Известные люди

»

Петр Зюзин

Петр Зюзин Petr Zyzin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 24.7.1922
Гвардии Лейтенант П. Д. Зюзин совершил 208 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 24 Июля 1922 года в деревне Жуковка, в настоящее время Одинцовского района московской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и школу фабрично - заводского ученичества, учился в аэроклубе. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил военную авиационную школу пилотов.

С Марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Ноябрю 1944 года штурман эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная вооруженные силы, Карельский фронт ) Гвардии Лейтенант П. Д. Зюзин совершил 208 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сшиб 16 самолётов противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. До 1951 года участвовал во всех воздушных парадах над Москвой и в Тушино. В 1951 - 1959 годах был на испытательной работе в НИИ ВВС. С 1958 года Гвардии Подполковник П. Д. Зюзин - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Последние годы жил и работал в Москве. Умер 15 Апреля 1999 года.

* * *

Пётр Дмитриевич Зюзин постоянно скупо рассказал о своём голодном детстве, о том, как 7-летним мальчуганом остался круглым сиротой, пас коров в подмосковной деревне Жуковке, что поблизости от нынешнего санатория "Барвиха". Если бы не братья да сестра Мария, может, и не летать ему. Невзгоды закалили нрав. В 1938 году выпускник школы ФЗУ Дзержинского узла связи Пётр Зюзин в числе первых посреди московских связистов откликнулся на призыв Центрального Комитета комсомола: "Комсомолец, на самолёт !" В те дни гремело по стране: "Дадим Стране Советов 150 тысяч лётчиков !"

Молодые рабочие, студенты, недавние школьники подавали заявления в аэроклубы, чтобы овладеть самой романтичной профессией в мире, сделаться покорителями Пятого океана. Москва зачастую встречала участников героических перелётов. Пётр на всю бытие запомнил встречи экипажей Валерия Чкалова, Михаила Громова, Владимира Коккинаки, Валентины Гризодубовой. Всё увиденное будоражило молодых, наполняло трепетным волнением юные сердца.

Юноше было с кого хватать образец. В Жуковке жил лётчик - инструктор Московского городского аэроклуба Василий Георгиевич Воробьёв. Пётр неизменно считал, что аккурат он привил влюбленность к авиации деревенским мальчишкам и девчонкам. С ветераном Воздушного Флота Зюзина связывала без малого 40-летняя приятельство. Воробьев и в 60 лет ещё продолжал летать.

* * *

...В Январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов в районе Синявина прорвали блокаду Ленинграда. По узкой полоске суши, отвоёванной у врага, было восстановлено железнодорожное извещение города со страной. Можно себе представить, какое значимость придавало наше руководство охране единственной железнодорожной артерии, питающей град - герой и фронт. Одной из ключевых позиций на этом пути был мост посредством просторный Волхов. Прикрывать его и гидростанцию было главной боевой задачей 29-го Гвардейского истребительного авиаполка.

В тот самый полк, в числе группы молодых лётчиков, прибыл и сержант Пётр Зюзин. Противоречивые чувства владели им в те дни: с одной стороны, мило сражаться более того учеником рядом с известными асами Ленинградского фронта, а с иной... Полк ведёт боевые действия на "Яках", а у него налёт на новых машинах без году неделька, училище кончал на И-16, только в запасном полку успел переучиться на новоиспеченный самолёт.

Но в махач молодых пилотов послали не быстро, хотя старшие товарищи выдерживали неимоверное усилие. Они вылетали по 3 - 4 раза в день: то прикрывали мост, то патрулировали над передним краем, то сопровождали бомбардировщики и штурмовики. И уникальный вылет проходил без воздушного боя.

Не напрасно говорят: месяц фронта равен году в мирные дни. Зюзину более того месяца не потребовалось, чтобы занять прочное местоположение в боевом расчете 2-й эскадрильи Старшего лейтенанта Константина Коршунова. В этой эскадрилье Пётр прошёл стезя от рядового лётчика до заместителя командира, освобождал Ленинградскую область и Эстонию, воевал над Балтийским и Баренцевым морями, весной 1945 года перегонял боевые самолёты под Берлин, участвовал в первых послевоенных воздушных парадах.

Первый воздушный махач, как и основополагающий независимый полёт, всякий лётчик помнит со всеми подробностями. Но Зюзин не сильно - то с охотой вспоминает день своего боевого крещения.

На высоте 7000 метров к Волховстрою приближался "Юнкерс-88". Видимо, разведчик. За ним тянулся белый след инверсии. Пока наши лётчики набирали высоту, экипаж Ju-88 повернул к себе в тыл. Нагнали его только у Тосны. Зюзин открыл жар, когда тёмная сигара "Юнкерса" поползла в перекрестии нитей прицела. Из него повалил дым. Считая, что занятие сделано и разведчик сбит, Зюзин безмятежно отвалил в сторону. А повреждённый Ju-88 и не думал валиться. Он смирно ушёл к себе за линию фронта... Вот что значит не хватило фронтового опыта.

Первый махач Зюзина оживленно обсуждался посреди молодых. А Пётр вытянул весьма умный урок: хочешь побеждать - не щади себя, научись сочетать маневр и пламень. Очень быстро ему представилась вероятность обследовать эту фронтовую заповедь на деле.

Третий месяц летал Зюзин и чувствовалось, что с каждым днём младой лётчик ведёт себя уверенней, на глазах приобретает необходимые качества воздушного "работяги" войны. Вылетов, когда на карту ставилась бытие, на фронте было много. В том же 1943 году он получил свою первую боевую награду - медаль "За отвагу". Вручили её Зюзину перед строем полка. Этой первой наградой было отмечено начало личного боевого счёта молодого лётчика.

...В середине Января 1944 года войска трёх фронтов начали атакование на северо - западном стратегическом направлении. В операции участвовали соединения 13-й и 14-й Воздушных армий, лётчики Краснознамённой Балтики и 2-го Ленинградского Гвардейского корпуса ПВО, дальней авиации. С нашей стороны участвовало 1773 самолёта, немцы могли противопоставить только 370 боевых машин. Это не значит, что супостат безотложно же уступил в небе. Командование 1-го Воздушного флота противника умело маневрировало своими силами, сосредоточивая авиацию там, где натиск советских войск вызывал наибольшую угрозу.

Именно в те дни Гитлер отдал указание своим войскам во что бы то ни стало удержать Прибалтику. Особенно напряжённые бои разгорелись на рубеже реки Нарвы, где наши войска в ходе наступления успели отвоевать у противника немного небольших плацдармов.

Активное участие в воздушных боях принимали в те дни лётчики - истребители 29-го Гвардейского авиаполка, посреди них и Пётр Зюзин. Это был уже всамделишный мастер своего дела, признанный ас, ведущий групп истребителей. Только с Марта по Июнь 1944 года в районах Аувере, Нарвы, Усть - Жерьдянки, Вайвара он сшиб 12 немецких самолётов, в том числе в единственный из дней, 9 Марта, на подступах к Нарве уничтожил 2 бомбардировщика, а 26 Марта в районе Аувере - 3 истребителя !

В единственный из героических дней битвы за Ленинград Пётр Зюзин сделал 4 боевых вылета, провёл 4 воздушных боя, сшиб 4 вражеских самолёта: 2 истребителя FW-190 во втором вылете, истребитель FW-190 и пикировщик Ju-87 - в третьем. Орден Красного Знамени достойно увенчал очередной геройский поступок молодого лётчика.

В тот день, во главе восьмёрки "Яков" Зюзин барражировал над своими войсками. С земли сообщили о приближающейся группе вражеских самолётов. Не дойдя до линии фронта, немецкие бомбардировщики вошли в облачность и некоторое время летели по приборам, рассчитывая околпачить наших наводчиков и истребителей. Но стоило им перейти на визуальный полёт, как на пути появились 8 истребителей Зюзина. Они врезались в боевой строй врагов, открыли по ним жар. Бросая бомбы куда попало, "Юнкерсы" развернулись в сторону линии фронта, пустились наутёк. Преследуя их, наши лётчики сшибли немного вражеских самолётов, 2 из них уничтожил лично ведущий восьмёрки.

Но самым памятным на войне для Петра Дмитриевича стал махач 30 Мая 1944 года, произошедший южнее Нарвы. Впрочем, послушаем его личный расклад о событиях того дня:

"Во главе восьмёрки истребителей я сызнова прикрывал наземные войска. В воздухе над передним краем что - то необычно постепенно было, более того как - то неприятно стало, что мы зазря жжём горючее, проще говоря, утюжим воздух. И внезапно извещение по радио: "Над ближайшим от линии фронта аэродромом противника появилось немало "Юнкерсов". Идёт сбор колонны".

Лучше всего ударять немцев, в то время как они не приняли боевого порядка и огневое взаимодействие не налажено. Однако, перелетев линию фронта, я не поверил своим глазам. Над аэродромом кружили 9 девяток Ju-87. Нас 8, их в 9 раз больше. Такого ещё за всю войну не приходилось зреть. Рядом с "Юнкерсами" кружили истребители прикрытия, численность которых не удалось установить. Тем не менее я приказал ведущему второй четвёрки Ивану Леоновичу связать боем истребителей, а сам направился к бомбардировщикам. Немцы, конечно, не ожидали нападения над своим аэродромом. Первые наши атаки привнесли полное смятение, и "Юнкерсы" единственный за другим стали раскрывать бомболюки, чтобы удирать налегке.

Замысел противника был сорван, как говорится, на корню. Немцы потеряли 5 "Юнкерсов" и 2 истребителя FW-190. Я в этом бою единственный бомбардировщик сшиб, второй подбил. Мы же потерь не имели, все вернулись на свой аэровокзал.

Правда, нескольким "Фоккерам" удалось прорваться к нашей четвёрке. Я был ранен, бензиновые баки "Яка" пробиты. Машину пришлось пилотировать крайне осмотрительно. Ведь из - за утечки бензина в любую минуту мог появиться пожар".

Пётр Дмитриевич рассказывает скупо, без эмоций, но не надобно большого воображения, чтобы представить, что пережил лётчик. Снаряд разорвался рядом с кабиной. Десятки осколков впились в физиономия, шею, руки. Кровь заливала глаза, моментально намокла гимнастерка. Не хватало дыхания. Красные шарики мельтешили в глазах. Зюзин чувствовал, что существование уходит из него, и, чтобы не затерять сознания, участок кислородную маску. Живительные глотки кислорода придали сил, и ему удалось довести побитый и повреждённый осколками "Як" до своего аэродрома.

Предстоял что ни на есть ответственный миг, которым заканчивается произвольный полёт, - посадка. Сколько ни переключал Зюзин тумблеры выпуска шасси и щитков - закрылков, они не выпускались. Значит, или надобно сигать с парашютом, или попробовать выпустить шасси аварийно. Для прыжка не хватает высоты, самолёт худо слушается рулей, остается одно - давать шасси аварийным краном.

Осколки, застрявшие в руке, причиняли неимоверную боль, а Зюзин всё двигал и двигал ручку, покуда не щелкнули замки, зафиксировавшие, что шасси выпустились и не сложатся при посадке. А щитки - закрылки ? Они так и не выпустились. В голове мелькнуло: "Посадочная прыть будет большая. Только бы не выкатиться за пределы полосы, не встретиться со стеной леса, окаймлявшей полевой аэродром".

Лёгкий толчок у посадочного полотнища. Сквозь замутненное разум Зюзин чувствует, как набегает чаща, и что есть силы жмёт на тормоза. Когда "Як" остановился, его механик первым вскочил на крыло. Увидев окровавленного лётчика, он бросился отсоединять кислородную маску, следом помог Зюзину отбояриться от парашюта. Едва "Як" отбуксировали на стоянку, техники насчитали в нём 108 пробоин. Сколько же осколков досталось на долю лётчика ?

- Мне тогда туговато пришлось, - вспоминает Зюзин, - но охота сражаться, поскорее возвратиться в близкий полк было весьма сильным. В правой руке ещё оставались осколки, а я досрочно выписался из госпиталя. И вновь воевал.

Воевать эти осколки вправду не мешали. И только невпроворот лет через дали о себе ведать. Рука распухла. В 1958 году пришлось продолжить незаконченную во время войны хирургическую операцию. После неё у Петра Дмитриевича появились необычные сувениры: хирург подарил ему на память два осколка. С тех пор Пётр Дмитриевич стал мнить, что сталь не неизменно придаёт твёрдость. Без этих стальных осколков длань сделалась крепче...

Герой Советского Союза Пётр Дмитриевич Зюзин за годы Великой Отечественной войны совершил 211 успешных боевых вылетов, участвовал в 41 воздушном бою, в которых сшиб 19 вражеских самолётов ( по одним источникам - все 19 побед были одержаны им лично, по другим - 16 лично и 3 в группе с товарищами ). Был награждён 20 боевыми орденами и медалями.

После войны Пётр Дмитриевич служил в истребительном авиационном полку, летал на многих типах реактивных самолётов, учил мастерству пилотажа молодых лётчиков, был непременным участником воздушных парадов первых послевоенных лет. Последние годы службы в армии П. Д. Зюзин кроме того не расставался с небом. Был старшим лётчиком - испытателем.

Однажды, набрав заданную высоту, Зюзин начал выполня фигуры высшего пилотажа на новом самолёте. Неожиданно почувствовал что пропадает рядовой для слуха звук двигател. Приборы подтвердили опасение лётчика: обороты грубо падали. Предотвратить возникшую угроза не удалось. Двигатель остановился. Попытки вновь запустить его также ни к чему не привели.

Идти на посадку ? До этого ещё никому не приходилось сажать такую машину с неработающим двигателем. Вернее всего было употребить катапультой и парашютом. Но как тогда конструкторы и инженеры узнают, отчего остановился мотор ? И, может быть, следующий полёт на таком же истребителе будет стоить кому - нибудь жизни...

Зюзин решил усаживаться. Риск был большим. И, помимо того, как только заглох мотор, перестали делать остальные агрегаты. Шасси и щитки - закрылки пришлось давать аварийными кранами вручную. А мастер самолёта законтрил и затянул их на совесть. Пришлось стиснуть ручку управления между коленями, а аварийные краны раскрывать обеими руками.

Посадка прошла успешно. Осмотрев самолёт, специалисты обнаружили причину остановки двигателя. Недостаток устранили.

Даже выйдя на заслуженный роздых, ветеран не сидел дома - его нередко разрешено было лицезреть в школах, вузах, ПТУ. До последних дней жизни он занимался военно - патриотическим воспитанием молодёжи.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Иванов Petr Ivanov

Подполковник П. М. Иванов совершил 299 боевых вылетов, провёл 80 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника.Награждён орденами Ленина,..
читать далее

Петр Игашов Petr Igashov

Звание Героя России Петру Степановичу Игашову присвоено посмертно 7 июня 1995 года Указом Президента Российской Федерации 679 за мужество и героизм,..
читать далее

Петр Кирсанов Petr Kirsanov

Заслуженный военный лётчик СССР ( 1966 год ), Маршал авиации ( 1982 год ). Командовал дивизией ( 1952 - 1956 гг ), Воздушной армией ( 1967 - 1970 гг..
читать далее

Петр Ковац Petr Kovac

Звание Героя Советского Союза Петру Семеновичу Ковцу присвоено посмертно 12 апреля 1942 года.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий