Известные люди

»

Петр Щербаков

Петр Щербаков Petr Cherbakov Карьера: Актер
Рождение: Россия, 21.6.1929 - 16.3
Петр Щербаков - советский и российский актер театра и кино. Родился 21 июня 1929 года.Дебютировал в кино в 1957 году в фильме под названием "Повесть о первой любви". Всего фильмография актера насчитывает 86 фильмов. Помимо этого Петр Щербаков принял участие в съемках 17ти эпизодов киножурнала "Фитиль", а также участвовал в озвучивании мультипликационных фильмов.

Пётр Щербаков не был избалован вниманием прессы и кинокритики. Большинство статей о нём появились уже вслед за тем смерти артиста, а при жизни, если и приходилось откликаться на дежурные вопросы корреспондентов, то Пётр Иванович отделывался немногословными, стандартными ответами.

Сказать нетрудно что он родился в рабочей семье - было бы неверно. Потому что его папа был в числе двадцатипятитысячников, которые в тридцатые годы аналогично шолоховскому Семёну Давыдову поднимали целину. За это в начале войны его семейство попала в чёрные списки и, оказавшись в оккупации, чудом спаслась от карателей. После войны папа работал на ЗИЛе, куда со временем пришёл и Пётр. Работал в конструкторском бюро штамповочно-механического цеха, а вечерами учился в автомеханическом техникуме. Спал по три-четыре часа в сутки, башка кружилась от недоедания. Тем не менее, диплом получил с отличием и без экзаменов перешёл во втуз.

У Петра было три старших сестры. Одна из них, Шура, привела его за руку в клуб Московского автозавода, более того не подозревая, чем это может кончиться. А кончилось это для Петра проблемой выбора: сцена или диплом инженера. Всё решил эпизод. Однажды летом, гуляя, он наткнулся на ГИТИС имени Луначарского, о местонахождении которого раньше понятия не имел. Зашёл. Встретил кого-то из педагогов и заявил: Пусть ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь!

Как ни необычно, собрали комиссию. Щербаков привёл партнёршу из клуба, с которой разыграл сцену у фонтана из Бориса Годунова, и его взяли. Но так как ГИТИС набирал в тот год только на режиссёрский факультет, Петру предложили поступить немедленно на второй вектор движения. Но с непременным условием - сдать экзамены за начальный вектор движения в течение полугода.

Вместе с ним на тех же условиях на актёрский факультет приняли ещё двух весёлых и больше юных пареньков - Борю Владимирова и Вадика Тонкова, потом прославившихся на всю страну как Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна. Втроём они в поте лица грызли гранит театральных наук, сдавая бесконечные экзамены и зачёты. В течение года они без малого не разлучались: сообща занимались, кушали, готовили этюды и отрывки. Мама Тонкова решила поддержать им с французским, а опосля сильно смеялась над их произношением, которое было сильно вдалеке до совершенства. Но старания друзей увенчались каким-никаким, но всё же успехом, и они удачно перевалили на следующий семестр. Правда тут их оставила художественный начальник курса, большой педагог Ольга Ивановна Пыжова - она перешла во ВГИК, взяв с собой любимую студентку Надю Румянцеву. Откололся и Борис Владимиров - его не оставляла греза о режиссуре, и он перевёлся на факультет к Юрию Завадскому. А Пётр Щербаков, доучившись до конца, отправился на три года в Германию, в именитый театр группы Советских войск, где прошёл первые университеты сценического искусства.

С 1958 года Пётр Щербаков - актёр Современника. Вот заново же, одна строчка из энциклопедии, а сколь за ней стоит! Что такое театр Современник для московской интеллигенции тех лет? Это символ, это отдушина, это клуб, где собирались прогрессивные писатели, поэты, художники. Это бесконечные споры, горячие обсуждения. Это основополагающий навык самоуправления, когда театром возглавляли не чиновники, а сами артисты, и зарплату распределяли как раз они - в зависимости от того, кто сколь времени отдаёт сцене. (К кинематографу в Современнике одно время относились прохладно). Щербаков не только оказался в гуще всех этих событий, но и принял в них самое деятельное участие - он возглавил парторганизацию театра. Об этой стороне его жизни что надо написал в своей книге Вадим Тонков: Пётр был непреходящий секретарь в первую очередь комсомольских, а после этого и партийных организаций: и на ЗИЛе, и в ГИТИСе, и в Современнике, и во МХАТе. Он внешне и внутренне, казалось, был рождён для этой роли. Во всём позитивный герой, такое ощущение, что он сошёл с плаката, которых в то время было хоть пруд пруди. Но сколь же раздоров и распрей происходило в нём. Мы зачастую говорили с ним на тему несогласованности его жизни, я видел, как он мучается своей ролью, но терпит, так как понимает, что лучше он, вследствие того что что он добр и мягок к людям, лучше он, потому что что он искренен и справедлив, лучше он, вследствие того что что у него есть честь и совесть, лучше он, потому как что он не делал из своих партийных обязанностей дешёвую карьеру...

Для Современника Пётр Иванович на своём посту делал шибко навалом. Одному Богу известно, как он находил корпоративный язык с партийными чиновниками, но факт остаётся фактом - театр, тот, что не любили, тот, что непрерывно был в опале, продолжал трудиться. И более того ездил на гастроли. Однажды Современник собрался в Швецию, но намедни отъезда руководителей театра и Щербакова в том числе вызвали в министерство культуры, где заявили, что трое актёров на гастроли вылететь не могут. Как хотите, на вы должны спешно заместить их кем-нибудь другим. Срочно - значит, за темное время суток. Последнее словечко - за секретарём парторганизации. Щербаков понимает всю абсурдность ситуации, а главное, осознаёт, что воспрещено сходить супротив собственной совести и вопреки желанию труппы. И театр, теряя гроши и престиж заграничного турне, остаётся в Москве. А наутро по радио раздаётся бодрый звук диктора: Сегодня театр Современник вылетел на гастроли в Швецию...

Конечно, были доносы, и, конечно, Пётр Иванович должен был на них реагировать. Но никто этого не чувствовал, не ощущал. Он ничего не делал для себя, и более того в новую квартиру переехал к пятидесяти годам, а до этого жил с мамой и сёстрами. Пётр Иванович был удивительным и неповторимым на этой должности. Поэтому он занял её и во МХАТе, когда восьмидесятилетняя Ангелина Степанова сложила с себя все полномочия. Галина Волчек не отпускала Щербакова. Она звонила его жене и говорила: Валя, не дайте ему перейти! Поймите, что МХАТу нужен парторг Щербаков, а не артист! Пусть он сам это поймёт! Но Пётр Иванович не смог отказать Ефремову. Тем больше, что во МХАТе служил Евстигнеев.

На сцене Современника Пётр Щербаков сыграл лучшие свои роли, может, не все достойные его таланта - но такова специальность. Любое предложение было для него счастьем, и он окунался в новую пьесу с необычайным волнением. Для многих стало откровением, как он сыграл безногого Киндю в спектакле Без креста: на убогой дощечке с колёсиками - только могучее туловище и руки. В послевоенные годы таких инвалидов в России было хоть отбавляй. Свидетелям ни в жизнь не позабыть трагедии, разыгравшейся на Рогожском рынке, куда как-то раз зачем-то привезли пленных немцев. Как их лупили калеки, кто чем! И Щербаков чувствовал, что его Киндя - единственный из них, он видел этих людей, общался с ними в госпитале, где работала его сестра. Он крайне любил эту образ. Она не походила на тех здоровых, лучистых, крепких парней - рабочих, матросов, служивый - которых он играл десятками. А с возрастом Пётр Иванович перешёл на чиновников. Но и в этом месте за счёт каких-то неведомых, внутренних чёрточек, штрижков, Пётр Щербаков делал всех этих секретарей обкомов и райкомов совсем разными: кто-то был больше воинственным, кто-то - трусливым, кто-то - принципиальным.

А после этого каждой премьеры - неизменный сбор у него дома. Выпивка, закуска, песни, споры, розыгрыши. Умение ликовать - это особая черта, присущая тому поколению. Любой торжество Пётр Иванович хотел изготовить волшебным, на Новый год придумывал всевозможные шарады, сюрпризы, всем приглашённым делал подарки - нехай не ахти какие, но всё же. Бедно жили, но веселиться умели от души. Всегда радушный, открытый, улыбчивый, он мог объединить кругом себя самых разных людей, и никто не чувствовал себя обделённым его вниманием. Его жилье притягивал. И не только радушием хозяина. Все знали, что Пётр Иванович может вкусно сделать, накрыть столик и вообще всё со вкусом обставить. На гастроли - кто с кипятильником, кто с консервами, а он срывается и кричит: Всё! Надоело! Что мы едим? Пойду на рынок... - Петя? Ты что, не понимаешь ситуации? Мы же в Румынии, нас сдесь не любят! А на рынке как увидят твою простецкую морду, разом обвесят и обсчитают!.. Останавливать бесполезно. Вернулся без копейки, но счастлив безмерно. Ну что, доволен? - Доволен. Вот картошечка, лучок, в текущий момент пожарим сальца и попируем - и режет всё это, как стихотворец. На аромат сбежались нянечки со всей гостиницы.

Все, знавшие Петра Ивановича рядом, подмечают его необычайную доброжелательность и открытость. Кто-то сравнивает его с молодым Борисом Андреевым, кто-то, не смущаясь, называет настоящим русским богатырём, иные рассказывают о пристрастии Щербакова к поэзии и восхищаются его знанием множества стихов. Зачастую, знакомство с ним открывало самые неожиданные стороны его души. На съёмках картины И бытие, и слёзы, и любовь, где Пётр Иванович сыграл директора дома престарелых Федота Федотыча, все нежданно-негаданно увидели двух абсолютно разных Щербаковых: единственный - в образе - хмурый и бездушный чиновник, тот, что в жителях дома видел только контингент, прочий - сам актёр - обаятельный и сердечный дядя, тот, что с этакий заботой ухаживал за коллегами старшего поколения, что они не чаяли в нём души, в особенности легендарный Мартинсон.

Сам Пётр Иванович своих друзей любил безгранично. Замечательный актёр Владимир Земляникин, друживший с ним с юности, поведал как-то такую историю: Помню, я переезжал с Солянки на Авиамоторную, и Петя помогал мне перевозить вещи. Потом отметили это занятие и разошлись по делам. Вечером иду домой, захожу в подъезд и вижу толпу людей у лифта. А сам лифт ездит вверх-вниз, вверх-вниз. Не останавливается ни на первом, ни на последнем этажах. Я кричу: Эй, кто там?! Ну остановись ты в конце концов! Люди же стоят! Слышим - лифт остановился, и неожиданно раздаётся Петин голос: Володя! Я бегу вверх и вижу такую картину. Двери лифта открыты, на полу сидит Петя с бутылкой пива и говорит: Я соскучился... И, представляешь, забыл, где ты живёшь!....

Пётр Иванович был замечательным семьянином. Его первая подруга жизни, Нина, умерла, когда их наследник был ещё младенцем. С двух лет Андрюшу воспитывала Валентина Ивановна, став ему настоящей мамой. Пётр Иванович старался не расставаться с ними ни при каких обстоятельствах, по возможности возил с собой на съёмки, и в минуты, когда он играл с сыном, многие по-настоящему понимали: вот он - папа!

Андрей вырос, решил сделаться театральным режиссёром. Друг семьи, актриса Алла Покровская говорила ему: Андрюша, посмотри на себя - метр девяносто пять, прекрасный, статный! Ну что тебе дался тот самый постановочный факультет?! Иди на актёрский! И он поступил в студию МХАТ к Олегу Табакову. Но на втором курсе сорвался с места и уехал с друзьями-циркачами в Америку и достаточно удачно работает на Бродвее.

В 1992 году вышли на экраны немедленно три фильма с участием Петра Щербакова и телесериал Сыщик Петербургской полиции.

Мама Петра Ивановича умерла сквозь год, ей было 93 года.

На годовщину со дня смерти актёра домой к Валентине Ивановне пришли только близкие друзья. Из МХАТа не пришёл никто. Из Современника - единственный Земляникин.

Сёстры Петра Ивановича живы-здоровы, всю дорогу перезваниваются с его вдовой. Сын Андрей зовёт Валентину Ивановну в Штаты насовсем, но она заверяет, что не уедет - тут жилье, родные, могилка мужа.

На даче Щербаковых растёт большая, красивая русская берёза. Пётр Иванович выбрал давным-давно тот самый участок аккурат из-за неё. После его ухода рядом с этой берёзой выросло ещё шесть...

Актерские работы:

1. Они встретились в пути - 1957 (Драматическая история)

2. Повесть о первой любви - 1957 (Мелодрама)

3. Добровольцы - 1958 (Киноповесть)

4. Хроника пикирующего бомбардировщика - 1967 (Киноповесть)

5. Лев Гурыч Синичкин - 1974 (Лирическая комедия)...Пустославцев, содержатель Театра

6. Дни Турбиных - 1976 (Драма)

7. Служебный роман - 1977 (Лирическая комедия)

8. Красавец-мужчина - 1978 (Мьюзикл / музыкальный)

9. Гараж - 1979 (Комедия)

10. Старый Новый год - 1980 (Комедия)

11. Время для размышлений - 1982 (Драма)

12. Мы из джаза - 1983 (Комедия)

13. Зимний конец дня в Гаграх - 1985 (Драма)

14. Аэропорт со служебного входа - 1986 (Социальная драма)

15. Сын - 1987 (Киноповесть)

16. Город Зеро - 1988 (Социальная драма)

17. Любовь с привилегиями - 1989 (Мелодрама)

18. Любовь немолодого человека - 1990 (Лирическая комедия)

19. Сыщик петербургской полиции - 1991 (Детектив)

20. Одна на миллион - 1992 (Мелодрама)

21. Маленький гигант большого секса - 1992 (Комедия).

Так же читайте биографии известных людей:
Петр Зеленка Petr Zelenka

Один из наиболее заметных чешских кинорежиссеров, автор сценария и постановщик Хроник обыкновенного безумия - фильма, который называют фаворитом..
читать далее

Петр Тодоровский Petr Todorovskiy

Петр Ефимович Тодоровский - Народный артист РСФСР (1985), Заслуженный деятель искусств УССР (1967), лауреат премии "Золотой Овен" за 1995 год. Как..
читать далее

Пётр Кирсанов Petr Kirsanov

Более полувека отдал пензенской сцене, создав более 200 разноплановых характерных образов, народный артист РСФСР Пётр Михайлович Кирсанов.
читать далее

Петр Плавильщиков Petr Plavilshikov

Плавильщиков (Петр Алексеевич) - известный актер и писатель (1760 - 1812), родился в Москве в купеческой семье.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий