Известные люди

»

Петр Ратников

Петр Ратников Petr Ratnikov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 24.7.1943
Гвардии лейтенант П. П. Ратников совершил 220 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боев, сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника.0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился в 1918 году с селе Головинщино, нынче Каменского района Пензенской области, в семье крестьянина. Окончив 7 классов, работал в колхозе. С 1940 года в Красной Армии, в том же году окончил Ульяновсккую военную авиационнцю школу пилотов.

С Января 1942 года в действующей армии. В составе 512-го ИАП ( позднее ставший 53-м ГвИАП ) сражался на Донском и Центральном фронтах. Летал на ЛаГГ-3 и Як-1.

К Июню 1943 года начальник эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, Центральный фронт ) Гвардии лейтенант П. П. Ратников совершил 220 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, сшиб лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника. 24 Июля 1943 года погиб в воздушном бою. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Место захоронения неизвестно. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, медалью. Бюст Героя установлен на площади Победы в городе Каменка Пензенской области. Навечно зачислен в списки воинской части.

* * *

После окончания авиационного училища Пётр Ратников в Январе 1942 года прибыл на фронт и участвовал в боях на подступах к Волге и на Курской дуге.

С первых же вылетов летом 1942 года начальник полка Подполковник Н. С. Герасимов подметил в пилоте те качества, которые отличают настоящего воздушного бойца.

Ратников пришёл в авиацию ещё до войны. Молодой колхозник из Пензенской области поступил в Ульяновскую лётную школу и потом её окончания внезапно для себя попал в запасной полк в качестве инструктора. Это направление он счёл самой здоровущий обидой, которую, не сдерживаясь, высказывал всем своим начальникам. Но от каждого из них получал неизменный ответ: "Вы сегодня нужны для обучения кадров".

Приказ есть команда. Старший сержант старательно и добросовестно тренировал молодых пилотов, но мысля угодить на фронт не оставляла его ни на минуту. И он своего добился.

В дни напряжённых боёв за Сталинград, делая в сутки по 5 - 6 вылетов, его эскадрилья уничтожала боевые и транспортные самолёты врага. Несколько эпизодов в подтверждение его воинской доблести могут явить ладный боевой стезя этого бойца.

26 Августа 1942 года в воздушной схватке 12 "Яков" с 70 самолётами противника разных типов, Ратников в яростном воздушном бою умелым вертикальным маневром сшиб одного врага, потом второго, а свой истребитель вывел из боя без единой пробоины.

В Октябре 1942 года 16-я Воздушная вс снабжала частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. 16-я Воздушная вооруженные силы в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы посредством Дон.

Об успешной борьбе наших лётчиков с вражеской авиацией над Сталинградом свидетельствуют воздушные бои 16 Октября, когда истребители одной только 220-й ИАД сшибли 9 и подбили 4 немецких самолёта. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Старший лейтенант П. П. Ратников.

17 Октября 1942 года он в паре сбивает вражеский истребитель Ме-109, а во время уничтожения окружённой вражеской группировки систематично участвует в штурмовке неприятельских аэродромов. Только на аэродроме Большая Россошка штурмовыми действиями Пётр Ратников уничтожил лично 2 самолёта Ju-52 и ещё 3 - в группе с товарищами.

К Июню 1943 года начальник эскадрильи 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии лейтенант П. П. Ратников произвёл 220 успешных боевых вылетов, участвовал в 85 воздушных боях, в которых лично сшиб 11 и в группе 4 самолёта противника. 21 раз участвовал он в штурмовке наземных войск и аэродромов противника, в ходе которых уничтожил 7 автомашин, 10 повозок, 5 самолётов, зенитное орудие и 2 зенитные пулемётные точки.

Представляет заинтересованность сообщение командования полка школьникам Республики Коми, приведённое ниже:

"...Дорогие пацаны ! Вы живёте сильно в тылу, но мы знаем, что весь ваш день связан мыслями о фронте... К нам прислали самолёт "Пионер Коми", построенный на средства, собранные вами. Сообщаем, что на этом самолёте тут, у Волги, лётчики сшибли 4-х фашистских стервятников. Сейчас на нём летает оптимальный лётчик нашей части, дважды орденоносец Пётр Ратников. На его счету уже 11 сбитых немецких самолётов. Механиком на самолёте работает мастер - лейтенант Крылов. За отличную работу он награждён медалью "За боевые заслуги".

5 Июля 1943 года началось знаменитое сражение на Курской дуге. При этом, ожесточённые бои разгорелись как на земле, так и в воздухе. В начальный же день сражения, Старший лейтенант П. П. Ратников, летевший во главе восьмёрки истребителей, обнаружил во немало раз превосходящую по численности группу вражеских самолётов. Командир и его подчинённые радикально устремились на врага. От их неотразимых атак немцы потеряли 3 машины, которые уничтожили Ратников и старшой сержант Жигалов. А все наши лётчики удачно вернулись на свой аэропорт.

24 Июля 1943 года начальник эскадрильи Старший лейтенант Ратников вылетел на разведку и у посёлка Ломовец ( Орловская область ) встретил FW-189, тот, что корректировал пламень своей артиллерии и производил фотосъёмку переднего края наших войск. Пётр решил штурмовать противника.

Догнав "Раму" и зайдя ей в хвостище, Ратников дал немного очередей. Но самолёт противника ловким маневром стал покидать на свою территорию. У нашего лётчика кончились боеприпасы, и он решил шагать на таран. Наземные войска, наблюдавшие за этим боем, видели как Пётр своим самолётом ударил в хвостище врага. Немецкий разведчик - корректировщик развалился, но при таране смертью храбрых погиб и Ратников.

Вэтого за отрезок времени своего участия в Великой Отечественной войне отважный лётчик - истребитель совершил 255 боевых вылетов, проведя больше 90 воздушных боёв, уничтожил 17 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами. ( М. Ю. Быков в оперативных данных соединения обнаружил документальные подтверждения на 15 личных и 7 групповых побед )

24 Августа 1943 года за воинское мастерство и успехи, достигнутые в боях с врагами, Петру Петровичу Ратникову посмертно было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Приказом Министра Обороны СССР его имя навечно занесено в списки личного состава воинской части.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Сгибнев Petr Sgibnev

Всего выполнил 319 боевых вылетов и сбил 19 самолётов противника. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), медалями. Именем Героя..
читать далее

Петр Сомов Petr Somov

Старший лейтенант П. А. Сомов совершил 102 боевых вылета, провел 24 воздушных боя, сбил лично 17 самолетов противника и 1 в паре. 0 года за мужество..
читать далее

Петр Стефановский Petr Stefanovskiy

0 года земестителю начальника управления испытания самолётов Генерал - Майору авиации П. М. Стефановскому за освоение новой военной техники и..
читать далее

Петр Худов Petr Hudov

8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Лейтенанту П. Д. Худову было присвоено звание Героя Советского..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий