Известные люди
»Петр Межирицкий
Рождение: Россия
Не всякая песня запоминается с первого раза. И уж далеко не всякая так врезается в память и остаётся с нами на всю жизнь, как "Атланты" Александра Городницкого. Одной лишь ею он навечно ввёл себя в песенный Пантеон, даже если бы не написал ничего иного. Между тем, полевой геолог, доктор геолого-минералогических наук, учёный-геофизик, океанограф, исследователь мирового океана, академик Российской академии естественных наук, опубликовавший более 250 научных работ Александр Городницкий также и автор множества замечательных песен: тонких, проникновенных, наполненных внутренним благородством, столь характерным для уходящего поколения "классиков" авторской песни, одним из ярчайших представителей которого является и мой собеседник.
- На рубеже тысячелетий стал моден возврат к зловещим предсказаниям. Обильно поминается Нострадамус, появилось море "компьютерных пророков", якобы расшифровавших код Пятикнижия. Один сходный интерпретатор библии, киевский учёный, недавно объявил, что финал света близок и произойдёт не позднее 40-50-х годов нынешнего века. По его мнению, из-за перехода Солнечной системы в прочий знак зодиака произойдёт смещение угла наклона земной оси, и континенты (плавающие на слое магмы) придут в активное движение и столкнутся. В результате произойдет катастрофическое землетрясение, огромные участки суши уйдут на океанское дно, чудовищные цунами прокатятся над планетой, смывая всё живое с низменностей и предгорий... Как вы относитесь к подобным предсказаниям?
- А кто по специальности автор этой гипотезы? - первым делом узнал Александр Городницкий.
- Геолог, врач наук.
- Ах, геолог, врач наук... Ну, я также геолог и также лекарь наук и скажу, что это полная чушь. Стабильность тектоники материковых плит определяется раньше всего эндогенными (внутренними - П.М.), а не экзогенными факторами. Имеется уймище теорий, на чём сегодня несложно нет смысла стопориться в деталях, но в этом все они так или по иному сходятся. Что же до оси вращения планеты, то в ближайшие 100 тысяч лет за неё разрешается не тревожиться, она останется постоянной и не сместится до того, чтобы начать какие-то катастрофы, подобные той, какая произошла задолго до нашей эры по неизвестной причине и в какой погибла Атлантида и крито-микенская цивилизация.
Пользуясь случаем, хочу вымолвить, что многие сходные эсхатологические идеи, раскручиваемые в настоящий момент и с охотой подхватываемые досужими журналистами, не имеют под собой никаких оснований. Это раньше всего относится к так называемой углеродной смерти Земли за счёт выброса антропогенного углерода и экранирования атмосферы. Антропогенный углерод составляет ничтожно малую долю в естественных выделениях самой планеты. То же и об озоновых дырах, которые зияют в атмосфере, якобы вследствие пользования фреоном... и так дальше. Исследования показывают, что озоновые дыры в ионосфере существовали задолго до человека, появлялись без всякого его участия и затягивались ещё сами собой вследствие естественных причин, к человеку ни малейшего отношения не имеющих. В жизни планеты удельный вес антропогенного влияния ничтожен, и я хотел бы утихомирить читателя на тот самый счет.
- Так что гибели цивилизации, если она наступит, следует ожидать не от планетных катастроф, а от самих людей?
- Именно так. Хочу ещё раз унять читателя: с планетой нашей всё в порядке, и глобальными катастрофами она нам не грозит. Главной опасностью представляется мне угроза глобальной войны. Сверхоружие находится в настоящий момент в руках стран Третьего мира, а события 11 сентября стали грозным сигналом...
В те дни я был в Израиле с концертом "Песни нашего века", с нетерпением ждал заявления России, и потом выступления президента Путина мне в первый раз в жизни не было стыдно за родное руководство.
А сейчас, говоря о несчастном Израиле, мне стыдно за правительства целого ряда европейских стран, и это уже кроме открыто антисемитской позиции Франции в арабо-израильском противостоянии. Даже президент Буш, при достойном, в общем, поведении, мог бы занять больше решительную позицию. Фактически Израиль находится в текущий момент в положении человека, которого бьют, в то время как союзники держат его за руки. Нелепо использовать два разных стандарта, как это всё ещё делается по отношению к взрывам 11 сентября в Нью-Йорке и к, скажем, недавнему взрыву автобуса в Хайфе. Это звенья одной цепи - сопротивление цивилизованного человечества тёмному фанатизму. Здесь не с кем и не о чем договариваться, это миры с разными ментальностями, и сосуществовать они не могут.
Аналогичная обстановка и в чеченской войне, где положение к тому же осложнено российскими методами. Тем не менее, уже ясно, что черта фронта цивилизации супротив начисто отвергающего цивилизацию фундаментализма проходит в текущее время по всей планете, а Израиль и Чечня просто являются наиболее горячими точками. Нам пора уяснить, на чьей мы стороне: на стороне ли цивилизации или на стороне ничем не гнушающегося оголтелого средневековья.
Я понимаю, конечно, что за руки Израиль держат в силу того что, что боятся арабских стран, экспортеров нефти, боятся, что они вынут свои вклады и начнётся глобальный экономический кризис. Многие европейские страны, к примеру, Германия, чересчур повязаны со странами Востока различного рода обязательствами, всё это я понимаю. Однако Англия заняла же достойную позицию. Уступки и так завели занятие уж очень вдалеке, в том числе уступки со стороны самого Израиля. Демократическое страна, плюрализм, баталия мнений - и в результате мы пришли к тому, к чему пришли. Но как раз в Израиле решается фатум всей современной цивилизации. И этого никто не желает взять в толк! Всё же я сильно надеюсь, что президент Буш сумеет точно определиться в обстановке этого сурового и предельно ясного противостояния...
- Не играет ли образ в проарабском уклоне Запада ещё опасение встретиться с организованным сопротивлением своих собственных, очень многочисленных, ладно организованных и приподнято дисциплинированных мусульманских популяций?
- Я думаю, что безосновательно страшиться этого. Общины мусульман в цивилизованных странах уже сумели дать оценку преимущества цивилизованного образа жизни и, очевидно, поняли, что нелепо отказываться от них для сомнительного загробного блаженства в садах Эдема. Большая доля этих мусульман уже цивилизованные люди. К сожалению, не они, а радикалы определяют политику... Если уже в текущее время цивилизованное мировое сообщество станет дрейфить этих общин, то не возбраняется немедля становить крест на христианской цивилизации, потому что это означает, что морально она уже повержена.
- Нет ли у Вас опасения, что это уже произошло? Что высокая активность сил Зла проистекает из уверенности, что цивилизация подогнула коленки и не способна оказать должного сопротивления?
- Это непростой вопросительный мотив, и я боюсь, что мы с вами не найдём на него ответа. Я разделяю вашу тревогу, в силу того что что на самом деле в этом месте имеется кричащее несоответствие. После событий 11 сентября американская демократия показала свою несостоятельность. Это не возбраняется сравнить со здоровым, ни при каких обстоятельствах не болевшим человеком. В результате есть повышенная угроза, что он умрёт от первой же болезни. То же с американской демократией. Она всех выслушивает, всех понимает, всему находит пояснение... Но в данном случае речь идёт о моральном подходе к аморальности, о ценностной шкале в бесчеловечии. Потому-то, я думаю, демократиям - и европейской, и американской - надобно сильно спешно пересмотреть свои принципы, в то время как их не уничтожили, потому как их могут просто истребить. Нельзя языком демократии беседовать с теми, кто высмеивает принцип равноправия.
- Пересматривать принципы - безумно сложно. Вы оттого что помните: "Пусть лучше сгинут Соединённые Штаты, чем принципы, на которых они основаны"...
- Но оттого что это было на грани 18-19 века! Сейчас всё иное. Тогда не возбраняется было говорить: "Я не согласен с вашими убеждениями, но готов возвратить существование за то, чтобы вы могли вольно их высказывать". Это - покуда их высказывают. Но их не высказывают, а вместо того обвязываются взрывчаткой и забираются в гущу мирной толпы! Тут уже не местоположение прежней логике. Думаю, что, если бы - не дай Б-г, конечно, - события 11 сентября в Соединенных Штатах повторялись, настроения в обществе резво изменились бы. Ещё раз - не дай Б-г, и всё же за одного битого двух небитых дают. А то потому что в текущий момент как-то сильно резво в этом месте все стали успокаиваться. А это ещё только первая ласточка была! Времена переменились, в текущее время не разрешено, как рекомендовал Клаузевиц, "подготавливаться к прошлой войне". Рекомендация устарела уже к началу Второй Мировой. А ныне и совсем - битва грозит быть беспощадной и всеобщей. Такую войну навязывают мусульмане-экстремисты, войну без всяких правил, и мне представляется, что, если мы тут же не выработаем свои правила игры, мы вынуждены будем игрывать по их правилам, и - можем просадить.
На этой тревожно-предупредительной ноте завершился свойский политический экскурс и зашёл разговорчик об авторской песне. И тут, в свое время чем перейти к краткому резюме о нынешнем состоянии жанра в России, пора хоть немного слов заявить о поэзии.
В двухстраничном предисловии к тоненькой, но яркой книжечке начинающего писателя (а по профессии учёного-биофизика) Анатолия Контуша Ал. Городницкий пишет:
"Могут ли строчки, произнесенные с эстрады, сделаться предметом литературы?... самые крылатые фразы, слетевшие со сцены в зал и ставшие афоризмами, неизменно тускнеют... не подкреплённые сценическим обаянием озвучившего их автора. Нечто подобное происходит с авторской песней, которой зачастую отказывают в принадлежности к поэзии".
В этих выделенных мною словах таковой ясный упрёк иным литераторам, кто, углубляясь в изыскания аллитераций и ассонансов, с высоты своих эмпиреев со снисходительностью относится к тому, что Владимир Фрумкин метко назвал "гитарной поэзией". Да притом поэзии не салонной, и не городской более того, а часто космической. Даже Лев Аннинский в запоем читаемом великолепном предисловии (да потому как и бытие какая! скалолаз - и мореплаватель! отличный учёный - и еле-еле ли не флибустьер!) к очередному сборнику стихов Городницкого тонет в обилии приключений и жизненных коллизий поэта и так и не успевает свершить должного анализа его поэтики.
Не хочу отбивать хлеб у рецензентов, литературоведов, но предоставляю читателю самому судить о поэтичности всем известных песен, таких как "Атланты", "Снега", "Перекаты" или о техническом совершенстве, скажем, "Воздухоплавательного парка": "Куда, петербургские обитатели, толпою весёлой бежите вы? Не стелют свой след истребители у века на самой заре. Свод неба пустынен и свеж ещё, достигнут только основополагающий предел ещё... Не завтра ли бомбоубежище отроют у вас во дворе?" Какая великолепная перекличка с пророческим блоковским "Авиатором": "Иль устрашил твой взгляд горемычный грядущих войн жуткий наружность, ночной летун, во тьме ненастной земле несущий динамит?" И также со знаком вопроса в конце...
Обзор современного состояния авторской песни в России Александр Городницкий начал кратким рассказом о шансоне в СССР и заметил, что потом его развала и массовой эмиграции российская авторская песня распространилась по планете и продолжает своё существование там как бы независимо, но в то же время и не без оглядки (так, по крайней мере, я его понял) на формирование её в России. Политически авторская песня не знает ныне ограничений, и сцена ныне свободна для таких язвительных обличителей, какими были Галич, Ким и отчасти Высоцкий. Но задача, как считает Александр Городницкий, в ином:
- Дело в том, что с уходом первого поколения авторов, абсолютно одарённых поэтов, литераторов некогда всего, авторская песня перестала быть тем, что говорил о ней Булат Окуджава: стихотворец с гитарой в руках. Порвалась связь времён. Сейчас авторская песня, размножась, и тиражируясь, и разубоживаясь (делаясь убогой. - П.М.) малоодарёнными авторами, хлынула мутным потоком на экраны телевидения, затопила все фестивали самодеятельной авторской песни, что я что надо знаю, так как тридцать лет кряду являюсь председателем жюри самого большого в мире фестиваля, Грушинского фестиваля. Тридцать тысяч мужчина, все радуются - а я огорчаюсь... Что сегодня происходит с авторской песней? Она нетрудно ушла из литературы. Ушла на эстраду и живёт по законам эстрады. Появились прекрасные громкоголосые исполнители, хоры, ансамбли, оркестры, всё, что хотите, и это по-прежнему называется "авторская песня", но тексты убоги, они становятся такими же пошлыми, как в прежней официальной советской и постсоветской песне. Это явление ни капельки не представляется отрадным, но оно, как вечно в России, отражает то, что нужно обществу. В песню пошёл криминал, потому как ментальность стала криминальна, и среда стало криминальным, и это мне кажется опасным симптомом. Незадолго до своей смерти Окуджава как-то сказал мне: "Знаешь, Алик, раньше мы были в авангарде, а сегодня оказались в арьергарде. Мы - единственный из последних бастионов духовности перед тем мутным потоком, тот, что грозит затопить Россию..."
Листаю подаренный мне Александром Городницким сборник стихов "Атланты держат небо" и думаю: "Поэт. Иногда поющий, порой читающий - не ко всем его стихам рождаются мелодии. Но уж если рождаются, их не позабудешь". И вправду, "Атланты" - потрясающе музыкальны. "Перекаты", "Воздухоплавательный парк", "Донской монастырь": как и вирши Городницкого, мелодии его захватывают безотлагательно, с первого слушания.
Я листаю сборник и с грустью думаю: вправду - арьергард. Он отступает, несёт тяжёлые потери. Но - не бежит. И он будет держаться до конца.
Так же читайте биографии известных людей:
Петр Подгородецкий Petr Podgorodetsky
Телеведущий и экс-клавишник Машины времени Петр Подгородецкий всегда отличался экстравагантным поведением. Музыкальную славу он давно и прочно..
читать далее →
Петр Турчанинов Petr Turchaninov
Сын дворянина Киевской губернии, родился в 1779 г. и свое первоначальное музыкальное образование получил в народном училище.
читать далее →
Петр Чайковский Petr Chaikovskiy
Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов и..
читать далее →
Петр Федоров
Талантливый молодой российский актер, родился в Москве в 1982 году. Его корни уходят в старую актерскую династию, ярким представителем которой..
читать далее →