Известные люди

»

Петр Пилютов

Петр Пилютов Petr Pilytov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.12.1906
Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою 0 года у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени он совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолёта противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 23 Декабря 1906 года в деревне Лучин, сегодня Рогачевского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 года - рабочий металлургического завода в городе Аша Челябинской области. С 1928 года в Красной Армии. Окончил военную школу авиационных техников в 1932 году, Качинскую военную школу лётчиков в 1935 году. Участник спасения челюскинцев в 1934 году, боёв у озера Хасан в 1938 году, советско - финляндской войны 1939 - 1940 годов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная вооруженные силы, Ленинградский фронт ) Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою 17 Декабря 1941 года у озера Ладожское с 6 истребителями противника сшиб 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел усадить свой подбитый самолёт. К этому времени он совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сшиб 6 и в составе группы 4 самолёта противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого за время войны лично сшиб 17 вражеских самолётов.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 года Полковник П. А. Пилютов - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Награждён орденами: Ленина ( четырежды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды), медалями. Умер 24 Марта 1960 года. В городе Аша его имя носит парк, а в Ленинграде - улочка.

* * *

Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньки Лучин. В 8 лет парнишка остался без матери. Отец, безземельный батрак, не мог единственный прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переселиться на хутор к деду. Три года через свершилась революция...

В 14 лет Пётр уехал в городок, устроился молотобойцем на цельнометаллический предприятие. Хоть ростом был невелик, зато в плечах широк. Через 2 года он освоил новую специальность: стал слесарем - арматурщиком. С 1924 года работал на металлургическом заводе в городе Аша Челябинской области.

С 1928 года началась его работа в рядах Красной Армии - сперва связистом. Однажды в доля прибыл агент Ленинградской авиационно - технической школы. И так увлекательно рассказывал об авиации, что Пётр загорелся: стану авиационным техником !

В авиационно - техническую школу он поступил в 1930 году. Закончив её сквозь 2 года, получил направление в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В единственный из Февральских дней 1934 года Пилютова вызвал к себе начальник части и сообщил, чтобы тот спешно подготовил к полету самолёт для перелета на Чукотку...

Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено осуществить ответственное правительственное поручение, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова. Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 мужчина. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полётам. Закрепив под плоскостями ящики от грузовых прашютов, Пилютов создал две дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не шибко беспрепятственно, произвольный предпочитал лететь в "пилютовской кабине", чем сиживать на крайне ненадёжной льдине.

Василий Молоков стал одним из первых Героев Советского Союза, а его боевой помошник Пётр Пилютов тогда же получил орден Ленина.

Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот сильно быстро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни нелегко было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков.

Закончив её в 1935 году, Пётр Пилютов заново попал на Дальний Восток, в ту же 40-ю авиаэскадрилью. Здесь прошёл тракт от рядового лётчика до командира звена. В 1936 году, впервой в истории нашей авиации, пилотируя лёгкий бомбардировщик - разведчик Р-5, атаковал японский истребитель, нарушивший нашу рубеж, и сшиб его из курсового пулемёта ! За тот самый поединок Пётр Пилютов был награждён медалью "За отвагу".

В 1938 году Пилютов участвовал в боях у озера Хасан, потом - в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.

Великая Отечественная махаловка застала Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих свежий самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первостепеннный воздушный махач с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиаполка.

В Ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала делать. Через Ладожское озерко была проложена ледовая дорога, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали её ленинградцы.

Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днём и ночью над Ладогой не смолкал рёв моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лёд, вызывали потери в людях и автотранспорте. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали её наши лётчики и зенитчики. Они надёжно контролировали воздушные подходы к ледовой трассе, совершенно и смело отражали налёты самолётов противника.

За отрезок времени действия ладожской трассы советские лётчики совершили больше 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолётов, уничтожили в воздухе и на земле примерно 100 вражеских машин. Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надёжной кормилицей обитателей города. За 5 зимних месяцев посредством Ладожское озерко было доставлено в Ленинград 360 000 тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов.

С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось тотчас включиться в напряжённую работу.

17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 "Киттихаук" в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались как правило группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства...

В Ленинград Пилютов прилетел во главе четвёрки, но пара истребителей ушла на прикрытие транспортных самолётов неотложно вылетевших в Кронштадт, а единственный истребитель был повреждён на аэродроме во время неожиданно начавшегося артиллерийского обстрела. Снаряды могли сразить и самолёты с детьми. Решение было принято в два счета - немедля взлетать !

Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было известия слежение, а самому оставаться менее заметным для противника.

В район Новой Ладоги на группу Ли-2 вдруг напали 5 немецких истребителей Ме-109F. Противник не видя советского истребителя - предвкушал лёгкую победу. Воспользовавшись этим, Пилютов из - под облаков как снег на голову свалился на ведущего вражеской группы и спервой же очереди сшиб его. Это в первую голову ошеломило неприятеля, но после этого определив, что имеют занятие только с одним советским истребителем, немцы решили разделаться с ним.

В жестоком бою Пётру Пилютову удалось поджечь ещё единственный "Мессер". Однако и его самолёт был подбит - двигатель заглох. Пришлось усаживаться на озерко. Противник, кружа над его машиной, продолжал обстрел из пушек и пулемётов. 21 ранение получил отважный лётчик. Но задачу он выполнил - вывел транспортные самолёты из - под удара, приняв его на себя. Спустя месяц Пётр Пилютов был уже в строю и продолжил борьбу в небе Ленинграда.

10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану П. А. Пилютову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году окончил курсы усовершенствования командиров полков.

Вскоре Подполковник П. А. Пилютов принял под руководство 29-й Гвардейский истребительный авиаполк. Пётр Пилютов удачно прошёл всю войну до последнего дня. Закончил ее лётчиком - инспектором 13-й Воздушной армии. На его счету больше 400 боевых вылетов, больше 70 проведённых воздушных боев, 23 сбитых вражеских самолёта. При этом в одних источниках, в частности - статье бывшего начальника штаба 154-го истребительного авиаполка, Н. Ф. Минеева ( опубликована в сборнике "Воздушный мост над Ладогой" ), указываются 23 личные и 6 групповых побед. В других - 23 победы всего, то есть - 17 лично и 6 в группе.

Неизгладимое ощущение оставил у него Парад Победы на Красной площади, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба.

После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой ( П. А. Пилютов тогда командовал авиационной частью ), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы обучать других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе быть в курсе и в 1955 году Полковник П. А. Пилютов ушёл в припас.

Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года готовился провести дело в одной из школ по противоатомной и противохимической защите. Готовился, но не провёл: перестало колотиться сердце...

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Полоз Petr Poloz

Был командиром эскадрильи. Лично и в группе сбил 13 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года удостоен звания Герой Советского Союза.
читать далее

Петр Ратников Petr Ratnikov

Гвардии лейтенант П. П. Ратников совершил 220 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боев, сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника.0..
читать далее

Петр Сгибнев Petr Sgibnev

Всего выполнил 319 боевых вылетов и сбил 19 самолётов противника. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), медалями. Именем Героя..
читать далее

Петр Сомов Petr Somov

Старший лейтенант П. А. Сомов совершил 102 боевых вылета, провел 24 воздушных боя, сбил лично 17 самолетов противника и 1 в паре. 0 года за мужество..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий