Известные люди

»

Максим Штраух

Максим Штраух Maksim Shtrauh Карьера: Актер
Рождение: Россия, 23.2.1900
23 февраля 2005 года исполняется 105 лет со дня рождения Максима Максимовича Штрауха. Вряд ли многие узнают его без грима, ведь Максим Штраух вошел в историю советского кино прежде всего как актер, сыгравший Ленина. Однако на счету талантливого актера роли в фильмах и спектаклях ничуть не менее яркие.

Мастер кропотливый и парадоксальный, лабораторно добросовестный - так рекомендовали Штрауха советские кинокритики. В подтверждение приводили бессчетные дела - папки, в которых Максим Максимович хранил дома материалы для ролей: наброски грима, исторические справки.

Актерская история жизни Максима Штрауха началась в 1921 году на сцене Первого Рабочего театра Пролеткульта. За больше чем 50-летнию карьеру он побывал актером Театра Мейерхольда, Театра Революции, Мкумачового театра и еще раз Театра Революции, вернее Театра имени Маяковского, сыграл в 32- фильмах.

Максим Максимович Штраух побывал актером и режиссером, поработал ассистентом Эйзенштейна в картинах Броненосец Потемкин, Октябрь, Старое и новое... Ленин-Айболит, Максим Штраух добился признания: всенародный артист СССР (1965), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий СССР (1949, 1951 дважды). Немного жаль, что современники знали его в основном как Ленина, хотя надобно вернуть должное актеру с этими ролями артист справился и полностью заслужено получил премию За своеобразное, впечатляющее и глубокое человеческое воплощение образа Ленина на XI МКФ в Карловых Варах.

Киновед, сценарист и режиссер Владимир Юренев о Максиме Штраухе

Зимним утром 1947 год я пришел на Потылиху к Эйзенштейну, чтобы поддержать ему действовать над материалами на монтаже. Сергей Михайлович был нелегко болен, в тот самый день ему было хуже. Он лежал на тахте, на своем мексиканском цветастом одеяле, а в кресле сидел я его разом узнал Максим Максимович Штраух.

Вы не знакомы? - спросил его Эйзенштейн. Я робко сказал: Конечно, я знаю, страсть сколько видел. А Штраух элегантно и светски приподнялся и сделал мне приветственный жест.

Действительно, кто тогда из нас, вгиковцев (я был тогда уже молодым преподавателем), кто из нас не знал Максима Максимовича Штрауха. Мы все увлекались его ранними эксцентрическими ролями в спектаклях и фильмах Эйзенштейна. Мамилюков-Проливной неожиданно очутился в пьесе Островского На всякого мудреца, и Штраух играл его в костюме белого клоуна. Дальше, сыщик, тот, что похож на бульдога, тот, что рыскает и прячется в толпе в Стачке. Мы знали, что Штраух входил в пятерку знаменитых ассистентов Эйзенштейна, снимавших с ним Броненосец Потемкин, Октябрь, Старое и новое. Ну и, в конце концов, кто же не знал таких ролей Штрауха, как разведчик в Привидении, которое на возвращается Абрама Роома. Государственный чиновник Пырьева, где Штраух играет в первую очередь маленького, забитого, робкого, униженного человечка, тот, что овладев немалый суммой денег становится стяжательным, жадным, опасным, подозрительным это была большая сатирическая образ. Ну и конечно, другие роли Штрауха, которые были у всех на глазах.

Я заметил, что до моего прихода Сергей Михайлович и Максим Максимович о чем-то тревожно говорили. Только после этого, через хоть отбавляй лет я понял, что, по всей вероятности, они обсуждали беду, которая надвигается на них. Штраух играл в картине Юткевича Свет над Россией Ленина, причем это была его 5 или 6 картина, где он играл Ленина. И вот, над этой картиной нависла скорбь она не понравилась Сталину и была запрещена. Вероятно, Сергей Михайлович и Максим Максимович обсуждали эту беду. А меня тогда занимала и умиляла ласковая дружелюбность, с которой они разговаривали. Эйзенштейн называл его Мака, а Максим Максимович Эйзенштейна - старец. Вот они говорили о чем-то важном и неприятном, и когда я пришел, они с радостью перешли к чему-то другому.

Я вспомнил, что эти два больших художника, друживших с раннего детсвта, начавших совместно работу и в театре, и в кино, им пришлось не в первостепеннный раз обсуждать беды, которые на них свалились. В середине 30-х годов, в расцвет советского звукового кино, в годы выхода Чапаева, Юности Максима и у Штрауха, и у Эйзенштейна были большие творческие неприятности.

Эйзенштейн по приезде из Мексики приступил становить сатирическую комедию М.М.М.. МММ это значит Максим Максимович Максим. И Максим Максимович играл обывателя, какого-то парикмахерского деятеля, тот, что каким-то образом выбрался в большие начальники. И вот он со своими парикмахерскими, парфюмерными манерами начинает кем-то править.. Сатира на мещанство, на приспособленчество. Слава богу, картина была запрещена ещё на первых шагах Почему слава богу? Потому, что там затрагивались три богатыря, патриархи, православная религиозная вера, и это бы не прошло и было бы запрещено, да ещё со скандалом. А так было запрещено тихонько.

Зато замечательная образ Максима Штрауха в картине Абрама Роома Строгий юноша по сценарию Юрия Олеши была запрещена с грохотом. Олеша хотел сформировать образ юноши будущего пригожий, раскованный, верящий в себя и в своих друзей, верящий в свои идеи. И вот как контраст этому юноше существовал персонаж, которого играл Штраух: циничный приспособленец, враждебно относящийся и к современности, и к будущему России. Вот это была образ сильная, злая, как мог сыграть Штраух. Картина была запрещена за формализм, которого мы в текущее время не находим, за не вовсе точные характеристики положительных героев. Штрауховская образ была безупречна.

Эйзенштейн сильно переживал запрет второй серии Ивана Грозного Мы знаем, что из этой трагедии Сергей Михайлович Эйзенштейн не вышел он умер вскоре вслед за тем этой нашей встречи. Но для Максима Штрауха к счастью судьбина сложилась больше счастливо. Помогла ему его образ, образ Ленина, которю он сыграл у разных режиссеров, главным образом у Сергея Осиповича Юткевича, ещё у Козинцева и Трауберга, у Чиаурели. И вот потом неудачи со Светом над Россией (картина Юткевича была также запрещена) Штраух, во-первых, сыграл образ абсолютно не похожую на то, что от него привыкли ожидать. Наряду с такими серьезными, острыми, политически значительными ролями, как образ Ленина, как образ государственного руководителя, он сыграл, в частности, очаровательную, гротескную образ доктора Айболита в фильме для детей. Сыграл с немалый нежностью, с любовью к животным. Он обращался с маленькой обезьянкой как со своей подружкой или доченькой. Он ее лечил, и это было мило. И Штраух, которого мы привыкли нередко лицезреть резким, обличающим или углубленным, мудрым, непререкаемым, в этом месте он шутлив, нежен, добр.

Дальше пошли снова новые образы Ленина. Выручил Чиаурели. Этот талантливейший режиссер пользовался особым расположением Сталина, и то, что он пригласил Штрауха затем неудачи со Светом над Россией в свою картину Незабываемый девятнадцатый год, это была, конечно, для Штрауха большая фортуна, как бы реабилитация. Вероятно, в этом сыграл большую образ дружбан Эйзенштейна и Штрауха драматург Всеволод Вишневский (по его сценарию Чиаурели и поставил эту картину).

Дальше сызнова были еще раз победы, победы, связанные с содружеством Штрауха и Юткевича. Это была Последняя осень - о том, как Ленин борется с болезнью, преодолевает страдания, преодолевает бессилие, как он не оставляет своей деятельности. И немного позднее картина о времени Первой важный войны Ленин в Польше, где палитра, которой владеет Штраух, потрясающе многообразна и остра: Ленин задумчивый, Ленин смирный и вслед за тем Ленин шутливый, Ленин подтрунивающий над собеседником. Это все весьма слитно, шибко человечно. И не случайно, когда спрашивали Надежду Константиновну Крупскую о том, как ей нравятся актеры, играющие Ленина, она выделила Штрауха. Потому что несмотря на то, что, конечно, мне видно, что он не так уж и похож, зато его звук, его интонации и, главное, дума, которую он все время настойчиво и ослепительно несет, - вот это ленинское, вот это ей крайне понравилось.

Максим Максимович Штраух наследник известного московского врача немецкого происхождения. Это культурнейшая семейство. Штраух дружил с сыном писателя Телешова, а в доме у Телешова, где Штраух всегда бывал, бывали и Шаляпин, которого Штраух обожал всю существование, там бывал и Куприн, и Леонид Андреев, и Горький И вот с этими людьми Штраух общался.

Дружба с Эйзенштейном началась с детства. На рижском взморье эти два маленьких мальчика пытались определить Синюю птицу, которую Штраух видел в Москве, и которую пытался поведать Эйзенштейну. На пляже эти мальчишки играли в театр. Но они играли и в простые мальчишеские игры. И позже, уже затем Гражданской войны, когда невзначай встретились два человека, одетых в рваные солдатские шинели, которые ходили по Москве и искали тот театр, где они хотели бы работать Случайно встретились, узнали товарищ друга и решили, что вкалывать они пойдут в Театр Пролеткульта, а обучаться пойдут к Мейерхольду.

Я бывал у них, ещё когда они жили на Покровском бульваре. Эйзенштейн жил у них хоть отбавляй лет, причем у Штрауха было 2 комнаты в крупный коммунальной квартире. В здоровущий жил Эйзенштейн, а в маленькой Штраух со своей женой Изер. Изер была великолепная трагедийная актриса. Она великолепно играла в Театре Революции и у Мейерхольда. Она играла такие роли, как мамаша Кураж. Это была актриса шибко резкого, броского, немного гротескного дарования. Эйзенштейн более того писал, что это лучшая актриса из всех, кого он знает. И там у этой парочки жил Эйзенштейн, за которым ухаживали как за любимым ребенком.

Максим Штраух был остроумный, он был смешлив, так же, как Эйзенштейн, он мог заливаться простому анекдоту. У него был достаточно угрюмый обличье эти очки, тот самый воззрение исподлобья. А так он был джентльмен сильно активный, нежный и добрый.

Работа над образом Ленина началась для Штрауха необычно. Он был ассистентом у Эйзенштейна на фильме Октябрь и там нужно было Ну как Октябрьскую революцию явить без Ленина? Нужно было вывести образ Ленина. Делать это актерскими средствами ещё никто не решался. Эйзенштейн вначале пытался нарезать, справить всю хронику, но хроникальных работы не хватало для изображения роли Ленина в Октябрьской революции. И тогда невзначай Штраух нашел человека рабочего шибко внешне похожего на Ленина, понимавшего это и более того игравшего в жизни это. Он так, как Ленин, носил кепку, носил такую же бородку, был так же лыс Но как вынудить в огромный картине об Октябре сыграть рабочего, тот, что не артист, не может всего этого И вот Штраух не только нашел этого человека, он с ним работал, разъясняя, читая ему вслух ленинские работы, объясняя ему, отчего Ленин делает тот самый жест или тот самый жест, зачем Ленин этих любит, а на этих смотрит с отвращением. Он старался одухотворить этого человека для того, чтобы он сыграл. Хотя образ Никандрова в фильме Октябрь вызвал разноречивые мнения, его грубо не принял Маяковский, тот, что дружил и с Эйзенштейном, и со Штраухом рядом дружил. Тем не менее, было такое начало.

Потом бы конкурс на пьесы и сценарии к 20-летию Октября. Призы получили сценарий Каплера (Восстание назывался) и пьеса и сценарий Погодина Человек с ружьем. Решили поначалу становить Ленин в Октябре - Восстание. И по наводке Горького предложили эту образ Щукину. А Юткевич хотел становить Человек с ружьем, ему сказали, что нужно обождать. Щукин снимался у Михаила Ромма и Юткевичу это, конечно, было весьма оскорбительно. И тогда он обратился к своему старому другу Штрауху: Тебя разрешается загримировать, ты будешь похож, давай попробуем. Попробовали. И Человек с ружьем стал вровень с Лениным в Октябре, хотя играли разные актеры, по-разному, но играли шибко удачно. Потом были неудачи как со Светом над Россией, - но в общем, Штраух вышел из этого многолетнего соревнования с самим собой как победитель. Он сыграл в нескольких картинах, на сценах разных театров. Например, когда уже после этого кончины Максима Максимовича Любимов ставил в Театре на Таганке 10 дней, которые сразили мир, то в фонограмме, которую Любимов использовал, использовалась фонограмма Штрауха. Так что звук Ленина в Театре на Таганке звучал в исполнении Максима Максимовича уже после этого его кончины.

Так же читайте биографии известных людей:
Максим Чудов Maksim Chudov

Максим Чудов - российский спортсмен, биатлонист, заслуженный мастер спорта России. Родился 12 ноября 1982 года.Максим Чудов является бронзовым..
читать далее

Максим Михайлов Maksim Mihailov

Максим Михайлов - российский спортсмен, волейболист, Заслуженный мастер спорта. Родился 19 марта 1988 года.Дебют Максима Михайлова в сборной России..
читать далее

Максим Опалев Maksim Opalev

Знаменитый российский гребец на каноэ, 11-кратный чемпион мира..
читать далее

Максим Дылдин Maksim Dyldin

В 2008 году Максим Дылдин стал 5-ым на первенстве мира в забеге на 400 метров. Так же он стал 3-им на Кубке Европы. А на турнире Русская зима..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий