Известные люди

»

Павел Климов

Павел Климов Pavel Klimov Карьера: Авиатор
Рождение: Азербайджан, 7.2.1920
Гвардии Младший лейтенант П. Д. Климов совершил 306 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, сбил лично 8 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 7 Февраля 1920 года в городе Баку, в семье рабочего. В 1939 году окончил 1 вектор движения Бакинского индустриального института. С 1939 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

С Января 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К началу Мая 1943 года начальник звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка имени Б. Ф. Сафонова ( ВВС Северного флота ) Гвардии Младший лейтенант П. Д. Климов совершил 306 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, сшиб лично 8 самолётов противника. 24 Июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны совершил больше 350 успешных боевых вылетов, в 52 воздушных боях сшиб лично 11 и в группе с товарищами 16 самолётов противника.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генерального штаба. Заслуженный боевой лётчик СССР. С 1970 года Гвардии Полковник П. Д. Климов - в запасе. Последние годы жил в Москве. Работал старшим инженером Госкомитета СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. На территории музея авиации Северного флота установлен бюст Героя.

* * *

Тяжёлым оказался для лётчиков 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка имени Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова Июль 1943 года. Стояла необычная для Заполярья жара. Дули сильные ветры. На сопках горели пересохшие карликовые берёзки и торф. Над Кольским полуостровом висели облака дыма и гари.

Иссушающая жара и мощный ветер оказались на руку неприятелю. Вражеские самолёты сбрасывали листовки, обещая бросить от Мурманска единственный пепелок. Вскоре от слов немцы перешли к делу. Их авиация совершила строй массированных налётов на городок.

В наших истребительных частях по - прежнему не хватало новых боевых машин, а самолёты американо - английского производства стояли, большей частью, на ремонте. Отражать частые налёты врага было нелегко.

Нескольким бомбардировщикам удалось прорваться к Мурманску и скинуть зажигательные бомбы. Сильная жара и ветер затрудняли борьбу с огнём: без малого все деревянные постройки в центре сгорели, и все-таки истребить град и порт врагу не удалось.

Чаще всего наши лётчики отражали налёты немецкой авиации малыми группами, подчас - парами и в одиночку. Но своего неба врагу не уступали.

Однажды во время сильной жары ветер нежданно принёс с моря мокрый воздух. Плотные туманы расползлись по сопкам, окутали все аэродромы. Не закрытым сверху остался только Мурманск. Пролетавший вражеский самолёт - разведчик заметил это. Немцы поспешили приподнять в воздух немного групп бомбардировщиков.

Посты наблюдения за воздухом доносили на наши аэродромы:

- "Группа самолётов курсом 100. Высота 6000 метров".

- "Группа самолётов курсом 120. Высота 5500 метров".

- "Группа самолётов курсом 110. Высота 5000 метров".

В сторону Мурманска шли вражеские самолёты, а зенитные батареи, охранявшие городок, из - за тумана оказались бессильными воспрепятствовать им. Оставалась только надежда на наших лётчиков - истребителей...

Старший сержант Климов и его ведомый сержант Юдин, несмотря на литой туман, окутавший аэропорт, всё - таки взлетели. Пробив белесую толщу, они стали набирать высоту.

Когда приборы показали 6000 метров, истребители перешли в горизонтальный полёт. Под ними клубилось седое сказочное море. Вприятель Климов заметил чуток выше кромки туманной пелены еле-еле различимые пунктиры. Они резво превратились в знакомые силуэты двухмоторных "Юнкерсов". Летела первая шестёрка.

Немцы не видели наших истребителей в слепящих лучах солнца. Климов поспешил набрать высоту, решив штурмовать противника в лоб.

Бомбардировщики врага не успели опомниться, как Климов уже открыл пламень. Ведущий "Юнкерс" перевернулся посредством крыло и нырнул в глубину тумана. Климов ударил по второму бомбардировщику и также прошил его точным огнём крупнокалиберных пулемётов.

Строй вражеских самолётов распался. Противник, охваченный паникой, развернулся и стал удирать на запад. Догоняя их, Павел Климов уничтожил ещё одного "Юнкерса".

Мурманчане горячо аплодировали неизвестному лётчику, низвергнувшему с неба трёх вражеских бомбардировщиков. Один из сбитых Климовым "Юнкерсов" свалился на улицу имени 25-го Октября. Его отломившийся хвостище отлетел к боковой стене многоэтажного дома и подобно тому как приклеился к ней. Второй бомбардировщик нырнул в воды Кольского залива близ порта, третий грохнулся на сопку западнее Мурманска.

Предупреждённые уцелевшими экипажами первой шестёрки, остальные вражеские бомбардировщики не решились лететь на Мурманск. Развернувшись, они на повышенной скорости ушли на запад.

Более часа два отважных лётчика - истребителя охраняли городок и порт на Кольском заливе. А когда горючее в самолётных баках подошло к концу, Павел Климов и его ведомый возвратились домой. К этому времени подувший с моря ветер уже рассеял туман и аэродромы были открыты. Лётчики приземлились удачно.

Небо над Мурманском в тот самый день оставалось чистым. Вражеские бомбардировщики больше не осмеливались делать на град налёты.

Герой Советского Союза П. Д. Климов прославился на Севере как бесстрашный воздушный воин. Он считался непревзойдённым мастером истребления, в первую очередность, вражеских бомбардировщиков. В чём секрет успеха П. Д. Климова ? - хотели ведать молодые истребители. Командование и политработники организовали встречу североморского аса с лётчиками. Вот что рассказал лётчикам Гвардии Старший лейтенант П. Д. Климов о своём боевом опыте.

"Уничтожать "Юнкерсы" - почётное занятие истребителей. У нас на самолётах вооружение сильное. Поэтому ударять вражеский бомбардировщик выгоднее всего по фюзеляжу, где расположен экипаж. Немецкое бронирование не выдерживает огня советских пушек.

Однажды со своим ведомым Качевским я вылетел на перехват разведчика. Заранее мы рассчитали, где должны засечь противника. На встречных курсах выше себя увидели разведчика. Атаковать в лоб я не решился: облачность была низкая и германец мог туда исчезнуть. Тогда мы зашли ему в хвостище. Враг заметил нас и прибавил газу. Я приподнял машину и выпустил разведчику очередность в пузо. При повторной атаке заставил умолкнуть стрелка - радиста, а потом дал волю ведомому Качевскому. Он в первый раз вёл пламень по реальной цели. И нужно изречь, стрелял хорошо: немедленно у "Юнкерса" задымили оба мотора.

Во второй раз мы настигли "Юнкерсов" в море. В первой атаке с дистанции 150 метров я вывел из строя стрелка - радиста, а после этого по радио приказал Качевскому, чтобы он бил по моторам. После трёх его очередей оба мотора "Юнкерса" загорелись.

У меня стало правилом ударять противника раньше, чем он обнаружит атаку. Внезапность атаки без малого исключает ответный жар вражеского стрелка - радиста. Только в одно прекрасное время я попал под пламень вражеского стрелка.

Искать и уничтожать бомбардировщиков противника - первая обязанность истребителя. Для успешного решения этой задачи необходимо стабильно постигать маршруты противника, его тактику, уловки и повадки. Эти знания я приобретал в боевых вылетах, критически относясь к каждой своей неудаче и ошибке".

Затем Климов рассказал лётчикам немного эпизодов из своей боевой практики. В конце беседы единственный из лётчиков посетовал на то, что молодым истребителям нечасто попадаются "Юнкерсы". Павел Дмитриевич резонно ответил, что необходимо мочь ловить "Юнкерсы", с пользой для дела применять хвалёную немецкую педантичность. И пояснил, что, как правило, вражеский разведчик появляется в определённом районе в одно и то же время, на одной высоте. Вот тут - то и следует подкарауливать воздушного лазутчика. Беседа П. Д. Климова имела большое воспитательное значимость. Лётчики горячо благодарили своего старшего и больше опытного товарища.

Сражаясь до последнего дня Великой Отечественной войны, Павел Климов произвёл свыше 350 боевых вылетов. В 52 воздушных боях он сшиб 11 вражеских самолётов лично и ещё полтора десятка - сообща с товарищами. За успешное выполнение боевых заданий командования был награждён многими орденами и медалями, удостоен звания Героя Советского Союза.

* * *

После окончания войны Павел Дмитриевич продолжил службу в ВВС, командовал различными соединениями. Об одной из послевоенных встреч с ним вспоминает популярный лётчик - истребитель, Дважды Герой Советского Союза, Арсений Васильевич Ворожейкин:

"В начале 50-х годов мне пришлось обследовать технику пилотирования у командира истребительного авиаполка Подполковника Павла Дмитриевича Климова. Встретив меня, он чётко и постепенно доложил обстановку на земле и в воздухе.

...Климов рулил на старт неторопливо, а в свое время чем вопросить дозволение на взлёт, участливо осмотрелся. Взлёт и выдерживание машины на малой высоте он проделал до того пунктуально, что, если бы я закрыл глаза, тяжело было бы ощутить миг отрыва самолёта от земли. Чувствовалось, что он знает возможности машины и умело использует их.

Выполнив поручение, мы пошли на посадку. Я был уверен, что сядем стандартно, оттого похвалил Климова. На стоянке мастер подал нам шапки. Климов снял шлемофон, и я заметил на лбу у него капельки пота. Контрольный полёт ему достался нелегко.

В ту темное время суток я проверил лётное мастерство двух командиров полков. Оба были лётчиками 1-го класса, обоим я поставил отличные оценки. Но отличалка в технике пилотирования их была немалая. И это ясно. Климову довелось полно повоевать. Воздушные бои научили его быть осмотрительным на земле и в воздухе. Они заставили его при учебном высшем пилотаже тренировать свой тело, в каждый ситуации обладать собой...".

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Крюков Pavel Kryukov

Гвардии майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40..
читать далее

Павел Муравьев Pavel Muraviov

Старший лейтенант П. И. Муравьев к Февралю 1943 года совершил 185 боевых вылетов, провёл 67 воздушных боёв, сбил 9 самолётов противника лично и 5 в..
читать далее

Павел Орлов Pavel Orlov

Всего произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в..
читать далее

Павел Павлов Pavel Pavlov

Учился в аэроклубе. С 1939 года в Военно - Морском Флоте, год спустя окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.После войны..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий