Известные люди

»

Николай Львов

Николай Львов Nikolay Livov Карьера: Архитектор
Рождение: Россия, 15.3.1751
Прожил Львов всего 52 года. Кажется, немного, но зато как полно и красиво прожиты эти годы. Счастливая судьба провинциала, успех, достигнутый талантом и счастливым случаем, романтическая вечная любовь, расположение властей, достаток, творчество, прекрасные, верные друзья, построенные им дворцы и церкви, которые будут стоять века, - это так много для любого обитателя земли!

Он родился в Тверской губернии, под Торжком. Мальчик рос на приволье, радостный, неугомонный и на редкость изобретательный... В 18 лет он оказался в Петербурге, в Измайловском полку. Тут ему повезло - он попал не нетрудно в солдаты, а в полковую школу, где многому научился.

Сам по себе молодой Львов казался таким, как все дворянские недоросли: "Лепетал немного слов по-французски, по-русски строчить без малого не мог... к счастью, не был богат и, таким образом, разными прихотями избалован не был".

Так писал биограф Львова М.Н. Муравьев. Но, кажется, не только бедность, невозможность швыряться деньгами сберегла для нас Львова.

Легкость гения

Природа столь вложила в него! Это был оригинальный, легкий, радостный мужчина, в нем было что-то от Моцарта. А ещё его называли "российский Леонардо" - так широк был круг его увлечений, так открыта была его суть человеческая для творчества. "Не было искусства, к которому бы он был равнодушен, не было таланта, к которому бы он не проложил тропинки, все его занимало, все возбуждало его ум и разгорячало сердце... Музыка, стихотворство, живопись, лепное художество, но предпочтительно архитектура стала любимым предметом его учения" (М.Н. Муравьев).

Львов краткосрочно прослужил в армии, ушел в отставку капитаном и отправился за рубеж. Долгая поездка по Франции, Германии, Испании и Италии стала для Львова настоящим университетом, когда, по словам биографа, "повсюду все видел, замечал, записывал, рисовал и где только мог и имел время, повсеместно собирал изящность, рассыпанную в наружных предметах". Словом, он вернулся в Россию иным человеком - сформировавшимся художником, творцом.

И тут же его настигла влюбленность, романтическая и прекрасная, как и положено у творца. Он жил в доме своих родственников Бакуниных, где устраивались домашние спектакли. Тут Львов и обратил чуткость на Машеньку Дьякову, дочка обер-прокурора Сената. "Как нежна ее улыбка, - писал французский дипломат Сегюр, - как прелестны ее уста, ничто не сравнится с изяществом ее вида, в ней больше очарования, чем смогла передать кисть, и в сердце больше добродетели, чем красоты в лице".

Маша также увлеклась Львовым - да как не возбраняется по иному? Но родители девицы восстали супротив жениха - да кто таковой тот самый Львов, без места, без положения, без денег! Львову отказали не только от руки Машеньки, но и от дому.

Это было зверски! Влюбленный Львов бродил около дома обер-прокурора, посылал сквозь горничных записки и крайне страдал... И вот тут, не в силах зреть страдания друга, стихотворец Василий Капнист, помолвленный на сестре Маши - Александре, придумал нечто оригинальное. На правах будущего родственника обер-прокурора он возил на балы как свою невесту, так и Машеньку. И вот в одно прекрасное время Капнист завез девушек на Васильевский остров, в Гавань, к маленькой деревянной церкви. А в ней уже их ждали Львов и священнослужитель. Машеньку и Николая проворно обвенчали, и сестры, как ни в чем не бывало, поехали на бал. Участники авантюры молчали... четыре года.

Постепенно романтика тайных свиданий стала надоедать. "Четвертый год, - писал с отчаянием Львов, - как я женат.., без труда вообразить.., сколь положение сие, соединенное с цыганскою без малого жизнию, влекло мне заботы... Не достало бы, конечно, ни средств, ни терпения моего, если бы не был я подкрепляем такою женщиною (как Мария - Е.А.)".

И только посредством четыре года удалось заполучить согласие родителей, сломленных упорством молодых. В самый-самый финальный миг перед свадьбой они покаялись, объяснили родителям, что давнехонько уже супруг и подруга жизни. Делать было нечего, и, чтобы припасы не пропали, обвенчали лакея с горничной.

Добрый грузный покровитель

Снисхождение родителей Машеньки уяснить разрешено - Львов был уже не тот, что раньше. Начало 1780-х гг. оказалось счастливым. У него появился не только добрый гений - Маша, но и могущественный покровитель - статс-секретарь Екатерины II Александр Безбородко.

Толстый, неуклюжий, Безбородко был умен и прозорлив. Он оценил выдающийся гений и замечательные человеческие свойства Львова, сделал его одним из своих доверенных людей, а следом познакомил с Екатериной II, которой весьма понравились архитектурные проекты Львова, несмотря на то, что Львов нигде не учился. Он стал обретать заказы, спроектировал знаменитые Невские ворота Петропавловской крепости, а потом начал проектировать и создавать Петербургский почтамт. Здесь же на казенной квартире Львов и поселился.

Салон в казенной квартире

В 1780-90-е гг. квартирка Львова была литературным салоном. Сюда приходили люди замечательные - литераторы и художники: Боровиковский, Капнист, Хемницер, Левицкий, Оленин. Львов был хорошим хозяином, он не надоедал гостям, но определял тон и порядок их общения. Все признавали его безусловный привкус, называли "гением вкуса".

Особое местоположение в кружке и в жизни Львова занял "мой дружбан, радость" Гавриил Державин, ставший его близким приятелем на всю оставшуюся бытие. Львов был для Державина высшим судией, при этом Львов, джентльмен легкий, независтливый и мудрый, ни при каких обстоятельствах не пытался стать выше Державина.

Впрочем, и сам Львов был наделен литературным дарованием. В столетний период высокопарности и манерности литературы он был за простоту и естественность, непривычную тогда в литературе, знал цену русскому языку, собирал русские народные песни.

В 1787 г. он написал комическую оперу "Ямщики на подставе". В ней нет любовной интриги, нет идеализированных пастушков и пастушек, зато есть грубоватый население, ямщики, крестьяне, пьяницы.

Вот ремарка Львова для дирижера: "Начни-ка помаленьку как ямщик, подобно тому как издалече едет, не поет, а тананычет, а затем, чтобы дремота не взяла, пошибче, да по-молодецки, так.., пацаны подхватят". Такой народности до времен Глинки и "Могучей кучки" русская музыка не знала...

Отец русской усадьбы

Но все-таки Россия благодарна Львову не за оперы и вирши, а за русскую усадьбу, отцом которой он, в сущности, стал. Львов сумел приспособить итальянскую ротонду - круглый купольный зал - к условиям России.

Церковь-ротонда, созданная Львовым в его имении в Никольском, стоит на горке и имеет свой прелестный секрет: издалече видно, что сначала вечернее солнышко золотит лучами купол, а затем как бы "заходит" на темное время суток в близкое "жилище" - собор Солнца.

Благодаря Львову, на смену большому неудобному дому, похожему на жилища крестьян, пришли дворянские особняки классицизма с изящными портиками, пилястрами, колоннами. Расположенные на возвышенности, они были искусно обрамлены садами и парками, разбитыми с учетом природы и общего пейзажа около. Отражаясь в неподвижной глади прудов или тихих рек, дворянские особняки приветливо смотрели на мир, несли окрестностям гармонию, мир, демонстрируя, как человеческие сооружения могут быть продолжением природы.

Неудивительно, что такие усадьбы становились любимыми гнездами тысяч дворян, которые спешили в своих экипажах по дороге, с нетерпением ожидая, когда вдалеке, на холме, сверкнут белизной колонны родного дома, появится ажурная изысканная беседка в парке над прудом и всплывет из-за крон деревьев купол церкви. Это и есть образ Родины.

Но особняки Львова были удобны для жизни. Гостей в Никольском поражали необыкновенные изобретения словно бы воздушного отопления. Камин у Львова работал кондиционером: воздух, нагреваемый в нем, попадал в трубы, шел в особые вазы с розовой водой и распространялся по комнатам ароматным и теплым. И все это (и многое другое) в доме Львова было сделано с целью главного - наслаждения жизнью:

Сберемся перевести дух мы в летний вечерок

Под липу на лужок,

Домашним бытом окруженны,

Здоровой кучкою детей,

Веселой шайкою нас любящих людей,

Он (Бог - Е.А.) скажет: как они блаженны...

"Дай мне пожить немного"

Львов фонтанировал идеями. Он делал технические изобретения как бы землебития (так, из земли он построил Приоратский замок в Гатчине), замыслил переустройство бань, увлекался коммерческими проектами, чтобы разбогатеть. Но, увы!

Коммерция русской интеллигенции типично состоит в том, что покупает она дорого, а продает дешево. Когда Львов выступил инициатором отопления Петербурга отечественным каменным углем и завез в град тысячи его пудов, то уголек, тот, что никто не покупал, невзначай загорелся и, несмотря на все усилия пожарных, горел два года, досаждая дымом всему Петербургу.

К началу XIX века Львов стал страсть сколько хворать. Умер и непреходящий покровитель Львова - Безбородко. Мысли о заработке отравляли существование. Но все же Львов любил существовать и творить. Дома, церкви и почтовые станции, мосты, всем нам известные верстовые столбы на дороге из Петербурга в Москву - все это Львов. А прелестная церковь в Мурино, а архитектурная юмористика - церковь "Кулич и Пасха"?

Ему казалось, что так ещё самое малое сделал, и оттого просил у Бога: "Дай мне пожить немного". Но нет! Не дал! В 1803 г. Львов умер, а следом за ним ушла и Маша.

Державин взял трех сирот - девочек Львовых - в свой обитель и воспитал их как своих детей, глядя как с годами в них все явственней и четче проступает то озорство и изящество Львова, то мягкое очарование Маши...

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Никитин Nikolay Nikitin

Родился 22.04.1935 г. в г. Сызрани. В 1958 окончил КИСИ.
читать далее

Николай Оболенский Nikolay Obolensky

Трудовую биографию начал в 1950 году в Институте проектирования высших учебных заведений (Гипровуз). Там же стал членом Союза архитекторов СССР и..
читать далее

Николай Томский Nikolay Tomskiy

За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами; гипс, 1949), портрет С. М. Кирова (мрамор, 1949;..
читать далее

Николай Рамазанов Nikolay Ramazanov

Рамазанов (Николай Александрович, 1815 - 67) - скульптор, сын предыдущего, в 1827 г. определен в своекоштные воспитанники Императорской Академии..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий