Известные люди

»

Май Митурич-Хлебников

Май Митурич-Хлебников May Miturich-Khlebnikov Карьера: Художник
Рождение: Россия, 29.5.1925
График, живописец. В 1953 г. окончил Московский полиграфический институт. Учился у П. В. Митурича.

Государственная премия РФ 1993 г. за настенную роспись Палеонтологического музея АН СССР им. Ю. А. Орлова.

За эту же работу в 1987 г. серебряная медаль АХ СССР.

Серебряная медаль и диплом Международной выставки искусства книги в Лейпциге (ИБА-65) в 1965 г. за иллюстрации к книге С. Маршака "Стихи для детей".

Серебряная медаль и диплом Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе (БИБ-67) в 1967 г. за иллюстрации к книге К. И. Чуковского "Украденное солнце".

Награжден Орденом Восходящего солнца (Япония) 2005г.

Среди основных работ кроме того иллюстрации к книгам: К. Чуковского "Тараканище" (1970), "Муха-Цокотуха" (1986), С. Маршака "Стихи для детей" (1971), С. Михалкова "Лиса, бобер и др." (1975), Р. Киплинга "Маугли" (1976), С. Аксакова "Аленький цветочек" (1985), С. Маршака "Азбука" (1984), "Двенадцать месяцев. Умные вещи" (1987), В. Бианки "Красная горка" (1986), Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе" (1989).

М. П. Митурич-Хлебников автор многочисленных акварелей: "Подмосковная зима" (1991), "Березы" (1992), "Хоккайдо. Взморье" (1999), "Вековая олива" (1997); эстампов, серий рисунков, а кроме того живописных работ "Ирисы и маргаритки" (1967), "Под дубом" (1969), "Автопортрет" (1990), "Весенние березы" (1992), "В мастерской" (1996), "Оливковая роща" (1997), "Греческий берег" (1997), "Храм Афеа. Остров Эгина. Греция" (1998), "Греция. Древняя Олива" (1997), "Долина на острове Закинор" (1997).

Действительный член АХ СССР (1991). Народный художник РСФСР (1986). Профессор с 1990 г. Академик-секретарь Отделения графики и член Президиума PAX с 1997 г.

Похоронен 1 июля 2008 года в Москве.

Реальность и сказка Мая Митурича

Часто ли в наше жестокое, злое время конфронтаций и ненависти, безверия и опустошенности разрешается углядеть искусство, исполненное света и радости, восхищения и преклонения перед красотой Божьего мира? Многие ли из нас способны так видать и так понимать? Май Митурич способен. Способен пробуждать в душе зрителя такое восприятие, может заражать им близких ему художников, вызывая великую признательность и искреннюю влюбленность. Мало кого так любят друзья и ученики, как этого в настоящий момент уже аксакала с душой и глазами ребенка.

В течение многих лет Май Митурич был известен в прошлом всего как график, мастер детской книги. Книги превалировали, хотя, конечно, мы знали и приподнято ценили его превосходные рисунки с натуры, акварели, маслянную живопись. Но книги, оформленные Маем Митуричем, становились частью нашей жизни, входили в наши дома начиная с 1960-х годов; наши дети и внуки росли на его книжках. Более тридцати лет наша детская иллюстрация не мыслила себя без его всю дорогу узнаваемых, постоянно шибко личных авторских книжных решений: без чистых звонких красок его палитры; без поразительно доброго юмора и таковый светлой, эдакий причудливо-веселой сказочности Мухи-Цокотухи и Угомона; таинственных джунглей Маугли, суровых северных скал, птичьих базаров и оленей рассказов Г. Снегирева... Митурич неизменно воспринимался в первую очередность как книжник, единственный из лучших наших мастеров детской книги, преемник и наследник ленинградской школы - традиций В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина, В. Курдова.

Но в текущее время, в последние годы, Май Митурич все больше предстает в удивительной целостности своего творческого облика - не иллюстратором-Митуричем, не рисовальщиком-Митуричем, не живописцем-Митуричем, но легко Митуричем, творцом необыкновенного мира - не придуманного, не литературного, увиденного в натуре, живого в каждом штрихе, в каждом движении кисти.

В этом открытом для нас художником мире нет никакой разницы между сказочными персонажами детских книг и образами реальной природы; между героями Одиссеи и портретами друзей. Реально и сказочно, за пределами времени, вроде бы в ином, едва-едва сместившемся измерении живут у Мая Митурича и смятенный ветром буро-охристый подмосковный чаща с сизыми прорывами сумрачного предгрозового неба; и дробные листья жасмина, нежно-зеленеющие на перламутровом фоне; и серебряные березы, стынущие в морозном тумане; и букеты цветов; и люди его портретов, узнаваемо-похожие, такие, как в жизни, - и не такие.

Не за гранью времен, а нимало рядом, шибко рядом, доступно глазу художника существует, живет, проступает через туман веков прекрасное ребячество Эллады, белеет нетронутой чистотой прибрежный песок, и корабли Одиссея растворяются в манящих просторах южных морей. И неразрывно с той древней Элладой встают в акварелях, сделанных художником с натуры, неподвластные времени просторы моря, стволы олив, очертания прибрежных скал греческих островов...

Высятся в незыблимом безмолвии вечности древние Гималайские горы - таинственная Индия, сказочная, пряная, мистическая, непостижимая для европейца держава. Сколько художников пыталось поднять ключи к ее заповедной двери, и как нечасто это им удавалось! У Митурича Индия такая же своя, как Подмосковье, и кроме того поэтически-неуловимая. Сияют горы - серые, розоватые, сизые; бежит реченька - и все светится, поет музыкой нежных, тонко сгармонированных акварельных красок. Веселые горы, веселые бегущие облака; сизые горы, сумрачные, дождливые, серо-черные посреди смятения грозных туч...

Приближается к нам, выступает из запредельной дали неведомая и непонятная Япония. Далекий и неизвестный мир природы, других людей, и уклад их жизни, народной фантазии открывается в книжках чудесных японских сказок, оформленных Митуричем, в его тонких изящных и веселых иллюстрациях - и созвучных японскому искусству, великой японской многоцветный гравюре, и оригинально-своих; оживает в прозрачных, легких, сделанных тушью рисунках на свитках - интерпретации поэзии Мацуо Басё, классика хоку, традиционной японской поэтической формы стихов-трехстиший.

А ещё больше - в акварелях, пейзажах Японии, пронизанных ее светом, ее воздухом. Сделанные во время пребывания на Хоккайдо, где он прожил год по приглашению своих японских друзей, японские вещи Митурича лишены более того оттенка стилизаторства: его десница узнается в каждом штрихе, каждой линии, каждом оттенке цвета. И в то же время - это Япония. Пусть чуть-чуть русская Япония, представшая в восприятии русского художника, преломленная сквозь его зрение, прошедшая посредством его душу, но от того в особенности близкая нам, понятная и потрясающе живая.

Станковые вещи Мая Митурича - и сделанные маслом работы, и акварели, тонкие, пронизанные внутренним светом, - строятся на сочетаниях изысканно красивых чистых тонов; рождаются, как музыка, от соприкосновения души живописца с душой цветов, деревьев, гор - вечным и мудрым духом природы. Рядом с Митуричем и его искусством нечаянно становится стыдно за свои черной копотью засыпанные глаза, за свою темную, разочарованную душу. Усталые, раздраженные, мы, соприкасаясь с ним, негусто преображаемся, приобщаемся к той чудесной стране, где властвует добрый кудесник с таким светлым, радостным и молодым именем Май, куда он доверчиво приглашает каждого, кто способен если не существовать там вечно, то хотя бы забежать в щелочку...

Так же читайте биографии известных людей:
Майер Принштайн Myer Prinstein

Американский легкоатлет, трёхкратный чемпион летних Олимпийских игр.
читать далее

Майк Майерс Mike Myers

Остина Пауэрса поражает больше всего, так это его консервативный вид, контрастирующий с его ролями. Широкая улыбка обнажает великолепные, в отличие..
читать далее

Майк Тайсон Mike Tyson

Майк Тайсон - известный американский боксер-профессионал. Родился 30 июня 1966 года. Прозвище - Железный Майк.Майк Тайсон является абсолютным..
читать далее

Майк Гаскойн Michail Gascoyne

Любой конструктор потенциально любит перемены в регламенте, потому что это дает шанс оказаться изобретательнее других. Мы продули в аэродинамической..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий