Известные люди

»

Николай Белавин

Николай Белавин Nikolay Belavin Карьера: Авиатор
Рождение: Казахстан, 29.1.1923
Гвардии Капитан Н. И. Белавин совершил 97 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку укреплений, скоплений войск противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 29 Января 1923 года в городе Алма - Ата ( Казахстан ), в семье рабочего. Жил в Москве. Окончил среднюю школу. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1942 года в действующей армии. Воевал на Северо - Западном, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Прошёл дорога от рядового лётчика до заместителя командира 33-го Гвардейского ШАП.

К середине Июля 1944 года начальник эскадрильи 33-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 3-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 6-я Воздушная вс, 1-й Белорусский фронт ) Гвардии Капитан Н. И. Белавин совершил 97 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку укреплений, скоплений войск противника. 26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого произвёл 159 успешных боевых вылетов. 16 Апреля 1945 года ему было поручено свалить копию ключа от Бранденбургских ворот войскам 8-й Гвардейской армии, штурмовавшим Зееловские высоты.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1979 года Генерал - Майор авиации Н. И. Белавин по состоянию здоровья уволен в припас. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 15 Января 1980 года.

* * *

В середине Июля 1942 года в землянку командного пункта 288-го штурмового авиационного полка вошёл младой, с тремя треугольниками в петлицах лётчик.

- Товарищ Майор, - доложил он командиру полка С. Васильеву, - старшой сержант Белавин прибыл в ваше предписание. - А следом уже окончательно не по - уставному добавил: - Руки чешутся - хочу ударять фашистов !

Командир окинул быстрым взглядом сероглазого, с копной каштановых волос лётчика. "Орёл чувак !" - подумал он. Потом переглянулся с товарищами, сидевшими за дощатым столом, на котором лежала крупномасштабная карта, подошёл к снова прибывшему, поздоровался за руку и сдержанно сказал:

- Что в махач рвётесь, похвально. И для драки с фашистами возможностей и простора у нас довольно. Только оттого что для этого одной злости маловато.

- Знаю, друг Майор. Нужны умение, навык. Пока их нет, но всё будет, - твердо отчеканил Белавин.

- Пойдёмте потолкуем, - предложил начальник полка, направляясь к выходу.

Они присели на скамейку возле землянки. Закурили, не торопясь сделали по нескольку затяжек, помолчали кот наплакал, присматриваясь дружбан к другу.

- Расскажите о себе, - попросил начальник.

- Биография моя краткая, на полстраницы, - начал Белавин. Родился в Алма - Ате. Отец - рабочий, мама - домохозяйка. Нет её сегодня, умерла в прошлом году: махаловка источила.

Николай опустил голову, помолчал.

- Мне 19 лет, - продолжил он. - В 1936 году переехал в Москву, учился в средней школе, там же вступил в комсомол. В 1940 году окончил аэроклуб Ленинградского района столицы, далее военную школу пилотов. И вот прибыл к вам.

- Взысканий не имеете ? - поинтересовался Васильев.

- Нет, приятель начальник.

- Ну что ж, повоюем. А сегодня направляйтесь в 1-ю эскадрилью. Там начальник - Капитан Пётр Марютин, Герой Советского Союза. Замечательный лётчик !

- Есть в 1-ю эскадрилью ! - ответил Белавин, козырнул и, схватив без малого пустой вещевой мешок, побежал на стоянку самолётов.

Через некоторое время, опробовав самолёт Ил-2, старшой сержант Белавин в первый раз поднялся в жаркое небосклон войны на Северо - Западном фронте. А вскоре летать пришлось без малого каждый день.

Однажды он отправился ведомым с заместителем командира эскадрильи Героем Советского Союза Старшим лейтенантом Александром Носовым. Лететь в паре с таким заслуженным лётчиком для Белавина была большая честь. И поручение интересное: разыскать в лесных массивах группу вражеских танков, прорвавшихся в свой тыл.

Шестёрка Ил-2 летела на высоте 1000 метров. Утренняя дымка застилала землю, усложняла розыск. Вскоре поднялось солнышко, туман рассеялся, и взору открылись чуть-чуть пожелтевшие поля, зелёные леса и луга, вдалеке блеснула голубой лентой речушка. Прошло 30 минут, а вражеских танков не было видно. Белавин подумал: "Зря небосклон утюжим". Но аккурат в тот самый миг в наушниках шлемофона лётчики услышали звук со станции наведения:

- Соколы ! Впереди вас по курсу - чаща. Там танки.

- Добро ! - ответил Носов. - Разведаем.

Белавин в паре с Носовым уже подходили к тому лесу. Внизу посредством луговую поляну тянулись чуть заметные в траве гусеничные следы.

- Вижу мишень. Атакуем ! -прозвучал звук Носова.

В ту же минуту из - под плоскостей его самолёта вырвались 4 реактивных снаряда и, оставляя за собой дымные стежки, понеслись к цели. Ещё миг - и на опушке леса блеснули разрывы.

Николай шёл за командиром. Он видел танки и старался точнее прицелиться. Когда же чёрные коробки вписались в круг прицела, Белавин нажал рычаг сбрасывания. Из 4-х люков посыпались противотанковые авиабомбы. Самолёт вышел из пике. Николай осмотрелся, пристроился к ведущему и снова пошёл в атаку. В роще ещё сильнее заплясало полымя.

Вечером начальник полка Васильев, подводя итоги боевой работы за день, сказал:

- Отмечаю умелые действия лётчика Белавина. Хорошим бойцом будет, если не оплошает.

- Постараюсь не оплошать, приятель Майор, - смущённо ответил Николай.

Молодому лётчику повезло. Он попал в полк, в котором служили опытные штурмовики: Герой Советского Союза Пётр Марютин, Александр Носов, начальник полка Степан Васильев, старейший воздушный воин Константин Алхимов и другие мужественные лётчики. Это раньше всего благодаря их подвигам и прославился 288-й штурмовой авиаполк, ставший в конце 1942 года 33-м Гвардейским.

В Августе 1943 года наши наземные войска вели бои с противником на Новгородчине. На закате одного из этих дней начальник полка собрал лётный состав:

- Приказано ликвидировать артиллерийские позиции врага в районе населённого пункта Приплеткино. - Командир сделал небольшую паузу, а следом ещё заговорил: - Я поведу шестёрку штурмовиков. Ведомым у меня будет Лейтенант Белавин. Задание, товарищи лётчики и стрелки, на начальный точка зрения не настолько опасное и сложное. Но командованию известно, что над целью без малого беспрерывно патрулируют истребители, да и зениток довольно. Поэтому будьте готовы к любым неожиданностям.

И вот мрачный рёв моторов разбудил предрассветную тишь. Штурмовики поднялись в воздух и легли курсом на запад. На маршруте было постепенно. Вскоре под самолётами проплыла передовая черта. Белавин успел заприметить немного огненных вспышек: видимо, шла артиллерийская дуэль. Что - то горело, серый дым, прикрывая землю, уходил на юг.

- Впереди мишень. Атакуем ! - отдал инструкция Алхимов и ввёл свой самолёт в пологое понижение.

На изгибе мелкий речушки явственно виднелись артиллерийские позиции врага. Их надобно истребить. Николай выбрал площадку с орудиями крупного калибра. Пикируя, скрупулезно прицелился и нажал на кнопку пуска реактивных снарядов. Из - под крыльев сорвались 4 "сигары" и, оставляя в небе белые стежки дыма, помчались к цели. Выводя Ил-2 из пикирования, Белавин услышал звук стрелка Ивана Шанцева: "Точно врезали !"

В небе появились кудрявые облачка от разрывов зенитных снарядов. Однако они рвались немного в стороне.

- Заходим на вторую атаку ! - приказал ведущий группы.

На тот самый раз на артиллерийские позиции посыпались фугасные бомбы. Берег речушки одним духом заволокло дымом и пылью, что - то рвалось и горело.

- Уходим домой. Спасибо за работу, - передал Алхимов. Выстроившись клином, шестёрка Ил-2 легла курсом на восток. Внезапно со стороны солнца появились вражеские истребители. Наши истребители, из группы сопровождения, пошли навстречу им, чтобы отсечь от "Илов", но пара "Фоккеров" всё же прорвалась к штурмовикам и открыла пламень. Завязался махач, во время которого единственный из вражеских снарядов попал в кабину самолёта Белавина и разорвался. По лицу лётчика потекла кровь. Самолёт как - то как снег на голову отяжелел, стал нехорошо слушать управления, терял прыть.

Белавин видел, как слева и с правой стороны от него появились самолёты товарищей. Они сопровождали его да самого аэродрома.

Как - то раз авиационная разведка обнаружила в районе Котово - Нагаткино большое скопление активный силы врага. На фотоплёнке чётко отпечатались колонны автомашин и позиции артиллерийских батарей. Алхимов ( к тому времени ставший командиром полка ) пригласил в землянку Белавина, недавно назначенного заместителем командира эскадрильи.

- Николай Иванович, - обратился не по - уставному Алхимов к Белавину, - на авангардный появилась хорошая мишень. Надо ликвидировать её.

И вот уже восьмёрка Ил-2 в воздухе. Зайдя со стороны леса, она появилась над вражескими войсками вдруг.

- Атакуем ! - скомандовал Белавин и, сделав небольшую горку, устремился вниз. Зенитчики открыли жар. Засверкали рвущиеся снаряды, поплыл в воздухе серо - сизый дым. В тот самый же миг от самолётов отделились чёрные болванки бомб и устремились вниз.

Выходя из атаки, Николай видел, как на позициях врага рвались "сотки" и реактивные снаряды, поднимая к небу клубы дыма и пыли. Сделав ещё два захода, группа без потерь вернулась на свой аэровокзал. В тот же день с авангардный сообщили, что только во время этого налёта были уничтожены 12 орудий, дзот и больше 10 автомашин с грузом и пехотой врага.

Однажды Подполковник Алхимов, раскрыв карту - десятиверстку, сказал Белавину:

- Есть сведения, что в треугольнике Каверзы - Белянки - Корчаги противник готовит резервы. Но где происходит их сосредоточение, никто не знает. Задача - нарыть вражеские резервы и по возможности ликвидировать их.

На поручение вылетели группой. Ведущий - Белавин. Ведомые - Дмитрий Колоколов, Михаил Камельчик, Александр Луковкин, Василий Удачин. Все молодые и дерзкие. Они знали, что приметить врага нелегко, тем больше в плохую погоду: над самой землей стлался туман, а вверху - сплошные облака. Кроме того, не возбраняется напороться на истребителей противника, и тогда тяжело придётся, ибо группа без прикрытия.

- Наблюдайте за местностью, - передал по радио Белавин. Снизившись до бреющего полёта, лётчики чутко стали обследовать местность. Но выявить врага продолжительно не удавалось. Когда ещё раз пронеслись над сожженной деревней и оказались над лесом, Белавин неожиданно увидел автомашины, прикрытые ветками.

- Внизу вражеская техника ! - передал он ведомым. - Бомбовый груз сбрасывать серийно !

30 минут обрабатывали штурмовики невеликий участок леса. Местность была в огне и дыму. Задание и на тот самый раз лётчики выполнили благополучно.

Вскоре позже этого полёта Белавин был назначен командиром эскадрильи.

- Мне приходилось как собак нерезаных раз водить на поручение группы, - рассказывал он, - но в особенности запомнился мордобой, когда четвёркой Ил-2 обрабатывали вражескую технику на станции Любомль, что на Волынщине. Погода стояла весенняя, солнечная, ясная. Мы, лётчики, знали, что железнодорожная станция здорово охраняется зенитчиками. Они били метко. Несколько экипажей до этого не вернулись на свою базу. Поэтому нужно было показать осторожность и хитрость, одурачить врага, усыпить его бдительность. И мы решили ступать к цели на бреющем полёте... Самолёты углубились в тыл врага, осмотрительно подошли к железной дороге, идущей от Люблина на Ковель, и направились в обход цели. Враг, видимо, не ожидал появления советских самолётов с запада и принял их за свои. Лётчики этим и воспользовались. Подойдя к станции Любомль, они увидели на путях немного эшелонов.

- Бейте по вагонам ! - приказал Белавин, а сам направил самолёт на зенитную батарею. Она стояла на небольшом холме северо - восточнее станции. С 300 метров Белавин открыл пламень из пушек. Он видел, как прислуга орудийных расчётов с опозданием бежала к зениткам. Потом были сброшены реактивные снаряды. Когда до цели осталось приблизительно 200 метров, лётчик сделал горку и сыпанул две фугасные "сотки" на плешину возвышенности. Находясь над батареей, Белавин почувствовал, как дрогнул самолёт: значит, взорвались бомбы. Резко снизив Ил-2, заметил на окраине станции водонапорную башню. В люках остались ещё две "сотки", и он решил садануть по башне. Примерно с дистанции 100 метров сбросил бомбы и, рванув ручку управления на себя, стал набирать высоту. Белавин не видел результатов атаки. Но сквозь немного секунд услышал ликующий звук стрелка Шанцева: "Командир ! Башня рушится !"

Развернувшись, Николай вдогонку за ведомым ещё раз проштурмовал эшелоны, а потом дал команду на сбор. На сердце было радостно: поработали на славу. Однако, как стало известно позже, отрада оказалась преждевременной. Когда группа собралась и легла на вектор движения, Белавин увидел два "Фоккера", шедших с превышением навстречу, и сообщил об этом ведомым.

Увеличив прыть, наши лётчики ещё плотнее прижались к земле и сократили интервалы и дистанции между самолётами. Воздушные стрелки приготовились к отражению атак. "Фокке - Вульфы" проскочили группу. "Не заметили", - подумал Белавин. Но он ошибся. Быстро теряя высоту, "тупоносые" развернулись и стали догонять "Илы". Они шли на форсаже, оставляя в небе чёрные шлейфы дыма. Пикируя, штурмовали самолёт Белавина. Снаряды, как будто огненные светлячки, пронеслись слева и выше его кабины. Николай рванул машину направо, после этого кинул налево. Услышал дробный стрекот пулемёта: это отбивался Шанцев. "Молодец, не даст себя в обиду", - подумал Белавин. И в это время перед носом "Ила" увидел вражеский истребитель: тот, видимо, вслед за тем атаки не успел погасить прыть, выскочил вперед и оказался под прицелом. Чуть довернув самолёт и сделав небольшую горку, Белавин поймал в перекрестие прицела "Фоккер" и нажал на гашетки пушек и пулемётов. Раздались залпы. "Фоккер" перевернулся, блеснул крыльями и нырнул вниз...

В Апреле 1944 года начальник 33-го Гвардейского авиаполка Алхимов писал в наградном листе на Белавина: "Показал себя тактически грамотным офицером. Благодаря беспредельной храбрости, беззаветной преданности Родине и другим личным качествам, он из рядового пилота вырос в опытного командира эскадрильи... Заслуга этого замечательного воина содержится в том, что он сделал 80 боевых вылетов, участвовал в больше чем 20 воздушных боях, не имел потерь личного состава и боевой техники".

В темное время суток на 16 Апреля 1945 года началась Берлинская операция.

- Наш авиаполк, - вспоминал Николай Иванович, - базировался в тот отрезок времени на полевом аэродроме севернее Кюстрина. Настроение у лётного состава было приподнятое. Помню, как на старт вынесли алое полотнище боевого знамени, зачитали воззвание Военного совета фронта. До сих пор звучат в моих ушах слова: "Боевые друзья ! Пришло время причинить врагу финальный потрясение... Стремительным и героическим штурмом мы возьмём Берлин". Я тогда водил восьмёрку "Ильюшиных". Мы метко ударили по вражеской обороне на Зееловских высотах. Наземные войска пошли в решительное атакование.

Но в особенности запомнился вылет, когда моя группа сбросила над войсками 8-й Гвардейской армии мелкий парашют. К нему прикрепили ключ, сделанный наподобие тех ключей от Берлина, которые недруг вынужден был вручить русским войскам во время Семилетней войны. К ключу приделали металлическую пластинку с надписью: "Гвардейцы, вперёд к победе ! Шлём вам ключ от берлинских ворот". И небольшая приписка: "От эскадрильи Героя Советского Союза Майора Белавина". Как следом выяснилось, "сувенир" тот самый был подобран разведчиками 277-го стрелкового полка.

...159 раз поднимал Николай Белавин в воздух до предела нагружённый боекомплектом самолёт Ил-2. И всю дорогу возвращался на аэровокзал с победой. Родина приподнято оценила ратные подвиги бойца, наградив его помимо Золотой Звезды Героя многими боевыми орденами и 10 медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Бокий Nikolay Bokiy

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1941 года. Воевал в составе 72-го истребительного авиационного полка ( позже ставшим 2-м..
читать далее

Николай Бородин Nikolay Borodin

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. В городе Шилка Читинской..
читать далее

Николай Буевич Nikolay Buevich

После окончания лётного училища, служил в строевых частях. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Был штурманом, затем командиром..
читать далее

Николай Буряк Nikolay Buryak

Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий