Известные люди

»

Михаил Авдеев

Михаил Авдеев Mihail Avdeev Карьера: Писатель
Рождение: Россия
Авдеев, Михаил Васильевич, писатель, беллетрист (1821 - 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска.

В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана, известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества "Филаретов". Надо полагать, что от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизма и любви к литературе. Окончив гимназию в Уфе, А. поступил в остов путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку, в ранге капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная бытие была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова ). Через год ему разрешили уехать за рубеж, где он бывал и раньше и где в настоящее время сблизился с И.С. Тургеневым. Позже А. вернулся в Россию. Литературная занятие А. началась ещё в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, А. чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях солидный припас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная повадка сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, тот, что был для А. учителем и образцом, и которому посвящен его "Подводный камень". Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений. Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая привычка в описаниях природы - все, что создавало фарт А. в первой половине его деятельности, затем казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников. Первый и громкий счастливый момент создала А. его трилогия ("Варенька", "Записки Тамарина" и "Иванов"), печатавшаяся в "Современнике" в 1849, 1851 и 1852 годах и опосля вышедшая особняком в 1852 году под названием "Тамарин". Долгая бытие в глубинке дала А. вероятность рядом присматривать зачастую встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; словечко "Тамарин" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах вечно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией одним духом последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества А. Сотрудничая в "Современнике", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста ("Ясные дни", "Огненный змей", "Порядочный человек", "Приличная партия" и др.), и как автор путевых писем ("Поездка на кумыс", "Письма из Петербурга", "Из деревни", "Дорожные заметки", "Из-за границы"), и как фельетонист (фельетоны в "Современнике" 1852 - 53 годы, под псевдонимом "Пустой человек"), и как корреспондент из Оренбургского края (в "Дне" Аксакова, 1861 - 62 годы). Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом - "Подводный камень" (в 10 и 11 "Современника" 1860 года, вслед за тем отдельно). Сюжет в настоящий момент забытого романа сводится к тому, что юная девица, дочка помещицы, Наташа Любанина встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом - незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное воздействие и, в конце концов, влюбляется в него. Она встречает в Соковлине давнехонько уже созревшее ответное ощущение, но стареющий джентльмен, здорово помятый житейскими невзгодами, во многом уже разочаровавшийся, чуждый иллюзий и тверёзый рассудком, боится принять влюбленность неопытной девушки, предвидя вероятность охлаждения и нового увлечения с ее стороны. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, в то время как на сцену не появляется товарищ детства Наташи, в прошлом студент, вслед за тем литератор и социальный участник из "новых", Комлев. Его характерная персона, новые взгляды, на

строения и стремления, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее; другое доканчивает дюжий темперамент полностью расцветшей женщины, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, тот, что видит в этом неизбежное осуществление своих прежних опасений и не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя здорово страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю влюбленность и почтение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала А., что он близок к сюжету "Жака" Ж. Занда, "Полиньки Сакс" Дружинина и других романов. "Подводный камень" имел, при всем при том, колоссальный успех; во-первых, он появился, как воспрещено уместно сказать, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, несложный и явственный, тургеневской складки, язык; ладный проект, без излишних подробностей и пристроек; немного явственно очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; в конце концов, тоненький и сильно правдивый разбор сложных переживаний двух главных героев, - все это ставило "Подводный камень" в начальный строй тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и ныне читается с интересом; в нем нетрудно ухватить любопытные черты "лишних людей" (в лице Соковлина) и "реалистов" базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора - на стороне первых, а "новых людей" он не долой упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи "новых людей" это чувствовали и, когда А. выступил в 1868 году с новым романом, "Между двух огней", встретили его неблагосклонно. Герой романа Камышлинцев, воспитанный в барской обстановке и продолжительно не находящий себе дела, пристраивается, в конце концов, к "новой женщине", занимающейся самостоятельным трудом, и попадает между двух огней: радикалов и консерваторов. Радикальные критики находили, что А. мало сурово осудил барича и "пошляка" Камышлинцева, а "Настоящие новые люди если и не осмеяны благодушным автором, то, во всяком случае, остались не поняты им и поставлены в тени в полном пренебрежении" (Скабичевский ). Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения А. ("Магдалина", "Сухая любовь", "Пестренькая жизнь"). Последним беллетристическим произведением А. был роман "В сороковых годах", напечатанный в "Вестнике Европы" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, круг Белинского и Герцена. Стихов А. не печатал вовсе, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): "Мещанская семья", шедшая на Александринской сцене в период 1868 - 1869 гг. и имевшая весьма скромный счастливый момент.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Алексеев Mihail Alekseev

Михаил Павлович Алексеев российский литературовед, академик АН СССР (1958).
читать далее

Михаил Альбов Mihail Albov

Редкий выпускник филфака вспомнит нынче о Михаиле Ниловиче Альбове, писателе "демократической направленности". Талант Михаила Ниловича так и не..
читать далее

Михаил Ардов Mihail Ardov

Вышла новая книга воспоминаний протоиерея Михаила Ардова - "Монография о графомане". В нее вошли как старые истории, уже знакомые читателю по..
читать далее

Михаил Балинский Mihail Balinskij

Родился в 1794 году в Литве, умер в 1863 году, посещал физико-математический факультет Виленского университета, который окончил в 1818 году, затем..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий