Известные люди

»

Петр Стефановский

Петр Стефановский Petr Stefanovskiy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 2.1.1903
0 года земестителю начальника управления испытания самолётов Генерал - Майору авиации П. М. Стефановскому за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу, было присвоено звание Героя Советского Союза. Более чем за 30-летнюю службу в авиации освоил 317 типов крылатых машин, совершил 13500 полётов.

Родился 2 Января 1903 года в деревне Чирковичи, в настоящий момент Светлогорского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил сельскую школу. Работал в сельском хозяйстве. С 1925 года в Красной Армии. В 1927 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу, в 1928 году - 1-ю военную авиационную школу лётчиков имени Мясникова. В 1931 году переехал в Москву. Работал лётчиком - инструктором, после этого лётчиком - испытателем НИИ ВВС.

Участвовал в Первомайских воздушных парадах на Красной площади, где летал на самолёте И-16 тип 5 окрашенном в жёлтый цвет.

Участник Великой Отечественной войны. Некоторое время командовал 402-м истребительным авиационным полком особого назначения. Совершил 150 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 4 самолёта противника. Затем командовал западным сектором ПВО Москвы. С Мая 1942 года заново на лётно - испытательской работе. Был заместителем начальника отдела и заместителем начальника Управления НИИ ВВС. С 1944 года Генерал - Майор авиации.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. Провёл 238 испытаний, совершил 16 первых вылетов на новых типах самолётов. Первым в мире выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте.

5 Марта 1948 года земестителю начальника управления испытания самолётов Генерал - Майору авиации П. М. Стефановскому за освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и отвагу, было присвоено звание Героя Советского Союза. Более чем за 30-летнюю службу в авиации освоил 317 типов крылатых машин, совершил 13500 полётов.

С 1954 года - в запасе. Жил и работал в Москве. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), мадалями. Умер 23 Февраля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор книги "Триста неизвестных".

* * *

Телеграмму из штаба фронта командиру 402-го истребительного авиационного полка Подполковнику Петру Михайловичу Стефановскому передали на аэродроме под конец дня, в час, когда он встречал возвращающихся из боя лётчиков. Прочитал и отвёл глаза, вроде бы обжёг их. Его вызывали в Москву. Вызывали спешно, в что ни на есть разгар боёв. Зачем ? Что могло сотвориться ?

О своём огорчении рассказал комиссару полка Сергею Федотовичу Пономарёву.

- Надо ехать, начальник, - посоветовал Пономарёв. - В Кремль бессмысленно не вызывают.

Стефановский распорядился, чтобы ему подготовили самолёт к утру. Времени оставалось хоть отбавляй, позволительно обо всём неплохо помыслить.

Совсем недавно, меньше месяца вспять, было получено "добро" на создание истребительного авиационного полка из лётчиков - испытателей. За эти дни удалось в основном поднять лётчиков, инженеров, техников, мотористов, начать к слётанности экипажей, групп, провести немного жарких боёв с противником. И нежданно команда экстренно прийти в Кремль.

Рано утром, передав полк Майору К. А. Груздеву, Стефановский вылетел в Москву. В назначенный час прибыл в Кремль и вскоре был уже в кабинете Сталина.

- Вы сильно уместно сказать, приятель Стефановский, - сию минуту же заговорил Верховный. - Получено извещение о том, что фашисты собираются бомбить Москву. У вас уже есть кой-какой боевой навык, и мы хотим, чтобы вы использовали его при обороне Москвы...

Он расспросил Стефановского о настроении личного состава полка, приказал отличившихся лётчиков представить к награждению орденами. В заключение сказал:

- У нас сильно самое малое времени. Сдействовать же необходимо многое. Мы уже создали немного секторов обороны столицы. Вы назначаетесь начальником западного сектора и заместителем командира авиакорпуса. Сегодня будет подписан директива...

Западный сектор, как вскоре узнал Стефановский, насчитывал 11 истребительных полков, расположенных в радиусе 120 километров с границами: Москва - Истра - Старица и далее: Москва - Наро-Фоминск - Мосальск. Это что ни на есть ответственный участок обороны.

И в тот же день Стефановский начал спешную и скрупулезную работу по налаживанию связей с частями, повышению боевой готовности, подготовке экипажей к перехвату и уничтожению самолётов противника.

Война не делит сутки на темное время суток и день, время для отдыха не отводит. Начальнику сектора хотелось посетить повсюду и лично удостовериться в готовности частей. Он осуществлял челночные полёты в Подмосковье - Кубинку, Чертаново, Тушино. Вопросы кругом одни и те же: укомплектованность, мастерство, неповторяемость тактических приёмов, обученность личного состава. И митинг, краткий, экспансивный, на котором выносили решение:

- Умрём, но столицу защитим !

В те дни, когда над Москвой нависла реальная опасность, трепетное сердце патриота вобрало в себя и восхищение историческими памятниками столицы, и гордыня за её обновлённую индустрию, и ответственность перед поколением за сохранность мировых шедевров.

В темное время суток на 21 Июля Государственный Комитет Обороны проверял боевую подготовленность штабов и командных пунктов Московской зоны ПВО. В Кремль были приглашены все ответственные за защиту Москвы.

Руководил командно - штабным учением шеф генштаба Генерал армии Г. К. Жуков. Верховный, присутствовавший на учении, непрерывно усложнял вводные. Трудно было уверовать в то, что эта штабная развлекуха завтра окажется смертельной реальностью...

В темное время суток на 22 Июля, фашистская Германия осуществила свой коварный проект. 250 самолётов 4-мя эшелонами, с временным интервалом 30 минут шли на Москву с западного направления. Стефановский встретил налёт в Кубинке, в полку Когрушева. Получив предупреждение о приближении вражеских самолётов, он объявил тревогу и поднял в воздух полки своего сектора. Имея резерв на каждом аэродроме, он немного томительных минут находился на земле, получал информацию с постов ВНОС, передавал необходимые распоряжения. Оперативным планом предусматривалась саммит с вражескими самолётами на рубеже Ржев - Вязьма - Солнечногорск. По расчётному времени Стефановский знал: мордобой уже начался. Доложив командиру корпуса о начале воздушного боя, Стефановский повёл новую группу истребителей.

Под крылом самолёта невидимо лежала родная почва. Было тихонько в тревожном московском небе. Так тяжко понималась явь сегодняшней военной ночи, встречи с фашистами над лесами, где ещё окончательно недавно отдыхали по воскресеньям ! Впереди по курсу в настойчивом поиске самолётов противника метались тонкие лезвия прожекторов. Виднелись зарницы взрывов, огненные трассы пулемётных очередей.

Вражеские самолёты выплыли вдруг, тяжко неся смертоносный груз к столице. Советские истребители врезались в боевые порядки врага, открыли жар, вступили в воздушный мордобой.

Встретиться со вторым эшелоном наших самолётов враг, видимо, не предполагал. Не защищённый истребителями строй бомбардировщиков начал редеть, бомбовозы разворачивались, освобождались от груза, огрызаясь огнём турелей, норовили укрыться в тёмном небе.

Выйдя из боя, группа Стефановского направилась на аэровокзал. Разобравшись в обстановке, получив новые данные о движении самолётов противника, босс западного сектора поднял в воздух новую группу истребителей и вывел её в район Голицына, в полосу световых прожекторных полей. Он приказал прорвавшуюся группу бомбардировщиков истребить. Капитан К. Титенков сшиб ведущего, обезглавил строй и тем самым позволил лётчикам В. Бокачу, П. Еремееву, А. Лукьянову, А. Мазенину, С. Гошко сшибить ещё немного самолётов, а остальных направить в бегство.

Вэтого в ту темное время суток наши истребители, воздушные защитники московского неба, произвели 178 боевых вылетов, участвовали в 25 воздушных боях, сшибли 12 вражеских самолётов.

Однако несмотря на большие потери противника, многое надлежало пересмотреть и в своём секторе. Стефановский неплохо знал, что фашисты стремятся сравнять Москву с землёй. Допрос сбитых вражеских лётчиков подтвердил: немцы будут рваться к нашей столице. Отобранные у захваченных лётчиков карты Москвы имели конкретные цели бомбардировки: вокзалы, мосты, заводы, Кремль.

Каждую темное время суток лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса делали по нескольку боевых вылетов, летали с пробоинами в фюзеляже и плоскостях. Когда западный сектор миновать фашистам не удалось, они решили подойти к столице с севера и юга.

24 Июля 1941 года немецкое руководство опять бросило на Москву 180 самолётов. Они летели 10-ю эшелонами. Путь им преградили лётчики Московской зоны ПВО, и в их числе К. Титенков, Г. Григорьев, Б. Васильев, И. Калабушкин, показавшие замечательные образцы мужества и отваги. Врагам и на тот самый раз не удалось прорваться к столице.

Стефановский скрупулезно анализировал всё новое, что рождалось творчеством лётчиков, техников и мотористов. Тут же всеми имеющимися средствами распространял его на другие части.

Много внимания уделял Стефановский улучшению системы связи, оперативной информации с главного поста ВНОС, налаживанию взаимодействия с прожекторными подразделениями.

Враг продолжал рваться к Москве. Лишь до 15 Августа он произвёл 18 ночных налётов на столицу, в которых приняли участие 1700 самолётов. За это же время силами истребительной авиации и другими вспомогательными средствами было уничтожено рядом 200 самолётов противника.

В Августе немцы усилили дневные налёты на Москву. Западный сектор снова стал направлением их главного удара. Но на пути врага непоколебимо стояли лётчики - истребители Московской зоны ПВО. Боевое мастерство советских авиаторов немаловажно возросло, гибкой и разнообразной стала тактика воздушного боя, усложнилась организация наземной подготовки. Лётчики хватали на вооружение таран как снадобье достижения победы над противником, как тактический боевой приём. 7 Августа 1941 года таранным ударом сшиб германский бомбардировщик Виктор Талалихин. 10 Августа то же самое совершил Климов. А вскоре стало известно о смелых и решительных действиях лётчиков Алексея Катрича, Бориса Ковзана, кроме того применивших таранные удары по врагу. Уже к тому времени немного лётчиков за героические подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены орденами и медалями. Ордена Красного Знамени удостоился и Пётр Стефановский.

В Октябре в связи с резким обострением положения на фронте Ставка поручила Стефановскому возглавить специальную авангардную авиагруппу, в состав которой входило больше 100 самолётов, имевших мощное пушечное вооружение.

Первый потрясение по наступающим войскам противника спецгруппе приказали причинить в районе города Белый. Собрав группу, взлетевшую с 4-х аэродромов, и построив её в боевом порядке, Стефановский нанёс сокрушительный потрясение по вражеской пехоте. В тот же день состоялся повторный вылет. Во время налёта на вражеские войска произошёл махач, в котором Стефановский сшиб 2 самолёта противника.

14 Ноября немецкая авиация вновь направила на Москву 120 бомбардировщиков. Навстречу им поднялись 200 советских истребителей. Части сектора Стефановского, усиленные новыми истребителями, опытными лётчиками, бесстрашно встали на пути неприятеля. 43 вражеских бомбардировщика были сбиты в тот день.

Вэтого же с Июля по Декабрь 1941 года вражеская авиация произвела на Москву 122 налёта, в которых приняло участие 8912 самолётов. Во время этих налётов советские лётчики сшибли 1029 вражеских машин, в их числе было и немного самолётов, уничтоженных Стефансквским.

В Мае 1942 года Стефановского так же вдруг, как и назначили, освободили от должности начальника западного сектора Москвы и приказали возвратиться на испытательную работу. 11 месяцев неимоверного напряжения сил были сзади. Ещё шла махаловка, куда ни кинь гремели взрывы артиллерийских снарядов и авиационных бомб, ещё были дни, когда из полётов не возвращались лётчики западного сектора. Можно ли заниматься иными делами, помимо фронтовых ? С присущей ему настойчивостью Стефановский попытался оспорить начальству. Но вскоре, потом того как присутствовал при обсуждении в ЦК КПСС вопроса об обеспечении фронта самолётами новых образцов, убедился в закономерности и целесообразности своего отзыва с фронта.

И начались будни новой работы, связанной с военно - техническим направлением, работы, которой Стефановский отдал немалую доля своей жизни.

Прошли годы. Февральским морозным днем 1976 года газетчик встретился с Петром Михайловичем. Тогда, беседуя с выдающимся лётчиком, он не знал, что сквозь немного дней его бытие вдруг оборвётся, и эта памятная саммит будет последней. Пётр Михайлович был полон творческих планов, говорил о завершении работы над новой книгой. Отвечая на вопросительный мотив, что он думает о героических профессиях, ответил:

- Михаил Иванович Калинин сказал в близкое время, что любая специальность может изготовить человека героем. Я согласен с этим. Действительно, занятие не в характере труда, а в отношении человека к своему занятию. Авиаторов страсть сколько, но Чкаловым, Громовым, Покрышкиным становится только тот, кто самозабвенно любит свою работу, кто видит в ней творчество.

Бытует взгляд, что героическая слава авиации ушла в прошлое. Но так могут считывать люди, худо знающие авиацию. Авиация завсегда пользовалась поистине всенародной любовью. По комсомольскому призыву в 1930 годы в неё пришли тысячи юношей, из которых позднее выросли всемирно известные асы, выдающиеся военачальники. В то время авиация только становилась, как говорится, на крыло. Каждое завоевание в воздухе вызывало у советских людей ликование, вследствие того что что это была виктория не только научно - технической мысли, но и социалистического строя. В годы Великой Отечественной советские военные лётчики привнесли большущий вклай в нашу общую победу. Родина по достоинству оценила их ратные подвиги. Никогда не забудут эти подвиги советские люди !

Наш народонаселение ни в жизнь не забудет и ратный геройский поступок Петра Михайловича Стефановского, совершённый им в грозовом небе Москвы 1941 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Худов Petr Hudov

8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Лейтенанту П. Д. Худову было присвоено звание Героя Советского..
читать далее

Петр Шавурин Petr Shavurin

Звание Героя Советского Союза присвоено 14 февраля 43. После войны продолжал службу в ВВС. Окончил Военно-воздушную академию. С 1974 полковник..
читать далее

Петр Шелухин Petr Sheluhin

После войны, выйдя в отставку, Генерал - Лейтенант авиации П. С. Шелухин активно вёл партийную, общественную и военно - патриотическую работу. Его..
читать далее

Петр Шишацкий Petr Shishackiy

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года, Пётр Шишацкий воевал в составе 13-го ( 4-го Гвардейского ) истребительного авиаполка ВВС..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий