Известные люди

»

Сергей Долгушин

Сергей Долгушин Sergey Dolgushin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 25.9.1920
С 1951 года - командир бомбардировочной дивизии в Калинине, начинавшей при нём осваивать Ил-28. В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба.За период службы был награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны I-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, многими медалями.

Сергей Долгушин родился 25 Сентября 1920 года в небольшом селе Новопокровское, сейчас Богородского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов, школу фабрично - заводского ученичества в Туле ( в настоящее время СПТУ 4 Тульского областного управления профтехобразования ) и аэроклуб. Работал слесарем на заводе в Туле. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год через окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Ранним утром 22 Июня 1941 года 122-й авиаполк был поднят по тревоге. Среди лётчиков, спешивших к своим "Ишачкам", был и Младший лейтенант Сергей Долгушин. Он прослужил немного больше года потом окончания Качинского училища и считался уже довольно опытным пилотом. Под малопонятный шум, доносившийся от проходившей в 17 км границы, лётчики с очень немногочисленным техперсоналом торопились определить на самолёты вооружение. Как намеренно, оно было снято во всём полку по приказу командующего Белорусским военным округом Д. Г. Павлова, намедни приезжавшего на аэровокзал Новый Дграбитель вкупе с командующим ВВС округа Генералом - Майором И. И. Копцом. Впрочем, многое до этого дня делалось чисто по заказу: было уменьшено цифра мотористов и оружейников до одного на звено, начат ремонтик базового аэродрома в Лиде, не были подготовлены запасные площадки...

Вскоре самолёты были готовы, и, когда в начале 5-го часа утра над аэродромом появились Ме-109 ( это был второй налёт ), Сергей услышал: "Долгушин со звеном - в воздух !"

Один И-16 уже горел. Лётчик начал разбег, но нехорошо прогретый двигатель его самолёта не тянул, в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь - то, без скорости, с ещё неубранными шасси, его штурмовали "Мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолёт получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первостепеннный махач. В ближайшие 4 года их будет ещё навалом, разные документы называют разные цифры.

В тот самый основополагающий день задания сменяли одно другое: закрыть мосты в Гродно, пойти на разведку к границе, перелететь на прочий аэровокзал, возвратиться... Почти произвольный раз пришлось новости махач, и первостепеннный самолёт был сбит Долгушиным 22 Июня 1941 года. К концу дня было сделано 6 - 7 вылетов. Затемно приземлились в Лиде. На аэродроме скопилось больше 100 машин: И-16 из 122-го авиаполка и И-153 из 127-го. Взлётное поле перекопано, осталась узкая полоса; есть горючее, но нет заправщиков, насосов. Наутро Лиду немного раз проштурмовали Ме-110, и два полка перестали наличествовать. Лётчики отправились в тыл за новой техникой.

В конце Июля, переучившись в Рязани и получив на Центральном аэродроме МиГ-3, на аэровокзал Царево Займище, западнее Гжатска, села отдельная эскадрилья под командованием Героя Советского Союза Капитана А. Ф. Семёнова. Сергей Долгушин был в ней командиром звена. Вспоминая о тех днях Герой Советского Союза Александр Фёдорович Семёнов писал:

"Когда я в первый раз увидел Сергея Долгушина, со всей откровенностью говоря, усомнился в его лётном будущем. Маленький, добродушный, с каким - то сильно уж безмятежным взглядом голубых зрачок, он, казалось, был создан нисколько не для суровой профессии истребителя. Но уже позже первого совместного полёта с ним от этого первоначального мнения не осталось и следа. Долгушин потрясающе тонко чувствовал машину и, когда требовалось, радикально подчинял её своей воле. Если на земле он временами излишне суетился, мог вспылить, то в воздухе превращался в изумительно уравновешенного, расчётливого и хладнокровного бойца. В тяжёлых условиях 1941 года эти качества Сергея ещё больше развились. Да и внешне он броско изменился: раздался в плечах, физически окреп".

Начались тяжёлые, но больше успешные бои... 26 Июля, сопровождая Пе-2, бомбившие войска под Ельней, Сергей вступил в мордобой с четвёркой Ме-109. Вообще - то, "Пешек" прикрывали звеном, но, увидев противника, замкомэска Капитан Шагин оставил бомбардировщики, за ним ушёл и ведомый юный лётчик.

- Один Пе-2 сию минуту сшибли, двух других мне удалось закрыть, и они ушли пикированием. А меня загоняли, но к одному "Мессеру" я пристроился и бил до тех пор, покуда он не стал заваливаться. Позже бы я сообразил, что хватит, пора самому покидать - лётчика убил, агрегатина неуправляема. А я продолжаю метров с 20 ударять по нему. Под закат дня уже было, 5-й или 6-й вылет - ополоумел. Дождался, когда по мне стукнули. Машина загорелась. Расстегнул ремни и не заметил, как отдал ручку от себя. Меня выбросило и ударило о киль, при этом расколотил грудь. Рано распустил парашют, "Мессера" по мне стреляли. Но пробили только купол. Спустился рядом со сбитым "Мессером", подошёл к нему. Меня интересовало, прошиб ли я бронеспинку. Самолёт вошел без малого вертикально, в бронеспинке - 4 сквозные пробоины. Я бил из "БС" - германский лётчик был убит ещё в воздухе...

20 Августа эскадрилья приземлилась на аэродроме Селы ( на глаз в 70 км западнее Ржева ) и вошла, как вторая, в 180-й истребительный авиаполк. Командовал полком Капитан А. П. Сергеев. Здесь же в эскадрилью пришёл тёзка и близкий дружбан Долгушина по 122-му авиаполку Сергей Макаров, вкупе с которым они проведут в воздухе несть числа удачных боёв. 1 Сентября при взлёте на "МиГе" Долгушина отказал двигатель. Планируя с высоты 30 метров, лётчик с трудом перетянул овражек за окраиной аэродрома, и... агрегатина врезалась в чаща. Сергей был оглушён упавшим деревом, но уже на следующий день сел в кабину.

Полк отходил на восток и 17 Октября оказался на аэродроме Борки на северной оконечности канала имени Москвы. Наряду с чисто истребительными задачами чаще стали летать на штурмовку и разведку, а к началу Декабря истребление войск стало основным делом для полков авиации под Москвой. Этому способствовало понижение активности частей Люфтваффе, которое советские лётчики объясняли полной неготовностью немецкой техники к морозам.

В конце Ноября истребители эскадрильи, обязанности командира которой уже исполнял С. Ф. Долгушин, вылетели на штурмовку аэродрома Лотошино. Самолётов противника там не оказалось, но на обратном пути встретились с группой Ме-109, возвращавшейся после этого настолько же неудачного налёта на Борки. В районе Клина начался воздушный махач. В результате 3 "Мессера" было сбито, но и самолёт Макарова с остановившимся мотором стал снижаться. Лётчик сел на полевом аэродроме вблизи Клина, где покуда не было немецких самолётов. Прикрывавший друга Долгушин увидел, как к лётному полю приближаются автомашины с солдатами, и решил усаживаться. Сел. Макаров с трудом пристроился в кабине его "МиГа" ( одна нижняя конечность оставалась за бортом ), и под автоматными очередями немцев самолёт взлетел...

В начале Января 1942 года Лейтенант С. Ф. Долгушин был официально назначен командиром эскадрильи, в которой сейчас были не только "МиГи", но и ЛаГГ-3, а посредством месяц начальник 180-го авиаполка ( 46-я истребительная авиационная дивизия, Калининский фронт ) Майор И. М. Хлусович подписал на него представление к званию Героя Советского Союза. К тому моменту Сергей Долгушин совершил 185 боевых вылетов, 39 - на штурмовку и 24 - на разведку. В 29 воздушных боях сшиб 7 самолётов лично ( 5 Ме-109, 1 Ju-87 и 1 Ju-88 ) и 4 в группе. При этом не были учтены 4 победы, которые лётчик уже имел до прихода в 180-й полк, чему способствовали не самые добрые отношения его с комиссаром полка В. И. Зиновьевым.

Бои под Москвой полк закончил 17 Марта 1942 года, последние немного самолётов сдали соседям и уехали в Иваново штудировать "Харрикейны". Это время осталось в памяти С. Ф. Долгушина самым тяжёлым за всю войну. Самолётов не хватало, доходило до того, что девятку СБ сопровождал единственный истребитель. Их изношенные МиГ-3 были тяжёлыми, маломаневренными и на высотах основных боёв ( до 4 км ) германский Ме-109 прямо не превосходил, к тому же фонарик не разрешено было вскрыть в полёте, и их пришлось снять вообще. "ЛаГГи" были ещё хуже...

5 Мая 1942 года С. Ф. Долгушину было присвоено звание Героя Советского Союза. Тем же указом стал Героем и С. В. Макаров, но посмертно - он погиб в Феврале, имея на счету 10 лично и 13 сбитых в группе. В начале Июня 180-й авиаполк, имея 22 "Харрикейна", перелетел на Юго - Западный фронт на аэровокзал Волоконовка в 90 км восточное Белгорода, но не прошло и двух месяцев, как, передав оставшиеся 5 машин в 436-й ИАП, полк сызнова отправился в Иваново. Кроме численного превосходства немцев, малого опыта у большинства наших лётчиков ( в эскадрилье из 10 дядя 7 раньше не воевали ), этому способствовало и незавидное свойство английской техники. Рассказывает С. Ф. Долгушин:

- "Харрикейн ? Отвратительный самолёт. Нет скорости, тяжёлый. Вместоположение 12 малокалиберных "Кольт - Браунингов" поставили 4 пушки ШВАК. Оружие - то хорошее, но на этом аэроплане ибо ничего не догонишь: Ju-88 беспрепятственно уходит, не говоря уже о "Мессере". На "Харрикейне" я сшиб 4 или 5 самолётов, но сшибить позволительно было, только если подловишь. Один раз - более того двух в одном бою. Сопровождали девятку "Бостонов". Кучевая облачность, то нырнём в облачко, то выйдем. В очередной раз выскакиваю - передо мной "Мессершмитт". Ничего не оставалось, как надавить на гашетку, и он взорвался в воздухе. Подобным образом и второго сшиб...

Дважды за эти 2 месяца лётчикам пришлось уходить аэродромы под огнём немецких танков, во втором случае - усаживаться на аэровокзал Коротояк в темноте, на полосу, обозначенную керосиновыми лампами. Много забот приносили и молодые пилоты, зачастую по возрасту бывшие старше командира, первостепенный задачей которого стало не обронить их в бою, обучить зреть в воздухе и сражаться. А когда в полку остались последние машины, молодёжь без затей перестали запускать в воздух.

В Августе в Иваново прилетел А. Ф. Семёнов, бывший комэск Долгушина, работавший в Инспекции ВВС РККА. Он подбирал лётчиков в 434-й авиаполк, которым командовал И. И. Клещёв, а "шефом" был руководитель Инспекции Полковник В. И. Сталин. Этот полк был первым в советских ВВС превращен в элитный по своему составу. В него подбирались лётчики не легко уже повоевавшие, но и опытные инструкторы из училищ ( в основном из Качинского ). Использовался он на самых тяжёлых направлениях и весьма активно, а вследствие того что нёс значительные потери. Перевод в 434-й авиаполк был в тот миг своего рода признанием боевого мастерства, вероятно не меньшим, чем Золотая Звезда.

Освоив в Люберцах Як-7Б, Сергей Долгушин в середине Сентября вступил в бои под Сталинградом, командуя эскадрильей 434-го ИАП. За считанные дни он сшиб немного самолётов, но ему дважды не повезло. 19 Сентября стрелок с Ju-88 попал в двигатель его "Яка". Двигатель заглох, но удалось под прикрытием ведомых спланировать на свою территорию и усадить машину на "живот".

21 Сентября 1942 года группа из 12 истребителей под командованием Капитана А. И. Якимова встретила 15 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 10 истребителей Ме-109. Наши лётчики совершенно штурмовали противника, и он недосчитался 7 самолётов, которые уничтожили лётчики А. И. Якимов, С. Ф. Долгушин, А. Я. Баклан, А. Д. Анискин и В. И. Гаранин.

В тот день Долгушин вылетел на новейшем "Яке" со срезанным гаргротом ( на нём в полк прилетел из Инспекции А. Ф. Семенов ). Сам он рассказывает об этом так:

- Драка началась на 3000 метров. Облачность 5 - 6 баллов, нижняя кромка 600 метров, верхняя 1200, хорошая погода. Дрались за облаками. Кончился мордобой, спустились под облака, я начал составлять группу ступать домой. Думаю: "Что же я за хвостом - то не смотрю ?" Оборачиваюсь - на меня уже пара пикирует. Я бы мог вывернуться, но решил ведущего сшибить. Вижу: он - на дистанции огня. Дал ногу, чтобы он по мне не попал. Лотом выпустил щитки, и он, чтобы не врезаться, проскочил под "Яком" и оказался передомной. Растерялся, явственно...

Я ударил по нему, а ведомый - по мне, сокрушил левую плоскость и бак. Ведущего я убил, и моя агрегатина загорелась. Высота - метров 600. Перевернул "Як", а ручку не отдал, и меня прижало к спинке. Вся кабина в огне. Земля рядом. Задрал машину, дал ей совершенный газ, набрал метров 600, встал, за антенну схватился и вывалился из кабины. Правда, ударился о стабилизатор. Спускаюсь, думаю как усаживаться - левая нижняя конечность ранена, как бы не разрушить. Смотрю, внизу солдаты. Они подходят, и я спускаюсь им прямо на руки...

Лётчик был ранен в левую ногу, получил ожоги лица и до конца Октября выбыл из строя. В Ноябре - Декабре 1942 года - работа в Инспекции ВВС. Здесь работали опытнейшие лётчики, прошедшие все конфликты конца 1930-х годов и успевшие отличиться в начале войны. В их распоряжении были любые самолёты, стоявшие на вооружении советских ВВС. Начальником Инспекции был Василий Сталин ( отпрыск Иосифа Виссарионовича ), что придавало ей своеобразный вес.

Однако, в начале Января 1943 года Инспекция была расформирована, и Капитан Долгушин вернулся в свой полк, получивший к тому моменту звание Гвардейского и новоиспеченный номер - 32-й ГвИАП. Полк входил в состав 210-й истребительной авиационной дивизии ( 1-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная вооруженные силы ) и базировался на аэродроме Заборовье южнее Демянска ( Калининский фронт ). Через немного дней его командиром стал Полковник В. И. Сталин. Зимой 1943 года в этом районе шли ожесточённые бои, и погода позволяла вовлечь в них авиацию. 32-й ГвИАП страсть сколько летал на прикрытие войск. Основная тяжеловесность боевых полётов лежала на Героях Советского Союза заместителе командира полка В. П. Бабкове и комэсках С. Ф. Долгушине, А. Ф. Мошине и И. М. Холодове - значительно больше опытных, чем начальник, но Василий Сталин также поднимался в воздух.

Летал он типично в звене Долгушина ведущим второй пары. Вэтого сделал 20 - 30 боевых вылетов и имел 2 - 3 победы. Об одном из тяжёлых боев с участием Василия Сталина вспоминает С. Ф. Долгушин:

- Дело было между Демянском и Старой Руссой. Нас было 8 или 10, а немцев - штук 30. Я оттягивал махач на свою территорию. Вприятель замечаю, какому - то "Яку" германец заходит в хвостище, вот - вот ударит. Я был в невыгодном положении и палить прицельно не мог. Даже в текущее время не пойму, как я вывернул, едва не сломал машину, но "Фоккера" из хвоста этого "Яка" все же выбил.

Вгляделся - на "Яке" цифра 12 - Василий Сталин. Он погнался за немцем и оторвался от "каши", а его ведомый Володька Орехов, позже Герой Советского Союза, мой начальник звена, отстал от него. Бой прошёл привычно, никого не потеряли, у Василия более того пробоины нет. Когда сели, я доложил, как положено, опосля отошли в сторону, и я ему выложил все, что думал, не стесняясь в выражениях. Василий слушал, слушал, после этого говорит: "Сергей, ну может хватит ?" А сам смеётся... ( фотография, помещённый слева вверху, сделан вечером того самого дня ).

На Калининском фронте С. Ф. Долгушин сшиб 6 самолётов. Боевая служба и его отношения с начальством складывались недурно, что не неизменно бывает, но в начале Мая 1943 года появился директива, подписанный Верховным Главнокомандующим, о снятии В. И. Сталина с должности командира полка и переводе В. П. Бабкова и С. Ф. Долгушина в другую количество. Причиной послужили далекие от фронтовой жизни прегрешения Василия, к которым ни Бабков, ни Долгушин отношения не имели. Так 5 Июля 1943 года Сергей возвратился в 180-й ИАП, ставший в настоящее время 30-м Гвардейским. Освоив новую для себя "Аэрокобру", он в качестве помошника командира полка принял участие в боях под Курском и сшиб 2 самолёта.

Через два месяца, в Сентябре 1943 года, Долгушин был отозван в Москву и назначен уже командиром 156-го авиаполка, которым и командовал до осени 1946 года. Полк переучивался в Сейме под Горьким с "ЛаГГов" на Ла-5.

Получив Ла-5 и Ла-5ФН, перелетел в начале Ноября на аэропорт Агибалово и вошёл в состав 215-й истребительной авиационной дивизии ( начальник М. Н. Якушин ) 8-го истребительного авиационного корпуса ( начальник А. С. Осипенко ).

Ещё немного месяцев остов не вводили в бои, и только 20 Июня 1944 года его полки перебазировались в Белоруссию в 16-ю Воздушную армию и участвовали в Бобруйской операции. После неё, до самого конца войны, остов воевал в составе 4-й Воздушной армии.

156-й авиаполк в основном занимался прикрытием танковых и кавалерийских соединений, меньше - сопровождением. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши и закончил бои на территории Северной Германии. За время командования С. Ф. Долгушина полк получил почётное наименование "Эльбингский" и был награждён орденом Суворова III-й степени.

В Феврале 1945 года лётчик сделал вынужденную посадку на своей территории, так как над Данцигом двигатель его Ла-7 расквасила зенитка. Командир полка продолжал летать, но менее интенсивно, чем в начале войны. Превосходство перешло к советской авиации, да и личное участие в боях командиров такого уровня в конце войны нисколько не приветствовалось.

Свой окончательный боевой вылет Подполковник Долгушин совершил 6 Мая 1945 года. Вэтого же, за отрезок времени войны, он произвёл рядом 500 боевых вылетов, из них 120 - на штурмовку и 86 - на разведку, в воздушных боях сшиб лично 17 и в группе с товарищами - 11 самолётов ( по официальным данным ).

После победы С. Ф. Долгушин продолжал руководить 156-м авиаполком, переведённым в 229-ю авиадивизию. В 1946 - 1947 годах учился на Высших лётно - тактических курсах в Липецке и до 1949 года командовал там полком, вооружённым Як-3, Як-9П и Ла-9. С 1949 года - начальник 196-го авиаполка, следом - 32-го Гвардейского, входивших в "парадную" дивизию в Кубинке. 196-й полк переходил с Ла-15 на МиГ-15, 32-й - имел их на вооружении. С 1951 года - начальник бомбардировочной дивизии в Калинине, начинавшей при нём осваивать Ил-28. В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба.

Прошёл строй высоких должностей вплоть до заместителя командующего Воздушной армией. В 1967 году ему присвоено звание Генерал - Лейтенант авиации. До 1970 года продолжал летать. Последние годы службы - начальство кафедры ВВИА имени Жуковского. В 1976 году ушёл в припас. За отрезок времени службы был награждён орденами: Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны I-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, многими медалями.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Жуковский Sergey Jukovskiy

Сергей Жуковский - выдающийся советский летчик. Родился 7 октября 1918 года.Сергей Жуковский - Участник Великой Отечественной войны с первого до..
читать далее

Сергей Иванов Sergey Ivanov

К концу войны Гвардии Капитан С. С. Иванов совершил более 200 успешных боевых вылетов и уничтожил не менее 21 неприятельского самолёта. Был..
читать далее

Сергей Коблов Sergey Koblov

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями. Его имя носят улицы в городах Орджоникидзе и Цхинвали. В городе Орджоникидзе установлен..
читать далее

Сергей Коновалов Sergey Konovalov

К концу войны совершил 248 боевых вылетов, участвовал в 100 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника лично и 4 в группе с товарищами. 0 года за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий