Известные люди

»

Михаил Козаков

Михаил Козаков Mihail Kozakov Карьера: Актер
Рождение: Россия, 14.10.1934 - 22.4
Многогранность таланта Михаила Козакова ярко раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского. Козаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. В 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского Концерт для голоса и саксофона.

Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде. Отец Козаков Михаил Эммануилович (18971954). Мать Никитина Зоя Александровна (19021973). Дети: Екатерина (1957 г. рожд.), Кирилл (1963 г. рожд.), Манана (1969 г. рожд.), Михаил (1989 г. рожд.), Зоя (1996 г. рожд.). Имеет 5 внуков.

Михаил Козаков рос в ленинградской семье. Его папа был известным писателем, матушка сотрудничала в издательствах с двумя перерывами на два ареста и две тюрьмы. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости. Миша был обыкновенным мальчиком, занятым теми же делами, что и его сверстники. Духовная связь с большими людьми проснулась в нем позднее, когда понадобилась опора для зрелого самоопределения.

Биография Михаила Козакова это яркая честолюбивая существование. Он занял абсолютно особое, совершенно близкое местоположение в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле в отечественном искусстве в целом. Как артист он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (19561959), в Современнике(19591970), во МХАТе (19711972), в Театре на Малой Бронной (19721981) и позже, после этого перерыва, в Ленкоме (1986).

По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое Н.Охлопков, О.Ефремов и А.Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков самое малое репетировал с молодым артистом, но вслед за тем общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен.

Был самый-самый стержневой педагог Олег Ефремов, тот, что был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем Современника, где работал Козаков. Когда позднее Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у О.Н. Ефремова, тот, что возглавлял МХАТ, куда ему идти: вспять в Современник или на Малую Бронную? Ефремов ответил: Хочешь заниматься строительством возвращайся в Современник. Хочешь действовать с хорошим режиссером иди в Театр на Малой Бронной.

Михаил Козаков ушел к Эфросу на Малую Бронную. С ним действовать было непросто, но алгоритм Эфроса обогатил Козакова как актера и режиссера.

Первый из решительных поступков Михаила Козакова отказ от поступления во МХАТ позже Школы-студии и приход к формалисту Охлопкову. 1956 год был необычайно счастливым в жизни Михаила Козакова: летом вышла картина Михаила Ромма Убийство на улице Данте, где артист сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года образ Гамлета в замечательном охлопковском спектакле.

У. Шекспир в творческой жизни М. Козакова занимает особое местоположение. В 1986 году он играет Полония в панфиловском Гамлете в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, Тень отца в том же Гамлете немецкого режиссера Петера Шсекрет. Козаков шутит: В Гамлете мне осталось сыграть только череп Йорика. Актер снимался в фильме Комедия ошибок У. Шекспира и сыграл образ Шейлока в Венецианском купце в Театре имени Моссовета, а в текущее время репетирует Короля Лира.

В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак (Сирано де Бержерак Э. Ростана, режиссер О. Ефремов, 1964), ослепительно сыгранный им в спектакле театра Современник; до этого Камергер из сказки Е. Шварца Голый король спектакля, тот, что в 1960 году принес театру триумф, а после этого превратился в легенду; Кисточкин в комедии В. Аксенова Всегда в продаже (режиссер О. Ефремов, 1965), ослепительный тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого всё на продажу.

На сцене Современника Михаил Козаков сыграл ещё немного ролей в постановках Галины Волчек: Адуев-старший в Обыкновенной истории И. Гончарова (1966, Государственная премия СССР), Джерри Райн в Двое на качелях У. Ибсена, Актер в пьесе М. Горького На дне, а кроме того Николай I в Декабристах Л. Зорина (режиссер О. Ефремов), мастер Живко в Мастерах Р. Стоянова (болгарский режиссер В. Цанков) и др.

В 1970 году Михаил Козаков уходит из Современника. Через год следом него покинул театр и его основатель Олег Ефремов. Влекомый доверием и любовью к Ефремову, во МХАТ же приходит и Козаков. Там им сыграны Лорд Горинг в Идеальном муже О. Уайльда (режиссер В.Я. Станицын), каплей Гусев в пьесе Валентин и Валентина М. Рощина (режиссер О. Ефремов). Во МХАТе Козаков начинает становить пьесу Леонида Зорина Медная бабушка, где образ А.С. Пушкина репетировал Р. Быков. Спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А. Эфросу. Здесь Михаил Козаков выполнил ещё немного ролей. Дон Жуан (Дон-Жуан Ж.-Б. Мольера, 1973), Кочкарев (Женитьба Н.В. Гоголя, 1975) и Ракитин (Месяц в деревне И.С. Тургенева, 1978) в постановке А. Эфроса оказались в ряду лучших его ролей. Там же, на Малой Бронной, Козаков ставит два спектакля: комедию Л. Зорина Покровские ворота и пьесу Ю. ОНила Душа поэта.

В кино Михаил Козаков дебютировал, как уже было сказано, в картине Михаила Ромма Убийство на улице Данте (образ Шарля Тибо). Дебют оказался не нетрудно удачным, а, позволительно проронить, по тем временам ошеломительным. На Козакова обрушилась слава. Свидетельство современника:...Были веселые весны. Как-то вечером я, тогда ещё студент-медик, фланировал с приятелем по Невскому, расположение было превосходное, беззаботное, мы шли, разглядывая прохожих, витрины... Как как черт из табакерки напряженность! Взгляды всех гуляющих, как по команде, устремились вперед, зыбь волнения пробежала по толпе пешеходов: навстречу шло само Убийство на улице Данте! Шел сам Михаил Козаков, большой, черноволосый, прекрасный, облаченный так же, как и его герой в фильме. За ним следовала многочисленная свита... Никогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически оглядев свою свиту, Михаил, зайдя в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейна. (Ну, положим, не по рюмке, а по стакану! ревниво отрецензировал Козаков это прошлое именитого прозаика, а в ту пору начинающего Василия Аксенова.)

Актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но более того если бы Михаил Козаков сыграл только одну образ в фильме Здравствуйте, я ваша тетя! (1975), то уже этим узаконил бы родное имя в кинематографе. В числе его других заметных работ Педро Зурита в экранизации романа А. Беляева Человек-амфибия (1961), Сильвио в пушкинском Выстреле (1966), Джек Берден в 3-серийном фильме по роману Роберта Пен Уоррена Вся королевская рать (1971). Комедийное дарование артиста наиболее ослепительно проявилось в фильмах Соломенная шляпка Леонида Квинихидзе (1974), Комедия ошибок Вадима Гаузнера (1978), водевиль Лев Гурыч Синичкин (режиссер А. Белинский, 1974). Из последних его ролей отметим роли в фильмах Господин оформитель (режиссер Тепцов), Мания Жизели (режиссер А. Учитель), Лавина (режиссер И. Соловов).

Вообще же фильмография актера Козакова огромна. Можно припомнить трижды сыгранную образ Феликса Дзержинского (Государственная премия РСФСР), Восемнадцатый год (1958), Трудное счастье (1958), Золотой эшелон (1959), Вдали от Родины (1960), Евгения Гранде (1960), Последние залпы (1960), Балтийское небо (19601961), Девять дней одного года (1961), Суд сумасшедших (1961), Строится мост (1965), День солнца и дождя (1967), Звезды и солдаты (1967), Повесть о чекисте (1969), Два дня чудес (1970), Гроссмейстер (1972), Исполняющий обязанности (1973), Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974), Иван да Марья (1975), Ярослав Домбровский (1975), Красавец мужчина (1978), И с вами сызнова я... (1981), Синдикат-2 (1981), Товарищ Иннокентий (1981), Шестой (1981), Демидовы (1983), Кукарача (1983), Уникум (1983), Герой ее романа (1984), Невероятное пари, или Истинное происшествие, удачно завершившееся (1984), Воительница (1986), Храни меня, мой талисман (1986), Дураки умирают по пятницам (1990), Мастер и Маргарита (1994), Роковые яйца (1995), Ужин в четыре руки (1999), Чествование (1999), Двадцать четыре часа (2000), Игра в стиле модерн (2002), Чудная долина (2004) и др.

В театре и кино в лучших своих ролях Михаил Козаков раскрылся как артист особенный, безусловно российский, с извечным стремлением достичь до самой сути, обратить близкое наличие в розыск его смысла и тем самым обречь и себя, и близких на маету и одиночество, мучительно отделяя зерна от плевел, зло от добра, грешок от благодеяний...

В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный кино Безымянная звезда, созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Картина, в которой Козаков ещё блестяще сыграл одну из главных ролей совместно с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недочет опыта. Именно с Безымянной звезды начался новоиспеченный Козаков режиссер, тот, что прямо имеет что заявить, тот, что определил близкое местоположение, обозначил свой манера. После будут Покровские ворота (1982), Попечители по А.Н. Островскому (1983), Маскарад М. Лермонтова (1985), Фауст И. Гете (1986), И свет во тьме светит Л.Н. Толстого (1989), А это случилось в Виши А. Миллера (1989), Визит дамы Ф. Дюрренматта (1989) и мюзикл Тень, или Может быть, все обойдется (1991), телевизионная версия спектакля Возможная встреча о Генделе и Бахе Ужин в четыре руки, за тот, что М. Козаков получил премию Тэфи, телеспектакль Чествование (1999). В 2004 году Михаил Козаков поставил кино Медная бабушка по пьесе Леонида Зорина. Но и в прошлом были телевизионные постановки, где режиссерский гений подавал о себе явственный знак (Удар рога А. Састрэ с О. Далем в главной роли, Ночь ошибок (по Голдсмиту) и др.

Культовый телефильм Козакова Покровские ворота (1982) по пьесе Леонида Зорина до сих пор пользуется любовью зрителей. Покровские ворота кино забавный, лирический, элегический, эксцентрический и уж до того дальний от рода искусства, именуемого сатирой, что потрясающе, с каким трудом пробивался кино на телеэкран и какими словами его приветствовало тогдашнее руководство.

По горячим следам М. Козаков записал количество этих слов, высказанных ему тогдашним телевизионным владыкой С.Г. Лапиным: Он сам посмотрел кино и по телефону выговаривал мне в течение получаса: Такие картины делают только люди, сбежавшие в Тель-Авив или Америку! Вы с Зориным не можете сказать: Долой алый Кремль! и делаете такие картины! Это гадость! Я посмотрел эту мерзость: вы извратили образ фронтовика! (Имелся в виду милейший Савва в исполнении Вити Борцова.) Это все ужасающая пошлость...

Когда телебосс грозно льстил Козакову, сравнивая с каким-то Зощенко, несомненно, его зацепили, скажем, такие фразы-репризы, за судьбу которых опасались авторы фильма, вроде: Боритесь за права мужчины... и человека. Или сентенция: Осчастливить супротив желания запрещено. Это я вам говорю как историк. Парадокс, но чем упорней кино Козакова смешит и насмешничает, тем серьезней и, больше того, грустней предстает перед зрителем мир его персонажей. Виктор Борцов, Елена Коренева, Софья Пилявская, Инна Ульянова, Игорь Дмитриев, Татьяна Догилева, Елизавета Никищихина, Марина Дюжева, Леонид Броневой и конечно в первую очередность Олег Меньшиков все исполнители, играя произвольный близкое, умной и грустной волею режиссера сыграли, изобразили целое, а как раз среда простаков, каковые по этой самой причине сильно милы, но которых по ней же нешуточно жалостно. Именно простодушие увидал режиссер Козаков в эпохе конца 1950-х, в ее людях, которые неужто не были простодушны в своих оттепельных надеждах?

В годы перестройки Михаил Козаков уехал из России. Думалось, что насовсем, но... Успешно реализовавшись в Тель-авивском Государственном камерном театре как артист и режиссер (образ Тригорина в чеховской Чайке на иврите, постановка и развлекуха в Любовнике Гарольда Пинтера на иврите и др.), Михаил Михайлович выбрал возвратиться в Москву, а за рубеж легко колесить. У меня нет ни капли сожаления ни в том, что я был в Израиле, прожил в этой стране четыре с половиной года, ни в том, что вернулся на родину. Больше отбывать не хотелось бы. Я постоянно хотел существовать только в России и весьма надеюсь дожить тут до конца своих дней. Даже живя в Тель-Авиве, я просил в случае смерти послать меня в Россию. Хочу быть похоронен в могиле отца, на московском Введенском кладбище.

Вернувшись в Россию, он создал личный театр под названием Русская антреприза Михаила Козакова. Из театральных работ его антрепризы не возбраняется выделить спектакли Цветок смеющийся Н. Коуарда (1997) и Играем Стриндберг-блюз Ф. Дюрренматта (2000).

Многогранность таланта Михаила Козакова ослепительно раскрылась и на концертной эстраде, где он читает поэзию от А. Пушкина до И. Бродского. Козаков читает поэзию на эстраде, на радио, на телеэкране, записывает диски. В 1999 году артист совместно с саксофонистом И. Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам И. Бродского Концерт для голоса и саксофона.

В 1997 году вышла Актерская книга М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.

Михаил Козаков христианин, он принял святое крещение ещё в 16 лет в Ленинграде. Ныне он не прекращает работу и, сколь это вероятно, оптимистично смотрит в завтрашний день.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Мамаев Mihail Mamaev

Михаил Мамаев - популярный российский актер. Родился 13 февраля 1973 года.Дебют Михаила Мамаева в кино состоялся в 1990 году, снявшись в фильме под..
читать далее

Михаил Названов Mihail Nazvanov

Заслуженный артист РСФСР.
читать далее

Михаил Полосухин Mihail Polosukhin

жизни я не особо экстравагантный человек, я не люблю скандалы, дешевый пиар, я это не умею, не приучен. Может и надо, но я не умею - не мое.
читать далее

Михаил Пуговкин Mihail Pugovkin

Михаил Пуговкин - известный советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР. Родился 13 июня 1923 года. Настоящая фамилия..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий