Известные люди

»

Петр Лещенко

Петр Лещенко Petr Leschenko Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 14.6.1898
Коля рассказал, что в 1954 Лещенко умер в тюрьме, якобы отравившись консервами. Еще говорят, что посадили его за то, что, собрав своих друзей на прощальный ужин, он, подняв бокал, сказал: "Друзья! Я счастлив, что возвращаюсь на Родину! Моя мечта сбылась. Я уезжаю, но сердце мое остается с вами." Последние слова и погубили.

Родился Петр Константинович Лещенко 14 июня 1898 под Одессой в селе Исаево. Отец был мелким служащим. Мать, Мария Константиновна, малограмотная леди, обладала абсолютным музыкальным слухом, недурственно пела, знала непочатый край украинских народных песен - что, конечно же, и оказало должное воздействие на сына.

С самого раннего детства у Петра обнаружились незаурядные музыкальные способности. Рассказывают, что уже в семь лет он выступал перед казаками в своем селе, за что получил котелок каши и буханку хлеба...

В три года Петя лишился отца, а сквозь немного лет, в 1909, матушка вторично выходит замуж, и семейство переезжает в Бессарабию, в Кишинев. Петю устраивают в церковно-приходское училище, где у мальчика замечают ладный звук и зачисляют его в архиерейский хоровой коллектив. Попутно добавим, что в училище преподавали не только грамоту, но и художественно-гимнастические танцы, музыку, пение...

Несмотря на то, что Петя прошел только четыре года обучения, он приобрел многое. В 17 лет Петя был призван в школу прапорщиков. Через год он уже в действующей армии (шла Первая мировая война) в ранге прапорщика. В одном из боев Петр был ранен и отправлен в кишиневский лазарет. А в это время румынские войска захватили Бессарабию. Лещенко, как и тысячи других, оказался оторванным от родины, став "эмигрантом без эмиграции".

Нужно было где-то вкалывать, получать на хлеб: юный Лещенко поступает в румынское театральное среда "Сцена", выступает в Кишиневе, представляя моднячие в то время танцы (посреди которых - лезгинка) между сеансами в кинотеатре "Орфеум".

В 1917 матушка, Мария Константиновна, родила дочка, назвали ее Валентиной (в 1920 появилась на свет ещё одна сестра - Екатерина) - а Петр выступает уже в кишиневском ресторане "Сюзанна"...

Позже Лещенко гастролирует по Бессарабии, далее, в 1925, приезжает в Париж, где выступает в гитарном дуэте и в балалаечном ансамбле "Гусляр": Петр напевал, играл на балалайке, позже появлялся в кавказском костюме с кинжалами в зубах, молниеносно и сноровисто втыкал кинжалы в пол, далее - лихие "присядки" и "арабские шаги". Имеет потрясающий счастливый момент. Вскоре, желая усовершенствовать технику танца, поступает в лучшую балетную школу (где преподает знаменитая Вера Александровна Трефилова, урожденная Иванова, не так давнехонько блиставшая на Мариинской сцене, завоевавшая славу и в Лондоне, и в Париже).

В этой школе Лещенко знакомится с ученицей из Риги Зинаидой Закит. Разучив немного оригинальных номеров, выступают в Парижских ресторанах, и кругом имеют счастливый момент... Вскоре танцевальная пара становится парой супружеской. Молодожены делают большую гастрольную поездку по странам Европы, выступая в ресторанах, в кабаре, на театральных сценах. Всюду публика восторженно принимает артистов.

И вот 1929 год. Город Кишинев, град юности. Им предоставляют сцену самого модного ресторана. Афиши гласят: "Ежевечерне в ресторане "Лондон" выступают знаменитые артисты балета Зинаида Закит и Петр Лещенко, приехавшие из Парижа."

По вечерам в ресторане звучал джаз-оркестр Михаила Вайнштейна, а ночью выходил уже, исполняя цыганские песни под аккомпанемент гитары (подаренной отчимом), Петр Лещенко, в цыганской рубахе с широкими рукавами. После появлялась прелестница Зинаида. Начинались танцевальные номера. Все вечера проходили с большим успехом.

"Весной 1930, - вспоминает Константин Тарасович Сокольский, - в Риге появились афиши, извещающие о концерте танцевального дуэта Зинаиды Закит и Петра Лещенко, в помещении театра Дайлес по улице Романовской N37. Я на этом концерте не был, но сквозь некоторое время увидел их выступление в программе дивертисмента в кинотеатре "Палладиум". Они и певица Лилиан Фернэ заполняли всю программу дивертисмента - 35-40 минут.

Закит блистала отточенностью движений и характерным исполнением фигур русского танца. А Лещенко - лихими "присядками" и арабскими шагами, совершая перекидки не касаясь руками пола. Потом шла лезгинка, в которой Лещенко темпераментно бросал кинжалы... Но особое ощущение оставляла Закит в сольных характерных и шуточных танцах, некоторые из них она танцевала на пуантах. И тут, чтобы вручить партнерше вероятность переодеться для следующего сольного номера, Лещенко выходил в цыганском костюме, с гитарой и напевал песенки.

Голос у него был небольшого диапазона, светлого тембра, без "металла", на коротком дыхании (как у танцора) и оттого он не имел возможности своим голосом окутать громадное помещение кинозала (микрофонов в то время не было). Но в данном случае это не имело решающего значения, потому как что публика смотрела на него не как на певца, а как на танцора. А в общем его выступление оставляло неплохое ощущение... Программа кончалась ещё парой танцев.

В общем их выступление как танцевальной пары мне понравилось - чувствовался профессионализм выступления, особенная отработка каждого движения, понравились мне и их красочные костюмы.

Особенно импонировала своим charme'ом и женским обаянием партнерша - таковы были ее темперамент, какое-то завораживающее внутреннее горение. Лещенко также оставлял ощущение прекрасного кавалера...

Вскоре нам представилось обозначиться в одной программе и познакомиться. Они оказались приятными, общительными людьми. Зина оказалась нашей рижанкой, латышкой, как она сказала, - "дочерью домовладельца по ул. Гертрудес, 27". А Петр - из Бессарабии, из Кишинева, где жила вся его семья: мама, отчим и две младшие сестры - Валя и Катя.

Здесь нужно изречь, что потом Первой важный войны Бессарабия отошла к Румынии, и таким образом вся семейство Лещенко механически превратилась в румынских подданных.

Вскоре танцевальный дуэт оказался не у дел. Зина была беременна, и Петр, оставшись в некоторой степени без работы, стал разыскивать возможности применять свои голосовые данные и оттого явился к дирекции рижского музыкального дома "Юноша и Фейерабенд" (это фамилии директоров фирмы), которая представляла интересы немецкой грамофонной фирмы "Парлофон" и предложил свои услуги как певец...

Впоследствии, кажется в 1933 году, предприятие "Юноша и Фейерабенд" в Риге основала свою студию грамзаписи под названием "Бонофон", на которой я, в 1934 году, после этого первого возвращения из-за границы, в первый раз напел "Сердце", "Ха-ча-ча", "Шарабан-яблочко", и шуточную песенку "Антошка на гармошке".

...Дирекция восприняла визит Лещенко безразлично, заявив, что они такого певца не знают. После неоднократных посещений Петром этой фирмы они договорились, что Лещенко за свой счет поедет в Германию и на "Парлофоне" напоет десять пробных песен, что Петр и сделал.

В Германии предприятие "Парлофон" выпустила пять дисков из десяти произведений, три из которых - на слова и музыку самого Лещенко: "От Бессарабии до Риги", "Веселись, душа", "Мальчишка".

Наши рижские меценаты изредка устраивали званые вечера, на которые приглашались популярные артисты. На единственный из таких вечеров у "доктора уха, горла и носа" Соломира (имя не помню, я его называл легко "доктор"), где я неоднократно бывал вкупе с композитором Оскаром Давыдовичем Строком, мы взяли с собой Петра Лещенко. Он пришел с гитарой...

Между прочим, у Соломира стены кабинета были увешаны фотографиями наших оперных и концертирующих певцов и более того гастролеров, таких, как Надежда Плевицкая, Лев Сибиряков, Дмитрий Смирнов, Леонид Собинов и Федор Шаляпин, с трогательными автографами: "Спасибо за спасенный концерт", "Чудодею, своевременно вернувшему мне голос"... Соломир сам имел приятного тембра тенорок. Мы с ним неизменно на таких вечерах напевали романсы дуэтом. Так было и в тот закат дня.

Потом Оскар Строк подозвал Петра, о чем-то с ним договорился и сел к роялю, а Петя взял гитару. Первое, что он спел (как у меня осталось в памяти), - романс "Эй, друг-гитара". Он держался смело, твердо, звук лился безмятежно. Потом спел ещё пару романсов, за что был награжден дружными апплодисментами. Петя сам был в восторге, подошел к О. Строку и поцеловал его...

Честно говоря, в тот вечерок он мне весьма понравился. Тут ничего не было похожего на то, когда он напевал в кинотеатрах. Там были громадные залы, а тут, в маленький гостиной, все было по-другому; и конечно, громадную образ сыграло то, что аккомпанировал великолепный музыкант Оскар Строк. Музыка обогащала вокал. И ещё, что я считаю одним из главных моментов: у певцов основа-основ - напевать только на диафрагменном, глубоком дыхании. Если в выступлениях в танцевальном дуэте Лещенко напевал на коротком дыхании, взбудораженном позже танцев, то в настоящее время чувствовалась некоторая опора звука, а отседова и характерная мягкость тембра голоса...

На каком-то подобном семейном вечере мы снова встретились. Пение Петра еще раз всем понравилось. Оскар Строк заинтересовался Петром и включил его в программу концерта, с которой мы поехали в град Лиепаю, что на берегу Балтийского моря. Но тут сызнова повторилась история выступления в кинематографе. Большой зал Морского клуба, в котором мы выступали, не дал Петру возможности явить себя.

То же самое повторилось и в Риге, в кафе "Барберина", где и другие условия для певца были неблагоприятны, и мне было малопонятно, зачем Петр согласился там выступать. Меня туда приглашали неоднократно, предлагали хоть куда гонорар, но, дорожа своим престижем певца, я постоянно отказывался.

В старой Риге, на Измайловской улице, находилось небольшое уютное кафе под названием "А.Т." Что значили эти две буквы, я не знаю, наверное, это были инициалы хозяина. В кафе играл невеликий оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Иногда там шла небольшая программа, выступали певцы и в особенности зачастую - блистающий, остроумный рассказчик-конферансье, артист Театра русской драмы, Всеволод Орлов, брат всемирно известного пианиста Николая Орлова.

Однажды мы сидели в этом кафе за столиком: медик Соломир, судебный защитник Эльяшев, Оскар Строк, Всеволод Орлов и свой тутошний импресарио Исаак Тейтльбаум. Кто-то подал мысль: "А что, если в этом кафе учинить выступление Лещенко? Ведь он в этом месте мог бы иметь в распоряжении счастливый момент - помещение небольшое, да и акустика, видно, тут не плохая."

В перерыве, когда оркестр сделал паузу, к нашему столу подошел Герберт Шмидт. Оскар Строк, Эльяшев и Соломир о чем-то с ним заговорили - мы, сидевшие на другом конце стола, в первую очередь не обращали внимания. Потом по просьбе Тейтльбаума подошел управляющий кафе, и все это кончилось тем, что Соломир и Эльяшев "заинтересовали" Герберта Шмидта, чтобы он поработал с Лещенко, а Оскар взялся подсобить ему с репертуаром.

Петр, когда узнал об этом, сильно обрадовался. Начались репетиции. Оскар Строк и Герберт Шмидт сделали родное занятие и недели посредством две состоялось первое выступление.

Уже первые две песни имели счастливый момент, но когда объявили, что будет исполнено "Мое последнее танго", публика, видя, что в зале находится сам автор - Оскар Строк, начала аплодировать, обращаясь к нему. Строк поднялся на сцену, сел к роялю - это окрылило Петра и следом исполнения танго зал разразился бурными овациями. В общем первое, выступление прошло с триумфом. После этого я неоднократно слушал певца - и повсеместно публика ладно принимала его вступления.

Было это в конце 1930 года, тот, что и разрешается мнить годом начала певческой карьеры Петра Лещенко.

Зина, хозяйка Петра, родила сына, которого по желанию отца назвали Игорем (хотя родственники Зины, латыши, предполагали другое, латышское имя).

Весной 1931 года я с труппой театра миниатюр "Бонзо" под управлением артиста-комика А.Н. Вернера уехал заграницу. Петр остался в Риге, выступая в кафе "А.Т." В это время там же, в Риге, хозяин крупного книжного издательства "Грамату Драуге" Хелмар Рудзитис открывает фирму "Беллакорд Электро". В этой фирме Лещенко записывает немного пластинок: "Мое последнее танго", "Скажите почему" и другие...

Первые же записи сильно понравились дирекции, звук оказался сильно фоногеничным, и с этого началась карьера Петра Лещенко как певца грамзаписи. За время пребывания в Риге Петр напел ещё на "Беллакорде" кроме песен О. Строка и песни другого нашего, ещё рижского, композитора Марка Иосифовича Марьяновского "Татьяна", "Марфуша", "Кавказ", "Блины" и другие. [В 1944 году Марьяновский погиб в Бухенвальде]. Фирма за пение платила мировой гонорар, т.е. Лещенко в конце концов получил вероятность обладать славный барыш...

Приблизительно в 1932 году в Югославии, в Белграде, в кабаре "Русская семья", владельцем которого был серб Марк Иванович Гарапич, с большим успехом выступал свойский рижский танцевальный квартет "Четверо Смальцевых", имевший европейскую известность. Руководтель этого номера Иван Смальцев слышал выступление П. Лещенко в Риге, в кафе "А.Т.", ему понравилось его пение, и потому он предложил Гарапичу ангажировать Петра. Договор был составлен на блестящих для Лещенко условиях - 15 долларов за вечерок в два выступления (для примера скажу, что в Риге за пятнадцать долларов разрешается было приобрести хоть куда костюм).

Но фатум еще раз не улыбнулась Петру. Зал оказался узким, большим, да ещё перед его приездом там выступала певица из Эстонии Воскресенская, обладательница обширного, красивого тембра драматического сопрано. Петя не оправдал надежд дирекции, потерялся - и хотя контракт с ним был заключен на месяц, но сквозь двенадцать дней (конечно, целиком заплатив по договору) с ним расстались. Думаю, что Петр сделал из этого вывод.

В 1932 или 33 году группа Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в Бухаресте, на улице Брезоляну, 7 мелкий кафе-ресторан под названием "Касуца ностру" ("свой домик"). Капитал вложил представительный на внешность Геруцкий, тот, что встречал гостей-посетителей, на кухне хозяйничал тертый кок Кавура, а Петя с гитарой создавал расположение в зале. Одежду посетителей в гардероб принимали отчим и мамаша Пети (как раз в это время вся семейство Лещенко из Кишинева переехала на жительство в Бухарест, а их наследник Игорь продожал существовать и воспитываться в Риге, у родственников Зины, и оттого начальный язык, на котором он начал гутарить - латышский).

В конце 1933 я приехал в Ригу. Снапевал в Русском драматическом театре все музыкальные обозрения, выезжал в соседние Литву и Эстонию.

Петя неоднократно приезжал в Ригу, чтобы проведать сына. Когда они выходили на прогулку, то я завсегда был переводчиком, потому что что Петя не знал латышского языка. Вскоре Петр забрал Игоря в Бухарест.

Дела в "Касуца ностру" пошли недурственно, столики принимались, как говорили, с бою, и настала надобность перемены помещения. Когда осенью 1936 года, по контракту, я снова приехал в Бухарест, то уже на главной улице Калея Виктории (N1) был уже свежеиспеченный, здоровенный кабачок, тот, что так и назывался - "Лещенко".

Вообще Петр в Бухаресте пользовался здоровущий популярностью. Он в совершенстве владел румынским языком, напевал на двух языках. Ресторан посещало изысканное русское и румынское среда.

Играл великолепный оркестр. Зина превратила сестер Петра, Валю и Катю, в хороших танцовщиц, выступали они совместно, но, конечно, гвоздем программы в основном уже был сам Петр.

Постигнув в Риге все тайны пения на пластинки, Петя договорился с филиалом американской фирмы "Колумбия" в Бухаресте и напел там невпроворот пластинок... Голос его в тех грамзаписях имеет великолепный тембр, выразителен по исполнению. Ведь это истина: чем меньше металла в тембре голоса исполнителя интимных песенок, тем лучше он будет раздаваться на граммофонных пластинках (некоторые называли Петра "пластиночным певцом": у Петра не было соответствующего сцене голосового материала, при этом по исполнению на грампластинках интимных песенок, танго, фокстроттов и др. я считаю его одним из лучших русских певцов, которых мне приходилось слышать; когда и я напевал песни в ритме танго, или фокстрота, требующие мягкости и задушевности голосового тембра, я всю дорогу старался, напевая пластинки, также напевать светлым звуком, абсолютно убрав из тембра голоса металл, тот, что напротив необходим на здоровенный сцене).

В 1936 году я находился в Бухаресте. Мой импресарио, С.Я. Бискер как-то говорит мне: быстро в этом месте, в Бухаресте, состоится концерт Ф.И. Шаляпина, а потом концерта бухарестская общественность устраивает в честь его приезда банкет в ресторане "Континенталь" (где играл румынский скрипач-виртуоз Григораш Нику).

Концерт Шаляпина устраивал С. Я. Бискер, и конечно для меня местоположение на концерт и на банкет было обеспечено...

Но в скором времени ко мне в гостиницу пришел Петр и сказал: "Я тебя приглашаю на банкет в честь Шаляпина, тот, что состоится в моем ресторане!" И впрямь, банкет состоялся в его ресторане. Оказалось, что Петр сумел достичь договоренности с администратором Шаляпина, сумел "заинтересовать" его, и банкет из "Континенталя" был перенесен в кабачок "Lescenco".

Я сидел от Ф. И. Шаляпина четвертым: Шаляпин, Бискер, критик Золоторев и я. Я был весь чуткость, все время прислушивался, что говорил Шаляпин с сидевшими с ним рядом.

Выступая в программе вечера, Петр был в ударе, во время пения старался обратиться к столику, за которым сидел Шаляпин. После выступлений Петра Бискер спросил Шаляпина: "Как ты думаешь, Федор (они были на ты), Лещенко неплохо поет?" Шаляпин улыбнулся, посмотрел в сторону Петра и сказал: "Да, глупые песенки, славно поет."

Петя поначалу, когда узнал об этих словах Шаляпина, обиделся, и я ему затем с трудом втолковал: "Ты можешь только гордиться эдакий репликой. Ведь то, что ты и я поем, разные моднячие шлягера, романсики и танго, реально являются глупыми песенками по сравнению с классическим репертуаром. Но ибо тебя похвалили, сказали, что эти песенки ты славно поешь. И кто это сказал - сам Шаляпин! Это тебе что ни на есть громадный комплимент из уст великого актера."

Федор Иванович в тот самый вечерок был в прекрасном настроении, не скупился на автографы.

7 февраля 1937 я уехал из Бухареста, и с тех пор мы с Петром не встречались."

В 1932 супруги Лещенко возвращаются из Риги в Кишинев. Лещенко дает два концерта в Епархиальном зале, обладавшем исключительной акустикой, сооружение которого являлось красивейшим в городе.

Газета писала: "16 и 17 января в Епархиальном зале выступит именитый исполнитель цыганских песен и романсов, пользующийся громадным успехом в столицах Европы, Петр Лещенко". После выступлений появились следующие сообщения: "Концерт Петра Лещенко прошел с исключительным успехом. Задушевное претворение в жизнь и удачный подбор романсов привел публику в экстаз."

Затем Лещенко с Зинаидой Закит выступают в ресторане "Сюзанна", вслед за тем этого - сызнова поездки по разным городам и странам.

В 1933 году Лещенко находится в Австрии. В Вене, на фирме "Колумбия" он записывается на пластинки. К сожалению, эта лучшая и крупнейшая предприятие мира (филиалы которой были без малого во всех странах), записала в отдалении не все произведения, которые исполнял Петр Лещенко: хозяевам фирм в те годы требовались произведения в модных в то время ритмах: танго, фокстроты и платили они за них в немного раз больше, чем за романсы или народные песни.

Благодаря выходившим миллионными тиражами пластинкам, Лещенко приобретает необыкновенную популярность, с Петром с удовольствием работают самые известные композиторы того времени: Борис Фомин, Оскар Строк, Марк Марьяновский, Клауде Романо, Ефим Скляров, Гера Вильнов, Саша Влади, Артур Голд, Эрнст Нонигсберг и другие. Ему аккомпанировали лучшие европейские оркестры: братьев Генигсберг, братьев Альбиных, Герберта Шмидта, Николая Черешни (в 1962 гастролировавший в Москве и других городах СССР), "Колумбия" Франка Фокса, "Беллакорд-Электро". Около половины произведений репертуара Петра Лещенко принадлежат его перу и без малого все - его музыкальной аранжировке.

Интересно, что если Лещенко испытывал трудности, когда в больших залах его звук "пропадал", то на пластинки его звук записывался великолепно (Шаляпин более того как-то назвал Лещенко "пластиночным певцом"), в то время как такие мастера сцены, как Шаляпин и Морфесси, вольно певшие в больших театральных и концертных залах, постоянно были недовольны своими пластинками, по замечанию К. Сокольского, передававшими только какую-то долю их голосов...

В 1935 Лещенко приезжает в Англию, выступает в ресторанах, его приглашают на радио. В 1938 Лещенко с Зинаидой в Риге. В кемерском кургаузе состоялся вечерок, на котором Лещенко с оркестром знаменитого скрипача и дирижера Герберта Шмидта дал свой окончательный концерт в Латвии.

А в 1940 были последние концерты в Париже: а в 1941 Германия напала на Советский Союз, Румыния оккупировала Одессу. Лещенко получает вызов в полк, к которому приписан. Идти драться супротив своего народа он отказывается, его судит офицерский суд, но его, как популярного певца, отпускают. В мае 1942 он выступает в одесском Русском драматическом театре. По требованию румынского командования все концерты должны были завязываться с песни на румынском языке. И только позже звучали знаменитые "Моя Марусичка", "Две гитары", "Татьяна". Заканчивались концерты "Чубчиком".

Вера Георгиевна Белоусова (Лещенко) рассказывает: "Жила я тогда в Одессе. Закончила музыкальное училище, было мне тогда 19 лет. Выступала в концертах, играла на аккордеоне, пела... Как-то вижу афишу: "Выступает прославленный, неподражаемый исполнитель русских и цыганских песен Петр Лещенко." И вот на репетиции одного из концертов (где я должна была выступать), подходит ко мне человек невысокого роста, представляется: Петр Лещенко, приглашает меня на свой концерт. Сижу я в зале, слушаю, а он смотрит на меня поет:

Вам девятнадцать лет, у Вас своя стезя.

Вы можете заливаться и подшучивать.

А мне возврата нет, я пережил так непочатый край...

Так мы познакомились и в скором времени поженились.Приехали в Бухарест, Зинаида согласилась на развод, только когда Петр оставил на нее кабачок и квартиру...

Поселились мы у его матери. В августе 1944 в град вошли русские войска. Лещенко стал предлагать свои выступления. Первые концерты принимались сильно холодо, Петр шибко переживал, оказалась, было дано распоряжение: "Лещенко не апплодировать". Лишь когда он дал концерт перед командующим составом, все немедленно изменилось. Мы оба стали выступать в госпиталях, в частях, в залах. Командование выделило нам квартиру...

Так пролетели десять лет как единственный день. Петр все добивался разрешения возвратиться на родину и один раз он это позволение получил. Дает финальный концерт - с триумфом прошло первое отделение, начинается второе... а он не выходит. Захожу в артистическую: лежат наряд, гитара, ко мне подошли двое в штатском и сказали, что Петра Константиновича увезли для беседы, "нужны уточнения".

Через девять месяцев дали мне адрес свидания и список нужных вещей. Приехала я туда. Отмерили шесть метров от колючей проволоки, покарали не подступать. Привели Петра: ни вымолвить, ни прикоснуться. Расставаясь, он сложил руки, поднял к небу и говорит: "Видит Бог, нет у меня вины ни перед кем."

Вскоре арестовали и меня, "за измену", за брак с иностранным подданным. Привезли в Днепропетровск. Приговорили к расстрелу, затем заменили двадцатью пятью годами - отправили в лагерь. В 1954 году освободили. Узнала, что Петра Константиновича нет в живых.

...Стала выступать, колесить по стране. В Москве встретилась с Колей Черешня (он был скрипачем в оркестре Лещенко). Коля рассказал, что в 1954 Лещенко умер в тюрьме, якобы отравившись консервами. Еще говорят, что посадили его за то, что, собрав своих друзей на прощальный вечерний стол, он, подняв фужер, сказал: "Друзья! Я счастлив, что возвращаюсь на Родину! Моя греза сбылась. Я уезжаю, но сердце мое остается с вами."

Последние слова и погубили. В марте 1951 Лещенко арестовали... Перестал слышаться звук "любимца европейской публики Петра Константиновича Лещенко".

Вера Георгиевна Лещенко выступала на многих сценах страны как певица, как аккордеонистка и пианистка, пела в Москве, в "Эрмитаже". В середине восьмидесятых вышла на заслуженный роздых, как раз перед нашей встречей (в октябре 1985) она вернулись совместно с мужем, пианистом Эдуардом Вильгельмовичем, в Москву из города, где прошли ее лучшие годы - из красавицы Одессы. Встречи наши происходили в дружелюбной и непринужденной обстановке...

Сестра Петра Лещенко, Валентна, единственный раз видела брата, когда конвой вел его по улице, рыть канавы. Петр также увидел сестру и плакал... Валентина и сегодня живет в Бухаресте.

Другая сестра, Екатерина, проживает в Италии. Сын, Игорь, был великолепным балетмейстером Бухарестского театра, умер в возрасте сорока семи лет...

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Мамонов Petr Mamonov

Лет десять назад у популярного музыканта, лидера группы "Звуки Му" Петра Мамонова жизнь не заладилась. Тогда Петр Николаевич красил зубы через один..
читать далее

Петр Межирицкий Petr Mezhiritsky

Не всякая песня запоминается с первого раза. И уж далеко не всякая так врезается в память и остаётся с нами на всю жизнь, как "Атланты" Александра..
читать далее

Петр Подгородецкий Petr Podgorodetsky

Телеведущий и экс-клавишник Машины времени Петр Подгородецкий всегда отличался экстравагантным поведением. Музыкальную славу он давно и прочно..
читать далее

Петр Турчанинов Petr Turchaninov

Сын дворянина Киевской губернии, родился в 1779 г. и свое первоначальное музыкальное образование получил в народном училище.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий