Известные люди

»

Сергей Манукян

Сергей Манукян Sergey Manukyan Карьера: Музыкант
Рождение: 15.3.1955
Одним из участников IX ежегодного международного ижевского джазового фестиваля стал Сергей Манукян - наверное, самый известный российский вокалист и пианист. Его концерт в духе джазового джема с гитаристом Павлом Чекмаковским, ударником Сергеем Остроумовым и пианистом Андреем Кондаковым, как и следовало ожидать, оказался остроумным, чувственным и предельно эмоциональным действом. Было очевидно, что музыканту не хватило запланированного времени, чтобы развить все те музыкальные идеи, которые занимают его сегодня.

- Вам, как состоявшемуся музыканту, поди, интереснее одаривать сольные концерты, чем быть одним из многих участников фестиваля?

- Будет сильно потешно, если кто-то из нас скажет, что он - состоявшийся музыкант. Музыкант, сколь он живет, столь совершенствуется. Всякий фестиваль - это дар городу, и мы должны колесить на фестивали уже хотя бы для того, чтобы сыграть в этом городе, будь то Петербург или Ижевск. Это наша служба. Если бы на то была моя свобода, я сделал бы так, чтобы музыканты совершали ежегодный круг по всем городам. Не только с целью заработка, а для того, чтобы не было города, не охваченного джазом. Чтобы джазовую музыку могли послушать кругом, чтобы вся держава была в курсе внутренней жизни джаза. А сегодня обстановка такова, что до некоторых городов без затей экономически нереально добираться.

- Скажите, есть ли в текущее время молодые музыканты, которые вам бесспорно интересны?

- Да, конечно. Есть достаточно немало шибко одаренных музыкантов, которые ладно играют, и при этом имеют артистический дар. Но помимо техники есть ещё одна составляющая музыки Молодому музыканту чего не хватает? Музыкальному наполнению нередко не хватает пережитого. В результате музыка звучит то ли холодновато, то ли, напротив, излишне горячо. Дело в том, что каждая музыка - продукт пережитого. Конечно, есть молодые музыканты, которые в свои юные годы уже полно пережили, но Это как правило не те переживания, которые рождают музыку. Зрелый же музыкант способен трансформировать переживания, изображать свои чувства музыкальными картинами.

- А вы можете обозначить тот миг, когда сами поняли, что начали игрывать по-другому?

- Безусловно, да. Я не могу произнести при этом, что стал игрывать лучше - тут не работают категории лучше или хуже. Это миг, когда ты что-то понял, как черт из табакерки что-то услышал, и без этого услышанного и прочувствованного уже не играешь. С этого момента это знание уже постоянно при тебе. На самом деле, это обретение знаний, обогащение, происходит все время. Но для каждого прозрения необходимо, чтобы случилось какое-то озарение, чтобы каналы божественной энергии открылись. Это может быть следствием духовной работы, которую ты сам проделываешь, может быть влиянием того образа жизни, тот, что ты ведешь Господь сказал: Творите добро, и вам воздастся.

- Так для вас музыка - божественное откровение? Какова же тогда образ профессии?

- Профессионализм, техника существуют только для того, чтобы выкрутиться, если нет божественного проявления. Когда я болею, я верно знаю, что на сцене мне нужно будет выкручиваться как раз профессионально, оттого что когда больно стан, нет этого притока свыше. И я тогда играю за счет профессионализма, как бы сквозь себя. Но при этом озарения никакого. А оттого что бывает, что тебя летит (смеется), ты летишь

- А может ли нечуткая аудитория оборвать тот самый полет?

- На самом деле образ аудитории вторична. Сначала ты сам должен лететь. Отношения музыканта и публики похожи на касательство родителя и ребенка. Это чадо от меня зависит, это я его направляю, а не он меня, я с него спрашиваю, я его воспитываю. Со зрителями то же самое. Я не могу топать за ними, а они за мной - идут. И вот сколь я с ними искренен, до такой степени они мне верят и готовы придерживаться за мной. Я должен все время быть в таком состоянии, чтобы они не отвернулись от меня.

- Какой же тогда должен быть диссонанс, когда вы в состоянии озарения летите, а в зале - случайная публика

- Я все одинаково заставлю ее лететь. Если я играю от всего сердца, с любовью Это каким же необходимо быть человеком, чтобы на искреннюю влюбленность не ответствовать? И, знаете, до этих вот случайных слушателей достучаться - самое большое фортуна.

- Как в профессиональной джазовой среде относятся к тем, кто в начале своего пути обещали быть весьма хорошими джазовыми музыкантами, но ушли в коммерческую сферу, стали людьми шоу-бизнеса?

- Знаете, образец у меня - Лариса Долина. Мне видится, что Лара пошла в эстраду, в сторону коммерческой музыки не только вследствие того что, что надобно было монеты получать. Ей вечно нравилось распевать хорошие песни, к какому бы жанру они не относились. Но она украсила эстраду. Она же ее не испортила!

- Между тем, жалостно, что звук растрачивается на Погоду в доме и прочие опусы.

- И все одинаково это лучше, чем, если бы эти же песни распевали люди, абсолютно лишенные таланта. Лара, она же напевать может здорово, и она талантлива более того в этом репертуаре. Конечно, когда она возвращается к джазу, она понимает, что крайне непочатый край времени потеряно, но это отдельная история. Вообще, мне кажется, если коммерческую музыку будут исполнять такие люди, как Лариса Долина, наша эстрада будет едва лучше.

- А позволительно ли оставаться в рамках серьезного джаза, и при этом быть коммерчески успешным?

- На самом деле как вы понимаете, коммерческий счастливый момент не свидетельствует об исполнительском уровне. И воистину, финансовое благополучие сопровождает зачастую проекты, которые затевались не для музыки, а как коммерческие предприятия, в частности, Фабрика звезд. К сожалению, бескультурье и неуважение к чему-то фундаментальному и настоящему - это вопросительный мотив многих веков. И это не задача только нашего века или нашей страны. Я могу заявить, что Бритни Спирс или Spice Girls значительно лучше живут, чем западные джазмены. Потому что торгаши правят миром, а поп-культуру сбывать выгоднее. Она лучше продается.

- А джаз не продается? Та музыка, от которой и музыканты и публика летят?

- Ну, что теперь А в церковь не возбраняется вообще прийти на халяву и услыхать там такое, чего воспрещено больше услыхать нигде и ни в жизнь. Духовные песнопения - это ни с чем не сопоставимое, удивительное состояние. Большее, чем полет на светском концерте. А оно на халяву. Что стоит денег? Чаще всего - ничто, вещи преходящие. Я сам хотел бы игрывать такую музыку, которая не может быть модной или немодной, которую разрешается внимать постоянно, в силу того что что она говорит о вечных вещах. Знаете, я неизменно уважал творчество Высоцкого, и единственное, что мне не нравилось - злободневность момента, присущая его песням. Можно послушать любую его песню, и раскумекать, когда это писалось. А я хочу, чтобы в музыке не было привязки ко времени.

- Есть вещи, которые вы уже не успели?

- О, да. А крайне хотел сыграть с Битлз (смеется). Ну, не сыграл, и ничего страшного.

- Я о реальных возможностях спрашиваю.

- А все реально. Все, что джентльмен может себе нафантазировать, так или по-другому может случиться.

- Как сегодня рождаются ваши совместные проекты с теми или иными музыкантами? Вы потому как без малого всякий год играете с новой командой.

- Знаете, я отношусь к категории людей, у которых проекты ни в жизнь не заканчиваются. Они в одно прекрасное время начинаются - и навечно. У меня не бывает так, чтобы я собрал группу, сыграл серию концертов, а позже распустил музыкантов. Так снимается кино: сцены отсняли, и все разъехались; музыка так не делается. Нас не так невпроворот, и так или по иному мы приятель с другом встречаемся. И более того если бы нас было в десять раз больше, мы все одинаково стремились бы к тем, с кем нам привычнее, удобнее. Мы же не можем вечно трансформировать друзей. В музыке - то же самое. Однажды совпав в понимании музыки, мы сообща развиваемся, вкупе придумываем, в новом опираясь на то, что общего у нас было в прошлом, и в этом здоровый толк. Поэтому в каждом новом проекте находится местоположение для тех, с кем мы играли в свое время.

- И все-таки в джазовой среде крайне негусто коллективов, которые по десять, пятнадцать и больше лет остаются в основе своей неизменны. В рок-музыке таких примеров значительно больше. Почему?

- Потому, что рок-музыка сама по себе достаточно примитивна, и когда люди в этом примитивном сходятся - это насовсем. И черта рок-музыки в том, что она живет только в исполнении одной группы. Я сам в молодости играл Led Zeppelin, The Beatles, но я сильно сомневаюсь, что лет посредством пятьдесят кто-нибудь будет игрывать Deep Purple или Rolling Stones. При этом я не говорю, что Стоунз - это скверно, это потрясающий, фантастический коллектив.

- Битлов игрывать будут.

- Да, их игрывать будут, но потому как, что в основе их музыки - не претензия, а песня. А вот Doors игрывать не будут, потому что что их творчество принадлежит не музыке вообще, а одному конкретному исполнителю. Вот в этом, к сожалению, примитивность рока. А музыка должна существовать, в этом главная ее проблема. Жить в разных воплощениях, в разных музыкантах. Ее запрещено ассоциировать с людьми, потому что что музыка - больше людей.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Матвеенко Sergey Matveenko

В своём творчестве Сергей затрагивает разные темы. Но пытаться разделить его песни и стихи на социальные и лирические, пейзажные и пародийные -..
читать далее

Сергей Наговицын Sergey Nagovicin

Автор-исполнитель в жанре русский шансон. Широкую известность приобрел в 1998 году, после выхода альбома "Приговор". Всего Сергеем выпущено пять..
читать далее

Сергей Накаряков Sergey Nakaryakov

Кто он на самом деле: "вундеркинд", "виртуоз", или просто талантливый, умный музыкант, влюбленный в музыку и в свой инструмент - трубу?.
читать далее

Сергей Никитин Sergey Nikitin

Сергей Никитин - Заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий