Известные люди

»

Михаил Кологривов

Михаил Кологривов Mihail Kologrivov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 19.11.1919
Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

Родился 19 Ноября 1919 года в селе Кокшайск, нынче Звениговского района Марийской АССР, в семье рабочего. Окончил 1 вектор движения техникума. С 1937 года в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К середине Июня 1944 года начальник эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии капитан М. М. Кологривов совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сшиб лично 10 и в группе 1 самолёт противника.

Вэтого провёл 67 воздушных боёв, сшиб 10 самолётов лично и 2 в составе группы. 5 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в морской авиации. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года Подполковник М. М. Кологривов - в запасе. Жил в Одессе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 16 Июля 1964 года. На зданиях средней школы в деревне Кокшамары и детсада в селе Кокшайск установлены мемориальные доски.

* * *

При впадении Большой Кокшаги в Волгу, на её восточном берегу, раскинулось село Кокшайск. В Ноябре 1919 года тут в рабочей семье родился Михаил Кологривов, в этом месте он провёл детские и юношеские годы. Живописные, неповторимые по своей красоте берега рек и лесной массив, впритык подступавший к селу, - излюбленные места, где проводил Миша свободное время. Купался в Волге, Кокшаге, сидел часами с удочками. Ходил в лесной массив за ягодами и грибами. Зимой стремглав спускался на лыжах с крутых, с уклоном до 70 градусов и с барьерами гор. Бывало и так, что к подножию горы Миша летел кубарем. Но неудачи его не огорчали.

Вскоре детские мечты захватило новое увлечение - авиация. Увидев в воздухе самолёт, нечасто пролетавший над его селом, Миша подолгу стоял, как вкопанный, смотрел вдогонку удалявшейся машине.

В 1927 году он пошёл обучаться в Кокшайскую начальную школу, а следом в Кокшамарскую среднюю школу. Окончив 9-й класс, поехал в Ленинград, к старшему брату, студенту института. Его явление в студенческом общежитии для Иосифа было полной неожиданностью.

- Приехал поступать на учёбу в институт. За меня не беспокойся, вступительные экзамены сдам, - смирно и твердо сказал Миша.

В институтах, куда обращался самоуверенный сельский паренёк, с ним беседовали, прозеряли документы и во что бы то ни стало требовали аттестат об окончании средней школы.

- Я подготовлен для института, знаний у меня довольно, а что аттестат ? - настойчиво повторял Михаил при каждом разговоре.

Да, аттестат подвёл... Неудача огорчила юношу, но он твёрдо решил не ретироваться в Кокшанск. Поступил обучаться в Ленинградский техникум точной механики и оптики. Учился отменно, получал стипендию. В свободное от занятий время и дни отдыха работал грузчиком на кондитерской и табачной фабриках.

Однако, избранная специальность его не удовлетворяла. Он твёрдо решил сделаться военным лётчиком. Его охота исполнилось. По комсомольской путёвке он поступил в Ейское военно-морское авиационное училище. Осенью 1937 года одел форму курсанта - авиатора.

По душе пришлась комсомольцу воинская работа. Он от всего сердца полюбил с первых дней пребывания в училище свою будущую профессию, с большим прилежанием выполнял нелёгкие курсантские обязанности: ходил в наряд, нёс караульную службу и настойчиво учился. Хорошая физическая подготовка, глубокое знание программы 9 классов средней школы, год учёбы в техникуме, горячее тяготение в совершенстве освоить авиационную технику давали положительные результаты. По успеваемости он был в числе лучших курсантов.

Остались сзади 3 года упорной учёбы. Приказом Министра Военно - Морскогр флота Михаилу Кологривову присвоено первое офицерское звание.

Службу он проходил в ВВС Черноморского флота. В безоблачном пространстве крымского неба и над просторами Чёрного моря, охраняя границы нашей Родины, совершенствовал лётное мастерство.

На Западе бушевал пожар Второй Мировой войны. Молодой лётчик Михаил Кологривов хоть отбавляй внимания уделял изучению немецкой авиационной техники, тактики воздушной войны.

На Крымском полуострове и застала его махаловка. 22 Июня 1941 года в 3:13 немецкая авиация совершила первостепеннный налёт на Севастополь - главную базу Черноморского флота. Лётчики - истребители, и в их числе Михаил Кологривов, в первые же часы начавшейся войны вступили в борьбу с врагом. Днём и ночью встречали они врагов, смело вступая в махач и наносили противнику крупный урон, а когда приблизился фронт, активно помогали сухопутным войскам и морякам, надёжно прикрывали их с воздуха и громили штурмовыми ударами жирую силу и технику врага.

В конце Сентября 1941 года немецкие войска рвались в Крым. В районе Перекопа они сосредоточили крупные силы. Лейтенанту Кологривову с ведомым младшим лейтенантом Кириченко было приказано разгромить скопление активный силы и техники противника.

Самолёты до предела загружены бомбами и снарядами. Отважные лётчики с севастопольского аэродрома взяли вектор движения на север. При подходе к линии фронта путь полёта изменили, пошли на восток. Линию фронта пересекли вдалеке от скопления войск противника. К колонне врага подошли с тыла. Враг этого не ожидал. Внезапно последовали стремительные штурмовые удары. Бомбы и снаряды накрывали цели. Колонна противника разгромлена. Воздух сотрясали сильные взрывы, заполыхали большие пожары. На месте сосредоточения активный силы лежали трупы немецких боец и офицеров. На артиллерийских позициях валялись разбитые пушки. Налёт был до того быстротечным, что зенитчики противника не смогли более того вскрыть жар.

Хорошо продуманный тактический маневр обеспечил скрытность выхода к цели и победу. Намечавшаяся вражеская штурмовая вылазка наших позиций была сорвана. О боевом геройском поступке Михаила Кологривова руководство полка в наградном листе писало: "Уничтожил в районе Перекопа 3 танка, 12 автомашин, 3 батареи, 4 зенитно - пулемётные точки, 13 повозок, 26 кавалеристов и до 3000 вражеских солдат". В Декабре 1941 года грудь отважного авиатора украсила первая высокая правительственная награда - орден Красного Знамени.

Воздушная разведка обнаружила на аэродроме в тылах немецких войск значительное скопление авиационной техники. Шла усиленная подготовка к нанесению бомбового удара по военным объектам и нашим войскам в районе Севастополя. Аэродром усиленно охранялся от воздушного нападения. На выгодных позициях установлены зенитные батареи и пулемётные точки. В воздухе патрулировали истребители.

Нанести штурмовой потрясение по аэродрому руководство поручило бывалым лётчикам - Кологривову и Кириченко. Изучив путь полета, систему заградительного огня противника в районе аэродрома, лётчики наметили проект выполнения боевого приказа. К аэродрому они подошли над облаками. В воздухе находились 6 Ме-109, охранявших подступ к аэродрому, но Кологривов и Кириченко умелым маневром обошли истребителей противника. Из облаков вышли над аэродромом. В это время самолёты Ju-52 заправляли горючим. Шла погрузка бомб и боеприпасов.

Советские лётики быстро штурмовали скопления вражеской техники. Неоднократные штурмовые удары верно накрыли цели. На аэродроме поднялась суматоха. Немецкие лётчики и обслуживающий персонал в панике бежали в укрытия. Окрестности огласились сильными взрывами. Вспыхнули большие пожары. Штурмовка немецкого аэродрома была только успешной: 15 самолётов врага уничтожены и повреждены ! Налёт противника на наши военные объекты не состоялся. Кологрпвов и Кириченко удачно вернулись на свою базу. Командование и боевые друзья горячо поздравили их с очередной победой.

Напряжённость боёв на земле и в воздухе нарастала. Немцы вводили в мордобой, новые силы, рвались в Крым, надеялись на быструю победу, но части Красной Армии и наша авиация преградили тракт противнику. Развернулись тяжёлые оборонительные бои на Ишуньских укреплённых позициях. Временное превосходство в активный силе и технике было на стороне немцев и им ценой огромных потерь удалось к 27 Октября вылезти на степные просторы Крымского полуострова. Враг рассчитывал с ходу овладеть и Севастополем. Но фашистское руководство жестоко просчиталось. Севастополь усилиями его обитателей и воинов гарнизона был превращён в неприступную крепость. В первых рядах защитников города был и Михаил Кологривов.

Недостаток самолётов советские лётчики компенсировали большим количеством вылетов. Каждый день они по 6 - 8 раз поднимались в воздух. Ожесточённые бои разгорались над городом и морем, передовыми рубежами обороны.

С Января по Апрель 1942 года недруг ни на суше, ни в воздухе особой активности не обнаруживал. Им было за это время совершено 239 боевых вылетов, наша же авиация продолжала наносить интенсивные удары по врагу, совершив за это же время 1927 боевых вылетов. И в эти относительно "тихие" дни черноморцы демонстрировали боевое мастерство и умение ударять врага. Так, 20 Марта 1942 года в завязавшейся над Севастополем воздушной схватке 5 наших лётчиков, в числе которых был и Михаил Кологривов, сшибли 6 из 7 немецких истребителей Ме-109, не потеряв ни одной своей машины.

20 Марта 1942 года Кологривов в паре с Кириченко патрулировали над главной базой флота. В 16:27 показалась группа немецких бомбардировщиков и истребителей. Их было 12 ( 8 Ju-87 и 4 Me-109 ). Более чем 5-кратное превосходство ! Но несмотря на это Кологривов и Кириченко скоро пошли на сближение и штурмовали врагов в отдалении от целей. Умелым маневром они разомкнули строй немецких бомбардировщиков. Завязался жаркий воздушный мордобой. Атаки истребителей следовали одна за прочий. Немцы не выдержали натиска, начали спешно сбрасывать бомбовый груз и повертывать назад. Но не всем им удалось спастись бегством. Наши лётчики доложили о сбитии 3-х пикировщиков ( немцы официально признают потерю только одного Ju-87 - Wr.N.5367 ).

За начальный год войны он совершил 372 боевых вылета, из них 24 на штурмовку активный силы и техники врага. Его боевой налёт составлял 478 часов. В первую годовщину Великой Отечественной войны, 22 Июня 1942 года, руководство ВВС Черноморского флота наградило Старшего лейтенанта Михаила Кологривова вторым орденом Красного Знамени.

В конце Июня 1942 года черноморские лётчики перебазировались на кавказское побережье. Здесь, как и в Крыму, их ждала напряжённая боевая служба. Войска Черноморской группы и Северо - Кавказского фронта готовились причинить сокрушительный потрясение по фашистским войскам, оккупировавшим Северный Кавказ и Таманский полуостров. В Январе 1943 года наши войска перешли в штурмование. Их активно поддерживала и авиация Черноморского флота.

9 Апреля 1943 года Михаил Кологривов единственный вступил в мордобой с 4 Ме-109. Немецким лётчикам казалось, что виктория на их стороне. Но не так думал превосходный мастер воздушного боя. Хорошо зная тактику врага и боевые возможности своей машины, Кологривов был уверен, что добьётся победы. С первого же захода единственный самолёт врага подбил метким огнём. Последовала вторая стремительная штурмовая вылазка. Точный прицел - и второй "Мессер" окутался чёрным дымом. Объятый пламенем, он рухнул на землю. Оставшиеся 2 Ме-109 спаслись бегством. Родина приподнято оценила боевой геройский поступок отважного лётчика. Его наградили 3-м орденом Красного Знамени.

В Мае 1943 года руководство назначило его, кавалера 3-х орденов Красного Знамени, опытного командира звена, на новую пост - командиром эскадрильи. Лётчики эскадрильи удачно выполняли свои боевые задачи, густо прикрывали военно - морские базы, суда на морских коммуникациях, победно наступавшие части Красной Армии, сопровождали штурмовую и бомбардировочную авиацию, летали на перехват самолётов противника, вели воздушную разведку. С Мая 1943 года до начала Июня 1944 года лётчики эскадрильи под командованием Кологривова совершили 923 успешных боевых вылета, провели 87 групповых и 28 одиночных воздушных боёв. В жарких схваткам сшибли 22 самолёта противника.

В 1943 году эскадрилья получила новую материальную количество. Личный состав в недлинный срок освоил свежеиспеченный самолёт Як-9. И в этом немалая заслуга командира, сумевшего в сложных условиях военного времени основать переучивание лётчиков.

Командование дало высокую оценку деловых качеств Михаила Кологривова как командира эскадрильи. В боевой характеристике, составленной 10 Декабря 1943 года, сказано: "Боевой и храбрый начальник. Лётный состав воспитывает умело и грамотно... Требователен к себе и подчинённым. Эскадрилья к боевым действиям подготовлена неплохо. Занимаемой должности полностью соответствует".

Командир эскадрильи показывал подчинённым собственный образец боевого мастерства. 23 Января 1944 года, в районе города Керчь, Кологривов самоотверженно провёл махач с немецкими самолётами и сшиб Ме-109. 10 Февраля и 1 Апреля в воздушных схватках сшиб ещё 2 таких же самолёта. Грудь отважного лётчика украсила новая правительственная награда - орден Александра Невского.

Воспитание подчинённых - искусство. Командир эскадрильи владел им в совершенстве. Он воспитывал лётчиков и словом и личным примером в бою. С начала Великой Отечественной войны до 10 Июня 1944 года совершил 583 успешных боевых вылета. Провёл 130 групповых и 64 одиночных воздушных боёв. Лично сшиб 10 самолётов противника и 2 самолёта в паре с ведомым.

Командир полка, Герой Советского Союза, Гвардии подполковник М. В. Авдеев, представляя Кологривова к высшей правительственной награде, писал в наградном листе: "Растущий лётчик - начальник, умеющий твёрдой волей взращивать подчинённых на выполнение поставленных боевых задач по разгрому немецких захватчиков... Пользуется большим авторитетом подчинённых. Обладает хорошими организаторскими способностями, настойчив. Всегда рвётся в махач первым и ищет врага, несмотря ни на какие метеорологические условия летает днём и ночью".

Славные ратные подвиги командира эскадрильи, его отвага, мужество и организаторский гений, проявленные в боях с немецким фашизмом, приподнято оценила Родина. 5 Ноября 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Гвардии капитану Кологривову Михаилу Михайловичу высшее военное различие Советского государства - звание Герой Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Этот день запомнился ему на всю существование. Долгих 3 года Михаил находился в самом пекле войны, верой и правдой борясь супротив фашизма за жизни миллионов людей. В стихотворении одного поэта есть такие строчки: "... воинский геройский поступок я считаю высшим и самым бескорыстным на века". С этим не разрешено не сладиться. Так же думал и Михаил: "Стать Героем Советского Союза - большая честь, но ещё большая честь - постоять за свободу Отечества".

Михаил Кологривов принимал активное участие в обороне и освобождении от немецких оккупантов Крыма, города Севастополя, черноморского побережья Кавказа, юга Украины, Молдавии. Бил врагов Родины в небе Болгария. Здесь с лётчиками эскадрильи он совершил последние боевые вылеты, провёл последние воздушные бои. Радостный и долгожданный торжество - День Победы над немецким фашизмом - Кологривов встретил на земле Болгарии.

В Октябре 1945 года опытного, боевого командира эскадрильи, Михаила Кологривова, назначили на новую высокую место - заместителем командира авиационного полка. Родина доверила ему воспитание молодых лётчиков. 5 лет он передавал им свои знания, боевой навык и мастерство. Возросший объём работы требовал не только опыта, практики, но и больших теоретических знаний. В 1950 году Кологривов поступил на учёбу в Военно - Воздушную академию. После её окончания его назначили командиром авиационного истребительного полка.

Организаторский гений командира полка развернулся на все сто на новой должности. Полк, прежде отстававший по боевой подготовке, дисциплине, проворно встал в ряды лучших.

Высокая требовательность к подчинённым сочеталась у него с проявлением постоянной заботы о них. Благоустройство военного городка, квартир, торговлишка и культурное обслуживание - до всего доходил Кологривов. Военнослужащие и члены их семей любили Кологривова за человечность, остро развитое ощущение товарищества, за большую благородную душу.

Вера в коллектив, его способности и силы снабжали успешное заключение задач, стоявших перед полком. Усилиями личного состава, в недлинный срок, без затрат государственных средств, была создана заново образцовая учебная база. Полк под командованием Кологривова посредством год стал лучшим в соединении.

Но годы войны, напряжённая служба и учёба, ранение давали себя располагать информацией. В Апреле 1957 года по состоянию здоровья Подполковник М. Кологривов ушёл в припас.

Несмотря на ухудшение здоровья, Михаил Михайлович не думал об отдыхе. Он безотложно же активно включился в работу Ленинского районного комитета ДОСААФ, города Одессы, проводил большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи. Его избрали в состав ревизионной комиссии, коммунисты неоднократно избирали делегатом на партийные конференции.

В 1960 году Подполковник запаса поступил на работу в Одесский Главпочтамт - начальником радиоинспекции. И на этой работе он показал себя человеком высокого гражданского долга. Коммунисты избрали его в состав партийного бюро. На заседании партийного бюро Кологривов был избран секретарём. Партийная принципиальность, непримиримость к недостаткам в работе, чуткость, отзывчивость - снискали ему искреннее почтение коллектива работников Одесского Главпочтамта.

Как ни верил Кологривов в силы своего организма, побороть немощь не мог. Тяжёлый недуг приковал к больничной койке. Началась напряжённая схватка врачей за его существование. Новейшие медицинские препараты не давали исцеления. Не помогло и вмешательство хирургов. 16 Июля 1962 года перестало колотиться горячее сердце отважного советского лётчика, Героя Советского Союза, Гвардии подполковника запаса Михаила Михаиловича Кологривова.

В честь славных побед черноморских лётчиков в авнагородке, на берегу Чёрного моря, разбита аллея Героев. По её обеим сторонам установлены скульптурные портреты Героев Советского Союза. В скульптуре Кологривова воплощены его характерные черты: несгибаемая мощь воли, хладнокровие, мужество и большая душевная человечность.

Память об отважном лётчике - истребителе Михаиле Кологривове достойно увековечена и на его родине. По решению Звениговского районного совета депутатов трудящихся на зданиях Кокшайской начальной и Кокшамарской средней школ, в которых учился Миша, установлены Мемориальные доски. В школах созданы комнаты боевой славы, собранные в них документы и фотографии повествуют о славном жизненной пути лётчика. По решению Звениговского районного совета депутатов трудящихся Заводская улочка Кокшайска переименована в улицу имени М. М. Кологривова.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Комельков Mihail Komelkov

К концу войны Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сбил лично 33 и в группе 7 самолётов противника. 0 года..
читать далее

Михаил Косса Mihail Kossa

Гвардии старший лейтенант М. И. Косса совершил 375 успешных боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 4 в составе..
читать далее

Михаил Кузнецов Mihail Kuznetsov

Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы. 8 Сентября 1943 года..
читать далее

Михаил Лусто Mihail Lusto

Всего произвёл 251 успешный боевой вылет, проведя 49 воздушных боёв, сбил 19 самолётов врага лично и 1 - в паре. Эскадрилья под его командованием..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий