Известные люди

»

Петр Струве

Петр Струве Petr Struve Карьера: Экономист
Рождение: Россия» Пермский край» Пермь, 26.1.1870
Но главное достоинство книги Струве - самостоятельность мысли этого русского ученого, изложившего свое видение теории хозяйства, независимое от каких-либо столпов или авторитетов. К сожалению, именно этой самостоятельности часто не хватает русским экономистам в наше время.

Петр Бенгардович Струве родился в г. Пермь в 1870 г. Его папа был губернатором Перми и с ранних лет воспитывал мальчика в атмосфере высокой культуры и интеллектуального развития.

Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, тот, что окончил с дипломом первого разряда в 1885 г., Струве увлёкся марксизмом и познакомился с участниками первых марксистских кружков М.И. Брусневым, Л.Б. Красиным, А. Н. Потресовым, В.И. Ульяновым (Лениным) и др., вёл социал-демократическую пропаганду посреди рабочих.

В 1896 г. участвовал в 4-м Международном социалистическом конгрессе в Лондоне. После 1-го съезда РСДРП (1898 г.), по предложению группы социал-демократов, написал Манифест РСДРП. Однако вскоре пришёл к выводу, что в марксизме есть возражение между социальными и экономическими формулами, отверг надобность падения капитализма. В 1901 г. Струве эмигрировал в Германию, где издавал еженедельник Освобождение, нелегально распространявшийся в России.

Революция 1905-07 гг. позволила ему возвратиться на родину. С образованием в октябре 1905 г. Конституционно-демократической партии Струве стал членом её ЦК и вскоре был избран депутатом 2-й Государственной Думы. В годы первой важный войны он пропагандировал идею защиты отечества.

В 1906-17 гг. Струве преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте. После опубликования труда по экономике Хозяйство и стоимость (1916 г.) ему были присвоены уровень доктора и звание профессора. С 1917 он являлся академиком в области политэкономии и статистики. В 1928 был исключён из Академии Наук.

После Февральской революции 1917 г., которую он называл величайшим мировым событием, Струве входил в состав Временного Совета Российской Республики и от группы гражданских общественных деятелей - в комиссию по иностранным делам.

Октябрьский переворот категорически не принял, а в годы Гражданской войны активно участвовал в белом движении, являлся членом Особого совещания при генерале А.И. Деникине и правительства генерала П.Н. Врангеля.

После поражений белого движения, Струве эмигрировал в первую голову в Лондон, а следом в Париж, где Адмирал А. В. Колчак назначил его членом Парижского совещания. В эмиграции Струве продолжал активную издательскую и исследовательскую работу.

Основной экономический работа П. Б. Струве - Хозяйство и стоимость, его магистерская (I том) и докторская (II том) диссертации, вышедшие в 1913 и 1916 гг. сообразно. Книга является определенным итогом, логическим завершением научной работы этого русского экономиста и мыслителя. Отдельные ее главы издавались в виде статей и до выхода всей книги, но, как подчеркивает автор, любой раз - как части некоторого большого плана. Таким образом, Хозяйство и стоимость - это не легко сборник статей, а цельное произведение, пронизанное изначально существующим видением закономерностей, лежащих в основе хозяйственной жизни.

Вот некоторые из важных элементов этой книги.

1. Теория цены-ценности. Теория цены-ценности является для Струве ключом к переосмыслению основных проблем экономической науки. С точки зрения Струве, существуют два диаметрально противоположных подхода к отношению цены и ценности благ: так называемые метафизическая и эмпирическая идеи.

Суть метафизической идеи, возводящей цену к ценности, в формулировке Струве содержится в следующем:...блага обмениваются и могут обмениваться оттого, что в них есть нечто общее. Эта общая субстанция и есть ценность. Этот подход ведет близкое начало от Аристотеля и находит высшее выражение у Маркса (субстанцию ценности образует застывший в товаре труд).

Критикуя метафизическую идею, Струве приводит в качестве контраргумента единственно верный эмпирический, или статистический, технология решения этой проблемы:...равенство между товарами, или благами, создается в самом процессе обмена, и только в нем. Никакой общей субстанции и никакого равенства, предшествующего обмену, нет и быть не может.

Совершенно ясно, - продолжает Струве, - что с этой точки зрения ценность совсем не управляет ценами. Образованию цен, в конечном счете, предшествуют только психические процессы оценки. Ценность же образуется из цены.

Но что же такое ценность, по мнению Струве?

Ценность - это норма, понятие идеального, или должного, соотношения между благами в процессе обмена. В зависимости от происхождения этой нормы Струве различает два вида ценности.

Нормативная ценность - это этически или юридически определенная норма. Ее происхождение: оценочное веление власти-нормативная ценность-цена. Нормативная ценность - это указная (т. е. назначенная сверху) стоимость.

Типическая ценность - это стоимость, в реальности уплачиваемая, которая сообразуется с обычной или фактической нормой. Ее происхождение: оценка (субъективная)-цена-ценность (типическая). Типическая ценность является как бы...отверждением некоторого множества свободных цен в оценочную среднюю...; Цена возникает в случае, когда психический ход оценки материализуется при посредстве менового акта.

Типическая ценность не может быть первичной, так как предполагает так называемое улавливание всеобщего мнения, и сама по себе нуждается в определенном количестве субъективных оценок, реализовавшихся в цены. Ценность... - подводит результат Струве, - как нечто отличное от цены, от нее независимое, ее определяющее, есть фантом.

Что касается цены, то Струве кроме того различает два ее вида: цену вольную, которая возникает путем свободного образования цен, и цену указную, возникающую при социальном регулировании цены влиянием власти.

Далее, Струве проводит большой экскурс в историческую феноменологию цены и историческое соотношение двух форм цены: вольной и указной. Здесь Струве проявляет себя как незаурядный экономист-историк, экономист-систематик, его исторические этюды по феноменологии цены поражают своей емкостью. Струве исследует моменты хозяйственной деятельности (или зачатки таковой) в межплеменном общении, на Мадагаскаре, в первых столкновениях европейцев с полинезийцами, древнегерманское, индийское, римское право - список позволительно продолжать, кажется, до бесконечности.

На основе этого исторического экскурса он делает следующие выводы. Во-первых, вопреки распространенной точке зрения, нет исторического приоритета указной цены над вольной ценой, а напротив, стихийно слагающаяся вольная стоимость предшествует указной. Во-вторых, попытки регулирования цен (т. е. насаждения указной цены) при любом существующем строе заведомо обречены на неудачу, в силу того что как стоимость есть гетерогеническое явление по своей природе и превращение ее в автогеническое явление противоестественно ее глубинному содержанию.

По мнению Струве, стоимость является главной межхозяйственной (а значит, и главной экономической) категорией, своего рода базисом межхозяйственных отношений. Поэтому, исследовав в первом томе эту основную категорию, во втором томе Струве выстраивает производные категории - производства, блага, вменения, распределения, дохода (заработная плата, польза, процент, рента).

2. Теория производства. По мнению Струве, фабрика как создание прибавочного продукта не существует ни в одной отрасли, помимо сельского хозяйства (имеющий известность постулат физиократов). Во всех других случаях, - пишет Струве, - помимо случаев вегетативного процесса, может быть речь не о создании прибавочного продукта, а только об образовании прибавочной ценности.... Поскольку единственную оценку труду может вручить стоимость, если субъект в результате своей хозяйственной деятельности придает продукту некую дополнительную положительную ценность, его экономическая занятие производительна. Рассуждая таким образом, Струве опровергает на сто процентов учение о производительном и непроизводительном труде сторонников рабочий теории ценности (в частности, Маркса).

Пересматривая с позиций критического эмпиризма проблему производства, Струве приходит к выводу, что каждая экономическая дело всякого хозяйствующего субъекта стремится заполучить большее за меньшее, стремится к реализации положи-тельных ценностных разностей. Поэтому единое экономическое понятие производства - фантом, за которым зазря гонялась и гоняется экономическая наука. И тут Струве вводит в разбор категорию приобретения, которое, если его соображать в смысле реализации положительных ценностных разностей, - есть основное верховное понятие. Ведь фабрика экономически существенно постольку, оттого что оно учитывается как приобретение. Экономический ход есть всю дорогу ход приобретения, а фабрика как физический ход существенно для этого экономического процесса, но оно мало для него и не завсегда совпадает с ним.

Именно в процессе приобретения происходят оценка блага и образование ценности. Поэтому...верховным экономическим понятием является как раз приобретение, предполагающее ход оценки и понятие ценности, а то, что мы называем производством, есть только особая форма или алгоритма приобретения, или реализация положительных ценностных разностей.

Но если отступиться от материалистического понимания производства, каким образом обусловить продукт? Струве принимает позицию австрийской школы: понятие продукта как вещи заменяется понятием блага как носителя определенной полезности или услуги, которым может быть все что угодно. Хозяйственным благом та или иная вещь или услуга является, потому что она приобретает цену. Цена для Струве - это своеобразное клеймо, печать; то, что отмечено клеймом цены (или может быть отмечено), является хозяйственным благом. Цена выступает тут как некая граница, отделяющая экономическое от неэкономического. А так как...экономическое клеймо цены может быть поставлено совсем на все, то, по Струве, отседова делается вывод, что...все может принять цену, другими словами, все может быть продажным. Конечно, в определенном смысле, эта, чисто экономическая, задача пересекается с определенно морально-этическими соображениями. Здесь Струве утверждает, что если что-либо в нашей жизни ещё не оценено (конечно, речь идет о том, что в принципе не возбраняется оценить) - это следствие наложения на экономические явления морально-этических соображений общества. В качестве примера Струве приводит общественно презираемые и этически недопустимые, но по сути дела куда ни кинь и вечно присутствующие брак по расчету, проституцию (в этих случаях происходит наложение клейма цены, а таким образом, и приравнивание к хозяйственным благам интимнейших проявлений жизни).

3. Теория вменения. От благ как таковых Струве переходит к источникам, которые эти блага создают, - к так называемой проблеме вменения, и выделяет три вида вменения: 1) производственное, 2) ценностное, 3) социально-экономическое.

Производственное вменение - это отнесение определенного конечного продукта к факторам (труду, капиталу, земле), участвующим в его создании. По мнению Струве, в данной постановке вопроса дифференциальное вменение есть единственно возможное, тогда как абсолютное теоретически нельзя. Действительно, так как некое целое есть итог взаимодействия, допустим, трех факторов, дать оценку образ одного из них нельзя (несложно потому как, что отсутствие его означало бы, к примеру, невозможность создания продукта), тогда как дать оценку модифицирование общего эффекта от изменения частного фактора представляется реально осуществимым.

Струве замечает, что не затрагивал бы вообще проблему вменения, если бы известные экономисты не переводили бы проблему простого производственного вменения в проблему вменения экономического (т. е. ценностного). Сама задача ценностного вменения появляется как вероятность (в случае ее успешного, справедливого разрешения) решения проблемы распределения, т. е. как вероятность некоего дележа совокупного общественного продукта между различными группами, классами людей, стоящих за определенными факторами производства.

Струве отмечает, что ценностное вменение понадобилось постольку, оттого что...выручку и трату объединяет только стоимость, и полезности и отрицательные (т. е. затраты) могут быть соизмеримы только как цены. Что же тогда такое ценностное вменение? На самом деле, объясняет Струве, все нетрудно. За ценностным вменением, да и за вменением вообще (в рамках экономической проблемы), следует соображать калькуляцию, т. е., в общем смысле, исчисление издержек и доходов. Калькуляция знает только цены: она отправляется от цен и приходит к ценам. Ничего, помимо цен, - это есть призыв калькуляции, и таков должен быть призыв всей реалистической или эмпирической политической экономии.

4. Теория распределения. Вслед за проблемой вменения Струве исследует проблему распределения, которая логически вытекает из первой. Он на сто процентов отвергает расхожее взгляд о возможности разделения общественного продукта между классами в зависимости от их участия в производстве или на основе неких социальных предпосылок (а чаще в результате взаимодействия). В основе такого утверждения Струве видит две определяющие предпосылки и, опровергая их, приходит к...полному отрицанию некоторых традиционных проблем и путей политической экономии.

Сущность первой предпосылки Струве видит в ошибочном утверждении, что...ход сложения доходов из цен может быть представлен как ход деления какой-то массы вещей или ценностей между индивидами или классами то есть как распределение в виде дележа. Но оттого что, замечает Струве, делимого как некоего данного в реальной жизни не существует. Общественный продукт есть простое сложение цен, ход же образования цен - это ход сложения доходов. Таким образом, ход сложения доходов не есть распределение, а есть ход образования цен.... Социальный же дивиденд слагается из частнохозяйственных доходов, и за пределами суммирования частнохозяйственных доходов никакого социального дивиденда вообще не существует.

Прерывая логический ход мыслей автора, заметим, что в экономический разбор вводится когорта дохода. Что Струве понимает под доходом? Привязывая барыш к цене как к первичному явлению, Струве выделяет: 1) доходы, получаемые путем отдачи блага и получения вознаграждения за него (так называемые прямые доходы, к которым в основном относится заработная плата); 2) доходы, основанные на реализации ценностных разностей (так называемые косвенные доходы - предпринимательская рента или прибыль), 3) производные доходы (процент на доход и владельческая рента).

Прибыль - это справедливый учет и реализация цен предпринимателем, в результате чего и возникает положительная ценностная разность. Тем самым формулируется следующий вывод:...политическая экономия о природе прибыли не может вымолвить ничего больше, чем скажет точно составленный бухгалтерский доклад. Из всего вышесказанного видно, что проблемы прибыли и дохода для Струве не главные вопросы, они восходят к проблеме цена-ценность и имеют второстепенное значимость.

Теперь вернемся к проблеме распределения. Отвергнув первую предпосылку своих оппонентов, Струве останавливается на второй, в основе которой лежит понятие классов как общественных делений, наперед определяющих дележ продукта и дохода. Здесь Струве говорит, что общественный класс есть производное понятие дохода (барыш определяет класс, а не класс определяет доход).

Основополагающим моментом критики так называемой теории распределения для Струве является признание невозможности существования прямого перехода от факторов производства к процессу ценообразования, которая объясняется принципиальной невозможностью выведения межхозяйственных категорий из явлений чистого хозяйства. Цена (межхозяйственная категория) есть данность, все явления взаимодействия хозяйств есть производные цены.

Отсюда Струве приходит к решающему для проблемы распределения методологическому выводу:...задача распределения, как задача образования доходов из цен, есть задача не номографическая, а идиографическая. Принимая цены за данности, которые вообще воспрещено ниоткуда вывести, Струве изначально вводит идиографический миг в экономическую теорию (потому как данности есть предмет идиографии). Более того, Струве расширяет роль идеографического метода:...идиография хозяйственной жизни не может ограничиваться одним Lкатегорическим исчислением, она должна быть расширена до целостного и всестороннего описания жизни экономических атомов - отдельных хозяйств.

5. Концепция равновесия. Последняя крупная теоретическая мысль П. Б. Струве в рамках его системы политической экономии содержится в статье Научная картина экономического мира и понятие равновесия (1922).

В основе понятия равновесия как закона экономических явлений лежит, по мнению Струве, отождествление экономических соотношений с соотношениями механическими, взятыми из классической механики.

Хозяйственная бытие составляется из множества отдельных действий хозяйствующих субъектов, которые определяются мотивом хозяйственного расчета. Микроскопически действия продавцов и покупателей определяются расчетом, ориентированным с разной, бесконечно дифференцированной, осведомленностью о положении рынка, до того же дифференцированной разумностью и с неопределенной подвижностью во времени субъективных оценок и их оконча-тельных денежных выражений или значений, каковыми являются реализованные, сделанные цены. Хотя эти цены и имеют тенденцию к единству или равновесию, но равновесия эти неустойчивы и подвержены постоянным колебаниям. В рассуждениях же А. Маршалла и Е. Бем-Баверка, по мнению Струве, рынок как бы искусственно a priori рационализируется. В концепции равновесия всего спроса и всего предложения равновесие предполагается достигнутым загодя и ищутся только условия его осуществления. Но настоящий рынок это описывает немного неточно.

Сложившаяся под обаянием классической механики экономическая концепция равновесия без всякого размышления не только следовала за классической традицией, построившей статику независимо от кинетики, но клала и кладет статику в основу всей экономической теории. Это совсем не соответствует предмету, или материи экономической науки, материи подвижной и более того текучей, дискретной и прерывной по существу.

Выходом из этого затруднения, по мнению Струве, является статистификация экономической теории - все подлежащие определению в каждом конкретном случае индивиды должны быть сосчитаны, сведены в разряды и категории, т. е. в статистически обозримые совокупности. Числить же и мерить плодотворно в экономике не возбраняется только статистически, и это - как это ни необычно - вытекает аккурат из основного положения новейшей математической экономии о всесторонней взаимозависимости экономических явлений.

В заключение следует подметить, что на практике все мысли Струве в этой работе являлись сильно актуальными для экономической науки того времени - и отказ от рабочий теории ценности (а вкупе с этим и от марксизма), и определение сферы экономического анализа (сравните рассуждения Струве о благе с теориями Г. Беккера), и свидетельство невозможности построения теории распределения (которая была сильно острым вопросом в западной и русской науке в то время), и подчеркивание роли социологии в исследовании хозяйства (расцвет экономической социологии начался только в 1980-х гг.).

Но главное достоинство книги Струве - самостоятельность мысли этого русского ученого, изложившего родное видение теории хозяйства, независимое от каких-либо столпов или авторитетов. К сожалению, как раз этой самостоятельности зачастую не хватает русским экономистам в наше время.

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Иноходцев Petr Inohodtsev

Обучался в академической гимназии и за прекрасные успехи был послан на казённый кошт в Геттингенский университет для усовершенствования в астрономии.
читать далее

Петр Севастьянов Petr Sevastianov

Севастьянов (Петр Иванович, 1811 - 1867) - археолог. Сын купца, воспитанник Московского университета.
читать далее

Петр Кузнецов Petr Kuznetsov

Автор книг (в том числе вузовских курсов) и статей по исторической морфологии русского языка и русской диалектологии. Описал ряд русских говоров.
читать далее

Петр Гальперин Petr Galperin

Петр Гальперин - выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук по психологии, профессор. Родился 2..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий