Известные люди

»

Павел Орлов

Павел Орлов Pavel Orlov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 15.3.1943
Всего произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сбил 12 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился в 1914 году в деревне Солнцево, сегодня Уваровского района Тамбовской области, в семье крестьянина. С 1923 года жил в Москве. После окончания средней школы работал в Бауманском райкоме ВЛКСМ, окончил аэроклуб. По комсомольской путёвке в 1933 году был направлен в Ейскую военную школу морских лётчиков. После её окончания служил инструктором. В Октябре 1941 года получил направление в 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота.

К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я истребительная авиационная бригада, ВВС Северного флота ) Гвардии Капитан П. И. Орлов совершил 276 боевых вылетов на штурмовку войск противника, прикрытие баз и кораблей, сопровождение бомбардировщиков, разведку и перехват самолётов противника. В 24 воздушных боях сшиб 11 самолётов. 15 Марта 1943 года погиб при выполнении боевого задания.

Вэтого произвёл 342 боевых вылета. Участвуя в 32 воздушных боях, сшиб 12 самолётов противника. 24 Июля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Навечно зачислен в списки воинской части. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ). Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота. Его имя присвоено перехватчику МиГ-31 из 174-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

* * *

Союзному конвою под кодовым названием PQ-16 оставалось одолеть путь всего сотню миль по хмурому Баренцову морю. Приближавшийся Мурманск сулил роздых. Все страхи, казалось, остались за кормой, и оттого в особенности как снег на голову прозвучала воздушная напряженность на кораблях охранения, на транспортах...

30 Мая 1942 года большая группа бомбардировщиков Ju-88 из KG.30 атаковала конвой PQ-16. На прикрытие судов должна была вылететь четвёрка Гвардейцев во главе с командиром полка Подполковником Б. Ф. Сафоновым. Вместе с ним боевую задачу должны были выполнять: Майор А. H. Кухаренко, Капитан П. И. Орлов, Старший лейтенант В. П. Покровский. Задачей лётчиков было поменять отряд дальних истребителей Пе-3 из 95-го ИАП, до этого времени прикрывавший конвой.

Вскоре следом вылета ведомый Сафонова - А. H. Кухаренко - повернул вспять, потому что у его "Киттихока" забарахлил мотор. Остальные три Р-40Е завязали мордобой с "Юнкерсами". В этой схватке советские пилоты показали всё, на что были способны: Сафонов записал на свой счёт 3 победы, а остальные пилоты - по одной. Однако тот самый махач стал последним и для прославленного советского аса Б. Ф. Сафонова: в 10 часов 35 минут его "Киттихок" ударился о поверхность воды и затонул. Причиной гибели пилота, по - видимому, стала авария двигателя.

Только намедни Военный совет Северного флота представил Сафонова к награждению второй медалью "Золотая Звезда". Дважды Героем он стал уже посмертно. Но бытие командира продолжалась в боевых делах его воспитанников - Орлова, Климова, Покровского, Диденко, Бокия, Курзенкова и других асов Заполярья.

Часто в ожидании вылета лётчики вспоминали, как начался их дорога в авиацию. Складывался он по - разному, но без малого у всех была одна объединяющая черта: обучение в аэроклубе. Павел Орлов писал письма с рассказами о фронтовой жизни не только домой, но и в свой аэроклуб.

После окончания 4 классов сельской школы, Павел работал в сельском хозяйстве. В 1930 году семейство переехала в Москву, где юноша стал трудиться на обувной фабрике "Заря Свободы" и в то же время обучаться в рабочей технической школе. По спецнабору ЦК ВЛКСМ в 1933 году Павла Орлова направили в Ейскую школу морских лётчиков, после этого окончания которой оставили в ней лётчиком - инструктором. С Января 1939 года П. И. Орлов занимался подготовкой лётных кадров в военно - морском авиационном училище имени С. А. Леваневского в городе Николаеве.

С первых дней Великой Отечественной войны Орлов стал проситься на фронт, но произвольный раз получал отказ: нужно было готовить воздушных бойцов. И всё - таки Павел Орлов добился своего.

Полк - дружная боевая семья: всякий отдаст существование, чтобы спасти в бою товарища. Особой теплотой отличались отношения Павла Орлова и Георгия Курзенкова. Началась их приятельство ещё летом 1933 года в Москве: оба благополучно прошли тогда медицинскую комиссию. И учились вкупе в Ейском военно - морском авиаучилище. Обоих вслед за тем выпуска оставили там лётчиками - инструкторами. Позднее вкупе оказались на инструкторско - преподавательской работе в училище штурманов военно - морской авиации имени С. А. Леваневского в городе Николаеве, где их и застала Великая Отечественная. Друзья "бомбардировали" руководство рапортами с просьбами отрядить на фронт, но неизменно получали отказ: "Вы готовите пополнение фронту".

В Сентябре 1941 года, инспектируя училище, Командующий авиацией Военно - Морского Флота С. Ф. Жаворонков опрашивал в строю инструкторов: есть ли претензии ? Орлов ответил:

- Есть ! Прошу отрядить на фронт...

С таковый "претензией" к С. Ф. Жаворонкову обратились многие. И Генерал пошёл навстречу, только спросил, смогут ли лётчики - инструкторы за 5 - 6 дней освоить полёты на новых типах истребителей. Стремление топать в махач за Родину помогло. Через 5 дней Орлов, Курзенков и другие выполнили комплекс упражнений по пилотажу и воздушной стрельбе. Группа лётчиков долгим окружным путём, под бомбёжками добралась до Заполярья.

С 18 Октябре 1941 года в составе 2-й эскадрильи Орлов и Курзенков начали к боевой работе в составе 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота, летая на самолёте И-16.

Командир полка, прославленный севкроморский ас, Б. Ф. Сафонов обучил их осмотрительности, взаимной обороне, внушил главную заповедь: всю дорогу выискивать боя. И быстро удалось обследовать, сколь сильно друзья усвоили его наказы. В единственный из Декабрьских дней в жестокой схватке "Мессеры" окружили самолёт Курзенкова. В азарте боя он оторвался от звена и оказался единственный супротив 4 Ме-109. Лётчик был ранен. Орлов, как только услышал по радио его звук, тут же поспешил на подмога. Действовал радикально, и недруг вскоре покинул район боя. И в последующих схватках, Павел Орлов проявил бесстрашие, мужество и выдержку.

Когда полк получал особенно важное поручение, Борис Сафонов забирал с собой в полёт Орлова. Это было лучшей школой боевого мастерства. Всё чаще Орлов сам водил звенья и группы. В полку поощряли его влечение безошибочной первой атакой сломить сопротивление врага. В воздушном бою потребностью его удалого характера была лобовая штурмовая вылазка. Мужество подкреплялось умением встречать противника прицельным огнём, "сваливать" его первой очередью. Даже бывалые мастера воздушного боя восхищались отвагой и мастерством Павла Ивановича. Словно клинок возмездия, его истребитель вспарывал строй самолётов противника, их боевой строй рушился. От машины Орлова враги шарахались в стороны, опасаясь не только меткого огня, но и таранного удара.

- У Орлова - сафоновский почерк, - сказал один раз свежий комполка Пётр Сгибнев.

В Январе 1942 года полк стал 2-м Гвардейским ИАП и был перевооружён английскими истребителями "Харрикейн". В это время Павел Орлов был уже Капитаном, заместителем командира одной из эскадрилий.

"Харрикейн" из состава 2-го ГвИАП ВВС Северного флота, 1942 год.

15 Апреля 1942 года в районе реки Западная Лица посты воздушного наблюдения и оповещения обнаружили 18 бомбардировщиков Ju-87, следовавших в сторону Мурманска под прикрытием 8 истребителей Ме-110 и 9 Ме-109. На перехват вражеских самолётов были подняты три группы истребителей: 4 "Харрикейна" ( ведущий Капитан А. А. Коваленко ), 6 "Харрикейнов" ( ведущий Капитан П. И. Орлов ) и 3 МиГ-3 ( ведущий Старший лейтенант Д. Г. Соколов ).

Когда наши самолёты обнаружили противника, "Юнкерсы" были уже вблизи города. Они шли попарно на высоте 3500 метров. Выше бомбардировщиков держались Ме-110, за ними на дистанции до 1000 метров с небольшим превышением следовали Ме-109. Наши экипажи видели, как бомбардировщики, зайдя со стороны солнца, с разворотом на 80 - 90 пикировали на мишень. Истребители Ме-110 не отставали от "Юнкерсов", но на высоте 2000 метров покидали строй и прикрывали выход Ju-87 в горизонтальный полёт. Истребители Ме-109 на высоте 4000 метров снабжали прикрытие "Юнкерсов" в миг входа в пикирование.

Первая группа наших истребителей подошла к району удара на высоте 2500 метров, но штурмовать бомбардировщики с ходу не стала, так как была ниже их на 1000 метров и мешало светило. Командир группы Капитан Коваленко решил садануть по противнику в миг, когда он наиболее уязвим на выходе из пикирования. Истребители вышли на солнышко, а далее вдруг для бомбардировщиков с дистанции 1500 - 1000 метров применили по ним реактивные снаряды. В первой атаке Коваленко сшиб ведущий "Юнкерс", во второй обстрелял ведомый самолёт. Орлов с короткой дистанции пулемётными очередями поджёг ещё единственный Ju-87. Бомбардировщики, нарушив боевой строй, рассыпались по одному и ушли на запад. В воздушном бою супротивник потерял 8 "Юнкерсов" и 5 "Мессершмиттов".

В. П. Покровский ( слева ) и П. И. Орлов.

Напряжённый воздушный махач с превосходящими силами закончился благополучно. Противнику не удалось претворить в жизнь до конца задуманный потрясение. Наши лётчики действовали организованно, проявили высокое мастерство и взаимную выручку в бою.

10 Мая 1942 года 9 советских истребителей под командованием Капитана Павла Орлова, сопровождая бомбардировщики, вступили в мордобой с 40 вражескими самолётами. Наши лётчики в напряжённом воздушном поединке сшибли 4 самолёта противника.

Как - то раз Орлову удалось молниеносно расправиться с "Хеншелем". Узнав об этом геройском поступке Капитана, Сгибнев не выдержал от похвалы:

- Никто из нас, помимо Бориса Феоктистовича, не смог бы, пожалуй, эдак умело ссадить корректировщика, как это сделали вы...

А занятие было так. С переднего края пришло сообщение: "Несём потери от прицельного артиллерийского огня. Корректирует его "Хеншель-126". Солдаты просят: сбейте его !"

"Хеншель-126" - самолёт, достаточно маневренный, мог "висеть" в воздухе вдвое дольше истребителя. Он летал над сопками и передавал целеуказания на дальнобойные батареи, корректировал их пламень. Но стоило взмыть нашим истребителям, как об этом с земли радировали корректировщику, и он уходил из района боя.

Орлов предложил: единственный свойский истребитель заходит с тыла, а два других идут на "Хеншель". Тот, как обыкновенно предупреждённый по радио, уходит на свою базу. Тут - то его и встретил Орлов. Двумя очередями он сшиб корректировщика.

- Солдатское вам благодарю ! - передали на аэропорт с переднего края.

В тот день из госпиталя, подлечив раны, прибыл Георгий Курзенков. Но друзья не успели побеседовать, как раздалась команда на боевой вылет. По донесению разведки, на аэродроме Луостари было полно "Юнкерсов" и "Мессеров". Командующий Северным флотом А. Г. Головко приказал штурмовать базу противника. Три группы, в боевых порядках которых находились Орлов, Курзенков и другие Гвардейцы, на малой высоте прорвались к Луостари. Даже те немецкие пилоты, которые дежурили в кабинах "Мессеров", не смогли взмыть. Один Ме-109 был уничтожен на разбеге. Первая группа наших истребителей в упор расстреляла многие самолёты врага. В гуще "Юнкерсов" рвались реактивные снаряды. Удар был до такой степени неожиданным, что вражеские зенитчики не успели раскрыть пламень.

Три недели потом этого удара немецкая авиация без малого не появлялась ни над передним краем наших войск, ни над нашими базами. А потом вновь начались массированные налёты. Трижды немецкое руководство бросало по 60 - 70 самолётов на Мурманск. Но прорваться к порту и городу они не смогли. Более 30 "Юнкерсов" были сбиты и упали на нашей территории. Многие пытались дотянуть до своих баз, но удалось ли это им ?

- В Мартовских воздушных схватках в особенности отличился Павел Орлов, - вспоминал Курзенков. - Он внезапной атакой разбивал строй "Юнкерсов" и с малых дистанций уничтожал их. За редкостное хладнокровие и выдержку однополчане называли его мастером лобовых атак.

Оценка боевых товарищей была заслуженной. Не раз они поддерживали своим огнём Орлова, часто он спасал однополчан от гибели. Как правило, немцы не выдерживали его лобовой атаки. Но случалось и иное, когда не возбраняется было побороть, только проявив огромную выдержку. Однажды у Орлова произошла аккурат такая саммит с сильным противником. Лобовая штурмовая вылазка началась на максимальной скорости. Кто свернёт первым ? Расстояние сокращалось молниеносно, и у врага всё же сдали нервы. Он, истина, открыл жар, но, боясь столкновения, начал резкий разворот, подставив себя под пламень Орлова. От меткой очереди "Мессер" взорвался.

И вновь тяжёлые бои. Сопровождая бомбардировщиков, погиб лётчик Кравченко. Снова был ранен Курзенков. Орлову удалось отбить 6 атак "Мессеров", не предположить их к нашим бомбардировщикам. Теперь в опасности оказался Мозеров: его окружили "Мессеры", полымя охватило истребитель. Вот - вот взорвется. Последний шанс спастись - оставить самолёт. Но Мозеров таранным ударом разрушает Ме-109 и сам гибнет...

Насколько совсем, яростно сражался с врагом Павел Орлов, в такой степени мягким, заботливым и внимательным был он к своим однополчанам. Когда самолёт нуждался в ремонте, помогал и технику и мотористам быстрее ввести его в строй. Возвращаясь с победой, всю дорогу подчеркивал заслуги боевых товарищей. А если кто попадал в лазарет, его непременно навещал Орлов, чтобы поведать о боевых действиях, побеседовать с раненым о семье, о друзьях.

Как - то раз Георгий Курзенков, полярной ночью оказавшись над аэродромом противника, в гуще разрывов зенитных снарядов, был несладко ранен. Истребитель загорелся. Лётчик выбросился из машины, выдернул колечко парашюта. Но падение без малого не замедлилось: доля купола спалилась. Упав на откос сопки в основательный снег, лётчик остался жив, перенёс немного сложнейших операций. В тот самый миг в особенности важна была подмога товарища. И конечно, Орлов приехал к другу, душевно поговорил с ним, постарался уломать в важности штабной работы, которую предлагали ему вместо лётной службы.

- Поправишься - поступай в академию, - посоветовал он. - Если у меня всё будет в порядке, затем войны также пойду обучаться...

Не довелось Павлу Орлову повстречать день Победы. 15 Марта 1943 года он погиб в тяжёлом воздушном бою с истребителями противника в районе Урд - озера. К тому времени он совершил 342 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя, в которых сшиб 12 самолётов противника. В Марте 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан П. И. Орлов был представлен к званию Героя Советского Союза, но повесить "Золотую Звезду" на грудь ему было не суждено.

Командир полка Пётр Сгибнев вдогон за прежде направленным представлением Павла Ивановича Орлова к званию Героя послал рапорт, в котором писал:

"Высоким мастерством воздушного боя, чёткостью в выполнении поставленных задач, бесстрашием, мужеством, отвагой друг Орлов заслужил большой авторитет посреди личного состава своего полка и в отдалении за его пределами. В полку с полным основанием сложилась уверенность в том, что там, где Орлов со своими подчинёнными ведёт махач, там обеспечена виктория над врагом".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Июля 1943 года Гвардии Капитану Павлу Ивановичу Орлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны СССР его имя навечно занесено с списки Гвардейского истребительного авиационного полка.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Павлов Pavel Pavlov

Учился в аэроклубе. С 1939 года в Военно - Морском Флоте, год спустя окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.После войны..
читать далее

Павел Панин Pavel Panin

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также иностранным орденом. Бюст Героя..
читать далее

Павел Песков Pavel Peskov

Всего совершил 368 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 20 и в составе группы 6 самолётов противника.После войны продолжал службу в ВВС...
читать далее

Павел Пологов Pavel Pologov

Павел Пологов - Герой Совесткого Союза, советский военный лётчик. Родился 23 сентября 1913 года.Участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий