Известные люди

»

Михаил Клименко

Михаил Клименко Mihail Klimenko Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.10.1906
Старший лейтенант М. Г. Клименко выполнил 52 боевых вылета. Вместе с группой уничтожил и вывел из строя 34 танка, 30 зенитных орудий, 12 бронемашин, 104 автомобиля, много другой боевой техники. Лично потопил подводную лодку противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 23 Октября 1906 года в селе Сухоречка Бузулукского района ( в настоящее время хутор Пятибратский Курманаевского района ) Оренбургской области, в семье крестьянина. После окончания начальной школы в 1919 году в селе Сухоречка работал батраком. Потом жил в Москве. В 1928 - 1931 годах служил в Красной Армии. В 1930 году окончил военно - теоретическую школу лётчиков в Ленинграде и военную школу пилотов в Луганске ( Ворошиловград ). Уволившись в припас, работал лётчиком - инструктором в Главном управлении Гражданского Воздушного Флота.

В Июле 1941 года столицы добровольцем отправился на фронт. До победы над Германией воевал в составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота на Северо - Западном и Ленинградском фронтах, участвовал в обороне Ленинграда и прорыве его блокады, освобождении Прибалтийских республик и взятии Кёнигсберга. Прошёл боевой тракт от рядового лётчика - штурмовика до дублёра командира истребительного авиаполка.

К концу 1941 года начальник звена 57-го штурмового авиационного полка ( 8-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Старший лейтенант М. Г. Клименко выполнил 52 боевых вылета. Вместе с группой уничтожил и вывел из строя 34 танка, 30 зенитных орудий, 12 бронемашин, 104 автомобиля, страсть сколько прочий боевой техники. Лично потопил подводную лодку противника. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

За время войны совершил больше 250 боевых вылетов, лично и в группе уничтожил большое численность военных кораблей, самолётов, танков, орудий, навалом прочий боевой техники врага. Эффективно штурмовал наступающие немецкие войска под Ленинградом и на других участках фронта.

С 1946 года Гвардии Майор М. Г. Клименко - в запасе. Жил в Ульяновске, работал в авиационных учебных заведениях. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), 7-ю медалями.

* * *

Балтийским орлом называли на Балтике прославленного лётчика - штурмовика Михаила Гавриловича Клименко. Каждая строчка в его биографии - образец мужества, стойкости и отваги в борьбе с врагами нашей Отчизны.

22 Июня 1941 года большой худощавый лётчик Гражданского Воздушного Флота пришёл в военкомат и подал заявление с просьбой направить его на фронт. Ему ответили, что вызовут, как только понадобится. Но лётчик настаивал. Так Михаил Гаврилович Клименко в числе первых добровольцев столицы попал на фронт. Из Москвы на Балтику летел на гражданском самолёте, контролируя технику пилотирования. А прибыв в полк, сам оказался в роли проверяемого. Пилотировал он отменно, и Полковник Е. Н. Преображенский, командовавший 57-м авиаполком, сказал удовлетворенно: "Можно отсылать в бой".

И уже 30 Июня 1941 года Клименко прошёл боевое крещение - над переправами посредством Двину удачно бомбил мотомеханизированные и танковые силы врага, рвавшиеся к Ленинграду. Но в тот день он познал не только веселье победы, но и страшную горечь потерь. Немало экипажей, взлетевших вкупе с ним, погибли над полем боя. На всю бытие запечатлелся в памяти таран лётчика П. Пономарёва, штурмана В. Вотинова и стрелка - радиста И. Веретенникова из соседнего полка, которые направили горящий скоростной бомбардировщик в самую гущу вражеских войск, сбившихся у понтонного моста. Они победили ценой собственной жизни.

С Полковником Преображенским летать пришлось только немного раз: командира полка и группу наиболее опытных авиаторов - орденоносцев, участников войны с Финляндией, вскоре перевели в прочий полк, и рядовой пилот Клименко как снег на голову для себя получил указание возглавить звено. Одно занятие быть легко лётчиком ( Клименко в Москве 10 лет летал и учил летать других на многих типах пассажирских самолётов ), и вовсе другое - стоять во главе звеном военных лётчиков. Его военное образование ограничивалось только школой пилотов, которую он окончил больше 10 лет обратно. Пришлось обучаться в полку, в боях. Авторитет Клименко в особенности укрепился тогда, когда он в считанные дни овладел новым самолётом Ил-2 и одним духом обучил пилотированию штурмовиком своих подчинённых.

Клименко летал в любых метеоусловиях. По 3 - 4 боевых вылета в день, выполняя самые различные и неожиданные задания. Бомбил и штурмовал мотомеханизированные части врага, аэродромы, военно - морские базы, укреплённые пункты, железнодорожные эшелоны. Всё ему было под силу. Уже в Ноябре 1941 года боевой счёт бывшего лётчика - инструктора ГВФ добился внушительных цифр: лично и в группе с лётчиком звена уничтожил и повредил 34 танка, 12 бронемашин, 73 фургона, 104 автомашины, 30 зенитных орудий, 18 зенитных скорострельных автоматов и пулемётов, 4 полевых орудия, 5 цистерн с горючим, склад боеприпасов, а ещё навалом активный силы противника. Однажды по единственной вспышке Клименко обнаружил тяжёлое орудие, обстреливавшее осаждённый Ленинград. Прямым попаданием он уничтожил установку, а для верности ударил по местности, где находилось вражеское орудие, реактивными снарядами. И на море успел тогда достигнуть здоровый победы. 28 Июля он обнаружил и потопил в Рижском заливе немецкую субмарину.

В Декабре 1941 года руководство представляет М. Г. Клименко к высшей награде, указывая в наградном листе: "Храбрый, мужественный лётчик, беспощадно громит врага своим звеном... За успешную борьбу с немецкими захватчиками и проявленные при этом героизм и отвагу Военный Совет флота ходатайствует перед правительством СССР о присвоении Старшему лейтенанту Клименко Михаилу Гавриловичу звания Героя Советского Союза".

В середине Июня 1942 года Клименко был удостоен этого звания. Награда венчала немалый ратный работа и звала к новым боям. И Капитан с удвоенной энергией, во всеоружии боевого опыта продолжал громить врага на просторах Финского залива и Балтийского моря, на "дороге жизни" Ленинграда.

Политическое управление Краснознамённого Балтийского флота выпустило тогда листовку "Балтийский орел - Михаил Гаврилович Клименко", где рассказывалось о его многих геройских поступках, а в заключении приводились такие слова: "Слава тебе, балтийский орёл ! Родина занесла в золотую книгу вечной славы твоё имя, ставшее символом беззаветной храбрости, железной воли, непреклонного стремления к победе".

Когда говорят о "дороге жизни" города на Неве, думают в свое время всего о ледовой трассе, нескончаемых вереницах грузовиков, везущих в осаждённый Ленинград продовольствие, а на Большую землю - детей, женщин, стариков, раненых защитников города. Так оно и было - зимой. А как только сходил лёд, до поздней осени действовала другая стезя - по Ладожскому озеру, которое, случалось, штормило сильнее, чем море. На путях наших судов находится каменистый островок Сухо. В мирное время островной маяк помогал экипажам судов ориентироваться. А во время войны в этом месте нёс бессменную вахту махонький гарнизон, в котором, если сосчитать всех, вплоть до кашевара, была от силы рота. Однако всякий знал своё занятие, отменно управлялся с орудием, пулемётом, винтовкой.

22 Октября 1942 года маленькому гарнизону довелось вынести смертный махач с превосходящими силами противника. Туманным утром того же дня вахтенный обнаружил крадущийся к острову караван судов. Краснофлотец бросился в бухту, где находился местный командир острова И. К. Гусев. Едва успел донести, как начался артиллерийский обстрел. Вражеские корабли подходили, ведя интенсивный и, нужно произнести, меткий артиллерийский пламень, стремясь ликвидировать маяк. Начался махач с кораблями, огневая мощь которых немаловажно превосходила силы гарнизона. Донести в штаб Ладожской военной флотилии о нападении не удалось: немцы безотложно вывели из строя радиосвязь. Весь потрясение трёх десятков кораблей и помогавших им "Юнкерсов", "Дорнье" и "Мессеров" горстка моряков приняла на себя. Бились стойко. Почти половинка личного состава погибла, многие получили ранения. На берег начал высаживаться вражеский десант... В это время тяжелораненый местный командир увидел приближающиеся к острову "Илы" и передал по цепи: "В воздухе наши !"

Израненные защитники острова схватились с врагами врукопашную. Истребители с ходу вступили в махач с самолётами противника, а ведущий первой четвёрки "Илов" Клименко обрушился на немецкие корабли. Враги ожесточённо сопротивлялись. Лётчик Иван Карагодин, замыкавший группу Клименко, подвергся нападению "Мессеров". Раненый, он всё же атаковал судно, а далее довёл самолёт до своей базы и совершил посадку. В том же бою только бронеспинка спасла от гибели Фёдора Фоменкова, летевшего ведомым командира эскадрильи. На командирской машине пробило пушечной очередью крыло. И всё же штурмовики прорвались к основному отряду десантных кораблей противника.

В обычных условиях Клименко до деталей прорабатывал с лётчиками будущий вылет. В то же начало дня взлетели по тревоге, и только в воздухе комэск смог передать, что произвольный независимо выбирает мишень. И как только увидели десантные суда, пошли в атаку. Клименко пикировил на баржу, которая ближе других подошла к острову. Он ударил по ней из пушек, а следом сбросил серию бомб. Атакованная командиром мишень пошла на дно. В это же время удачно атаковал другую самоходную десантную баржу Фоменков. Вскоре на воде горело уже немного барж. Пора бы на базу, но Клименко радировал: "Не покидать, покуда есть снаряды !"

Конечно, нужно оставлять хотя бы небольшую доля снарядов на эпизод встречи с истребителями противника. Это диктуется опытом. Но Клименко понимал и другое: необходимо вписать бесповоротный перелом в схватке с десантом, по иному супостат одолеет гарнизон островка.

Садились уже не на свой, а на ближний аэровокзал. Пока заправлялись горючим и подвешивали бомбы, осмотрели штурмовики. Оказалось, у всех - пробоины. Сильнее всего был повреждён самолёт Фоменкова. С правого крыла машины сорвало без малого всю обшивку.

Тяжёлым выдался тот день, зато десант был разгромлен, немцы потеряли значительную количество личного состава. 8 десантных судов потерял противник только от ударов Клименко и его товарищей. В воздушном бою было сбито больше 10 вражеских самолётов.

О действиях защитников острова, моряков и лётчиков тогда же появилось извещение Совинформбюро, в котором говорилось: "22 Октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на единственный из наших островов в Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожено 16 десантных судов противника и одно судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели".

Орденом Красного Знамени была отмечена отвага Клименко в операции по разгрому вражеского десанта в районе островка Сухо.

...Наступал 1943 год. На Балтику прибыли новые штурмовики. И хотя назывались они по - прежнему Ил-2, это были уже качественно новые машины. Особенно радовало лётчиков то, что в самолёте имелось местоположение для воздушного стрелка сзади кабины лётчика с турельной пулемётной установкой. Теперь и задняя полусфера ладно просматривалась и защищалась. На одноместном "Иле" во время атаки не посмотришь на хвостище - некогда, да и мишень не поразишь. Теперь же и на пикировании, и на выходе из атаки супостат трижды подумает, некогда чем рядом приблизиться позади.

Новый Ил-2 Клименко с друзьями испытал в дни прорыва ленинградской блокады и дал ему самую высокую оценку.

Вечером 11 Января 1943 года комиссар полка Г. Солощенко зачитал лётчикам воззвание Военного совета фронта о начале операции по прорыву блокады Ленинграда. Командир полка Майор М. Хроленко сообщил об ключевой задаче полка - сдержать огневые средства и живую силу противника в глубине его обороны.

И вот эскадрилья в воздухе. До линии фронта, что за Невой, рукой вручить. Клименко по вспышкам видел, как действовала артиллерия Ленинградского фронта и Балтфлота. Это был подлинный пламенеющий вал. Эскадрилья летела над Невой, когда под боком от самолёта ведущего разорвалось немного снарядов. Стрелял неприятель плотно, не жалея боезапаса. Пришлось маневрировать в туче разрывов. Чтобы удостовериться в том, что вышли на нужную мишень, ведущий сверил местоположение по карте. Всё верно. Клименко тут же передал знак эскадрилье и подал от себя ручку управления.

Круто пикировали штурмовики, выбирая мишень для удара. Огневые точки врага рушились под бомбами, снежная целина покрывалась чёрными воронками. Было что надо видно, как по всей Неве, от Московской Дубровки до Шлиссельбурга, устремились на врага наши пехотинцы. Это были незабываемые минуты, в особенности для тех, кто в этом месте начал биться летом 1941 года, кто пережил блокаду. Не всем довелось заметить салют в честь Ленинграда. Погиб любимец эскадрильи начальник звена Павел Яковлев, дерзкий лётчик, кавалер трёх орденов Красного Знамени. Его самолёт на выходе из атаки изрешетили "Фокке - Вульфы". Едва удерживая машину в режиме горизонтального полёта, лётчик всё же перелетел линию фронта и с убранным шасси совершил посадку на позиции наших войск. Когда бойцы подбежали к "Илу", сердце Яковлева уже не билось. И в этом месте лётчики впервой увидели слёзы на глазах командира.

14 Января Клименко ещё раз вылетел на поддержку наступающих войск Ленинградского фронта. Во главе группы "Илов" он бомбами и реактивными снарядами громил вражеские укрепления. Прямым попаданием вражеского снаряда его машину в том полёте повредило. Мотор работал с перебоями. Лётчик был ранен. Гибель казалась неизбежной. Но Клименко с исключительной выдержкой и искусством сумел дотянуть подбитый самолёт до своего аэродрома и сделать посадку. И уже на следующий день с повязкой на голове он сызнова летел спереди своей эскадрильи. Во главе группы штурмовиков Клименко подавил в тот день 8 вражеских миномётов и 6 пулемётных точек.

- Человек отчаянной храбрости, - говорил о Клименко лётчик - истребитель Майор Д. А. Кудымов.

Дмитрий Александрович Кудымов не раз сопровождал штурмовики в самых опасных полётах и видел, с каким хладнокровием и упорством действовал Михаил Клименко, пробираясь к цели через заслоны зениток и "Мессеров".

Один из вылетов в Январе 1943 года штурмовики совершили в район Мустолова, где разведчики обнаружили скопление вражеской боевой техники и активный силы. Группу Клименко прикрывала шестёрка истребителей Кудымова. Маневрируя под огнём зениток, прошли линию фронта. Издали убедились, что разведка доложила точно: на дорогах колонны орудий на колесной и гусеничной тяге, штабные автофургоны, грузовики с боеприпасами, крытые брезентом спецмашины. Противник подбрасывал подкрепление.

- Действуем как намечено, - передал по радио Клименко и добавил вовсе не по - военному: - Пожалуйста, будьте точнее...

Михаила Гавриловича Клименко неплохо знали на Ленинградском фронте, восхищались отвагой этого смелого лётчика, его твердостью духа и боевым мастерством. И в то же время удивлялись его исключительной мягкости в обращении с подчинёнными, тактичности, полному отсутствию бранных слов, которыми иные авиаторы прямо злоупотребляли. Редко подчинённые слышали от него "приказываю", чаще - "надо", "прошу", "постарайтесь". И как же старались его ведомые ! Шли за ним в пламень и воду.

Вот и в тот день эскадрилья прорвалась сквозь артиллерийский заслон и сбросила первую серию бомб. Ошеломлённые, бежали враги от машин и орудий. Началась паника. В тот самый миг со стороны солнца на балтийцев ринулись восемь Ме-109, основной потрясение направляя на штурмовик Клименко. Вполне может быть, они узнали по бортовому номеру, что аккурат тот самый Ил-2 недавно возглавлял штурмовку немецкого аэродрома. Так или по иному, но ведущий вражеской группы рвался к машине Клименко, причём делал это твердо и радикально. Завязать с ним махач Кудымов не имел права, так как прикрывал "Илы", был их щитом. Клименко на сто процентов верил истребителям. В то же время комэск "Илов" и сам был готов отразить атаку "Мессеров". Привычно отдавал он приказы своим лётчикам. Ведомые вкупе с командиром совершали заход за заходом. Внизу пылали вражеские автомашины, тягачи, штабные автобусы, рвались боеприпасы.

Когда поручение было выполнено, Клименко повёл эскадрилью домой. Но положение в воздухе оставалось угрожающим. Ведущий группы "Мессеров" решил, видимо, что сможет в конце концов ликвидировать самолёт Клименко. И, маневрируя, подкрадывался всё ближе и ближе к машине командира. Кудымов забеспокоился. Тревожило его не то, что неприятель дюжий и бывалый. Кудымов мог вогнать в землю любого аса, оттого что был неблизко не новичок в бою. Ещё в 1937 году он, совдеповский доброволец в Китае, сражался на И-16 и сшиб японского лётчика Ямамото, "непобедимого короля неба". Здесь же германский "король" пытался сшибить Героя Советского Союза Клименко. Однако Кудымову воспрещено известия независимый мордобой. Оставалось одно - ударять короткими очередями, не пускать прорыва к "Илам".

Именно в это миг Кудымов метким огнём прошил фонарик "Мессера". В таких случаях, как правило, пилот гибнет. Немцу же повезло, он остался жив и, видимо, от отчаяния или от злости полез на "обидчика", а Кудымову только этого и нужно было: в первой же атаке сшиб врага. Вытирая пот с лица, подумал: жаль, что Клименко не видел, как был сбит "Мессер". Тем неожиданнее для него прозвучал в наушниках звук командира:

- Кудымов ! Поздравляю с победой !

- Спасибо, - ответил Кудымов. - Готов всю дорогу тебя сопровождать. Договорились ?

С того полёта лётчики стали большими друзьями.

...В Январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Блокада города на Неве была прорвана. Клименко и его товарищи целиком выполнили поставленную перед ними задачу. За благополучно проведённые бои 57-й штурмовой авиаполк был преобразован в 7-й Гвардейский ШАП.

Памятным был махач в День Советской Армии - 23 Февраля 1943 года. Эскадрилья наносила потрясение по вражеским позициям в районе села Покровского, где под значительным авиационным прикрытием недруг сосредоточил невпроворот активный силы и техники.

Как одолеть путь к цели скрыто ? Клименко решил лететь от фронта на бреющем. Полёт и на тот самый раз удался. Удар для врага оказался до того неожиданным, что по самолётам не было сделано ни одного выстрела. По фотосвидетельству разведки, это была одна из самых эффективных атак штурмовиков. На дороге к Покровскому всё горело и рвалось. А когда отходили, появился воздушный враг. Не сумев предотвратить бомбёжку и штурмовку своих войск, немецкие пилоты вознамерились хотя бы затем удара расправиться с "Илами". Возник молниеносный встречный махач. "Фокке - Вульфы", видимо, не хотели ввязываться в схватку с истребителями и рвались к "Илам". Один из FW-190 стал проворно близиться к самолёту Клименко, но Кудымов бросился на содействие командиру и сшиб "Фоккер". В ту же секунду Кудымова атаковал иной германский истребитель. Это заметил ведомый Кудымова Иван Емельяненко и прикрыл ведущего своим "ястребком". Так Кудымов спас Михаила Клименко, а Емельяненко спас Кудымова. Помогла взаимная выручка...

С отцовской ответственностью пестовал Клименко молодых авиаторов. Одним из них был Фёдор Фоменков, тот, что пришёл в эскадрилью необстрелянным ещё осенью 1942 года. Он немало раз летал с Капитаном Клименко в мордобой и вырос в надёжного лётчика, попозже Героя Советского Союза. Думалось им, что вкупе и победу встретят. Однако весной 1943 года Фёдора Фоменкова перевели в другую эскадрилью. Клименко как личную обиду воспринял указание, ходил нахмурившись. Командир полка объяснил:

- Фоменков прошёл у тебя, Михаил Гаврилович, высшую школу боя, пора и ему самому руководить. Гордиться нужно !

Скоро Фёдор Фоменков возглавил Гвардейскую эскадрилью. Следом за Фоменковым командирами подразделений стали многие другие лётчики, которых водил в мордобой Клименко. Связь с ними он не прерывал и позже войны.

Сентябрь 1943 года Клименко встретил в должности помощника командира 7-го Гвардейского полка по лётной подготовке и воздушному бою. Чередуясь с командиром полка Героем Советского Союза А. Карасёвым, водил в мордобой крупные силы штурмовиков. Полк базировался на островном аэродроме в Финском заливе, практически "под контролем" вражеских постов наблюдения. И в этом месте требовалась особая мобильность, чтобы в условиях непрерывного противодействия "Фоккеров" и "Мессеров" известия розыск и уничтожать вражеские корабли. Клименко делал это с отвагой и мастерством. Недаром передовая статья фронтовой газеты балтийских лётчиков намедни нового, 1944 года ставила Героя Советского Союза Гвардии Капитана Клименко в образец всей штурмовой авиации.

С Января и до лета 1944 года Клименко учился на Высших офицерских курсах ВВС ВМФ и вернулся на Балтику дублером командира 12-го истребительного Краснознамённого авиационного полка. В первом же боевом полёте на командирском "Яке" он действовал отлично: не позволил "Фокке - Вульфам" более того подступить к штурмовикам своей части.

Однако на командирской машине Клименко воевал непродолжительно. В далёком кавказском колхозе "Красная Осетия" труженики этого хозяйства, узнав о выдающихся геройских поступках балтийского лётчика, решили приобрести на свои сбережения скоростной истребитель "Яковлев" и на фронтовом аэродроме вручили его отважному лётчику. Клименко поблагодарил делегатов колхоза за презент, на глазах посланцев гор облетал истребитель и повёл полк в мордобой. Крепкая приятельство с тех пор завязалась между Клименко и колхозниками. Весной 1945 года они сообщили лётчику - побратиму, что весеннюю кампанию закончили на 15 дней раньше срока, первыми в республике, и обещали совершить всё, чтобы быстрее возродить хозяйство. А Клименко, в свою очередность, заверил колхозников, что не подведёт "Красную Осетию", будет геройски сражаться до победы. Так оно и было.

Следует пометить, что по словам В. А. Тихомирова, служившего в том же 12-м ИАП, Клименко был шибко мягкотелым человеком. А на боевые задания, на его "именном" истребителе летали другие лётчики, оттого что тот самый Як-9М был приписан к звену управления.

Доброволец Клименко ушёл на фронт в Июне 1941 года, финальный же боевой вылет сделал 9 Мая 1945 года. Более 250 боевых вылетов совершил он за это время, в результате которых в группе он повредил и уничтожил 26 кораблей в море и 13 самолётов на аэродромах, 70 танков, 55 орудий, навалом прочий техники, а ещё тысячи фашистских захватчиков. С таким итогом в 1946 году вернулся лётчик к мирной жизни, в Аэрофлот, и не выпускал из рук штурвал, в то время как врачи разрешали летать.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Козлов Mihail Kozlov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Васильевичу Козлову присвоено Указом Президиума Верховного..
читать далее

Михаил Кологривов Mihail Kologrivov

Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.Награждён орденами..
читать далее

Михаил Комельков Mihail Komelkov

К концу войны Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сбил лично 33 и в группе 7 самолётов противника. 0 года..
читать далее

Михаил Косса Mihail Kossa

Гвардии старший лейтенант М. И. Косса совершил 375 успешных боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 4 в составе..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий