Известные люди

»

Павел Рычагов

Павел Рычагов Pavel Riuchagov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 2.11.1911
Именем Героя названа улица в Северном округе Москвы, на которой стоял дом, в котором он жил. Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалью ХХ лет РККА.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку.

В РККА с 1928 г. В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1931 г. - 2-ю военную школу летчиков КВФ в Борисоглебске. Быстро освоил учебный авиалайнер У-1 и самолет-разведчик Р-1.

Однажды в ходе учебного вылета курсант Рычагов попал в аварийную ситуацию - вскоре вслед за тем взлета отказал мотор и авиалайнер загорелся. В то время летчики летали без парашютов. Посадка прямо перед собой была невозможна - озерко и лесной массив. Однако Рычагов не растерялся, смог повернуть авиалайнер без малого на 90 градусов и, спланировав, усадить авиалайнер на опушке леса.

После окончания авиашколы Рычагов получил направление в 109-ю авиационную эскадрилью 36-й истребительной авиационной бригады, дислоцированную в Житомире.

Зимой 1932 г. во время вылета на У-2 одна из лыж приняла вертикальное положение. Это угрожало неминуемой аварией при посадке. Пока второй пилот удерживал авиалайнер в горизонтальном полете, Рычагов выбрался из кабины на крыло и ударами ноги хладнокровно поставил лыжу в нормальное положение.

В 1933 г. он стал командиром звена, а уже сквозь немного месяцев возглавил авиационный отряд и вывел его в передовые.

В истории Киевского военного округа рассказывается: Широкой известностью пользовался в округе авиаотряд, которым командовал П.В. Рычагов. Сам начальник за единственный вылет выполнял до 250 фигур высшего пилотажа. Испытывая авиалайнер И-16, сделал 110 взлетов и посадок без отдыха. Все летчики, приходившие в отряд П.В. Рычагова, становились под его руководством мастерами воздушного боя и снайперами.

Вспоминает генерал-майор авиации Захаров, тот, что в то время был командиром звена в авиаотряде Рычагова: Рычагов в моей памяти остался одним из лучших летчиков-истребителей, каких я знал за свою долгую летную жизнь Он не мог быть нетрудно командиром отряда - он должен был быть лучшим командиром отряда. А для этого авиационный отряд следовало вывести в лучшие. И Рычагов этого добился. Мы первыми в эскадрилье приступали ко всем новым программам, первыми освоили ночные полеты. А летать ночью в ту пору было шибко сложно... Скорость, высота, горючее, масло, ещё два-три показателя - вот и все, что давали летчику циферблаты да манометры. Средств связи - никаких Основным прибором на истребителе считались глаза летчика.

Командиром Рычагов был требовательным, но справедливым.

Рассказывает Захаров: Может быть, Рычагову следовало бы больше умело и тактично мотивировать свои решения, но Павел Васильевич ни в жизнь не слыл дипломатом. Он жил без оглядки, как и воевал. Так же подчас без оглядки относился и к людям. Мы-то превосходно знали нрав нашего командира, потому не обижались другой раз на его резкое словечко или выговор.

В начале 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке старшой лейтенант Рычагов был награжден орденом Ленина.

В октябре 1936 г. авиаотряд Рычагова в полном составе был отправлен в Испанию.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 6.02.37 гг. под псевдонимом Пабло Паланкар. Был командиром группы из трех эскадрилий истребителей И-15. Сбил 6 самолетов противника лично и 14 в группе.

28.10.36 г. 25 истребителей И-15, 36 дядя технического состава, 20 рабочих-сборщиков завода 1 и 15 летчиков во главе с Рычаговым прибыли в Картахену на теплоходе Карл Лепин.

4.11.36 г. в небе Мадрида состоялся начальный воздушный мордобой, в котором участвовала группа Рычагова. В его потом боя обнаружили 2 пробоины. Советские летчики сшибли 2 юнкерса и 3 истребителя без потерь со своей стороны.

Однако, войны без потерь не бывает.

5.11.36 г. на аэровокзал не вернулся начальник звена Петр Митрофанов. Это был его основополагающий махач. Митрофанов оторвался от группы и обстоятельства его гибели остались неизвестны.

8.11.36 г. пытаясь усадить поврежденный в бою авиалайнер, разбился Михаил Воронов.

13.11.36 г. произошли самые ожесточенные бои в истории воздушной войны в Испании. Погибли Петр Пуртов и Карп Ковтун.

Утром прокладывать дорогу своим войскам, ведущим бои в Мадриде отправились 5 юнкерсов и 3 ромео под прикрытием 14 фиатов. На перехват поднялись 16 И-15 во главе с Рычаговым Советские летчики заявили о шести сбитых истребителях, три из которых упали на республиканскую территорию Было сбито 2 И-15.

В 15.00 на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолетов: 5 юнкеосов и 3 Не.46 под прикрытием эскадрильи 12 Не.51 и 6 фиатов. На перехват поднялись 12 И-15 во главе с Рычаговым и 12 И-16 во главе с Тарховым.

И-16 связали боем истребителей, И-15 штурмовали бомбардировщиков.

Захаров вспоминает: Рычагов держится над строем бомбардировщиков. Огонь от них становится излишне плотным. Мне кажется, что все трассы нацелены в нас - головное звено группы. Но Павел невозмутим - он идет так, как будто это не пули, а парадный фейерверк.

В ходе получасового боя советские летчики сшибли 4 самолета противника. Немцы заявили о 7 победах, в т.ч. 5 подтвержденных.

На самом деле потери республиканской авиации составили только 2 самолета. Эскадрилья И-16 в первом своем бою потеряла двух самых опытных летчиков - комэска капитана Тархова и командира отряда капитана Бочарова.

16.11.36 г. Рычагов был сбит и ранен в ногу.

В тот самый день произошло две встречи противников в воздухе. Утром 19 республиканских истребителей вылетели на перехват 7 двухместных полуторапланов-бомбардировщиков под прикрытием 6-8 хейнкелей, шедших на высоте 5 тысяч метров к Мадриду. Франкистские самолеты были отогнаны от города, потерь с обеих сторон не было.

В 15.30 неприятель повторил налет на Мадрид. Эскадрилья Рычагова оказалась на месте и вступила в махач с 7 Ju-52 националистов, 14 фиатами итальянцев и несколькими Не 51 немцев. Как и в бою 13 ноября, начальник, только на тот самый раз уже эскадрильи И-15, оторвался от своей группы и в одиночку атаковал бомбардировщики.

В дневнике боевых действий говорится, что ему удалось отогнать четыре бомбардировщика, затем чего его подбили, и пилот Гринберг (фамилия уточняется) спустился на парашюте на улицу Мадрида.

Сбитым оказался не кто другой, как Павел Рычагов. Он подошел впритирку к бомбардировщику и был сбит стрелком этого самолета. Спускаясь на парашюте, Рычагов подвергся атаке вражеских истребителей и получил ранение в ногу. Советский пилот приземлился на мадридскую улицу, местное народ первоначально отнеслось к нему с подозрением, но, разобравшись, мадридцы оказали ему первую подмога и доставили в лазарет.

Бой в небе тем временем продолжался. Советские летчики сшибли 2 хейнкеля (коллективно) и 1 юнкерс. Еще 1 бомбардировщик ушел со снижением. И-16, в соответствии документам, принять участие в этом бою не успели.

Генерал-полковник авиации Рытов вспоминает, как рассказывал об этом сам Рычагов: Крепко зажали меня фашисты. Как ни вертелся, но одному супротив семерки устоять не удалось. Мой авиалайнер загорелся. Чувствую, до аэродрома не дотянуть. А куда сигать? Подо мной каменные громады домов, шпили церквей. Мадрид - городок здоровенный, а мордобой как раз проходил над его центром. Но не сгорать же заживо. Э, думаю, была, не была. Авось попаду на крышу. Перевалился сквозь борт, пролетел немного метров и рванул колечко. Встряхнуло меня так, что сапоги с ног не соскочили. А фашисты, сволочи, вьются около и строчат из пулеметов. Им-то недурственно. А мне каково под белым зонтиком шататься?.. Спускаюсь я безупречно беззащитный. Каюк, думаю. А глянуть вниз, чтобы остановить свой выбор подходящую площадку, некогда. Втоварищ ногу обожгло: попал-таки какой-то подлец... Вражеские самолеты сопровождали меня немного ли не до самых крыш. Потом ушли. Глянул вниз - подо мной широкая улочка. Людей на ней, как на базаре. Кричат, руками машут... Поджал я ноги, готовясь к приземлению, да так прямо на толпу и свалился... Раненая нижняя конечность не выдержала удара об асфальт, и я упал на бок. Меня немедленно же окружили люди. Галдят, думают, что разбился... Когда увидели, что нижняя конечность у меня в крови, гул подняли ещё больше. Что кричат - не пойму Одна сеньорина, молоденькая такая, сорвала с головы цветастый платочек, склонилась необходимо мной и осмотрительно перевязала рану Когда замешательство в толпе прошло, немного дюжих мужчин подняли меня и на руках отнесли в госпиталь.

За первые две недели ожесточенных боев группа советских летчиков-добровольцев уменьшилась на четверть. 8 пилотов погибло, а 2 были ранены.

4.12.36 г. враг впервой предпринял налет на столицу в то же время всеми имеющимися на этом участке самолетами: 27 юнкерсов, 3 капрони и 40 истребителей. Навстречу взлетели все боеготовые истребители 13 И-15 и 12 И-16.

Генерал-майор авиации Ерлыкин вспоминает: Идет как на параде, группа по 4 самолета 32 Юнкерса и Капрони большим кирпичом. Рычагов вел группу, и я шел позади. Мы увидели, что такая большая группа идет, ни в жизнь таковый не видели, и никто не стал ее штурмовать. Они старательно над самым Мадридом развернулись и ушли. Вид таковый громадный группы привел в смущение. Все знали, что они неплохо вооружены, их сопровождали, это на всех подействовало. Рычагов отказался от атаки, я отказался, Ковалевский отказался.

Франкисты сбросили бомбы на северо-западную доля города, пострадало мирное народ. По Дневнику боевых действий, преследование уходящего противника продолжалось на протяжении 30 км Был засчитан сбитым Ju.52[21].

31.12.36 г. старшему лейтенанту Рычагову Павлу Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

По состоянию на 7.01.37 г. в эскадрилье И-15 под командованием Рычагова осталось 15 самолетов из 25, имевшихся в начале ноября, и 16 летчиков, в т.ч. 5 испанцев.

В начале февраля Рычагов был отозван и совместно с уцелевшими летчиками своего отряда вернулся на Родину. Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание майор. Он был назначен командиром 65-й истребительной эскадрильи.

В декабре 1937 г. его избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Как и остальные, он подготовил на имя наркома обороны рапорт Выводы из командировки, в котором выложил строй критических замечаний и предложений.

Рычагов проанализировал боевые качества И-15. Если его модернизировать, утверждал он, то в ближайшие 3-5 лет он будет идеальным фронтовым истребителем.

В частности, Рычагов предлагал свершить шасси убирающимся, повысить прыть до 430 км/ч, сменить чайку центропланом, а вместо двух пулеметов 7,62 мм определить два крупнокалиберных. Кроме того, он не только не настаивал на установке на самолеты радиостанций (на советских истребителях в Испании их не было), но и вообще предложил снять с самолета лишние приборы, чтобы они не мешали пилоту в воздухе.

Анализируя атаки бомбардировщиков, Рычагов писал, что первая штурмовая вылазка проводится группой, а вторую всякий ведет независимо. При этом он не упомянул о том, что сам был сбит, как раз, во время таких действий, когда в одиночку атаковал строй юнкерсов.

Упоминая о прикрытии объектов, Рычагов подмечал, что дежурство в воздухе не оправдывает себя, так как враг бомбит следом того, как истребители покидают зону патрулирования.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с декабря 1937 по апрель 1938 гг. под псевдонимом генерал Баталин. Был старшим военным советником по использованию советской авиации. Награжден орденом Красного Знамени.

Генерал-майор авиации Прокофьев вспоминает: П.В. Рычагов совместно с командирами групп проводил разборы боевых действий истребителей, разрабатывал тактику наших истребителей при отражении налетов японской авиации на аэродромы Ханькоу и Наньчана, в необходимых случаях усиливая ханькоускую группу истребителями из Наньчана и напротив. Такой маневр дал вероятность не только сдернуть бомбардировочные удары по аэродромам базирования советских летчиков-добровольцев, но и громить противника. П.В. Рычагов совместно с командиром группы Ф.П. Полыниным скрупулезно разрабатывал операции по нанесению бомбардировочных ударов, выбирая наиболее уязвимые цели сосредоточение самолетов на аэродромах, железнодорожные эшелоны, мосты, шоссейные дороги, корабли, скопление войск на переправах Во многих вылетах приходилось применять для дозаправки аэродромы подскока.

Зимой-весной 1938 г. комбриг Рычагов спланировал и обеспечил проведение нескольких дальних (больше 1000 км до цели) воздушных рейдов.

Рассказывает генерал-полковник авиации Полынин: Рычагов пригласил меня в комнату и, развернув карту, сказал:

- Японцы продолжают штурмование в глубь страны. Резервы они перебрасывают просто пароходами или самолетами, но основную массу войск и техники направляют по железной дороге. Самое уязвимое для них местоположение - вот тот самый мост посредством Хуанхэ, - показал он карандашом. - По нашим сведениям, рядом с ним японцы возвели понтонную переправу.

Рычагов на время отвлекся от карты, прошелся по комнате и добавил:

- Китайское руководство считает, что, если мост будет уничтожен, это сдержит штурмование японцев. Их войска на какое-то время останутся без резервов.

Потом помолчал и, сверкнув глазами, совсем добавил:

- А что, если грохнуть по мосту?..

Мы склонились над картой и стали прикидывать, как это лучше изготовить. Без посадки туда не долететь. Значит, нужен промежуточный аэровокзал.

- И об этом я подумал, - воскликнул Рычагов. - Промежуточным может сделаться Сюйчжоу. Я договорюсь с китайцами, чтобы доставили туда горючее. Только, - и он приложил перст к губам, - о предстоящей операции ни-ни-ни... Понятно?

Можно было и не предварять об этом. За время работы в Китае мы научились удерживать язык за зубами.

- А в текущее время ваша проблема, - заключил Рычагов, - отнять наиболее опытные экипажи, соорудить необходимые расчеты, приготовить к вылету машины

К мосту подошли на малой высоте. Японцы, видимо, были уверены, что тот самый предмет, расположенный в глубоком тылу, недосягаем для советских бомбардировщиков, вследствие этого его не охраняли В итоге не стало ни моста, ни переправы.

На обратном пути сызнова приземляемся в Сюйчжоу, заправляемся горючим и следуем дальше. Только сели в Ханькоу - подбегает агент китайского командования и показывает распоряжение: придерживаться в Наньчан. Прилетаем туда, а нас уже ждет Рычагов.

- Вы не представляете, какое великое занятие сделали, - сказал он. - Вы спутали все карты японского командования.

Вспоминает генерал-полковник авиации Рытов: Утром послали воздушного разведчика. Возвратившись, он доложил:

- На стоянках ханьчжоуского аэродрома обнаружил до полусотни японских бомбардировщиков и истребителей... Меня обстреляли. Огонь был не сильно интенсивным. Возможно, не все ещё зенитки установлены. На обратном пути я прошел над железнодорожной станцией. По моим подсчетам, там скопилось до десятка эшелонов...

- Вот это будет работенка! - потирая руки, воскликнул Павел Васильевич Рычагов.

Он тут же распорядился побудить командиров групп и поставил перед ними задачу:

- Девять бомбардировщиков пойдут на вражеский аэровокзал. Надо истребить все, что там находится. Другой отряд в составе восьми самолетов наносит потрясение по эшелонам на станции. Истребителей сопровождения не будет: не позволяет радиус действия.

Решение дерзновенное и целиком обоснованное. Дело в том, что прыть советских бомбардировщиков была больше, чем у японских истребителей. К тому же мощное оружие, установленное на наших самолетах, позволяло экипажам благополучно отражать вражеские атаки. Наконец, расчет на внезапность также имел немаловажное значение Рычагов и я пришли на стоянку, когда экипажи получили последние указания командиров. Павел Васильевич выступил перед летчиками с напутственным словом:

- Главное, товарищи, - внезапность. Застанете противника врасплох - счастливый момент обеспечен. Обнаружите себя раньше времени - занятие может быть проиграно. Ведущим групп указания даны. Желаю успеха. По самолетам!

Готовя эту операцию, как, хотя вообще-то, и все последующие, мы старались соблюдать максимум секретности... Раньше случалось, что наши замыслы становились известны противнику. Трудно проронить, кто его информировал. Кстати, китайцы, с которыми мы работали в тесном контакте, со шпионами расправлялись жестоко. Мы не раз наблюдали такую картину. Привлекая участливость людей, громыхает тачка. На ней со связанными позади руками стоит на коленях джентльмен. На спине у него прикреплен здоровенный лист бумаги в форме аптекарского рецепта. Иероглифы гласят о преступлениях этого человека. Рядом лежит колун. На какой-либо центральной площади тачка останавливается. И шпиона обезглавливают. Без судьи и прокурора. Формальности считаются излишними: раз кого-то уличили в шпионаже и поймали - вопросительный мотив решен.

В феврале 1938 г. принимал непосредственное участие в разработке плана и проведении налета на японскую авиабазу на о. Тайвань.

23.02.38 г. двадцать восемь скоростных бомбардировщиков СБ, преодолев больше 1000 км над занятой противником территорией и над морем, уничтожили на авиабазе на острове Тайвань возле сорока самолетов, ангары и трёхгодичный припас горючего.

14.04.38 г. Рычагову было присвоено воинское звание комбриг. Он был назначен командующим ВВС Московского военного округа. Однако без малого безотлагательно он получил новое направление - командующим ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта.

В состав ВВС группы входили три авиабригады (48-я штурмовая, 69-я истребительная и 25-я скоростная бомбардировочная), немного отдельных разведывательных эскадрилий, рядом десяти отдельных отрядов и звеньев.

Перед отъездом к месту службы по предложению Сталина Рычагов был принят в партию без прохождения кандидатского стажа прямо ЦК. Рекомендации дали Сталин и Ворошилов.

Вспоминает Маршал авиации Зимин: В нашей подготовке многое коренным образом изменилось с назначением на место командующего ВВС Приморской группы комбрига П.В. Рычагова. Он был молод, энергичен, замечательно летал и имел зажиточный навык боев в республиканской Испании и в Китае. По его указаниям стали проходить групповые массовые учебные бои, в которых вместе с тем участвовало сто и больше самолетов. Обычно вслед за тем первых же атак боевой строй сторон нарушался, и в дальнейшем мордобой вели отдельные экипажи и звенья в крайне сложной воздушной обстановке. Такая обстановка была максимально приближена к реальным боевым условиям того времени. В ходе учений ВВС в масштабах Приморья, как правило, предусматривалось большое численность перебазирований на новые оперативные и запасные аэродромы, маневр частями. Это давало серьезную практику летному составу и помогало славно исследовать аэродромную сеть своего театра боевых действий

Рычагов в нашей авиации в предвоенные годы был заметной фигурой. Судьба его небезынтересна и в определенной мере показательна для тех лет. Невысокий, справный, с цепким, оценивающим взглядом, он был человеком дела, действия. Это свойство в людях мне всю дорогу импонировало. По возрасту он был, по всей вероятности, моим ровесником, и одно это в моих глазах грубо отличало его от тех авиационных командиров с высокими воинскими званиями, которых я видел в годы учебы. Те были летчиками старшего поколения, от которых Рычагова отличало ещё и другое. В 1938 году он имел уже по тем временам внушительный утилитарный боевой навык и как летчик-истребитель, и как начальник крупной авиационной группы.

15.07.38 г. в районе высоты Заозерной западнее о. Хасан патрон инженерной службы Посьетского погранотряда лейтенант Виневитин застрелил жандарма японской погранохраны. Расследование, проведенное работниками НКВД, определило, что останки лежал на нашей стороне, в трех метрах от границы. Однако японцы утверждали, что мокрое дело произошло на маньчжурской территории и являлось советской провокацией.

20.07.38 г. посол Японии в Москве в ультимативной форме потребовал очистить высоты Чжангуфэн (Заозерная) и Шачжаофэн (Безымянная). Стратегическое важность высот определялось тем, что с них просматривалась вся сопредельная край.

22.07.38 г. командующий Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза Блюхер приказал привести в боевую подготовленность части 40-й стрелковой дивизии 39-го корпуса и Барабашский укрепрайон.

24.07.38 г. были приведены в боевую подготовленность войска Дальневосточного фронта и Тихоокеанский флот. Одновременно, по приказу Рычагова, ВВС Приморской группы начали к передислокации части самолетов на передовые площадки.

Советский Союз не поддался на шантаж, и пружина вооруженного конфликта стала скоро раскручиваться.

25.07.39 г. японские самолеты трижды пересекали рубеж. Разведчики на высоте возле 6000 м углублялись на нашу территорию на 3-4 км. На перехват одного из них были подняты истребители, но безрезультатно. Около четырех часов вечера того же дня И-15, патрулировавший у границы в районе сопки Пограничная был обстрелян японской зенитной артиллерией. По нему выпустили три снаряда.

29.07.38 г. в 16.00 рота 19-й пехотной дивизии Корейской армии Японии захватила высоту Безымянная, которую защищал совдеповский пограничный наряд. 5 пограничников было убито, 6 - ранено. К исходу дня следом контратаки высота была отбита.

31.07.38 г. силами пехотного полка при поддержке артиллерии японцам удалось сшибить с высот два батальона 40-й стрелковой дивизии и продвинуться вглубь советской территории на 4 км, но следом они отошли обратно и закрепились на высотах. После этого японцы по дипломатическим каналам стали достигать прекращения огня. Советская край потребовала от Японии отвести войска, но та на это не соглашалась. Рычагов прилетел в Приморье, принял на себя руководство авиацией и приказал сбивать все японские самолеты, нарушающие рубеж.

Ворошилов, опасаясь ответных ударов, до 1 августа не разрешал применять авиацию. Только позже того как Рычагов доложил в Москву о перебазировании... было решено причинить бомбоштурмовые удары по высотам и огневым позициям артиллерии противника.

1.08.38 г. на позиции противника было совершено 5 налетов: в 13.35 36 И-15 и 8 Р-Z сбросили на позиции японцев в районе Заозерной осколочные бомбы и обстреляли врага из пулеметов; в 15.10 с высоты 4000 м 24 СБ двумя группами штурмовали Заозерную и дорогу у Дигашеди, по которой выдвигались резервы противника; в 16.40 по японским частям на высоте 68,8 бомбовый потрясение нанесли 8 Р-Z, их прикрывали 11 И-15, которые также несли бомбы; следом за ними 17 Р-5ССС и 13 И-15 сбросили бомбы и обстреляли японцев пулеметным огнем; в конце дня 12 СБ под прикрытием истребителей И-15 и И-16 с высоты 1000 м сбросили на Заозерную мелкие осколочные бомбы. При этом единственный авиалайнер был поврежден осколками своих бомб, загорелся и упал. Выпрыгнуть с парашютом успел только единственный член экипажа.

2.08.38 г. в 7.00 к Заозерной вышли 22 СБ, 17 Р-5ССС, 7 Р-Z и 13 И-15, но опасаясь в тумане огорошить своих, не решились на бомбометание. На обратном пути неиспользованные бомбы были сброшены на одном из полигонов. В 8.00 24 СБ нанесли потрясение по западным склонам Заозерной из-под кромки облаков, с высоты 200 м. При этом единственный СБ был поврежден ружейно-пулеметным огнем противника, но смог возвратиться на свой аэровокзал. Затем 6 Р-Z и единственный И-15 нанесли бомбовый потрясение по сопке Богомольная. Весь день над местом боев и соседними участками границы летали разведчики Р-Z.

3-5.08 38 г. авиация на практике бездействовала из-за непогоды.

Вспоминает Маршал авиации Зимин: Наша эскадрилья перебазировалась в район озера Хасан на аэропорт Барабаш. Туда же были перемещены ещё четыре авиационные эскадрильи. На маленьком полевом аэродроме, с двух сторон зажатом горами, находились семьдесят пять самолетов. С одной стороны горы поднимались круто, с прочий - больше полого: там протекала узкая горная река. Машины стояли впритык вдоль горы по всей длине взлетно-посадочной полосы. Рассредоточить машины было негде. Взлетно-посадочная полоска, зажатая горами, по сути, и была аэродромом

5 августа 1938 года был получен команда, в котором говорилось: 6 августа в 9.00 наземные войска переходят в штурмование. За 1015 минут до этого времени необходимо причинить по сопке Заозерной бомбовый потрясение. После 9.00 бомбометание запрещалось. Тот, кто не успеет отбомбиться по целям, должен свалить бомбы в залив.

К концу дня на свой аэровокзал прибыл командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта комдив П.В. Рычагов. Он уточнил задачу, поинтересовался тем, как готовы летчики в эскадрильях к выполнению боевого задания Старшим всей группы командующий назначил меня. Я доложил комдиву, что в нашей группе есть капитан, начальник эскадрильи из ВВС Тихоокеанского флота. Рычагов безмятежно выслушал и так же безмятежно подтвердил близкое решение: старшим он назначал меня

6 августа с утра был плотный туман. Примерно за час до взлета он немного приподнялся, при всем при том высота его нижней кромки не превышала 5060 метров. Я волновался. Условия для взлета и посадки на аэродроме были и без того непростые. А как подготовлены летчики других эскадрилий, я не знал...

Выслал на разведку бывалый экипаж. Полет осложнялся тем, что узкая долина на сто процентов исключала разворот вспять. Кроме того, на удалении 68 километров долина грубо, без малого под углом 90 градусов, поворачивала налево и выходила в залив южнее Владивостока... Я говорю долина, но точнее было бы сообщать ущелье

Летчик, посланный на разведку, успешно вернулся Собрав командиров, я уточнил: взлет звеньями в плотном строю, сбор всей группы за облаками, на высоте 3500 метров по маршруту. Остальное было проработано намедни.

Взлетаю первым. Самолет - с бомбовой нагрузкой. Он потяжелел, и править машиной нелегко. Летчики идут плотным строем за мной. Над заливом посредством появившиеся окна проходим облачность и на высоте 3500 метров берем вектор движения к сопке Заозерной. Там наибольшая концентрация войск противника, эту сопку нам и надобно бомбить. Я уменьшил прыть, чтобы вся группа могла собраться в боевой строй. Но какая облачность у цели, найдем ли сопку?.. Перед целью все должны перестроиться в колонну звеньев. Бомбометание следовало делать звеньями с пикирования. Моя эскадрилья следом выполнения задания должна была набрать высоту и закрыть при случае все остальные самолеты группы от атак японских истребителей.

Погода улучшилась, но бомбить нам все же не пришлось, оттого что наша группа подошла к цели только к 9.00. Японские зенитчики успели вскрыть пламень, и немного наших самолетов получили повреждения. Но сбитых не было. Мы развернулись, вышли в указанный район и, сбросив бомбы, пошли на свой аэродром.

Есть запись разговора по прямому проводу Сталина с Блюхером Сталин требовал вознести бомбардировщики Блюхер отвечал, что в условиях нулевой видимости из-за сильнейшего тумана он опасается поражения мирного населения на сопредельной полосе и потери большого количества своих самолетов, которые наверное побьются при посадке. Сталин упрекал Блюхера и Рычагова в нежелании драться. Он неоднократно прерывал рапорт маршала, а в адрес летчика сделал немного оскорбительных замечаний, в частности, заявил, что тот может сражаться только супротив каких-то там фалангистов и марокканцев.

6.08.38 г., когда рассеялся туман, взлетели 89 СБ. Они шли группами с разбросом в 5-10 минут. Целями являлись сопки Заозерная, Безымянная и Богомольная, а ещё артиллерийские батареи на японской стороне. Последняя группа СБ, в которую входили 44 машины, сбросила бомбы в 15.30. Японским зенитчикам удалось сшибить единственный авиалайнер. Второй, подбитый, дотянул до своего аэродрома. В 16.30 к Заозерной вышли 41 ТБ-3 в сопровождении 25 И-16. Ниже шла группа из 30 И-15. На подходе к цели самолеты начали разгоняться на снижении. Когда бомбардировщики приблизились к позициям японских зенитчиков, И-15 спикировали на батареи, подавляя их бомбами и пулеметным огнем. Зенитки открыли жар, но стреляли неточно - разрывы были видны сзади и существенно выше бомбардировщиков. ТБ-3 бомбили из колонны поотрядно, в т.ч. было сброшено 6 ФАБ-1000. На отходе И-15 повторили атаку на зенитные батареи. ТБ-3 развернулись, сохраняя строй, и пошли вспять. Разрывы бомб подняли над сопкой тучи пыли. Ее на немного минут на все сто закрыло от наблюдателей. Многих японских боец контузило ударной волной, забросало землей и привело в состояние шока. Они не немедленно смогли раскрыть пламень, когда красноармейцы пошли в атаку. Затем до 19.00 советская авиация работала мелкими группами, поддерживая атакование наземных войск.

7.08.38 г., убедившись в бездействии японской авиации, истребители И-15 стали использоваться только как штурмовики. Удары наносились как на авангардный, так и по ту сторону границы. Одновременно в воздухе находилось до сорока И-15. Во второй половине дня СБ нанесли удары по позициям артиллерии и скоплениям пехоты в ближнем тылу, совершив 115 вылетов. Бомбили более того отдельные орудия. С 18.30 И-15 начали постоянное патрулирование над авангардный. Звенья сменяли товарищ друга и независимо выбирали цели, разгоняя орудийные и пулеметные расчеты, расстреливая группы японских боец.

8.08.38 г. штурмовка японских позиций была продолжена. Только И-15 совершили 110 самолето-вылетов. В светлое время суток движение по дорогам в ближнем тылу противника на сто процентов прекратилось - самолеты гонялись более того за небольшими группами людей, отдельными повозками или всадниками. Р-5ССС нанесли удары по пехоте западнее Безымянной и по артиллерии в районе Нанбон. Отсутствие зенитного огня позволило штурмовикам трудиться с малых высот, используя всю мощь пулеметного вооружения. СБ мелкими группами ещё вылетали на бомбардировку позиций артиллерии в районах Намченсандон, Чуюсандон и Хомоку. В 15.15 в штабе фронта была получена телеграмма наркома обороны, которому из Москвы, конечно, было виднее, о запрещении массированного использования авиации. Первый багряный офицер направлял, что летать скопом без большого толку не только бесполезно, но и вредно.

9.08.38 г. активность советских ВВС была грубо снижена.

10.08.38 г. операция по освобождению высот Заозерная и Безымянная была завершена, и начались мирные переговоры.

За время боев ВВС Приморской группы совершили больше тысячи самолето-вылетов. Зенитным огнем были сбиты единственный СБ и единственный И-15.

В боях у озера Хасан комдив Рычагов проявил себя решительным и волевым командиром, способным сформировать боевые действия крупных соединений авиации на удаленном театре и стоять во главе их массированным применением на поле боя.

В Приказе народного комиссара обороны СССР от 4.09.38 г. 0040 фиксировалось, что японцы были разбиты и выброшены за пределы нашей границы только благодаря боевому энтузиазму бойцов, младших командиров, среднего и старшего командно-политического состава, готовых жертвовать собой, защищая честь и неприкосновенность территории своей великой социалистической Родины, а кроме того благодаря умелому руководству операциями супротив японцев тов. Штерна и правильному руководству тов. Рычагова действиями нашей авиации.

В сентябре 1938 г., вслед за тем расформирования управления Дальневосточного фронта, Рычагов был назначен командующим ВВС 1-й Отдельной Краснознаменной армии.

В октябре 1938 г. он был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Участвовал в советско-финской войне. Командовал ВВС 9-й армии Северо-Западного фронта. Награжден третьим орденом Красного Знамени.

16.11.39 г. в соответствии с директивой наркома обороны в Ленинградском военном округе началось создание 9-й армии. В ходе предстоящих боевых действий вс должна была разгромить финские войска в направлении Каяани и овладеть портом Улеаборг на берегу Ботнического залива, расчленив, таким образом, Финляндию на северную и южную части.

21.11.39 г. штаб ЛВО передал в нижестоящие штабы директиву 4713, предписывавшую организацию наступления и включавшую в себя постановку конкретных боевых задач.

26.11.39 г. на Карельском перешейке в районе Майнила советская территория внезапно подверглась артиллерийскому обстрелу. 4 человека было убито, 9 - ранено. Советское руководство немедля вручило посланнику Финляндии ноту с требованием отвести войска на 25 км от границы. В ответной ноте руководство Финляндии не согласилось с советской версией происшествия, отрицало свою причастность к нему и предлагало провести совместное расследование.

28.11.39 г. в очередной ноте руководство СССР заявило о том, что считает себя свободным от обязательств, взятых на себя в силу пакта о ненападении. На следующий день дипломатические отношения между СССР и Финляндией были разорваны.

30.11.39 г. в 8.00 советская артиллерия открыла жар по финской территории, а посредством 30 мин вперед двинулась пехота

В декабре 1939 - январе 1940 гг. 9-я вооруженные силы потерпела сокрушительное разгромление. Ряд соединений был окружен, расчленен и уничтожен. Часть личного состава, бросив технику и вооружение, смогла выскочить из окружения. Уцелевшие командиры были преданы суду военного трибунала и расстреляны перед строем своих частей.

Причиной поражения была не только самая суровая за сто лет зимушка, к которой Красная Армия была совсем не готова. Авантюристический проект наступления изначально обрекал 9-ю армию на погибель - в жестокие морозы по бездорожью частям предстояло с боями преодолевать до 30 км в сутки. Безропотное подчинение безграмотным приказам, пассивность и неуверенность командного состава привели к огромным потерям: только в 9-й армии погибло 15 тыс. мужчина, а больше 22 тыс. было ранено и обморожено

К началу боевых действий ВВС 9-й армии имели 39 самолетов, в т.ч. 15 истребителей. В ходе боевых действий ВВС армии были переданы: 10-я скоростная бомбардировочная авиабригада (16-й, 41-й и 80-й сбап), 3-й транспортный авиаполк и Особая авиагруппа Спирина, а кроме того 145-й и 152-й истребительные авиаполки и 33-я отдельная разведывательная эскадрилья.

Основной задачей ВВС 9-й армии без малого с самого начала стали попытки снабжения окруженных частей. Однако, СБ были безупречно не приспособлены для решения задач по снабжению с воздуха, а экипажи не имели необходимых навыков. Тем не менее, только для 54-й горно-стрелковой дивизии, сражавшейся в окружении без малого полтора месяца до самого конца войны, 10-я сбаб сбросила 98 т продовольствия и 40 т боеприпасов.

14-17.04.40 г. состоялось совещание при ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий супротив Финляндии.

16.04.40 г. на совещании выступил комдив Рычагов. Он доложил собравшимся об опыте действий ВВС 9-й армии: Действовать начали мы на ухтинском направлении. Финны это почувствовали, на глаз, с 25 декабря, когда начали прибывать полки. У нас на ухтинском направлении было максимум 25-30 самолетов. Причины этого. Во-первых, на этом направлении был всего единственный аэровокзал шириной в 150 м и длиной 800 м. На тот самый аэропорт посадили мы до 40 самолетов различных назначений вкупе с самолетами ГВФ. Летать оттуда все сию минуту не могли. Если бы они все разом взлетели, то на посадку потребовалось бы колоссальное число времени. Причем ещё единственный факт, тот, что тормозил эту работу, помимо этого аэродрома на расстоянии 200 км воспрещено было усадить нигде ни одного самолета. Значит, если на эту полосу прилетит авиалайнер с простреленным шасси, то он будет вынужден присесть, как у нас в авиации выражаются, на пузо. Если он сядет на это пузо, остальные корабли, которые находятся в воздухе, не найдут себе места для посадки и они будут разбиты за пределами аэродрома

Кругом леса и горы, ужасно нехорошая местность. Причем подготовка данного театра действий до полярного круга от Петрозаводска, эдак, километров на 400 не была довольно проведена, там не было ни одного аэродрома. Был единственный аэровокзал Подужемье и тот непригодный.

Боевая дело нашей авиации 9-й армии проходила таким образом: летчики, уже летавшие на этом направлении две-три недели, обязаны были при подлете следующих частей заниматься вводом в строй этих частей, чем мы избежали большого количества несчастных случаев. Этих людей мы подбирали из старых частей и они работали по вводу новоиспеченный частей в строй. Это дало нам многое, следует на грядущее тот самый алгоритм обучения принять за правило.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Таран Pavel Taran

Когда началась Великая Отечественная война, П. А. Таран командовал авиазвеном, затем командовал эскадрильей, гвардейским бомбардировочным..
читать далее

Павел Чалов Pavel Chalov

Капитан 1-го ранга в запасе (1960), Герой Советского Союза (1945).
читать далее

Павел Шикунов Pavel Shikunov

Сержант П. Е. Шикунов имел на боевом счету 78 истреблённых врагов. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза П. Е. Шикунову присвоено посмертно 0..
читать далее

Павел Шурухин Pavel Shuruhin

В период Великой Отечественной войны, командуя стрелковым батальоном, а с июля 1943 года полком, участвовал в боях на Западном и 1-м Украинском..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий