Известные люди

»

Петр Межирицкий

Петр Межирицкий Petr Mezhiritsky Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Не всякая песня запоминается с первого раза. И уж далеко не всякая так врезается в память и остаётся с нами на всю жизнь, как "Атланты" Александра Городницкого. Одной лишь ею он навечно ввёл себя в песенный Пантеон, даже если бы не написал ничего иного. Между тем, полевой геолог, доктор геолого-минералогических наук, учёный-геофизик, океанограф, исследователь мирового океана, академик Российской академии естественных наук, опубликовавший более 250 научных работ Александр Городницкий также и автор множества замечательных песен: тонких, проникновенных, наполненных внутренним благородством, столь характерным для уходящего поколения "классиков" авторской песни, одним из ярчайших представителей которого является и мой собеседник.

- На рубеже тысячелетий стал моден возврат к зловещим предсказаниям. Обильно поминается Нострадамус, появилось море "компьютерных пророков", якобы расшифровавших код Пятикнижия. Один сходный интерпретатор библии, киевский учёный, недавно объявил, что финал света близок и произойдёт не позднее 40-50-х годов нынешнего века. По его мнению, из-за перехода Солнечной системы в прочий знак зодиака произойдёт смещение угла наклона земной оси, и континенты (плавающие на слое магмы) придут в активное движение и столкнутся. В результате произойдет катастрофическое землетрясение, огромные участки суши уйдут на океанское дно, чудовищные цунами прокатятся над планетой, смывая всё живое с низменностей и предгорий... Как вы относитесь к подобным предсказаниям?

- А кто по специальности автор этой гипотезы? - первым делом узнал Александр Городницкий.

- Геолог, врач наук.

- Ах, геолог, врач наук... Ну, я также геолог и также лекарь наук и скажу, что это полная чушь. Стабильность тектоники материковых плит определяется раньше всего эндогенными (внутренними - П.М.), а не экзогенными факторами. Имеется уймище теорий, на чём сегодня несложно нет смысла стопориться в деталях, но в этом все они так или по иному сходятся. Что же до оси вращения планеты, то в ближайшие 100 тысяч лет за неё разрешается не тревожиться, она останется постоянной и не сместится до того, чтобы начать какие-то катастрофы, подобные той, какая произошла задолго до нашей эры по неизвестной причине и в какой погибла Атлантида и крито-микенская цивилизация.

Пользуясь случаем, хочу вымолвить, что многие сходные эсхатологические идеи, раскручиваемые в настоящий момент и с охотой подхватываемые досужими журналистами, не имеют под собой никаких оснований. Это раньше всего относится к так называемой углеродной смерти Земли за счёт выброса антропогенного углерода и экранирования атмосферы. Антропогенный углерод составляет ничтожно малую долю в естественных выделениях самой планеты. То же и об озоновых дырах, которые зияют в атмосфере, якобы вследствие пользования фреоном... и так дальше. Исследования показывают, что озоновые дыры в ионосфере существовали задолго до человека, появлялись без всякого его участия и затягивались ещё сами собой вследствие естественных причин, к человеку ни малейшего отношения не имеющих. В жизни планеты удельный вес антропогенного влияния ничтожен, и я хотел бы утихомирить читателя на тот самый счет.

- Так что гибели цивилизации, если она наступит, следует ожидать не от планетных катастроф, а от самих людей?

- Именно так. Хочу ещё раз унять читателя: с планетой нашей всё в порядке, и глобальными катастрофами она нам не грозит. Главной опасностью представляется мне угроза глобальной войны. Сверхоружие находится в настоящий момент в руках стран Третьего мира, а события 11 сентября стали грозным сигналом...

В те дни я был в Израиле с концертом "Песни нашего века", с нетерпением ждал заявления России, и потом выступления президента Путина мне в первый раз в жизни не было стыдно за родное руководство.

А сейчас, говоря о несчастном Израиле, мне стыдно за правительства целого ряда европейских стран, и это уже кроме открыто антисемитской позиции Франции в арабо-израильском противостоянии. Даже президент Буш, при достойном, в общем, поведении, мог бы занять больше решительную позицию. Фактически Израиль находится в текущий момент в положении человека, которого бьют, в то время как союзники держат его за руки. Нелепо использовать два разных стандарта, как это всё ещё делается по отношению к взрывам 11 сентября в Нью-Йорке и к, скажем, недавнему взрыву автобуса в Хайфе. Это звенья одной цепи - сопротивление цивилизованного человечества тёмному фанатизму. Здесь не с кем и не о чем договариваться, это миры с разными ментальностями, и сосуществовать они не могут.

Аналогичная обстановка и в чеченской войне, где положение к тому же осложнено российскими методами. Тем не менее, уже ясно, что черта фронта цивилизации супротив начисто отвергающего цивилизацию фундаментализма проходит в текущее время по всей планете, а Израиль и Чечня просто являются наиболее горячими точками. Нам пора уяснить, на чьей мы стороне: на стороне ли цивилизации или на стороне ничем не гнушающегося оголтелого средневековья.

Я понимаю, конечно, что за руки Израиль держат в силу того что, что боятся арабских стран, экспортеров нефти, боятся, что они вынут свои вклады и начнётся глобальный экономический кризис. Многие европейские страны, к примеру, Германия, чересчур повязаны со странами Востока различного рода обязательствами, всё это я понимаю. Однако Англия заняла же достойную позицию. Уступки и так завели занятие уж очень вдалеке, в том числе уступки со стороны самого Израиля. Демократическое страна, плюрализм, баталия мнений - и в результате мы пришли к тому, к чему пришли. Но как раз в Израиле решается фатум всей современной цивилизации. И этого никто не желает взять в толк! Всё же я сильно надеюсь, что президент Буш сумеет точно определиться в обстановке этого сурового и предельно ясного противостояния...

- Не играет ли образ в проарабском уклоне Запада ещё опасение встретиться с организованным сопротивлением своих собственных, очень многочисленных, ладно организованных и приподнято дисциплинированных мусульманских популяций?

- Я думаю, что безосновательно страшиться этого. Общины мусульман в цивилизованных странах уже сумели дать оценку преимущества цивилизованного образа жизни и, очевидно, поняли, что нелепо отказываться от них для сомнительного загробного блаженства в садах Эдема. Большая доля этих мусульман уже цивилизованные люди. К сожалению, не они, а радикалы определяют политику... Если уже в текущее время цивилизованное мировое сообщество станет дрейфить этих общин, то не возбраняется немедля становить крест на христианской цивилизации, потому что это означает, что морально она уже повержена.

- Нет ли у Вас опасения, что это уже произошло? Что высокая активность сил Зла проистекает из уверенности, что цивилизация подогнула коленки и не способна оказать должного сопротивления?

- Это непростой вопросительный мотив, и я боюсь, что мы с вами не найдём на него ответа. Я разделяю вашу тревогу, в силу того что что на самом деле в этом месте имеется кричащее несоответствие. После событий 11 сентября американская демократия показала свою несостоятельность. Это не возбраняется сравнить со здоровым, ни при каких обстоятельствах не болевшим человеком. В результате есть повышенная угроза, что он умрёт от первой же болезни. То же с американской демократией. Она всех выслушивает, всех понимает, всему находит пояснение... Но в данном случае речь идёт о моральном подходе к аморальности, о ценностной шкале в бесчеловечии. Потому-то, я думаю, демократиям - и европейской, и американской - надобно сильно спешно пересмотреть свои принципы, в то время как их не уничтожили, потому как их могут просто истребить. Нельзя языком демократии беседовать с теми, кто высмеивает принцип равноправия.

- Пересматривать принципы - безумно сложно. Вы оттого что помните: "Пусть лучше сгинут Соединённые Штаты, чем принципы, на которых они основаны"...

- Но оттого что это было на грани 18-19 века! Сейчас всё иное. Тогда не возбраняется было говорить: "Я не согласен с вашими убеждениями, но готов возвратить существование за то, чтобы вы могли вольно их высказывать". Это - покуда их высказывают. Но их не высказывают, а вместо того обвязываются взрывчаткой и забираются в гущу мирной толпы! Тут уже не местоположение прежней логике. Думаю, что, если бы - не дай Б-г, конечно, - события 11 сентября в Соединенных Штатах повторялись, настроения в обществе резво изменились бы. Ещё раз - не дай Б-г, и всё же за одного битого двух небитых дают. А то потому что в текущий момент как-то сильно резво в этом месте все стали успокаиваться. А это ещё только первая ласточка была! Времена переменились, в текущее время не разрешено, как рекомендовал Клаузевиц, "подготавливаться к прошлой войне". Рекомендация устарела уже к началу Второй Мировой. А ныне и совсем - битва грозит быть беспощадной и всеобщей. Такую войну навязывают мусульмане-экстремисты, войну без всяких правил, и мне представляется, что, если мы тут же не выработаем свои правила игры, мы вынуждены будем игрывать по их правилам, и - можем просадить.

На этой тревожно-предупредительной ноте завершился свойский политический экскурс и зашёл разговорчик об авторской песне. И тут, в свое время чем перейти к краткому резюме о нынешнем состоянии жанра в России, пора хоть немного слов заявить о поэзии.

В двухстраничном предисловии к тоненькой, но яркой книжечке начинающего писателя (а по профессии учёного-биофизика) Анатолия Контуша Ал. Городницкий пишет:

"Могут ли строчки, произнесенные с эстрады, сделаться предметом литературы?... самые крылатые фразы, слетевшие со сцены в зал и ставшие афоризмами, неизменно тускнеют... не подкреплённые сценическим обаянием озвучившего их автора. Нечто подобное происходит с авторской песней, которой зачастую отказывают в принадлежности к поэзии".

В этих выделенных мною словах таковой ясный упрёк иным литераторам, кто, углубляясь в изыскания аллитераций и ассонансов, с высоты своих эмпиреев со снисходительностью относится к тому, что Владимир Фрумкин метко назвал "гитарной поэзией". Да притом поэзии не салонной, и не городской более того, а часто космической. Даже Лев Аннинский в запоем читаемом великолепном предисловии (да потому как и бытие какая! скалолаз - и мореплаватель! отличный учёный - и еле-еле ли не флибустьер!) к очередному сборнику стихов Городницкого тонет в обилии приключений и жизненных коллизий поэта и так и не успевает свершить должного анализа его поэтики.

Не хочу отбивать хлеб у рецензентов, литературоведов, но предоставляю читателю самому судить о поэтичности всем известных песен, таких как "Атланты", "Снега", "Перекаты" или о техническом совершенстве, скажем, "Воздухоплавательного парка": "Куда, петербургские обитатели, толпою весёлой бежите вы? Не стелют свой след истребители у века на самой заре. Свод неба пустынен и свеж ещё, достигнут только основополагающий предел ещё... Не завтра ли бомбоубежище отроют у вас во дворе?" Какая великолепная перекличка с пророческим блоковским "Авиатором": "Иль устрашил твой взгляд горемычный грядущих войн жуткий наружность, ночной летун, во тьме ненастной земле несущий динамит?" И также со знаком вопроса в конце...

Обзор современного состояния авторской песни в России Александр Городницкий начал кратким рассказом о шансоне в СССР и заметил, что потом его развала и массовой эмиграции российская авторская песня распространилась по планете и продолжает своё существование там как бы независимо, но в то же время и не без оглядки (так, по крайней мере, я его понял) на формирование её в России. Политически авторская песня не знает ныне ограничений, и сцена ныне свободна для таких язвительных обличителей, какими были Галич, Ким и отчасти Высоцкий. Но задача, как считает Александр Городницкий, в ином:

- Дело в том, что с уходом первого поколения авторов, абсолютно одарённых поэтов, литераторов некогда всего, авторская песня перестала быть тем, что говорил о ней Булат Окуджава: стихотворец с гитарой в руках. Порвалась связь времён. Сейчас авторская песня, размножась, и тиражируясь, и разубоживаясь (делаясь убогой. - П.М.) малоодарёнными авторами, хлынула мутным потоком на экраны телевидения, затопила все фестивали самодеятельной авторской песни, что я что надо знаю, так как тридцать лет кряду являюсь председателем жюри самого большого в мире фестиваля, Грушинского фестиваля. Тридцать тысяч мужчина, все радуются - а я огорчаюсь... Что сегодня происходит с авторской песней? Она нетрудно ушла из литературы. Ушла на эстраду и живёт по законам эстрады. Появились прекрасные громкоголосые исполнители, хоры, ансамбли, оркестры, всё, что хотите, и это по-прежнему называется "авторская песня", но тексты убоги, они становятся такими же пошлыми, как в прежней официальной советской и постсоветской песне. Это явление ни капельки не представляется отрадным, но оно, как вечно в России, отражает то, что нужно обществу. В песню пошёл криминал, потому как ментальность стала криминальна, и среда стало криминальным, и это мне кажется опасным симптомом. Незадолго до своей смерти Окуджава как-то сказал мне: "Знаешь, Алик, раньше мы были в авангарде, а сегодня оказались в арьергарде. Мы - единственный из последних бастионов духовности перед тем мутным потоком, тот, что грозит затопить Россию..."

Листаю подаренный мне Александром Городницким сборник стихов "Атланты держат небо" и думаю: "Поэт. Иногда поющий, порой читающий - не ко всем его стихам рождаются мелодии. Но уж если рождаются, их не позабудешь". И вправду, "Атланты" - потрясающе музыкальны. "Перекаты", "Воздухоплавательный парк", "Донской монастырь": как и вирши Городницкого, мелодии его захватывают безотлагательно, с первого слушания.

Я листаю сборник и с грустью думаю: вправду - арьергард. Он отступает, несёт тяжёлые потери. Но - не бежит. И он будет держаться до конца.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Подгородецкий Petr Podgorodetsky

Телеведущий и экс-клавишник Машины времени Петр Подгородецкий всегда отличался экстравагантным поведением. Музыкальную славу он давно и прочно..
читать далее

Петр Турчанинов Petr Turchaninov

Сын дворянина Киевской губернии, родился в 1779 г. и свое первоначальное музыкальное образование получил в народном училище.
читать далее

Петр Чайковский Petr Chaikovskiy

Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов и..
читать далее

Петр Федоров

Талантливый молодой российский актер, родился в Москве в 1982 году. Его корни уходят в старую актерскую династию, ярким представителем которой..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий