Известные люди

»

Николай Гугнин

Николай Гугнин Nikolay Gugnin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.7.1916
Майор Н. П. Гугнин совершил 260 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 29 Июля 1916 года в селе Фащевка, в настоящее время Грязинского района Липецкой области, в семье рабочего. В 1931 году окончил неполную среднюю школу в Грязях и уехал в Воронеж. Здесь учился в школе ФЗУ и авиационном техникуме. С 1940 года в Красной Армии, год через окончил Егорьевскую авиационную школу.

С Октябре 1941 года в действующей армии. К концу войны штурман 122-го истребительного авиационного полка ( 331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный остов, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Майор Н. П. Гугнин совершил 260 боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сшиб 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Плсдне войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Полковник Н. П. Гугнин - в запасе. Последние годы жил и работал в городе Кременчуге ( Полтавская область ), преподавал в училище Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер в 1987 году.

* * *

Великую Отечественную войну Младший лейтенант Гугнин встретил в должности лётчика - инструктора военной авиационной школы. В Октябре 1941 года, позже многочисленных рапортов он получил направление в действующую армию. К середине Февраля 1942 года совершил 27 боевых вылетов, прикрывая штурмовики и бомбардировщики. Был награждён орденом Красного Знамени.

В Марте 1942 года Николай Гугнин принимает под руководство звено истребителей и прикалывает в петлицы первые "кубари" Младшего лейтенанта. Молодой лётчик скрупулезно анализирует произвольный вылет. Он каждый раз обдумывает немного вариантов своих действий в воздушном поединке, стремится осмыслить, какой из них мог бы сделаться оптимальным. Приняв руководство звеном, Николай не уставал проводить такие разборки и с подчинёнными.

В боевой биографии замечательного лётчика полно ярких страниц. Например, многим запомнился телефильм "Вызываем жар на себя", рассказывающий о геройском поступке наших подпольщиков в годы Великой Отечественной войны. Советские и польские патриоты во главе с Аней Морозовой совершали диверсии на вражеском аэродроме рядом с посёлком Сеща на Брянщине. Затем вызвали советскую авиацию, и аэровокзал был уничтожен. В реальных событиях, положенных в основу фильма, участвовал и лётчик - истребитель Николай Гугнин. Громя Сещинский аэровокзал, он лично сжёг на земле единственный "Юнкерс-88".

...Лето 1942 года. Западный фронт. Командир звена Младший лейтенант Н. П. Гугнин получил поручение закрыть от налёта вражеской авиации наши сухопутные войска в районе города Сухиничи.

К железнодорожному узлу приближалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении "Мессершмиттов". Гугнин поднял звено по тревоге и повёл его навстречу противнику. Наши истребители скоро ворвались во вражеский строй. "Юнкерсы" в панике заметались, начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стараясь вылезти из - под огня наших истребителей.

С первой же атаки Гугнин сшиб головной "Юнкерс". Видимо, очередность прошила топливные баки. Вражеский самолёт молниеносно взорвался. Николай устремился за вторым бомбардировщиком и меткой очередью поджёг его. "Юнкерс" врезался в землю. Один за другим падали вражеские самолёты, оставляя за собой чёрные шлейфы дыма. Пятый, шестой, седьмой...

Воздушный махач прекратился так же неожиданно, как и начался. Отважные соколы сорвали налёт вражеских бомбардировщиков на ж-д узел, сшибли 7 самолётов противника.

Потом были новые бои. Ещё больше ожесточённые. Звену истребителей Гугнина подчас приходилось делать по 3 - 4 боевых вылета в день. Каждый лётчик твёрдо придерживался выведенного в боях закона: осмотрительность, взаимовыручка. В 1942 году, Николай в одном из воздушных боёв, рискуя собой, спас бытие командиру - Герою Советского Союза Подполковнику Фёдору Шинкаренко. Дело было так. В хвостище самолёта Шинкаренко пристроился "Мессер" и уже приготовился к атаке. Гугнин, увидев это, прибавил газ, произвёл внезапный маневр и точной очередью сшиб "Мессер" и сию минуту же атаковал второго. Тот попытался увернуться, но поздненько - по его мотору уже хлестала раскалённая очередность гугнинского пулемёта. Словно споткнувшись, Ме-109 задымил и пошёл к земле. Две победы за две минуты так вдохновили наших лётчиков, что они, без малого не имея боеприпасов, начали смело штурмовать напавших на них истребителей врага. И те, несмотря на превосходство, дрогнули, смешались и ушли.

От вылета к вылету крепло боевое мастерство Николая Гугнина. Он смело водил в мордобой своих подчинённых. В Мае 1942 года, его назначили уже заместителем командира эскадрильи. Ещё сквозь месяц Николай Гугнин получает звание Лейтенант.

...7 Августа 1942 года, очередной воздушный махач. Батальонный комиссар Лысенко расстрелял весь боезапас. Немцы это сию минуту поняли и начали за ним охоту. Гугнин, позволительно вымолвить, собой прикрыл комиссара. Сопровождал его до приземления на аэродроме. А Ме-109, тем временем, переключились на ведомого. Гугнин делает боевой разворот и в упор одного из них сбивает. Но на хвосте у него ещё два Ме-109. Лётчик делает "горку", переворот и кидается в лобовую атаку. Приём результативный, но требует крепкой воли и внутренней готовности к самопожертвованию. Кто первостепеннный не выдержит, у кого сдадут нервы, тот и погиб. Если оба лётчика будут ходить до конца - оба и погибнут. Лобовое столкновение - вещь страшная. И обыкновенно, зная бесстрашие советских пилотов, первыми неизменно отворачивали немцы. Так случилось и в тот раз. Только недруг потянул ручку на себя, тут же получил вдоль фюзеляжа смертельную очередность. Красиво от него летели во все стороны ошметки, с огнём и дымом. Нервы сдали и у третьего "Мессера". Он улепетывал на таком форсаже, что все, наблюдавшие это, от смеха давились...

В Октябре 1942 года Николай Гугнин назначается на место командира авиационной истребительной эскадрильи, а посредством месяц получает воинское звание Старший лейтенант.

В начале 1943 года эскадрилья Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику - истребитель Як-7. Помимо стандартных обозначений - звёзд в шести позициях и белых бортовых тактических номеров, "Яки" 122-го ИАП несли и ослепительно выраженную полковую символику: "крылышки" белого цвета, нарисованные на килях истребителей и как - бы выступающие из - под хвостовой звезы, а ещё белые "пилотки" килей. Большинство Як-1 и Як-7Б несли стандартный чёрно - зеленый камуфляж, но некоторые машины ещё имели коки винтов, окрашенные в белый цвет.

Только в Феврале 1943 года, скоро освоив новую технику, эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 служивый и офицеров противника. В 9-ти воздушных боях Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 Мая ему присвоено звание Капитан.

Особенно отличился Н. П. Гугнин в Июле 1943 года, одержав в воздушных боях немного побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение Ил-2, встретила 14 истребителей FW-190. Бой был только трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из "Фоккеров", сражённый его меткой очередью, упал на землю.

16 Июля 1943 года Николай выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Неизбежно уравновешенный и скромный Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умоло перенимали навык и что надо дрались в воздухе.

В конце 1943 года Николай Павлович принимает место штурмана полка. Казалось бы, чисто штабная служба - интеллект полка, его интеллект, его жесткая бухгалтерия Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинации предстоящих боевых вылетов. В это творчество вовлекаются командиры и рядовые лётчики, их предложения скрупулезно просчитываются и потом проверяются во время боевых вылетов. Боевой счёт полка растёт с каждым днем. Сам он - летает, как и раньше.

Во время наступления наших войск в районе Львова лётчики полка, ведомые Гугниным, прикрывали штурмовую авиацию. Отличная боевыя выучка, грамотные противозенитные маневры позволяли группам под его командованием избежать потерь. В своей книге "Жизнь в авиации" бывший командующий 2-й Воздушной армией Маршал авиации С. А. Красовский вспоминает:

"Зорко несли боевое дежурство в воздухе патрули 5-го авиакорпуса, которые прикрывали действия 3-й Гвардейской танковой армии.

Только за 16 Июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сшибли 23 вражеских самолёта. В тот самый же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со Старшим лейтенантом Н. П. Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара FW-190 в качестве "приманки" подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 "Фоккеров" попытались скрыто подкрасться к штурмовикам снизу. Гугнин разгадал проект противника. Одному звену он приказал штурмовать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не предположить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару.

Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сшибли 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Гугнина, удачно выполнили боевую задачу".

...Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны - Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не предположить подхода советских войск к юго - восточным границам Германии, неприятель перебросил в Венгрию большое число пехоты, танков, авиации и иной боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить формирование боевых событий.

Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Николай Павлович. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника - таков в отдалении не совершенный перечень ратных дел Николая Гугнина и его однополчан в те грозные дни.

16 Ноября 1944 года четвёрка "Яков" во главе с Гугниным получила команда сопровождать до цели и вспять шестёрку Ил-2. На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Гугнин принял заключение штурмовать врага.

Набрав высоту, Николай на максимальной скорости атаковал ведущего и сшиб его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были до того внезапными и стремительными, что недруг, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики превосходно выполнили боевое поручение - нанесли здоровый потрясение по узлу сопротивления в районе города Сольнок.

На следующий день, 17 Ноября, Майор Н. П. Гугнин был ведущим четвёрки Як-1. И еще раз он смело вступает в мордобой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сшибли 4 вражеские машины.

Николай Гугнин воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, прошёл стезя от рядового лётчика до штурмана авиаполка. Участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Награждён многими орденами и медалями.

Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 Мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены. Вэтого за годы войны Николай Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 - на дальнюю разведку в основательный тыл врага, 28 - на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сшиб 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта.

Многие из его побед были достигнуты в воздушных схватках во время вылетов на разведку в основательный тыл, без малого всю дорогу при численном превосходстве противника, когда более того парашют не смог бы его спасти. И только высокое мастерство, хладнокровие и мужество Гугнина позволили ему более того в, казалось бы, невозможных условиях побеждать и ворочаться с разведданными, которые помогали командованию уберечь от потерь многих наших бойцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года штурману 122-го истребительного авиационного полка ( 331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиакорпус, 5-я Воздушная вс, 2-й Украинский фронт ) Майору Н. П. Гугнину было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Николай Павлович длительное время продолжал службу в ВВС, передавая обеспеченный фронтовой навык младой смене авиаторов. В 1951 году он окончил Военно - Воздушную академию. Получив звание Подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на пост старшего инспектора - лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже посредством 3 года - стал старшим инспектором - лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР.

В Июне 1960 года Полковник Н. П. Гугнин в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР увольняется в припас и переходит на работу в Гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения". В 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно - лётного отдела училища.

Николай Павлович принимал активное участие в военно - патриотическом воспитании молодёжи, нередко выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков - фронтовиков. В 1987 году его не стало...

В городе Кременчуге сильно бережно хранят память об этом замечательном лётчике, офицере, человеке. На одной из центральных улиц города в портретной галерее знаменитых обитателей Кременчуга есть и портрет Героя Советского Союза Николая Павловича Гугнина.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Гулаев Nikolay Gulaev

Гулаев Николай Дмитриевич летчик истребитель. Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области) в семье..
читать далее

Николай Гусаров Nikolay Gusarov

Звание Героя Советского Союза Николаю Михайловичу Гусарову присвоено 4 февраля 1944 года.
читать далее

Николай Денчик Nikolay Denchik

Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Денчик совершил 63 боевых вылета, в 18 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 3 самолёта противника. 4..
читать далее

Николай Диденко Nikolay Didenko

Гвардии старший лейтенант Н. М. Диденко совершил 283 успешных боевых вылета. Проведя 34 воздушных боя, лично сбил 10 самолётов и потопил 2 шхуны..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий