Известные люди

»

Сергей Деменков

Сергей Деменков Sergey Demenkov Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 25.12.1919
Гвардии Старший лейтенант С. В. Деменков совершил 313 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, сбил 11 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 25 Декабря 1919 года в селе Астраханка, сейчас Мелитопольского района Запорожской области, в семье рабочего. По окончании школы фабрично - заводского ученичества работал токарем дизелестроительного завода в Мелитополе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 158-го истребительного авиационного полка ( с 7 Июля 1943 - 103-й ГвИАП ).

К Августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 103-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный остов, Ленинградская вооруженные силы ПВО, Войска ПВО территории страны ) Гвардии Старший лейтенант С. В. Деменков совершил 313 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, сшиб 11 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил не менее 358 успешных боевых вылетов, провёл 78 воздушных боёв, в которых лично сшиб 15 вражеских самолётов.

После войны продолжал служить в войсках ПВО. В 1953 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1975 года Генерал - Майор авиации С. В. Деменков - в запасе. Последние годы жил и работал в городе Харькове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

* * *

"До войны я ни в жизнь не был на берегах Невы. Родился на Украине, летать учился в Крыму. Но я, как и все мои товарищи, в боях за небосвод Ленинграда получил почётное право считывать себя ленинградцем. Я возвращаюсь на аэропорт и рассказываю товарищам о Ленинграде, - это любимая предмет наших разговоров. Мы любим Ленинград, как и вы, друзья, - его граждане. И любой из нас даёт клятву - надёжно закрыть небосклон Ленинграда. Наше небосвод - только для советских самолётов".

Письмо это, адресованное жителям осаждённого города, написал лётчик - истребитель Сергей Деменков. Оно было передано по радио, и многие откликнулись на него. Инженер - металлург Макеев, студентка Русина, которая во время войны пошла на торфоразработки, и другие ленинградцы ответили лётчику, что понимают его чувства. Больше всего Сергея Деменкова взволновало послание строителей.

"Наш близкий и ненаглядный брат и друг ! - говорилось в этом письме. - Спасибо за тёплые чувства ! Они нам что надо понятны, так как мы - члены одной дружной семьи. Мы благодарны вам, соколам, охраняющим наше родное ленинградское небосвод от фашистских пиратов. Мы клянёмся вам, что сделаем свойский град ещё краше, ещё лучше, чем он был. Залечим все его раны и не пожалеем для этого ни своих сил, ни средств, ни энергии".

Письмо было подписано так: "Коллектив строителей, где секретарем партбюро приятель Воронов". Во фронтовом Ленинграде более того о предприятиях писали, как о воинских частях. Из соображений секретности подлинные названия не указывались. Поэтому, когда уже позже войны лётчик захотел разыскать кого - нибудь из строителей, приславших ему сообщение, он не знал, как это соорудить.

Вероятно, и строители не раз вспоминали о лётчике, на клятву которого ответили клятвой. Интересно, довелось ли им изведать, что 28 Сентября 1943 года Сергею Васильевичу Деменкову присвоили звание Героя Советского Союза ?

Оснований для таковой высокой награды было много: 358 ( по другим источникам - 410 ) боевых вылетов, 36 разведок, 78 боёв, 15 лично сбитых самолётов противника, 24 штурмовки батарей и аэродромов врага, 7 уничтоженных зенитных точек, 1 воинский эшелон, немного сотен служивый и офицеров противника - это уже довольно веские основания. Но всё это будет только к концу войны, а началась его фронтовая существование ранним летним утром 22 Июня 1941 года.

...Проснулся Сергей Деменков внезапно. С минуту ещё лежал с закрытыми глазами, прогоняя остатки проходящей дремы. Ворвавшийся в палатку шум самолётных моторов совсем отогнал дрёма и заставил лётчика подняться. Сергей встал, до хруста в суставах сделал немного энергичных движений руками, спешно оделся и вышел из палатки.

"Чего это они в такую рань ?" - подумал Деменков. Для него, начавшего службу в авиации ещё в 1938 году, рабочий шум аэродрома был не в диковинку. Он привык к нему ещё в 1-й Краснознамённой Качинской школе лётчиков имени Мясникова, следом в боевом полку, входившем в состав войск ПВО Ленинграда, куда был направлен потом учёбы.

Но в эти дни было что - то окончательно не так, как просто. Когда он пришёл к месту постоянного сбора, дежурный истребитель ( дежурили потому что, что полк стоял километрах в 15 от границы ) уже поднялся в воздух. Вёл его начальник звена Лейтенант Кокорев.

От лётчиков, прибывших к месту сбора первыми, Деменков узнал, что напряженность вызвана появлением каких - то неизвестных самолётов, нарушивших нашу воздушную рубеж.

Толком никто ничего не знал. Строили различные догадки, которые, конечно же, ясности в происходящее вписать не могли. Всё стало понятным только некоторое время через. А покуда события разворачивались своим чередом, и ситуация то и занятие менялась.

Кокорев, поднявшись в воздух и взяв вектор движения в заданный район, встретился там с несколькими группами чужих самолётов. В том, что они чужие, сомнений не было. Верный солдатскому долгу, Лейтенант смело встал на пути непрошеных гостей. "Чужаки" ответили огнём. Кокорев принял навязанный ему махач.

Однако схватка была уж очень неравной. К тому же начальник звена ещё тешил себя надеждой, что всё это - только провокация, что пламень его самолёта образумит нарушителей, и они в конце концов уберутся восвояси. Но уже в следующий миг от мысли о возможности благополучного исхода инцидента пришлось отказаться: огрызаясь огнём, вражеские самолёты продолжали углубляться в воздушное пространство нашей Родины, к тому же стрелку одного из них удалось повредить вооружение советского истребителя.

И тогда Лейтенант без колебаний направил свой "ястребок" на вражеский самолёт... Секунда, ещё мимолетность, - и единственный из "чужаков" с отбитым хвостом врезался в землю, а Кокореву чудом удалось усадить свой шибко покореженный истребитель на полевом аэродроме.

Так для однополчан Сергея Деменкова и для него самого началась битва. Уже позже, когда за спиной окажутся пройденные с боями многие сотни километров воздушных дорог, он часто будет внутренне ворочаться к событиям этого рассветного Июньского утра 1941 года и контролировать себя неизменным, ставшим как бы главным в его жизни вопросом: "А если бы на месте Кокорева оказался я ?"

...Сергей Деменков пришёл в авиацию вкупе с тысячами других комсомольцев. В Январе 1931 года IX съезд комсомола взял шефство над Военно - Воздушным Флотом Родины и кинул клич: "Комсомолец, на самолёт !"

Этот клич скоро облетел города и села. Дошел он и до Мелитополя, где жил весёлый 19-летний чувак Серёжка Деменков. У него, к тому времени, всё уже было решено. Как и у его товарищей - комсомольцев. Когда потоком хлынула молодёжь в авиацию, в этом потоке оказался и Сергей Деменков.

Потом учёба, строевой плац знаменитой Качинской авиашколы, где он присягнул на верность Родине. И вот боевой полк, где его друзьями стали такие потом прославленные соколы, как Пётр Харитонов, Михаил Жуков, Степан Здоровцев, Николай Тотмин, в тяжёлые часы испытаний в жестоких схватках с врагом завоевавшие суровое и грозное звание "таранщика". 12 Героев Советского Союза воспитал тот самый полк. И был тот Июньский день 1941 года, от которого Сергей Деменков начал своеобразный отсчёт в своей жизни.

В одном из воздушных боёв его самолёт загорелся. Лицо и руки лётчика были весьма обожжены. Мало кто надеялся, что Деменков вернётся в полк. А он вернулся и продолжал сражаться.

О любом из проведённых им воздушных боёв, Деменков может поведать детально. Но в памяти в особенности отчётливо запечатлелся мордобой в ленинградском небе в Мае 1942 года. В этом бою на его долю сызнова выпало тяжёлое опробование.

...Две шестёрки истребителей, в составе которых ведомым у заместителя командира эскадрильи шёл Деменков, вылетели навстречу вражеским самолётам, нацелившимся на Ленинград. До 50 "Юнкерсов" летели плотным строем под прикрытием из 12 "Мессершмиттов".

Наши лётчики - Деменков и его товарищи не были новичками в воздухе. За год войны они многому научились, и если требовала ситуация, могли биться с противником в любых условиях: в меньшинстве, так в меньшинстве, на вертикалях, так на вертикалях. Вот зачем, когда ведущий группы дал команду вступить в неравный поединок с противником, Деменков, как и все остальные, без колебаний ринулся в атаку.

Сергей одним духом сшиб "Юнкерс". Но, еле-еле одержав победу над бомбардировщиком, он вынужден был ухватиться с "Мессером". Это было тяжелей. Истребитель врага не только оборонялся, но и нападал. Ему помогали в этом и другие. Однако Деменков, выскочив из - под удара, поймал Ме-109 в прицел и прошил его длинной очередью...

Но все наши лётчики не могли сражаться с "Мессерами". Главная проблема - ударять "Юнкерсы". Те, кому приходилось объединять боем вражеские истребители, оказывались в в особенности тяжёлом положении. Так случилось и с Деменковым. Враги всё же штурмовали его. Сильно повреждённый самолёт Сергея падал. Уудерживать его не хватало сил. Ломило левую лопатку, намокшая от крови гимнастёрка прилипла к спине. Левой рукой Деменков кое - как справился с управлением. Хотел завернуть машину и... стиснул зубы от боли. Только в настоящий момент он понял, что ранен ещё и в обе ноги. Попытался снять их с педалей и подняться, но стать не смог. О том, чтобы выпрыгнуть с парашютом, не могло быть и речи. Ещё меньше надежд оставалось на то, что удастся усадить израненную машину...

Однако Деменков довёл свой самолёт до аэродрома и посадил. Выбраться из кабины он, конечно же, уже не смог. А его боевые товарищи, тем временем, продолжали известия махач. И закончили его сильно успешно: неприятель бежал, оставив догорать на ленинградской земле 14 дымных костров.

- Ты умеешь биться, Серега, - скажет ему позже, по возвращении на аэровокзал, ведущий группы. - За единственный махач двух свалил, да ещё при таком соотношении. Это, понимаешь, не всякому дано.

Может быть, эти слова, сказанные скупым на похвалу старшим боевым товарищем, тот, что и сам воевал смело и дерзко, так и остались бы при других обстоятельствах рядовым эпизодом ( негусто ли за победные схватки с врагом объявлялось лётчикам благодарностей и вручалось боевых орденов ), но Сергею они запомнились. Запомнились в силу того что, что в словах командира прозвучала уверенность: Деменков - надёжный приятель и видавший виды воздушный воин.

Едва залечив раны, полученные в этом тяжелейшем бою, Сергей вернулся в полк, заново летал, опять воевал за Ленинград, - до полного его освобождения от вражеской блокады.

13 Января 1943 года звено истребителей 158-го истребительного авиаполка в составе Капитана С. Г. Литаврина, Старших лейтенантов С. В. Деменкова, Г. И. Богомазова и А. И. Морозова в первый раз на Ленинградском фронте сбило новейший самолёт противника FW-190, которому немцы создали шумную славу непобедимого истребителя.

...18 Сентября 1943 года. Фронтовой аэропорт. С утра моросил малый дождик, и самолёты с закрытыми фонарями кабин мокли без дела под маскировочными ветками с пожелтевшей и пожухлой листвой.

- Гвардии Старшего лейтенанта Деменкова - незамедлительно в штаб, - передал команду дежурный.

Не знал ещё лётчик, что в штабе ему сообщат весть, которая сделает тот самый день в его жизни в особенности ярким, что затем весь продолжительный фронтовой стезя будет для Деменкова будто бы порой второй зрелости, проверкой характера на твёрдость или, как подметил позже комиссар полка, временем испытания славой.

В штабе Деменкову сообщат, что Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Вечером и на прочий день он продолжительно будет раздумывать о той высокой оценке, которую Родина дала его боевым делам, перелистывать в обратном порядке страницы пережитого, хотя от первого "результативного" боя до того, когда лично им был сбит 11-й вражеский самолёт, прошло всего только немногим больше года.

В Деменкове не ошиблись. Когда Сергею было присвоено звание Героя Советского Союза, лётчик стал ещё требовательнее относиться к себе. Каждый махач, проведённый товарищами, становился для него объектом всестороннего изучения.

Свойственная Деменкову склонность к самоанализу способствовала тому, что от полёта к полёту становился он тактически грамотнее и расчётливее, активнее и решительнее. Сергей смело шёл на риск, но делал это разумно. Открытому и прямому в общении с товарищами, в бою ему были присущи такие качества, как хитрость и умение загнать противника в расставленную ловушку, "выход" из которой был только единственный - полыхать и валиться...

Наверное, всё это совместно взятое и позволило 23-летнему комсомольцу всего только за 1 год и 3 месяца довести собственный счёт сбитых вражеских самолётов до 11. Такой результат воздушных боёв был не у каждого лётчика. А потому что помимо воздушных схваток были вылеты на разведку, удары по наземным объектам и активный силе врага, прикрытие своих бомбардировщиков и штурмовиков. Был более того происшествие, когда Сергей в составе группы дерзко атаковал ж-д эшелон. Тогда было пущено под откос ни полно ни немного, а 35 вагонов с войсками противника.

Был у Деменкова и концевой махач, проведённый им в победном 1945 году. Однако Сергей Васильевич считает своим последним боем воздушную схватку летом 1944 года над Выборгом. Именно там он завершил свой собственный боевой счёт и как бы подвёл итоговую черту в списке сбитых им вражеских самолётов. Хотя и после этого этого приходилось ему ещё не раз осуществлять различные задания большущий и малой сложности, как раз тот самый поединок над Выборгом он относит к завершающему в своей фронтовой биографии.

В тот день начальник эскадрильи Сергей Деменков повёл шестерку истребителей на поручение. До самого возвращения домой полёт проходил успешно. Время пребывания в воздухе уже подходило к концу, на пределе был припас горючего в самолётных баках. И тут, как назло, со стороны солнца вынырнула шестёрка FW-190.

Долго раздумывать не пришлось. Выручить в данной ситуации, как справедливо рассудил Деменков, могли только внезапность, стремительность атаки и аккуратность огня. Он начал круто набирать высоту. Сзади и еле-еле с правой стороны неотступно следовал его ведомый - Младший лейтенант Калинин. Вытянувшись в кильватер - пара за парой, истребители стали сближаться с противником.

Немецкие лётчики не бросились наутёк, как это часто бывало. Надеясь на ограниченный припас горючего и боеприпасов на советских машинах, они приняли вызов.

Деменкову были недурственно известны повадки врага и боевые характеристики истребителя FW-190. Приказав Калинину пристроиться поплотнее и распорядившись о последовательности действий, он решил штурмовать не ведущего группы, как этого, явственно, ожидали немецкие пилоты, а третью пару вражеской шестёрки.

Тактический маневр удался. На какое - то миг лётчики "Фоккеров" оказались сбитыми с толку, и этого оказалось совершенно довольно для того, чтобы комэск и его подчинённые осуществили свой проект. Атакованный им противник сделал всё возможное, чтобы оставить из - под удара. Но поздно: он взорвался прямо в воздухе. Такая же участь постигла и его ведомого - метким огнём его сшиб Младший лейтенант Калинин. И тогда неприятель дрогнул. Не успев, что называется, и глазом моргнуть и потеряв 2 самолёта, немцы спешно ретировались...

Так закончился воздушный махач, в котором Сергей Деменков сшиб свой крайний - 15-й неприятельский самолёт.

Видимо, товарищей, которые когда - то ответили на сообщение Деменкова, интересует, что произошло дальше. Остался ли он в Ленинграде ?

Конечно, он был бы рад остаться в городе, с которым породнился в боях. Но боевой джентльмен не вечно может работать то, что хотелось бы. Полковник Сергей Васильевич Деменков оказался в другом конце Советского Союза. Ничего не поделаешь - работа !..

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Долгушин Sergey Dolgushin

С 1951 года - командир бомбардировочной дивизии в Калинине, начинавшей при нём осваивать Ил-28. В 1958 году окончил Военную академию Генерального..
читать далее

Сергей Жуковский Sergey Jukovskiy

Сергей Жуковский - выдающийся советский летчик. Родился 7 октября 1918 года.Сергей Жуковский - Участник Великой Отечественной войны с первого до..
читать далее

Сергей Иванов Sergey Ivanov

К концу войны Гвардии Капитан С. С. Иванов совершил более 200 успешных боевых вылетов и уничтожил не менее 21 неприятельского самолёта. Был..
читать далее

Сергей Коблов Sergey Koblov

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями. Его имя носят улицы в городах Орджоникидзе и Цхинвали. В городе Орджоникидзе установлен..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий