Известные люди

»

Михаил Щербатов

Михаил Щербатов Mihail Sherbatov Карьера: Историк
Рождение: Россия, 22.7.1733
Щербатов (князь Михаил Михайлович) - историк. Родился в очень зажиточной семье в 1733 г. Первоначальное образование получил дома. С 1750 г. служил в лейб-гвардии Семеновском полку, но сейчас же после манифеста 18 февраля 1762 г. вышел в отставку.

Рано поняв недочеты своего образования, он старался пополнить их самостоятельным чтением. На гражданской службе, куда он резво поступил, Щербатов имел полную вероятность добро ознакомиться с тогдашним положением России. В 1767 г. он, в качестве народного избранника от ярославского дворянства, участвовал в комиссии для составления нового уложения, где, в духе данного ему избирателями наказа, шибко рьяно отстаивал интересы дворянства и всеми силами боролся с либерально-настроенным меньшинством. Несколько раньше Щербатов стал заниматься русской историей, под влиянием Миллера, о чем он сам говорит в предисловии к I тому "Истории российской". В 1767 г. Щербатов, очевидно, был представлен Екатерине II, и она открыла ему доступ в патриаршую и типографическую библиотеки, где были собраны списки летописей, присланные по указу Петра I из разных монастырей. На основании 12 списков, взятых оттуда, и 7 собственных Щербатов, не имея никакой предварительной подготовки, взялся за составление истории. Несмотря на то что в 1768 г. он был назначен в комиссию о коммерции и что ему было поручено императрицей разобрать бумаги Петра I, его служба шла шибко быстро: к 1769 г. он дописал 2 первые тома, до 1237 г. Тогда же начинается усиленная издательская занятие Щербатова. Он печатает: в 1769 г., по списку патриаршей библиотеки, "Царственную книгу"; в 1770 г., по повелению Екатерины II - "Историю свейской войны", собственноручно исправленную Петром Великим; в 1771 г. - "Летопись о многих мятежах", в 1772 г. - "Царственный летописец". Собственная его история немного замедлилась вследствие необходимости к летописным источникам присоединить и архивные, до него никем, помимо Миллера, не тронутые. В 1770 г. он получил дозволение пользоваться документами московского архива иностранной коллегии, где хранились духовные и договорные грамоты князей с половины XIII века и памятники дипломатических сношений с последней четверти XV века. Энергично принявшись за разработку этих данных, Щербатов в 1772 г. окончил III, а в 1774 г. - и IV том своей работы. Не ограничиваясь одними историческими трудами, он в 1776 - 1777 гг. составляет замечательную работу по статистике, понимая ее в широком смысле школы Ахенвалля, то есть в смысле государствоведения. Его "Статистика в рассуждении России" обнимала 12 рубрик: 1) пространство, 2) границы, 3) плодородие (экономическое описание), 4) многонародие (статистику населения), 5) веру, 6) правление, 7) силу, 8) доходы, 9) торговлю, 10) мануфактуру, 11) всенародный нрав и 12) расположение к России соседей. В 1778 г. он сделался президентом камер-коллегии и был назначен наличествовать в экспедиции винокуренных заводов; в 1779 г. был назначен сенатором. До самой своей смерти Щербатов продолжал интересоваться политическими, философскими и экономическими вопросами, излагая свои взгляды в ряде статей. История его также подвигалась шибко одним духом. Последние тома, XIV и XV (до свержения Василия Шуйского ) были изданы год через после этого его смерти (Щербатов умер в 1790 г.). В настоящее время сочинения князя Щербатова большею частью уже изданы и персона его, как историка и публициста, может быть полностью выяснена. Щербатов, как историк. Щербатову ещё при жизни приходилось оберегать свой работа от общих нападок, в особенности супротив Болтина. В 1789 г. он напечатал "Письмо к одному приятелю, в оправдание на некоторые скрытые и явные охуления, учиненные его истории от господина генерал-майора Болтина", что вызвало реакция Болтина и отповедь в свою очередность Щербатова, напечатанную уже после этого его смерти 1792 г. Болтин направлял на строй ошибок Щербатова: 1) в чтении летописи, как будто превращения "стяга" в "стог", "топать по нем" в "ходить на помощь" и так дальше и 2) на полное незнакомство Щербатова с исторической этнографией и географией. Действительно, история Щербатова крайне страдает в этом отношении. Щербатов не сумел ориентироваться в древней этнографии, а ограничился пересказом сообщений по французским источникам, да и то "настолько смутно и беспорядочно, по его собственному заявлению, что из этого никакого следствия истории сочинить невозможно". Но занятие в том, что эт

от вопросительный мотив был наиболее темным, и только Шлецеру удалось вписать туда кое-какой свет. Во всяком случае, Щербатов зачастую является больше сведущим и осторожным, чем Болтин. В обработке летописи Щербатов, несмотря на всю массу промахов, в которых его упрекали, сделал шаг вперед относительно с Татищевым в двух отношениях. Во-первых, Щербатов ввел в ученое пользование новые и весьма важные списки, как синодальный список Новгородской летописи (XIII и XIV века), Воскресенский свод и другие. Во-вторых, он начальный точно обращался с летописями, не сливая показания разных списков в сводный контент и различая свой контент от текста источников, на которые он делал точные ссылки, хотя, как замечает Бестужев-Рюмин, его методика цитировать по номеру отнимает вероятность проверки. Как и остальные наши историки XVIII века, Щербатов ещё не различает целиком источника от его ученой обработки, и оттого предпочитает, к примеру, Синопсис - летописи. Не по силам ещё Щербатову и отбор данных; послушно следуя за источниками, он загромождает свой работа мелочами. Много добра русской истории Щербатов принес обработкой и изданием актов. Благодаря его истории и "Вивлиофике" Новикова, наука овладела первостепенной важности источниками, как: духовными, договорными грамотами князей, памятниками дипломатических сношений и статейными списками посольств; произошла, так произнести, эмансипация истории от летописей и указана была вероятность изучения больше позднего периода истории, где показания летописи оскудевают или нимало прекращаются. Наконец, Миллер и Щербатов издалече, а частью приготовили к изданию непочатый край архивного материала, в особенности времен Петра Великого. Полученный из летописей и актов материал Щербатов связывает прагматически, но его прагматизм особого рода - рационалистический или рационалистически-индивидуалистический: творцом истории является персона. Ход событий объясняется воздействием героя на волю массы или отдельного лица, причем герой руководствуется своекорыстными побуждениями своей натуры, одинаковыми для всех людей в разные эпохи, а масса подчиняется ему по глупости или по суеверию и т. п. Так, в частности, Щербатов не пытается откинуть летописный расклад о сватовстве византийского императора (уже женатого) на 70-летней Ольге, но дает ему близкое объяснение: император хотел жениться на Ольге с целью заключить союз с Россией. Покорение Руси монголами он объясняет чрезмерной набожностью русских, убившей старый воинственный дух. Согласно со своим рационализмом Щербатов не признает в истории возможности чудесного и относится прохладно к религии. По взгляду на нрав начала русской истории и на групповой ход ее Щербатов стоит ближе всего к Шлецеру. Цель составления своей истории он видит в лучшем знакомстве современной ему Россией, то есть смотрит на историю с практической точки зрения, хотя в другом месте, основываясь на Юме, доходит до современного взгляда на историю, как науку, стремящуюся вскрыть законы, управляющие жизнью человечества. У современников история Щербатова не пользовалась успехом: ее считали неинтересной и неверной, а самого Щербатова - лишенным исторического дарования (императрица Екатерина II); но это, как видно из сказанного, неверно, и Карамзин нашел для себя у Щербатова достаточно обильную пищу. Щербатов, как публицист, интересен, главным образом, как уверенный защитник дворянства. Его политические и социальные взгляды под боком ушли от той эпохи. Из его многочисленных статей - "Разговор о бессмертии души", "Рассмотрение о жизни человеческой", "О выгодах недостатка" и др., своеобразный заинтересованность представляет его утопия - "Путешествие в землю Офирскую господина С. извецкого дворянина" (не кончено). Идеальное Офирское страна управляется государем, политическая элита которого ограничена высшим дворянством. Остальные классы, более того рядовое дворянство, доступа к высшей власти не имеют. Необходимости для каждого гражданина принимать участие в правлении, необходимости обеспечения личной свободы Щербатов не знает. Первым сословием является дворянство, вступление в которое запрещено. Оно одно обладает правом обладать населенными землями; рекомендуется более того (в ста

тье по поводу голода в 1787 году) всю землю вернуть дворянам. Но и дворян Щербатов стесняет целой массой мелочных правил. Признавая роль образования, Щербатов требует умножения числа школ, но не дает образованным людям прав дворянина. Областное управление, на которое в особенности нападал Щербатов, он строит, и все-таки, в прежнем духе, стесняя его ещё больше увеличением канцелярщины и формализма. Военную службу он рекомендует создать по типу военных поселений, что позднее было сделано в России и потерпело полное фиаско. Рассудочность века наложила сильную печать на Щербатова. Особенно характерны взгляды его на религию офирцев: религиозная вера, как и образование, должна быть жестко утилитарной, служить охранению порядка, тишины и спокойствия, отчего священнослужителями являются чины полиции. Другими словами, Щербатов не признает христианской религии любви, хотя это не мешает ему в статье "О повреждении нравов в России" нападать на рационалистическую философию и на Екатерину II, как на представительницу ее в России. До чего сам Щербатов проникся, и все-таки, рационализмом, видно из его мнения, что позволительно в шибко недлинный срок пересоздать держава и что определить на целые тысячелетия незыблемый строй, в котором нужны будут только некоторые поправки. Литература. Исооружение сочинений князя М.М. Щербатова ещё не кончено (вышли тома I, II, 1 доля III тома). См. Иконников "Ответ генерал-майора Болтина на сообщение князя Щербатова" (СПб., 1789) и "Критические примечания на Историю Щербатова" (СПб., 1793 - 94); С.М. Соловьев "Архив" (том II, пол. 2); "Современное состояние русской истории, как науки" ("Московское Обозрение", 1859, 1); Иконников "Опыт русской историографии"; Бестужев-Рюмин "Русская история" (т. I, СПб., 1872); Милюков "Главные течения русской исторической мысли" (М., 1898); Мякотин "Дворянский публицист Екатерининской эпохи" ("Русское богатство", 1898; перепечатано в сборнике статей "Из истории русского общества"); Н.Д. Чечулин "Русский общественный роман XVIII века". Г. Лучинский.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Бакунин Mihail Bakunin

Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в..
читать далее

Михаил Владиславлев Mihail Vladislavlev

Русский философ, логик, психолог. Родился 9 ноября 1840 в Новгородской губернии. Учился в Петербургской духовной академии.
читать далее

Михаил Гарнцев Mihail Garntsev

Российский философ, кандидат философских наук (1981), доцент, заслуженный преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова (2005), является специалистом в..
читать далее

Михаил Гершензон Mihail Gershenzon

Историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий