тот, что приподнято ценил гений казахского поэта. Параллельно Магжан работал в Московском Восточном издательстве. Летом 1927 года он возвращается на родину и занимается преподавательской деятельностью в Петропавловске, Боровом. В это время он создает строй патриотических стихов, воспевающих новую существование. Жумабаев принимает активное участие в создании литературы для детей, пишет учебники.

В 1929 году по ложному обвинению Жумабаева осудили на 10 лет лишения свободы, он отбывал возмездие на Севере, следом в 1935 году благодаря ходатайству М.Горького был освобожден досрочно. Однако, нахождение на свободе длилось кратковременно. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, Жумабаев по приглашению С.Сейфуллина прибыл в Алма-Ату. 30 декабря 1937 года по злостному навету стихотворец снова подвергается аресту. В ежовских застенках 19 марта 1938 года Жумабаев был расстрелян. В издании "Шыгармалары" ("Произведения"), подготовленном Институтом литературы и искусства Казахской Академии и вышедшем в свет в 1989 году, имеется приложение, содержащее статью Ж.Аймауытова о поэтике Магжана Жумабаева. Статья представляет собой контент выступления в 1923 году перед студентами Ташкента. Оценивая творчество Магжана, Аймауытов пытается отстоять его, каким-то образом снять с поэта обвинения в самолюбовании, созерцании, идеализме, преклонении перед стариной и т. п. Печать времени на статье Аймауытова о Жумабаеве имеет не только негативный привкус.

Показывая, что гнет царизма не мог не пробудить в душе Магжана национального самосознания, Аймауытов относит его сумасшедший увеличение к 1914-1915 годам. После Февраля творчество Жумабаева пронизывается гражданской ответственностью писателя перед народом. Его потрясает ощущение безысходности. Переходя к чисто художественной оценке творчества Жумабаева, Аймауытов говорит: "Легкости, прозрачности стиха, его гармоничного воздействия на слух, изящества в оборотах, умения одним словом обрисовать картину стремился достигнуть и Абай, но никому не удавалось достичь такого словесного совершенства, какого добился Магжан". И дальше продолжает: "Какие ценности вечны, необманчивы, чисты в своей сути? Это натура. Природа, влюбленность, краса - вот нетленные ценности, которые поэты с незапамятных времен воспевают, перед чем они преклоняются, в чем находят отраду. Этому закону поэтического творчества следует и Магжан". В общем, Аймауытов характеризует Магжана как великого национального поэта. Его мощь в том, что он ведет за собой подражателей, учеников, создал целое ориентация, школу.

"Среди современных поэтов большинство не могут уже чиркать, не заимствуя формы или внутреннего стихотворного строя Магжана. Кто бы ни писал, не может избежать того, чтобы не брать чего-нибудь из словесного массива Магжана. Даже не хочет сознательно брать, как бы супротив своей воли берет у него. Почему? Красивое, ладное, сильное, готовое словечко само как бы подготовлено к тому, чтобы угодить на язык. Поэтому поэты, которые не возлюбили Магжана, все-таки следуют стилю Магжана, технике выражения. Если глянуть, критически дать оценку тех поэтов, которые выступают прямо супротив Магжана, то разрешено увидать, что они пользуются уже выработанными им формами. Те, которые раньше были наставниками Магжана, теперь, когда пишут, испытывают воздействие своего ученика. Другими словами, на ниве поэтики после этого Абая привнес новые формы, повел за собой учеников, создал школу как стихотворец за пределами сомнения Магжан. Именно он разнообразил следом Абая размеры стиха".

В целом же, как стихотворец Жумабаев - мастер интимной лирики. Он боготворит дар любви как неземное фортуна и отрада. Он живописует саму слабость, ее яркую вспышку и бурное течение. Такие его стихотворения как "Мое желание", "И меня ты, кончина, убаюкай", "Люблю", "Эй, Сарсембай", "Темная буревая ночь" составили сокровищницу казахской поэзии. Отдавая дань символизму, Магжан аналогично другим представителям этого направления сделал страсть сколько полезного для развития литературы.

Литературное наследие Магжана Жумабаева выдержало опробование временем, оно органически вошло в историю казахской поэтической культуры, составив наряду с творчеством других классиков ее неотъемлемую количество.

Так же читайте биографии известных людей:
Магомед Толбоев Magomed Omarovich Tolboev

Герой Российской Федерации (17.11.1992), Заслуженный летчик-испытатель РФ (19.10.1996), полковник, кандидат исторических наук (1995), политик.
читать далее

Магомедали Магомедов Magomedali Magomedov

Председатель Государственного Совета Республики Дагестан, член Совета Федерации первого и второго созывов.
читать далее

Магомет Гаджиев Magomet Gadzhiev

Магомет Гаджиев - Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота. Родился 20 декабря 1907 года.На..
читать далее

Маджид Маджиди Madgid Madgidy

В Москву на ретроспективу своих фильмов приехал один из наиболее известных в мире иранских кинорежиссеров Маджид Маджиди. О том, что привело его в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий