Известные люди

»

Михаил Степанов

Михаил Степанов Mihail Stepanov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.2.1920
Войну закончил в должности заместителя командира 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка. Всего произвёл около 200 боевых вылетов.После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился 21 Февраля 1920 года в деревне Андреево, в настоящее время Павлово - Посадского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов. Жил в Москве. С 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Энгельсское военное авиационное училище лётчиков.

С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии. Участвовал в боях на Юго - Западном, Брянском, Калининском, Воронежском, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

К Декабрю 1943 года штурман 800-го штурмового авиационного полка ( 292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный остов, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Капитан М. И. Степанов совершил 112 боевых вылетов, уничтожил значительное число боевой техники и активный силы противника, в воздушных боях сшиб 3 вражеских самолёта. 1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну закончил в должности заместителя командира 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка. Вэтого произвёл рядом 200 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Трагически погиб 13 Июля 1952 года.

* * *

Биография Михаила Степанова всего ничего чем отличается от биографий его сверстников. Родился в бедной крестьянской семье в деревне Андреево, что приютилась вдалеке от дорог в Павлово - Посадском районе Московской области. Здесь прошли его ребячество и молодость. Здесь он пошёл в школу, познал веселье труда. Но шли годы, а для пытливого и энергичного юноши будто чего - то не хватало в близкий деревне. Посоветовавшись с родителями, Михаил подался в Москву, к родственникам, чтобы продолжить учёбу.

Кипучая бытие столицы безотлагательно же увлекла юношу. Здесь он благополучно окончил среднюю школу, пробовал силы в авиамодельном кружке, всё больше и больше проникаясь любовью к авиации, к профессии людей, которых в народе любовно называли "наши соколы". А когда пришло время призыва на военную службу, не задумываясь, решил связать свою бытие с авиацией. В том же году поступил в военное лётное училище.

Быстро промелькнули курсантские годы. В Ноябре 1940 года он уже Младший лейтенант, пилот скоростного бомбардировочного авиаполка.

С первого дня службы в Киевском особом военном округе младой лётчик Степанов делал всё, чтобы хороню усвоить насыщенную программу боевого применения самолёта СБ. Участвуя в лётно - тактических учениях полка, он показывал высокие знания техники и оружия и умело применял их. Встрой ли думал тогда младой лётчик, что считанные месяцы отделяли его от того дня, когда придется вступить в жаркие бои супротив фашистских захватчиков.

С первого дня Великой Отечественной войны, участвуя в отражении натиска немецких войск, Лейтенант Степанов наносил бомбовые удары по колоннам, железнодорожным станциям, аэродромам противника. А вскоре, пересев на новоиспеченный самолёт Ил-2, с ещё большим мастерством стал уничтожать врагов и наземле, и в воздухе.

В 1942 год он вступил опытным воздушным бойцом. На его счету были десятки успешных боевых вылетов, немало уничтоженной техники и активный силы противника.

Однажды, это было в Марте 1942 года, в полк поступил приказ: причинить штурмовой потрясение по вражескому аэродрому. Зная, что он густо прикрыт средствами противовоздушной обороны, начальник полка решил отправить на мишень наиболее подготовленных лётчиков. Выбор пал на Лейтенанта Михаила Степанова и его ведомого Бориса Шубина. Тщательно изучив задачу, отважные лётчики со всеми подробностями продумали всякий компонент своих действий, от взлёта до посадки.

По сигналу с командного пункта вылетели в заданный район. Прикрываясь облаками, маскируясь рельефом местности, появились над целью. С первого же захода обрушили на вражеские машины, укрытые на стоянках, фугаски. Мощные взрывы поразили воздух. На земле вспыхнули огромные костры. Горели самолёты, взрывались бензозаправщики. Яростный пламень, открытый вражескими зенитчиками, не достигал цели, так как Степанов и его ведомый летели на малой высоте. Сделав ещё 2 захода, обрушив всю силу бортового огня на самолёты противника, советские лётчики успешно вернулись на базу.

Вскоре о геройских поступках отважных лётчиков стало известно не только в полку и дивизии. Многие авиаторы, сражавшиеся на Брянском фронте, держали равнение на боевое мастерство штурмовика Михаила Степанова.

В Августе 1942 года однополчане поздравляли его с повышением в должности: он стал командиром звена. Теперь Лейтенант водил в махач группы штурмовиков, личным примером воодушевлял подчинённых на новые боевые свершения. В свободное время юный начальник умело передавал свой навык молодым пилотам, непрерывно учился и сам, приобретая новые знания. У него вошло в правило обстоятельно разбирать с лётчиками звена произвольный полёт, анализировать каждую удачу или промах. Всё это способствовало успешному выполнению боевых заданий.

А спереди были новые схватки. Готовясь к реваншу за разгромление под Сталинградом, недруг подтягивал свежие войска в район Орла и Курска. Перед авиацией Воронежского фронта встала новая задача: воспрепятствовать врагу сосредоточивать свои войска. Каждый из лётчиков 800-го штурмового авиационного полка совершал по 3 - 4 боевых вылета в день, наносил бомбовые и штурмовые удары по аэродромам противника, шоссейным и железным дорогам, скоплениям активный силы.

Однажды эскадрилья, которую возглавил к тому времени Михаил Степанов, получила достаточно трудное поручение. Требовалось причинить бомбовый потрясение по аэродрому, на тот, что немцы посадили больше 50 бомбардировщиков.

Ознакомившись с заданием, скрупулезно изучив особенности полёта и действия каждого лётчика, Старший лейтенант Михаил Степанов принял заключение шагать к цели на бреющем полёте. Соблюдая заданные интервалы, наши лётчики появились над целью вдруг. Немцы открыли жар только тогда, когда над аэродромом вспыхнули мощные костры пожаров.

А помогла лётчикам хитрость командира. Дело в том, что "Ильюшины" появились над аэродромом не с востока, откель их мог ждать недруг, а с запада. Весь стезя до цели шли на бреющем, и только при подходе к аэродрому набрали нужную высоту для нанесения удара.

В крутом развороте штурмовики взвились над лесом и по сигналу ведущего обрушили бомбовый потрясение на мишень. Первая же штурмовая вылазка оказалась удачной. Внизу без малого в то же время вспыхнули немного бомбардировщиков. После первого удара последовала вторая штурмовая вылазка, а за ней третья. Густая стена дыма, пламени, бушевавшего над аэродромом, свидетельствовала об успешном выполнении боевого задания.

Не успели отважные штурмовики донести о результатах полёта, как попали в объятия однополчан. Товарищи поздравляли их с благодарностью от командующего 2-й Воздушной армией С. А. Красовского. Тогда же командарм приказал наиболее отличившихся лётчиков группы Михаила Степанова представить к награждению орденами.

К концу 1943 года на груди Степанова уже поблескивали 3 ордена Красного Знамени.

Вскоре полк перебазировался на аэропорт в район Уразова. А на прочий день перед эскадрильей Капитана Степанова была поставлена новая задача: причинить штурмовой потрясение по крупным силам противника. И на тот самый раз, действуя смело и абсолютно, комэск отменно справился с заданием, увеличив счёт своих побед.

С каждым днём росло боевое и тактическое мастерство комэска Степанова. Как одному из опытных командиров, ему доверили возглавить штурманскую службу полка. Теперь он отвечал за подготовку лётчиков не только своего подразделения, но и всего полка.

Однако не одни славные победы сопутствовали Михаилу Степанову. Он был трижды ранен. После неравной схватки с истребителями противника не раз уходил на вынужденную посадку. На его глазах погибали боевые друзья. Особенно тяжко переживал Михаил погибель комэска Героя Советского Союза М. Малова и его стрелка - радиста Борисова. Вступив в неравную схватку с врагами, они помешали им обрушить бомбовый груз на наши войска, но и сами оказались зажатыми "Мессерами". Отважный экипаж пал смертью храбрых.

После этого случая с ещё большей ненавистью громил врагов Капитан Михаил Степанов. В Июне 1944 года он был выдвинут на место заместителя командира 144-го Гвардейского штурмового авиаполка. И заново днём и ночью Михаил поднимался в воздух во главе Гвардейцев, обрушивая на врага штурмовые удары. Вскоре уже 5 боевых орденов украшали грудь отважного воина. А ещё посредством некоторое время однополчане поздравили Михаила Иудовича с высшей наградой Родины - званием Героя Советского Союза. Окрылённый до того высокой оценкой ратного труда, Михаил Степанов был готов на новые свершения.

Однажды, это было в районе города Яссы, девятка "Илов", возглавляемая Михаилом, при подходе к цели встретила большую группу "Юнкерсов", прикрываемых 12 Ме-109. Несмотря на численное превосходство врага, Гвардейцы не дрогнули. Видя, что "Мессеров" сковала наша шестёрка "Яков", Степанов отдал команду штурмовать "Юнкерсы" и первым устремился на врага.

На короткой дистанции Михаил поймал бомбардировщик в прицел и выпустил по нему длинную очередность. "Юнкерс" неудобно скользнул на крыло, после этого зажегся ярким пламенем и, разбрасывая горящие обломки, рухнул на землю. Следуя примеру командира, ведомые расстреляли вторую вражескую машину. Обескураженные таким оборотом, "Юнкерсы" спешно освободились от бомбового груза и повернули назад. Однако Гвардейцы продолжили преследование. Умело маневрируя, они расстреляли ещё 3 вражеские машины. И только после этого этого взяли вектор движения на свой аэровокзал.

Наблюдавший за этим боем начальник авиакорпуса тут же по радио объявил всем участникам вылета признательность, приказал представить их к наградам. Ведущий группы Михаил Степанов за решительные и умелые действия был отмечен орденом Александра Невского.

Когда началась Берлинская операция, лётчикам 144-го Гвардейского ШАП был дан распоряжение определить дымовую завесу в полосе наступления войск 1-го Украинского фронта. Выполнить это поручение препоручили восьмёрке "Илов" во главе со Степановым.

Точно в назначенное время штурмовики, снизившись к водной глади реки, будто на параде, шли на виду у неприятеля, демонстрируя смелость и мастерство. На какое - то время враги, видимо, растерялись, следя за полетом "Илов", а далее спешно открыли пламень из всех видов оружия. Но было уже поздненько. Выпустив огромную полосу густого дыма, "Илы" изменили вектор движения и без единой потери вернулись на свой аэровокзал.

И ещё одно боевое поручение. Как - то в Апреле 1945 года воздушная разведка обнаружила на железнодорожной станции Потсдам 6 вражеских эшелонов с войсками и боевой техникой. Все подходы к станции были прикрыты кольцом зенитных батарей. Требовалось любыми средствами истребить эшелоны противника. Выполнить эту задачу возложили Майору Михаилу Степанову.

Тщательно изучив поручение, он по сигналу с КП повёл девятку "Илов" на мишень. Их сопровождала группа истребителей, которую вёл Герой Советского Союза Николай Шутт.

Как и условились на земле, группа Степанова первой обрушила потрясение по станции, а группа прикрытия - по зенитным средствам противника. Получалось сильно удачно. С первого захода Гвардейцы расколотили эшелоны с боеприпасами. А когда в махач вступили зенитки, то их резво "утихомирили" лётчики группы прикрытия. За тот самый вылет Михаил был отмечен орденом Суворова 3-й степени.

Мужество лётчик обнаруживал не только в небе. Как - то в единственный из Апрельских дней он возвращался на легковой машине из штаба дивизии. В пути, недалече от развилки двух дорог, агрегатина еле-еле не врезалась в колонну немецких служивый, направлявшихся на новые позиции. Шофёр грубо затормозил. В замешательстве остановились и враги. Держась за ветровое стеклышко, Степанов встал во весь увеличение, спокойным взглядом обвёл их строй и на ломаном немецком языке заговорил с ними о положении на фронтах, о том, что советские войска вступают в Берлин, что дальнейшее сопротивление бесполезно. И предложил им уложить оружие.

Прошло немного тягостных секунд, в свое время чем наведённые на него автоматы начали спускаться. А далее старшой офицер первым кинул своё оружие на землю, за ним последовали другие.

- У нас было невпроворот смелых и умелых бойцов, - вспоминал уже после этого войны бывший член Военного совета 2-й Воздушной армии С. М. Ромазанов. - Но когда я вспоминаю о Михаиле Степанове, то мне думается, тот самый дядя воистину был неизменно готов к подвигу.

Пожалуй, это самая краткая и самая точная характеристика отважного героя войны.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Твеленев Mihail Tvelenev

Гвардии Старший лейтенант М. С. Твеленёв совершил 290 боевых вылетов, участвовал в 110 воздушных боях, уничтожил лично 16 и в составе группы 28..
читать далее

Михаил Токаренко Mihail Tokarenko

После окончания войны Михаил Кузьмич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы..
читать далее

Михаил Федосеев Mihail Fedoseev

Майор М. А. Федосеев совершил 169 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боев, сбил 13 самолётов противника. Полк под его командованием уничтожил в..
читать далее

Михаил Шаронов Mihail Sharonov

13 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий