Известные люди

»

Петр Нестеров

Петр Нестеров Petr Nesterov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 27.2.1887
Человек ищущий, патриот, искренне болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что самолет может сделать в воздухе "мертвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность можно было победить только на практике.

Петр Николаевич Нестеров родился 15 (27) февраля 1887 г. в семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса. Материальное положение Нестеровых было жутко скромным. Вскоре и этому благополучию пришел финал - умер папа. Потеряв кормильца, вдова Маргарита Викторовна была вынуждена с четырьмя детьми покинуть казенную квартиру при кадетском корпусе и перебраться во Вдовий обиталище (в настоящий момент сооружение общежития политехнического университета, пр. Гагарина, д.2). Вскоре семейство переехала на частную квартиру.

26 августа 1897 г. Петра Нестерова приняли в Нижегородский кадетский остов. Он был смелым и отзывчивым товарищем, с тонкой лирической душой, обостренным чувством прекрасного, нехило рисовал, напевал, играл на мандолине.

Петр полно читал. Его интересы были разнообразными. С увлечением проглатывал он книги, повествующие о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, немало внимания уделял точным наукам. Учение давалось несложно. В выписке из аттестационного журнала за 1903 -1904 год говорилось: "Кадет 7 класса Нестеров... обладает острым умом, любит математику, физику, черчение. Чрезвычайно настойчив в принятых решениях, проявляет динамический нрав... Кадет Петр Нестеров - безукоризненный тип будущего офицера с ослепительно выраженными моральными качествами и храбростью, могущего увлечь за собой своих подчиненных в бою."

На старших курсах П.Нестеров познакомился с миловидной и веселой Надеждой Галецкой, ставшей опосля верным спутником его непродолжительной жизни. Петр Николаевич был прекрасным семьянином, как об этом свидетельствует переписка супругов. Он ласково любил детей и жену, с которой делил все свои печали и радости.

В 1904 г. Петр Нестеров закончил Кадетский остов по 1-му разряду. Его в числе других шести выпускников направили для продолжения учебы в Михайловское артиллерийское училище. Здесь он прошел хорошую теоретическую и практическую подготовку, Много размышляя о будущей службе, он капитально изучал навык применеия артиллерии в отрезок времени русско-японской войны 1904-1905 гг. В трудах и заботах два года пролетели скрыто, и позже блестяще сданных экзаменов подпоручик Нестеров назначается в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. От многих офицеров он выгодно отличался не только познаниями, но и своим отношением к подчиненным. Вскоре артиллерийский расчет вышел в учебных стрельбах на первое местоположение.

Случай повернул судьбу Петра Николаевича. Его участливость привлек аэростат, находившийся во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте. Познакомившись с офицерами роты, Нестеров заявил мысля о применении аэростата в качестве наблюдательного пункта для корректирования артиллерийской стрельбы. Он добился временного прикомандирования к наблюдательной станции воздуховлавательного парка и качестве артиллериста - наблюдателя неоднократно поднимался на аэростате. Однако воздухоплавательную роту расформировали, и Нестеров был отозван в бригаду.

В 1910 году не обладавший крепким здоровьем Петр Николаевич занедужил и был переведен в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду "по климатическим условиям сроком на единственный год". Во Владикавказе (г. Орджоникидзе) Нестеров познакомился с Артемием Кацаном, пилотом-авиатором, построившим планер своей собственной конструкции. "Мое увлечение авиацией началось с 1910 года...-вспоминал после этого П.Н.Нестеров. -Я поставил себе задачу соорудить таковой аппарат, движения которого меньше всего зависели бы от окружающих условий и без малого всецело подчинялись бы воле пилота. Мне казалось, что только соблюдение этих условий и только таковой аппарат могут вручить вероятность человеку беспрепятственно парить. Только тогда...авиация из забавы и спорта превратится в прочное и полезное приобретение человечества". В то время русские летчики летали в основном на французских машинах. Патриотическое ощущение Нестерова оскорбляла дума о том, что царское военное ведомство поставило в подневольность от иностранных фирм самолетостроение. Однако план Нестерова был отклонен главным инженерным управлением. Это не охладило пыл настойчивого поручика. Его вывод сделаться летчиком и конструктором только окрепло.

В июле-августе 1911 г., находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Петр Николаевич познакомился с учеником профессора Н.Е. Жуковского - Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В сарае Соколовых на Провиантской улице друзья построили планер. Мать Петра Николаевича поддержала увлечение сына и помогла сшить обшивку к планеру.

Для испытаний выбрали поле за Петропавловским кладбищем (в районе нынешних улиц Белинского и Невзоровых). Запустили планер с помощью лошади. В телеге сидел Соколов, держа веревку, привязанную к планеру. Лошадь разбежалась, и аппарат, набирая прыть, сообща с испытателем поднялся в воздух на 2-3 метра. "Нижегородский листок" 3 августа 1911 г. фиксировал, что "проба оказалась очень удачной".

Этот полет считается началом летной деятельности П.Н.Нестерова. Впоследствии сам пилот отмечал: "Очень мило вспомянуть мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Н[ижегородском} О[бществе] воздухоплавания". Таким образом, П.Н. Нестеров как пилот состоялся на своей родине. Здесь же он при помощи П.Н.Соколова и Нижегородского общества воздухоплавания разработал план своего второго самолета. 7 октября 1911 г. П.Н. Нестеров поступает в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу. Одновременно он был прикомандирован к авиационному отделу той же школы. За одиннадцать месяцев, полагающихся на обучение, Нестеров сумел достичь многого. Человек ищущий, патриот, от всего сердца болеющий за успехи отечественной авиации, он не был удовлетворен современными методами пилотирования. Нестеровскую идею поворота аэроплана с креном, не говоря уже о его высказываниях, что авиалайнер может изготовить в воздухе "мертвую петлю", не только конструкторы, но и товарищи считали сумасбродством. Эту инертность и косность разрешено было одолеть только на практике.

Еще в отрезок времени обучения, 18 августа 1912 года, Нестеров предпринял тринадцатичасовой учебный полет на аэростате, пролетев 750 верст. Полет проходил на высоте 3400 метров. Это было серьезным достижением отечественного воздухоплавания.

Свой основополагающий независимый вылет на самолете Нестеров осуществил 12 сентября того же 1912 года. Спустя 16 дней он удачно выдержал экзамен на пилота-авиатора, а ещё сквозь неделю - на звание военного летчика.

В составе авиационного отряда П.Н. Нестеров был переведен из Петербурга в Варшаву, где в ноябре 1912 года начал тренировочные вылеты на боевых "ньюпорах" и зарекомендовал себя как летчик-экспериментатор. Так, во время одного из полетов он набрал высоту 1600 метров (что уже было достижением) и, выключив двигатель, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем "привел товарищей в трепет".

Старые каноны пилотирования нарушались им неоднократно. Нестеровская организация планирования с выключенным мотором и исключительное самообладание помогли ему 25 января 1913 г. избежать гибели, когда во время очередного полета загорелся бензин в карбюраторе и движок остановился. Это нагляднее всего доказало летчикам и начальству превосходство нового алгоритма управления самолетом. Его первые в мире изыскания в технике маневрирования моноплана в горизонтальной плоскости, исследования в осуществлении виражей заставили приглушить сомнения скептиков. Пришло и первое признание. В характеристике от января 1913 г. говорилось: "Петр Нестеров: пилот выдающийся. Технически подготовлен великолепно. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества шибко хорошие..."

В мае 1913 г. П.Н.Нестеров был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте. Начались дни и дела военного летчика, которые принесли ему народную славу. В июне его перевели в 11-й корпусный отряд 3-й авиационной роты. Здесь он временно исполнял обязанности начальника, добивался того, чтобы пилоты в совершенстве знали материальную количество самолета. Летчики занимались по составленной П.Н.Нестеровым программе.

Талант летчика и военного специалиста П.Н. Нестерова в особенности проявился во время первых в России совместных учений авиации и артиллерии. Было сделано полно открытий, которые с успехом использовались затем советскими авиаторами.

В то время мир будоражили рекорды длительных перелетов. У летчика созрела дума сделать таковый перелет в составе отряда без всякой подготовки в условиях, максимально приближенных к боевым. Перелет был осуществлен 10-11 августа 1913 года в составе трех самолетов по маршруту Киев -Остер- Козелец- Нежин- Киев. Он был расценен как новое словечко в военной практике. В нестеровском эксперименте участвовал ещё единственный нижегородец - выпускник Кадетского корпуса В.М. Ткачев. Дальние перелеты были осуществлены Нестеровым попозже ещё два раза, единственный из них был рекордным - за единственный день от Киева до Гатчины.

Летчик не мог стопориться на достигнутом, его пытливый ум усиленно работал. Петр Николаевич тренировался в совершенствовании пилотирования, в отработке крутых виражей, готовясь осуществить "мертвую петлю". Одолевали сомнения в надежности конструкции самолета, а главное - будет ли его опыт нагляден и понят товарищами по оружию. И вот пришла решимость. 27 августа 1913 г. нестеровский "ньюпор" сызнова взмыл в небосвод. Набрав высоту 800-1000 метров, пилот, как явствует из рапорта начальства, выключил движок и начал пикировать. На высоте примерно 600 метров двигатель был включен, и авиалайнер, послушный уверенным рукам пилота, устремился вертикально вверх, после этого на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор заново выключился, авиалайнер выпрямился и плавной, красивой спиралью успешно приземлился.

Подвиг П.Н.Нестерова всколыхнул весь мир. Многие посылали восторженные телеграммы. Из Нижнего Новгорода руководитель кадетского корпуса телеграфировал: "Корпус восторженно приветствует своего славного питомца блестящим успехом на гордыня русской авиации". Киевское среда воздухоплавания присудило Нестерову золотую медаль. Но военное руководство было категорически супротив "мертвой петли". Сам же пилот был уверен, что "фигурные полеты - это учебное заведение летчика". Несмотря на запрещения, Нестеров 31 марта 1914 г. повторил "мертвую петлю".

П.Н.Нестеров продолжал летать, участвовал в маневрах, был произведен в штабс-капитаны, назначен начальником авиационного отряда. Рекорды продолжались. В военных маневрах в сентябре 1913 года П.Н.Нестеров осуществил первую в мире атаку самолета противника. Он практиковал взлеты и посадки в темноте, разрабатывал использование ацетиленового прожектора на монопланах для ведения ночной разведки, вынашивал идею о перестройке хвостового оперения в виде "ласточкина хвоста", мечтал вылезти в отставку и полностью посвятить себя конструированию самолетов. Но в июне 1914 г. началась махаловка.

Отчетливо понимая империалистический нрав войны, П.Н.Нестеров тем не менее как офицер должен был реализовать свой воинский задолженность перед Родиной. Кроме всего прочего, перед ним открывались возможности в боевых условиях ревизовать давнехонько вынашиваемые идеи. Практика войны подтвердила правильность многих их них. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения ночной разведки, искал новые способы боевого применения авиации, осуществлял бомбометание, да так результативно, что австрийское руководство обещало крупную денежную награду тому, кто собъет аэроплан Нестерова. Русский пилот отстаивал идея о возможности и необходимости воздушного боя, тот, что, ввиду отсутствия в то время на самолете пулемета, он усматривал в таране, причем неприятельская агрегатина должна быть сбита ударом сверху. Вскоре Нестеров осуществил тот самый прием на практике. 26 августа 1914 года прославленный ас в крайний раз смело поднял супротив неприятеля свой "моран". Маленький моноплан Нестерова выследил и настиг больше дюжий по величине и по скорости "альбатрос" врага. Свидетель тарана писал: "Нестеров зашел позади, догнал врага и, как сокол бьет неуклюжую цаплю, так и он ударил противника". Громоздкий "альбатрос" продолжал некоторое время лететь, следом повалился на левый бок и молниеносно упал. Не спасся и П.Н.Нестеров.

Его предали земле в г.Киеве.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Никифоров Petr Nikiforov

К концу войны Гвардии Капитан П. П. Никифоров совершил более 300 успешных боевых вылетов, провёл более 70 воздушных боёв, в которых записал на свой..
читать далее

Петр Остапенко Petr Ostapenko

Заслуженный летчик-испытатель СССР (16.11.1973), Мастер спорта СССР международного класса (1975), майор.
читать далее

Петр Пересумкин Petr Peresumkin

Капитан П. П. Пересумкин совершил 113 боевых вылетов на разведку, штурмовку войск противника, в 35 воздушных боях сбил 18 вражеских самолётов лично..
читать далее

Петр Пилютов Petr Pilytov

Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою 0 года у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий