Известные люди

»

Морис Бежар

Морис Бежар Maurice Bejart Карьера: Балет
Рождение: Франция, 1.1.1927
Обычно зритель восхищается искусством актера, исполнителя или танцовщика. Но он редко помнит имена тех, кто создал для него сказочное зрелище спектакля. Обычный зритель также редко задумывается над тем, превосходит ли то, что он видит, созданное ранее. Он любуется красочным действом, которое разворачивается на сцене, и оно кажется ему великолепным и интересным.

К числу тех, кто во многом опрокинул традиционное представление о балете, относится и выдающийся мастер балета Морис Бежар. Его фарт как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот дорога, по которому потом направлял своих учеников.

Достижением Бежара является и то, что, стремясь разнообразно применять пластические возможности тела танцовщика, он не только ставит сольные партии, но и вводит в некоторые постановки только мужеский кордебалет. Таким образом, он последовательно развивает концепцию универсального мужского танца, исходя из традиций античных зрелищ и массовых действ разных народов.

Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако для формирования индивидуальной творческой привычки он решил продолжить образование. Поэтому с 1945 года Бежар совершенствовался у Л. Статса, Л.Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне. В результате он освоил море разных хореографических школ.

В начале своего творческого пути Бежар не связывал себя строгими контрактами, выступая в самых разных труппах. Он работал у Р. Пети и Ж. Шарра в 1948 году, выступал в "Инглсби интернейшнл балле" в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах.

Все это наложило отпечаток на его будущую дело как балетмейстера, потому как отличительной особенностью его стилевой повадки понемногу становится эклектичность, синтез приемов, взятых из разных хореографических систем.

В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского. Для реализации своих творческих замыслов Бежар в 1953 году совместно с Ж. Лораном создал в Париже труппу "Балле де л'Этуаль", которая просуществовала до 1957 года.

В то время Бежар ставил балеты и в то же время выступал в них в главных ролях. Репертуар строился на сочетании произведений классических и современных авторов. Так, в 1953 году труппа Бежара поставила "Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Шопена, на следующий год вышел балет "Укрощение строптивой" на музыку Д. Скарлатти, а в 1955 году было поставлено немедленно три балета - "Красавица в боа" на музыку Д. Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Анри. Этот свой принцип Бежар развивал и в дальнейшем. В 1956 году он поставил "Танит, или полумглы богов", а в 1963 году - "Прометей" Ована.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята в такой степени восторженно, что Бежар в конце концов решил учредить собственную труппу "Балет XX века", которую он и возглавил в 1969 году. Ее ядром стала доля брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал трудиться в Брюсселе, но сквозь немного лет переехал сообща с труппой в Лозанну. Там они выступали под названием "Балет Бежара".

Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный опыт по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное местоположение. Тогда же Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот опыт привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.

Бежар предложил принципиально новое вывод ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает ослепительный динамизм его синтетического театра. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хоровой коллектив, действо могло рскручиваться в любом месте арены, а изредка более того в нескольких местах в то же время.

Этот прием позволял совершить участниками спектакля всех зрителей. Дополнял представление громадный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее особый эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали "Мучения Святого Себастьяна", поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а кроме того танца в исполнении артистов балета.

Бежар и раньше совмещал различные виды искусств в одном спектакле. В таком стиле он, в частности, поставил в 1961 году балет "Гала" на музыку Скарлатти, тот, что шел в театре "Венеция". В том же году в Брюсселе Бежар совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шарра поставил синтетический спектакль "Четверо сыновей Эймона" на музыку композиторов XV-XVI веков.

Творческие поиски Бежара вызывали заинтересованность зрителей и специалистов. В 1960-м и в 1962 году он был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

Для развития своих замыслов Бежару были нужны единомышленники. Ив 1970 году он создал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственный XX веку ослепительный эпатаж и зрелищность отразились в названии студии - "Мудра", представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражающий его заинтересованность к классическому танцу Востока.

Бежар - одна из самых сложных и противоречивых фигур в современном хореографическом искусстве. В теоретических высказываниях он настаивает на возвращении танцу его первоначального ритуального характера и значения. Он считает, что с помощью таких художественно-эстетических опытов, какие он проводит, позволительно открыть главное в танце - его древнейшие универсальные первоосновы, общие для танцевального искусства всех рас и народов. Отсюда и возникает непрерывный заинтересованность Бежара к хореографическим культурам Востока и Африки. Особенно мастер интересуется искусством Японии. Возможно, оттого же и многие из работающих у него танцовщиков являются японцами.

Сегодня Бежара нарочно приглашают в разные театры для постановки отдельных спектаклей. Но есть у него и некоторые личные привязанности. Так, долгие годы сотрудничества связывают его с М. Плисецкой. Он поставил для нее балет "Айседора", а кроме того немного сольных концертных номеров для ее последних выступлений. Наиболее известен посреди них мини-балет "Видение розы". На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым. Васильев впервой выполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского "Петрушка", а совместно с Е. Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". В 1978 году прошли гастроли труппы Бежара в Москве и Ленинграде.

Так же читайте биографии известных людей:
Морис Метерлинк Moris Maeterlinck

Бельгийский драматург и эссеист Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье.
читать далее

Морис Грин Moris Green

Его привязанность к спринту пришла от брата, который бегал 100 и 200 метров. Он трепетал перед братом, бившим многочисленные рекорды на обоих..
читать далее

Морис Эшли Maurice Ashley

Американский шахматист, первый и единственный в истории международных шахмат темнокожий гроссмейстер.
читать далее

Морис Торез Moris Thorez

Деятель французского и международного рабочего и коммунистического движения. Родился в семье шахтёра. До 1920 работал батраком , шахтёром. В марте..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий