Известные люди

»

Михаил Огинский

Михаил Огинский Mihail Oginskiy Карьера: Музыкант
Рождение: Польша» Варшава, 25.9.1765 - 15.10
Михаил Огинский - известный польский, белорусский и российский политический деятель, известный композитор, граф. Родился 25 сентября 1765 года.Значительную часть наследия Михаила Огинского составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Политической деятельностью занялся в 1789 году. С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 в Англии, в 17931794 -казначей ВКЛ. В 1794 году участвовал в белорусско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где становится активным деятелем белорусско-польской эмиграции, потом переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье на территории современного Сморгонского района (Беларусь). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии. В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российский империи, активно занимается политикой. В 18101812 годах доверенное физиономия императора Александра I, Предлагает последнему план создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, тот, что, при всем при том, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильнюс. В 1823 году пошатнувшееся самочувствие вынуждает его переселиться в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композиторский дар проявился у Огинского в 1790-е годы. В тот самый отрезок времени он пишет несметные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез Прощание с Родиной (i) (полонез Огинского) (польск. Pozegnanie Ojczyzny). Ряд исследователей ещё приписывает Огинскому музыку польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую занятие. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире (1799).

Значительную доля его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы -полонезы и мазурки, а кроме того марши, менуэты, вальсы, романсы.

Михал-Клеофас Огинский: Я не профи в музыке

Михал-Клеофас Огинский (17651833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, превосходно играл на многих музыкальных инструментах, в особенности что надо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского известного дипломата и популярного композитора в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались огромный популярностью за рубежом. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его папа Анджей Огинский (17401787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не невзначай, потому что что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую бытие Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.

Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семейство переехала туда. Однако уже посредством год матушка сообща с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда ещё младой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, тот, что обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а кроме того теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего больше старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое ощущение и укрепили склонность к музыке.

Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой в особенности осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а следом со специальным дипломатическим заданием в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: Граф М. К. Огинский, направленный королем Польской республики с особенно важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось. Это была первая сказка подобного рода об Огинском, опосля он ещё не единственный раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его прославленный полонез Прощание с Родиной. В Париже более того выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. Ничего так не удивляло и не потешало меня, писал позднее Михал-Клеофас, как тот самый экземпляр. В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием Полонез смерти.

Однако все это ещё будет спереди, а покуда понемногу главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой начальный полонез. Позднее он об этом писал: Осенью 1792 года я создал, точнее вымолвить, сымпровизировал тот самый полонез в Варшаве, когда впервой испытал ощущение, вызванное любовью, которое продолжалось краткосрочно. Чувство было тихое, спокойное и счастливое () Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны только как светские танцы, что в полонезах разрешается сберечь национальный нрав, воплощая в них певучесть, выразительность, привкус и чувство.

В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым стоял во главе Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский жаркий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: Отдаю на благо Родины свои добро, работа и жизнь. На свои средства он сформировал здоровенный вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: Свобода. Стойкость. Независимость. В одном из писем жене Изабелле Огинской он просил ее быть бережливой, оттого что монеты нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не княгине, а гражданке. Себя называл гражданином и солдатом революции.

Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость. Однако нападение не удалось.

В это время востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал ещё военные патриотические песни, имевшие фарт посреди товарищей по оружию, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм, писал позднее Михал-Клеофас.

Самоотверженные и трагические дни восстания завершились в ноябре 1794 года. Генерал Костюшко был тяжко ранен, без малого всё Великое Княжество Литовское включено в состав Российской империи, только небольшая доля земель за Неманом досталась Прусскому королевству. Тайная полиция Габсбургов начала внимательно присматривать за Огинским, взявшим другую фамилию. Вместе с женой он был вынужден эмигрировать в Италию. Некоторое время он прятался в Риме. Прибыв в Неаполь, в основополагающий же закат дня он пошел в оперный театр Сан Карло куда же ещё?! Там из-за своей близорукости он не заметил в толпе зрителей русского посла, с которым был знаком. Посол узнал князя, и, зная, что ему придется сообщить о местоположении Огинского русской императрице, сквозь третьих лиц предупредил его о грозящей опасности. Огинский уехал в Константинополь, следом на его пути Париж, Гамбург, Венеция и Варшава. Он по-прежнему думал о возрождении своей Родины, о восстановлении ВКЛ и рассчитывал на поддержка в этом Наполеона Бонапарта, в честь которого более того написал оперу Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире.

Возвращение на Родину оказалось возможным только потом амнистии, последовавшей в 1802 году. Михалу-Клеофасу была более того возвращена большая количество поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило сориентировать к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огинский. Эту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов. По его мнению, князь Огинский был достоин императорской милости, несмотря на то, что по образу своих мыслей раньше и являлся врагом России. Император Александр I в июне 1810 года принял Огинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. Михал-Клеофас вошел в высшие круги русской знати. В Петербурге его, известного политического деятеля, дипломата и популярного композитора, желали зреть в аристократических салонах. Здесь же он встретил и своего бывшего учителя музыки Осипа Козловского, тот, что ныне был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (Осип Козловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором Гром победы, раздавайся на торжество, данное князем Потемкиным в честь Екатерины II в Таврическом дворце. Это произведение вскоре стало гимном Российской империи).

Сразу потом возращения из эмиграции Михал-Клеофас поселился в имении Залесье близко от Сморгони, расположенном на половине пути из Минска в Вильно. Здесь он жил на протяжение 20 лет и превратил родное имение в действительный цивилизованный середина, бытие которого была насыщена музыкальными событиями. В Залесье Михал-Клеофас построил свежий дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца и расквасил парк с оранжереей. Современники называли Залесье Северными Афинами. Из Петербурга сюда приезжал Осип Козловский, а ещё несчетные музыканты и исполнители. Здесь бывали и поэты, писатели, а кроме того ученые Виленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран Огинский. (Следует подметить, что на его средства пополнялись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).

Все переживания, надежды, сомнения прожитых лет Огинский поверял друзьям и музыке. Сегодня известно возле 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Однако у Михала-Клеофаса было ещё как собак нерезаных неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые ещё не найдены. По словам белорусского музыковеда и историка музыки Ольги Дадиомовой, на создание музыкальных вкусов Михала-Клеофаса Огинского, бесспорно, повлияли впечатления, полученные в разных странах, при всем при том его творчество наиболее рядом славянскому музыкальному искусству. Эта общность проявилась и в образном содержании, и в музыкальном языке его произведений, и в жанровой их направленности.

О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: Мне ни при каких обстоятельствах не приходила в голову дума сотворить совершенную и научную композицию и посвятить ей немало времени. Эмоциональный порыв, ощущение любви или дружбы, беспокойство, а другой раз и боль или глубокая кручина диктовали мне нрав звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне нечасто приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию.

При всей своей музыкальной одаренности Михал-Клеофас не считал себя профессионалом в музыке и подчеркивал любительский нрав своего творчества. Так, в своих Письмах о музыке он писал: Все, что я имею, это хорошее ухо, глубокое ощущение гармонии и привкус, которые я воспитал в себе, слушая и зачастую занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось немного раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердце я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я ни в жизнь не имел, ни глубокому знанию музыки.

Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так еле слышно не мог покинуть из жизни дядя, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла ещё одна сказка о смерти Огинского. Согласно ей, бытие князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, тот, что продолжительно стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчит кинжал

Михала-Клеофаса захоронили на монастырском кладбище примерно храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Плетнев Mihail Pletnev

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен Грэмми в номинации лучшее исполнение камерной музыки...
читать далее

Михаил Пляцковский Mihail Plyatzkovsky

Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 г. в Енакиево.
читать далее

Михаил Рожков Mihail Rozhkov

Балалайку М. Рожкова можно услышать в более чем пятидесяти фильмах, среди них Василий Андреев, Война и мир, Течет Волга, А зори здесь тихие...,..
читать далее

Михаил Серебро Mihail Serebro

Михаил Серебро. Родился 30 июня 1962 года в станице Варениковской Анапского района (тогда ещё, ныне Крымский район) Краснодарского края.С 14 лет..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий