Известные люди

»

Михаил Кузнецов

Михаил Кузнецов Mihail Kuznetsov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 7.11.1913
Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 7 Ноября 1913 года в деревне Агарино, сегодня Серпуховского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов в 1930 году. В Красной Армии с 1933 года. Окончил Ейскую военно - морскую школу лётчиков в 1934 году. Участник похода Красной армии в Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром эскадрильи, а следом - командиром 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Сражался на Ленинградском, Юго - Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах.

К Августу 1943 года начальник 814-го истребительного авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный остов, 17-я Воздушная вооруженные силы, Юго - Западный фронт ) Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сшиб лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Маю 1945 года начальник 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный остов, 2-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Украинский фронт ) Гвардии подполковник М. В. Кузнецов выполнил 330 успешных боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых сшиб лично 21 самолёт противника и 6 в группе с товарищами. 27 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Генерал - майор авиации. В 1974 году вышел в припас. Жил в городе Бердянске Запорожской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Бронзовый бюст установлен на родине. Умер 15 Декабря 1989 года.

* * *

...О бесстрашии М. В. Кузнецова и лётчиках его эскадрильи на фронте ходили легенды. Ведь уже в первые месяцы войны лично сам комэск сшиб 7 вражеских самолётов.

Война началась для него 22 Июня 1941 года: в тот самый день лётчик - истребитель М. В. Кузнецов сделал свой первостепеннный боевой вылет, а кончилась 8 Мая 1945 года, когда он увидел финальный сражённый им фашистский самолёт. Все эти без малого 4 года были отданы им ратному труду. Итог этого труда весом: 345 боевых вылетов, 72 воздушных боя, лично сбито 22 самолёта противника и 6 в составе группы.

Михаил Кузнецов родился в деревне Агарино, что вблизи от подмосковного Серпухова, 7 Ноября 1913 года. С 1928 года жил с родителями в Москве, позже окончания школы 2-й ступени работал на заводе. В 1932 году он был избран секретарем комитета ВЛКСМ Московского станкостроительного завода имени С. Орджоникидзе. В 1933 году по партийной мобилизации был направлен в Ейскую школу морских лётчиков. С 1934 года служил в частях истребительной авиации.

В Сентябре 1939 года участвовал в оккупации Восточной Польши, а в конце года - в боевых действиях супротив Финляндии во время Зимней войны.

Первые боевые вылеты начальник эскадрильи 15-го истребительного авиаполка Капитан М. В. Кузнецов выполнил под Ленинградом в Июле 1941 года на истребителе МиГ-3 ( в Августе полк базировался на Северском аэродроме ).

Этот махач остался в его памяти на всю существование. Над аэродромом фашистов его "прижали" к земле. Увлёкся штурмовкой самолёткой стоянки врага, снизился метров до 30 - 40 и не заметил, как сверху навалились на него разом 4 Ме-109. Заметил уже, когда собирался совершить второй круг над стоянкой "Юнкерсов", и ужаснулся: "Влип. Теперь не выкрутиться". Пара Me-109 атаковала позади, а другая пара открыла жар сверху с дальней дистанции, и огненные струйки трассирующих очередей проходили рядом с плоскостями его МиГ-3.

Те фашисты, что сверху, проворно сближались, но покуда очереди их пулемётов не достигали цели. "Мажут или сознательно так делают, в землю решили вогнать живого... Шалишь. Мы ещё посмотрим..."

Кузнецов грубо отжал ручку управление от себя, сделал недлинный нырок и тут же ручку на себя. Послушный "МиГ" свечой пошёл вверх.

Первый германский истребитель из тех, что были вверху, не ждал этакий "прыти" от русского, прозевал его маневр, а для Кузнецова этих долей секунды было довольно, чтобы словить в перекрестие прицела пузо фашистского самолёта и в упор выпустить короткую очередность. Ещё мимолетность потребовалась, чтобы отвернуть самолёт в сторону и вылезти из атаки, одним духом набрав спасительную высоту, он заметил, что тот основополагающий Ме-109 врезался в землю, а навстречу ему спешат наши истребители - его боевые друзья.

Потом было немало боевых вылетов, за войну - 345. Но тот самый остался в памяти насовсем. Пройдут годы, а он будет припоминать его и ту оценку своим действиям, которую он дал сам себе, разбирая с лётчиками эскадрильи свой воздушный поединок.

- Нельзя увлекаться до безрассудства боем - лётчик должен всё лицезреть, всё соображать, до конца сберегать ясную голову. Мне нечего перед вами таить - я уцелел чудом, по всем законам тактики моё увлечение штурмовкой должно было подойти к концу гибелью. Прошу из этого случая каждого изготовить соответствующие выводы.

Он ушёл. А лётчики смотрели вдогон своему комэску, и всякий про себя с изумлением повторял его слова. Они и сами уже не раз бывали в сложных переплётах, но, выходя победителями, нечасто признавались в своих ошибках. Комэск оказался больше мужественным. Победить, а опосля безжалостно обнажить свои промахи - это не любой сумеет.

Кузнецов был так воспитан - обозревать правде в глаза, мочь открыто признать свои ошибки. И в иной раз так же смело и так же безжалостно он говорил о своих промахах. Лётчики и тогда поняли, что комэск не рисуется, а желает в первую очередность обучить каждого из них мужественно и умело побеждать врага.

Это было в Августе 1941 года под Ленинградом. Группа истребителей под командованием Михаила Васильевича встретилась внезапно с таковый же группой Ме-109. Немцы от боя не уклонились и, используя небольшое превосходство в высоте, ринулись на наши "МиГи". Получилось так, что на каждого советского лётчика пришёлся единственный германский истребитель, а мордобой как бы разбился на отдельные поединки - дуэли.

Противником Кузнецова стал ведущий немецкой группы истребителей. По почерку немца Кузнецов понял, что враг тяжёлый. "Надо воротить должное врагу в его умении пилотировать самолёт, в искусстве воздушного боя, - говорил вслед за тем Михаил Васильевич. - Чувствовалось, что за штурвалом вражеского истребителя ас, искусный воин и отменный пилотажник".

Кузнецов пытался набрать высоту и обрести превосходство перед врагом, но тот стремительно разгадал маневр советского лётчика и также начал набирать высоту. На "мёртвую петлю" Кузнецова он ответил боевым разворотом и чёткой "полубочкой".

"Иногда казалось, что он некогда меня знает мои действия, любой мой маневр. Мои ошибки в технике пилотирования он использовал мастерски и завсегда на какую - то долю получал больше плюсов, чем я. Я спешил и отставал, нервничал и ошибался..."

Обида подогрела Кузнецова, а ненависть к тому, тот, что в текущее время, видимо, ехидно усмехался, предчувствуя победу над советским лётчиком, помогла собраться с мыслями, сделаться расчётливым и экономным в выборе маневров.

"Нет, фриц, нетрудно меня не возьмёшь", - постепенно подумал он, заметив, что германский лётчик всё - таки набрал здоровущий припас высоты и готовится штурмовать со стороны задней полусферы. Резко совершив крутой разворот - в глазах потемнело, - Кузнецов кинул свой самолёт в лобовую атаку. На бешеных скоростях они мчались навстречу приятель другу. Теперь исход поединка решала свобода. У немца она оказалась слабее, в какой - то момент его нервы не выдержали, и он рванул самолёт вверх, пытаясь этим маневром спасти себя. Но он задержался. Того мгновения, когда германец показал пузо своего "Мессера", Кузнецову было довольно чтобы изловить его в прицел и поставить к стенке.

Уничтожение лидеров групп неприятельских самолётов позднее стало его кредом. Опираясь на своё высокое мастерство и тактическую грамотность, воздушный воин стремился в первую очередность обезглавить боевые порядки противника...

Бесстрашно сражались лётчики эскадрильи Кузнецова в воздушных боях над блокированным Ленинградом. Снова он учился сам и лётчиков заставлял тренироваться в высшем пилотаже, постигать практическую аэродинамику, анализировать всякий воздушный мордобой. Больше внимания в эскадрилье стало уделяться волевой подготовке, воспитанию храбрости, упорства, решительности. Газеты, книги, кинофильмы, рассказы участников воздушных боёв - всё шло в арсенал средств морально - боевого воспитания.

"Мужественный воздушный воин победит и с деревянной спинкой сиденья, трусишка погибнет и под броневым колпаком", - говорил он подчинённым.

Слава к лётчикам его эскадрильи пришла в небе Ленинграда, а в то же время ему приказ: сформировать истребительный авиационный полк и вступить в руководство им. Но это уже на другом фронте...

В 1942 году Майор М. В. Кузнецов был назначен командиром 814-го ИАП на Юго - Западном фронте, летающего сперва на "Харрикейнах", а позже - Як-1.

...Шли ночные полёты - летали молодые лётчики. На эскадрильской стоянке было в особенности оживлённо. Лётчики, только что выполнившие сложные полётные задания на перехват воздушного противника, протискивались поближе к Генералу и слушали его расклад о лётчиках - фронтовиках 106-го Гвардейского авиаполка.

- Сейчас вспоминаю, как основополагающий раз построил полк вслед за тем его переформирования, - рассказывал Михаил Васильевич. - Выстроились на опушке леса. Начальник штаба доложил - всё как положено по уставу. Обошли мы с комиссаром замершие шеренги и оба, как будто договорились, в единственный звук сказали: "Мальчишки - и всё тут".

- Многим из них не пришлось дожить до светлого дня нашей победы. Никогда не забудет свой народонаселение геройского поступка тех мальчишек, которые показали себя настоящими героями, мужественными солдатами войны, бесстрашными соколами... Не обвыкаться мне было с комсомольцами вкалывать, я потому как в ФЗУ секретарём комсомольской ячейки был, да и позже на заводе секретарём комитета ВЛКСМ. А что москвичи, так это окончательно ладно - земляки, быстрей корпоративный язык найдём.

Кузнецов реально шибко стремительно нашёл с ними корпоративный язык. Молодые лётчики немедленно же почувствовали, что "батя" поблажек не даст, строг, но справедлив, смел, но осторожен. Были и обиды. Они рвались в махач, а он не пускал. Им надоели учебники в школах, а он опять засадил их за книги и инструкции. Им осточертели провозные полёты, а он вновь "возил" их, как курсантов первоначального обучения. Потом поняли - придёт их время, а сами всё же с завистью смотрели на старших, которые любой день уходили на "свободную охоту" в сторону фронта.

Вечерами в тесной землянке, приспособленной под учебный класс, он собирал их и детально рассказывал о каждом воздушном бое, вычерчивал на классной доске схемы маневра, показывал динамику боя на самолётиках - макетах. Тактические летучки его были постоянно громадный школой сообразительности и мгновенной реакции. Задавая тактическую задачку, он добивался ответа мгновенного, точного.

Утром усвоенное на теоретических занятиях отрабатывали над аэродромом уже на практике. Специальными тренировочными полётами по слётанности пар он стоял во главе сам. Лётчики в парах закреплялись приказом по полку. В порядке поощрения лучшим парам при получении техники были отданы лучшие самолёты.

Он лично учил молодёжь штурмовать противника. Для этого сам становился "противником" и требовал, чтобы его штурмовали с самой малой дистанции, смело, "нахально".

"Воздушный махач проводить энергичными атаками с коротких дистанций и непременно доводить до конца, то есть до уничтожения атакованного противника", - говорил он.

И ещё он учил своих лётчиков "свободной охоте".

- Некоторые лётчики прибегают нередко при "свободной охоте" к форсированию мотора. Этого не необходимо работать. Наоборот, нужно пилотировать на экономичных режимах полёта, но быть осмотрительным, первым углядеть врага, своевременно перевести винт с большого шага на малый, изменить порядок работы мотора с целью достижения необходимой скорости для занятия исходного положения и боя. Когда противнику удаются атаки с преимуществом над нашими истребителями по высоте и скорости, это является результатом лучшей в данном случае осмотрительности врага, а не следствием патрулирования на повышенных скоростях.

Своих заместителей, командиров эскадрилий и звеньев учил другому - водить группы истребителей в махач. Учил на собственном опыте.

- Сопровождая бомбардировщиков Пе-2 под командованием подполковника Сандалова, я расшиб нашу группу истребителей на две подгруппы. Одна подгруппа непосредственного сопровождения по 2 самолёта с каждой стороны строя "бомбёров" с превышением над ними 250 - 300 метров, а вторая подгруппа - ударная, также 4 самолёта в парах с превышением над первой подгруппой на 400 метров. Этот боевой строй снабжал нам свободу маневра и надёжный круговой обзор. А если учитывать, что к вражескому аэродрому мы подошли с тыла, а на маршруте немного раз меняли ориентация, то можете себе представить, что ни одна вражеская зенитка не успела пальнуть, а истребителей, которые заходили на наших бомбардировщиков снизу, мы проворно обнаружили и, имея превосходство в высоте, энергично штурмовали и уничтожили. 53 самолёта врага сожгли тогда Пе-2 Сандалова на одном из аэродромов. Вся группа возвратилась домой без потерь.

Не сказал Михаил Васильевич об одном: одного из атаковавших Ме-109 сшиб он сам...

Дошла очередность и до молодых орлят Кузнецова. Тревожным взглядом проводил он их в основополагающий махач. Старался повсюду поспевать сам, при всякий возможности возглавлять группу. Но с каждым днём становился всё больше уверенным - молодёжь усвоила науку побеждать точно. Росло цифра сбитых самолётов врага, на гимнастёрках молодых заблестели первые боевые награды. Но он не оставлял их без внимания: требовал, учил, воспитывал: "Прикрывать не "своим телом", а огнём, маневром. Патрулировать не только над своей территорией, но и над вражеской ( глубина 10 - 15 километров за линию фронта ). Ведомый головой отвечает за ведущего, но и ведущий отвечает за ведомого. Случаи прорыва противника к обороняемому объекту мнить позором для Гвардейца - истребителя..."

Он провёл полк посредством горнило боёв на Украине, где лично сшиб 12 самолётов противника. Под его командованием 24 Августа 1943 года полк был удостоен Гвардейского звания и стал именоваться 106-м Гвардейским ИАП. Получая Гвардейское полотнище стяга, начальник полка М. В. Кузнецов сказал тогда перед строем своих однополчан:

- У Гвардейского знамени клянёмся, что в наших лётчиках супостат неизменно будет видать свою погибель. Мы быстро придём в фашистскую Германию, быстро на своих стремительных крыльях промчимся над Берлином.

На личном счету более того самых молодых лётчиков было по 8 - 10 сбитых самолётов врага, а у Химушина, Бобкова, Тимошенко, Артемникова - по 12; Савельев сшиб 16 стервятников. Командир сам подавал образец мужества и отваги.

8 Сентября 1943 года, затем освобождения Донбасса, за 17 лично сбитых самолётов Гвардии майору М. В. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. В его наградном листе говорится:

"Майор Кузнецов в воздушных боях проявляет исключительную смелость и находчивость, мужество и отвагу. Обладает отличной техникой пилотирования, дерётся с врагом грамотно и умело. Невзирая на численно превосходящего противника, вечно сам навязывает ему мордобой и выходит из него победителем, проявляя реальный героизм и отвагу. Проведённые тов. Кузнецовым воздушные бои показывают его замечательные качества летчика - истребителя".

Однажды Кузнецов вылетел во главе шестёрки "Яковлевых" на свободную охоту за Северский Донец. На фоне багрового заката лётчики подметили большую группу немецких бомбардировщиков, которые шли под прикрытием "Мессеров". Кузнецов тотчас же устремился в атаку, увлекая за собой ведомых. Он задался целью сшибить ведущего, обезглавить вражескую группу прикрытия, а после этого разделаться с бомбардировщиками.

Немецкие истребители не приняли боя, прижались к бомбардировщикам. "Яки" с ходу врезались в уже дрогнувший строй врага. Один за другим на землю рухнули объятые пламенем 3 бомбардировщика. Кузнецов неотступно преследовал машину ведущего неприятельской группы и меткой очередью сшиб её. По одному самолёту уничтожили в этом бою лётчики Н. Химушин и Г. Артемченко.

Днём и ночью авиаторы вели жаркие бои с врагом, помогая наземным войскам в освобождении городов Донбасса, а кроме того Харькова, Днепропетровска, Кривого Рога. Как - то М. В. Кузнецову пришлось пролетать и над древним украинским городом Переяслав - Хмельницким - родиной великого сына украинского народа, мудрого государственного деятеля, выдающегося полководца Богдана Хмельницкого. Здесь 8 Января 1654 года созванная Хмельницким Переяславская Рада выразила единодушную волю украинского народа существовать дружной семьей с братским русским народом и сообща с Россией общими усилиями громить иноземных захватчиков. Вот и ныне, в тяжелую годину, на поддержка украинскому народу пришли все народы нашей многонациональной Отчизны. В небе Украины М. В. Кузнецов лично сшиб 12 вражеских самолётов и 4 - в групповых боях. Он был награждён орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.

В книге "Советские Военно - Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." есть оценка действиям 106-го Гвардейского авиаполка под командованием М. В. Кузнецова в небе Польши:

"Ударами и блокированием аэродромов, а кроме того непрерывным патрулированием наши лётчики прикрывали танковые войска при преодолении ими рубежа обороны на реке Нида в отрезок времени боёв за города Пинчув и Инджеюв. Ни одна группа самолётов врага не смогла причинить потрясение по нашим войскам. При решении этой задачи отличился 106-й Гвардейский истребительный полк, которым командовал Подполковник М. В. Кузнецов".

А вот в конце концов и Германия. Сколько же сил потребовалось чтобы прийти сюда ! Чем измерить бессонные ночи и тревожные дни, нервное натуга боёв ?

...Зима 1945 года. Войска 1-го Украинского фронта форсировали Одер и развернули бои за города Губин и Форст, расположенные в 100 километрах от Берлина. Победа близка, но недруг крайне противится. Наша авиация поддерживает наземные войска, не давая возможности противнику подтягивать резервы.

Мокрая зимушка была в тот год в районе Губена. Часто шли нудные дожди, над землёй висели тяжёлые серые облака. В единственный из таких дней, 23 Февраля 1945 года, Подполковник Михаил Васильевич Кузнецов возглавил шестёрку "Яков" на "свободной охоте". Они на малой высоте прошли вдоль линии фронта, затем поднялись выше и уже собирались отправляться на свой аэропорт, но как снег на голову подметили большую группу FW-190, которые безмятежно штурмовали позиции наших пехотинцев. "Ну и наглость", - подумал Кузнецов и тут же по радио приказал штурмовать врага.

Облака позволили подступить им не замеченными для фашистских лётчиков. Быстро оценив обстановку, начальник решил вначале штурмовать группу "Фоккеров" из 4 самолётов, которые были на 400 - 500 метров выше главный группы и, видимо, имели задачу прикрывать, её. Четвёрка фашистов, увидя советские истребители, боя не приняла и "поднырнула" под свою основную группу.

Кузнецов решил пристроиться к ним. Сначала немцы ничего не заприметили, но, когда первые 3 "Фоккера", объятые пламенем, рухнули вниз, они заметались, стали беспорядочно сбрасывать бомбы и отправляться с поля боя. Ещё 4 вражеских самолёта упали на землю. "Итого 7 сбитых вражеских самолётов в День Красной Армии - достойный подарок", - подумал Михаил Васильевич и, объявив лётчикам признательность по радио, приказал придерживаться на свой аэровокзал.

Это был единственный из последних воздушных боёв, в которых принимал участие Подполковник М. В. Кузнецов.

Михаил Васильевич Кузнецов участвовал в боях на Ленинградском и Калининском фронтах, громил врага под Сталинградом, освобождал Донбасс, Украину, Польшу, Чехословакию. Свои последние боевые вылеты он совершил над Берлином, где 8 Мая 1945 года сшиб 28-й неприятельский самолёт. Лётчики полка, воспитаники Кузнецова, уничтожили в боях 299 вражеских самолётов.

Вэтого Гвардии полковник М. В. Кузнецов в 345 боевых вылетах провёл 72 воздушных боя, лично уничтожил 22 вражеских самолёта и 6 - в составе группы. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками, за умелое руководство боевыми действиями и воспитание высококлассных лётчиков - истребителей 27 Июня 1945 года был удостоен второй медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

После войны Михаил Васильевич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Долгое время стоял во главе одним из военных училищ лётчиков, передавал новой семье советских асов свой зажиточный боевой навык. Демобилизовался в 1974 году в звании Генерал - Майора авиации. Последние годы жил в городе Бердянске.

В городе Пущино в 1981 году у здания исполкома горсовета установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза М. В. Кузнецова ( авторы - скульптор И. Слоним, архитектор М.Мантулин ), перенесённый туда из деревушки Агарино, в которой родился герой. У бюста всю дорогу живые цветы. Ухаживают за бюстом Героя школьники Пущинской школы, которая носит имя М. В. Кузнецова.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Лусто Mihail Lusto

Всего произвёл 251 успешный боевой вылет, проведя 49 воздушных боёв, сбил 19 самолётов врага лично и 1 - в паре. Эскадрилья под его командованием..
читать далее

Михаил Мачин Mihail Machin

Всего произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 9 и в составе группы - 11 самолётов противника. 0 года за умелое руководство..
читать далее

Михаил Михин Mihail Mihin

В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, а в 1945 году и Сталинградскую..
читать далее

Михаил Нюхтиков Mihail Nuhtikov

0 года за освоение новой военной авиационной техники, проявленные при этом мужество и отвагу, лётчику - испытателю Полклвнику М. А. Нюхтикову было..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий