Известные люди

»

Степан Колесниченко

Степан Колесниченко Stepan Kolesnichenko Карьера: Авиатор
Рождение: 24.12.1913
Лейтенант С. К. Колесниченко совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолёта противника.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен в селе Берёза Глуховского района Сумской области.

Родился 24 Декабря 1913 года в селе Григориополь, нынче посёлок в Республике Молдова, в семье крестьянина. Окончил 1 вектор движения механического техникума в 1934 году. В рядах Красной Армии с 1935 года. Оставшись на сверхсрочной службе, в 1939 году окончил Одесский аэроклуб, в 1942 году - Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1942 года в действующей армии. К середине Июля 1943 года помошник по воздушно - стрелковой службе командира 519-го истребительного авиационного полка ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вс, Центральный фронт ) Лейтенант С. К. Колесниченко совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сшиб 16 и в составе группы 4 самолёта противника.

30 Августа 1943 года погиб в воздушном бою. К тому времени сшиб 21 вражеский самолёт. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Похоронен в селе Берёза Глуховского района Сумской области.

* * *

С Апреля 1942 года С. К. Колесниченко сражался в составе 519-го ИАП, летая на самолёте Як-7Б. Косая сажень в плечах, скуластое мужественное физиономия, громогласный басовитый звук, неуемная энергия - таким запомнился он однополчанам.

В течение Мая - Июня 1943 года немецкая авиация периодически действовала по нашим аэродромам Щигры, Русский Брод, Ржава, Зыбино, Будановка, Красная Заря и другим, совершив 14 налётов, в которых участвовало возле 450 самолётов. Так, 16 Мая группа бомбардировщиков Ju-87 и Ме-110 в составе до 40 самолётов под прикрытием "Фокке - Вульфов" пыталась причинить потрясение по аэродрому Щигры ( Южные ). На отображение налёта было поднято 15 истребителей Як-7 из 519-го ИАП, которые перехватили бомбардировщиков, частично рассеяли их и связали воздушным боем ещё до подхода к цели. К аэродрому прорвались только отдельные самолёты Ju-87 и группа Ме-110. Преследуемые нашими истребителями, они беспорядочно сбросили бомбы, не причинив ущерба находившимся на аэродроме самолётам и личному составу. Лётчикам 519-го ИАП в этом воздушном бою удалось сшибить 10 вражеских самолётов. При этом Младший лейтенант С. К. Колесниченко уничтожил два Ме-110 и единственный FW-190, наглядно доказав, что при умелом владении самолётом Як-7, грамотном использовании его вооружения, прицельном огне с малых дистанций разрешено удачно известия мордобой с любым вражеским самолётом.

Отличился Лейтенант С. К. Колесниченко и в первые дни сражения на Курской дуге.

5 Июля 1943 года, взаимодействуя с наступающими дивизиями вермахта, большие группы самолётов Люфтваффе обрушились на передовые позиции частей Красной Армии. С орловского плацдарма немецкие бомбардировщики штурмовали квадрат на поле боя со сторонами всего 30 и 15 км, в каждой атаке принимали участие до 100 самолётов, которым противостояли всего только эскадрильи патрулирующих советских истребителей. Только в течение одного часа в середине дня авиации СССР пришлось новости борьбу с тремя эшелонами машин Люфтваффе.

В первой волне летело 60 He-111 в сопровождении истребителей, вторая волна насчитывала до 50 Не-111 и Ju-87 под прикрытием 20 FW-190. Группы самолётов шли одна за иной на дистанции 3 - 4 км. В третьем эшелоне находились рядом 20 бомбардировщиков, следующих на разных высотах, которые сопровождал усиленный наряд истребителей - рядом 40 FW-190.

Вэтого за 5 Июля было зафиксировано примерно 2300 самолёто - вылетов немецких ВВС. Бывали моменты, когда над районом боевых действий в то же время висели до 300 немецких бомбардировщиков и не менее 100 истребителей.

Советская авиация на первых порах действовала мелкими группами. Но эскадрильи "Яков" и "Лавочкиных" были не в состоянии воспрепятствовать вражеским атакам, а шестёрки и восьмёрки Ил-2 штурмовали танки, артиллерию и пехоту противника на довольно широком фронте. Распыленность сил снижала эффективность советских налётов, а малочисленность формаций с небольшим количеством истребителей приводила к большим потерям. Самолёты Люфтваффе безраздельно господствовали в небе. Только позже установления главного удара немецких войск, командующий 16-й Воздушной армии Генерал С. Руденко поднял в воздух больше 200 истребителей и 150 бомбардировщиков и штурмовиков. Тучи боевых машин ринулись навстречу приятель другу. Воздушные поединки приобрели ожесточённый нрав - десятки самолётов схлестнулись в смертельной схватке.

В течение дня лётчики - истребители 16-й Воздушной армии провели 75 групповых боёв и заявили о 106 воздушных победах. При этом, 3 вражеских машины сшиб пилот 519-го истребительного авиационного полка Степан Колесниченко.

Во время одного из боёв с группой FW-190 он заметил, что его ведомый покинул подбитый самолёт, а вражеский истребитель пытается поставить к стенке спускающегося на парашюте советского лётчика. Колесниченко молниеносно бросился на выручку товарищу, уничтожил "Фоккер" и прикрывал своего ведомого до тех пор, покуда тот не приземлился. Затем Колесниченко, умело маневрируя, сразил иной "Фоккер". Это был уже 3-й вражеский самолёт, уничтоженный бесстрашным лётчиком в этом бою...

Вот что пишет о С. К. Колесниченко его однополчанин, А. Б. Краснов в своей книге "Атакуют истребители" ( Воениздат, 1981 год ):

"Под Курском - это было 12 Июля 1943 года - эскадрилья Як-9 прикрывала свои войска. Значительно выше истребителей появились две девятки вражеских бомбардировщиков Не-111, ещё выше - группа прикрывающих их Ме-109. Ни соотношение сил, ни взаимное расположение наших и вражеских самолётов не благоприятствовали завязке боя. Что действовать ? Командир эскадрильи принял вывод штурмовать бомбардировщиков с задней полусферы. Этот маневр выполнялся на виду у врага, замаскироваться было нечем. На его выполнение уходили драгоценные минуты. Всё ближе подходили бомбардировщики к нашим войскам. Когда же эскадрилья вышла в исходное положение для атаки, на неё обрушились давнехонько изготовившиеся для удара "Мессеры". И хотя комэск, предвидя это, выделил загодя звено, чтобы связать их боем, остальные лётчики, пытавшиеся штурмовать бомбардировщиков, натолкнулись на ожесточённый пламень стрелков самолётов, которые к тому времени успели сомкнуться в литой боевой строй. Время было упущено, и атаки истребителей не увенчались успехом.

В памяти сохранился и иной момент. В тот же день грубо в таковой же тактической ситуации оказалась шестёрка истребителей, которую вёл Старший лейтенант Колесниченко. Обнаружив врага, начальник и его ведомые сразу устремились в атаку прямо на бомбардировщиков. Естественно, сближение с ними проходило с одновременным набором высоты и вследствие этого на малой скорости. Огонь пришлось вскрыть с огромный дальности. Бомбардировщики потерь не понесли, но плод атаки сказался немедленно: освобождаясь от бомбового груза прямо над позициями своих войск, противник повернул в обратную сторону, и его потрясение был сорван. Не имели потерь и наши истребители - "Мессерам" нетрудно не хватило времени, чтобы отразить дерзкую атаку.

Два боя в равных условиях - решения же ведущих и результаты боёв различны. Инициативные решительные действия Колесниченко, умелый учёт им фактора времени предопределили счастливый момент выполнения задачи в неравной, по сути дела, воздушной схватке.

Неоспоримые преимущества получает начальник при обучении и воспитании своих лётчиков, действуя личным показом. "Делай, как я" - это пожилой испытанный алгоритм обучения, на котором выросло не одно поколение авиаторов. Ничто так не убеждает, не воодушевляет на геройский поступок, как образец командира. Участие в боях нужно кроме того каждому командиру для совершенствования личного боевого мастерства. В общем, если начальник хочет обладать умелых воздушных бойцов, он сам поведёт их в мордобой, потому как, как говорят старые педагоги, словечко учит, а образец влечёт. Можно с уверенностью вымолвить, что девиз фронтовых лет: "начальник - оптимальный лётчик", остается непоколебимым и в наши дни. Но начальник в воздухе должен неизменно оставаться командиром - организатором боя. Иначе может выдасться непоправимое.

В Мае 1943 года при отражении массированного налёта вражеской авиации на ж-д узел Курск лётчик Старший лейтенант А. Кулысов вёл в махач шестёрку "Яков". Встреча с врагом не заставила себя дожидаться. Из - за редкой облачности нимало рядом от истребителей выскочила большая группа Ме-110. Но ведущий не подал своим лётчикам никакой команды. Кто знает зачем ? То ли не успел, забыл или посчитал ненужным ? Резко развернувшись, он бросился на ближний "Стодесятый" и атаковал его сверху. Тот запылал жёлтым дымным пламенем, а Кулысов уже устремился за вторым, преследуя его на пикировании, но трассы соседних немецких самолётов огненными строчками прошили истребитель, тот, что так и не вышел из последнего пике. Погиб дерзновенный воздушный воин, погиб вследствие того что, что действовал как рядовой и не сумел создать махач. Тем временем Ме-110 встали в оборонительный круг, в котором любой прикрывал спереди идущего, и неорганизованные атаки оставшихся без управления лётчиков уже не дали никаких результатов. Трагический происшествие. Тяжело припоминать о нём через десятки лет, но нужно, тем больше что он закончился не только гибелью командира, но и невыполнением боевой задачи.

Разумеется, в сокровищнице фронтового опыта имеется навалом примеров грамотного управления боем. Правильно выбранное местоположение в бою позволяло командирам достигать убедительных побед. Не запамятовать мне своего боевого командира Степана Колесниченко, Героя Советского Союза, бесстрашного лётчика, коммуниста, обладавшего великолепной техникой пилотирования, тактической, я бы сказал, мудростью. В трудной фронтовой обстановке он водил нас на самые опасные задания. Не тяготение к личной славе, не вероятность сшибить самому врага определяли его местоположение в бою. Всё это вызывало наше искреннее почтение к командиру, поддерживало его непререкаемый авторитет.

Однажды Колесниченко ( это было пару месяцев через затем гибели Кулысова ) вёл эскадрилью на прикрытие войск у северного фаса Курской дуги. Случилось так, что мы оказались в только удобном положении для атаки "Юнкерсов", спешивших к нашему переднему краю. Считанные мгновения оставались до начала боя, когда откель - то сверху со стороны солнца на нас свалилась шестёрка Ме-109. Имея преимущества в скорости, она, конечно, сорвала бы атаку, если бы свой начальник не принял храброе заключение. Приказав двум звеньям ударять бомбардировщиков, он со своим звеном ринулся навстречу "Мессерам" и умело связал их боем. Мы беспрепятственно штурмовали "Юнкерсов". Эскадрилья сорвала их бомбовый потрясение и уничтожила 3 бомбардировщика, хотя сам начальник в этом бою не сшиб ни одного самолёта. Он не погнался за лёгкой добычей, а взял на себя вывод самой опасной и трудной задачи. Эпизод тот самый говорит сам за себя. Умелое управление боем определило его исход..."

Вэтого за отрезок времени Курской битвы отважный воздушный воин уничтожил 16 вражеских самолётов. Из наградного листа на Лейтенанта С. К. Колесниченко.

"Лейтенант тов. С. К. Колесниченко в Отечественной войне участвует с 23 Апреля 1942 года. Сначала на Западном, а потом на Центральном фронте. Будучи на Западном фронте, участвовал в боях с 23 Апреля по 30 Октября 1942 года. За это время совершил 65 успешных боевых вылетов и провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сшиб 4 самолёта Ме-109F и 4 самолёта подбил, из них: 2 Ju-88, 1 Me-110 и 1 Me-109.

На Центральном фронте участвует в боях с 1 Апреля 1943 года, где произвёл 49 боевых вылетов и провёл 12 воздушных боёв, в результате которых лично сшиб 12 самолётов противника, из них: 8 FW-190, 1 Ju-88 и 1 Ju-87. В групповых боях сшиб 3 самолёта, из них: 2 Ju-88 и 1 Не-111.

Кроме этого, при бомбёжке аэродрома противника в районе Никольское в группе уничтожено 4 FW-190 и сожжено 2 автоцистерны.

Вэтого тов. Колесниченко произвёл 114 боевых вылетов, провёл 24 воздушных боя, сшиб лично 16 и в группе 4 самолёта противника.

В боях с немецко - фашистскими захватчиками проявил себя мужественным, решительным и отважным воздушным бойцом, не щадя своей жизни, он не раз смело вступал в мордобой с численно превосходящими силами противника.

16.05.1943 года при налёте авиации противника ( 24 Ме-110 и 6 FW-190 ) на аэропорт тов. Колесниченко, вылетев по тревоге, резво набрал высоту и левее себя заметил воздушную карусель, 1 Ме-110 вышел из карусели и по прямой стал покидать. Тов. Колесниченко с ходу атаковал его позади снизу, окончательный загорелся, перешёл в беспорядочное пикирование и, горящий, врезался в землю. Убедившись, что самолёт сбит, тов. Колесниченко сделал левый боевой разворот и увидел, как из облачности вывалилось 2 FW-190, ведущий из них атаковал Колесниченко, но он стал в вираж и на вираже сшиб ведомого. Второй FW-190, видя участь первого, скрылся в облаках. Разделавшись с FW-190, затем набора высоты заметил 6 Me-110. Искусным маневром зашёл со стороны солнца и атаковал ведущего группы позади снизу. Атака была в такой степени удачной, что самолёт противника разом загорелся и врезался в землю. Таким образом, в этом бою он сшиб 3 самолёта противника.

6.07.1943 года, будучи ведущим 4 Як-7Б, вылетел на прикрытие наших войск в районе Степь, Ясная Поляна. Подходя к району прикрытия, встретил до 20 FW-190 и 15 Ju-88, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. Тов. Колесниченко смело атаковал фашистских стервятников и добился победы. В этом бою было сбито 5 самолётов противника, из них лично тов. Колесниченко - 3 самолёта ( 1 Ju-88 и 2 FW-190 ), и, помимо этого, было сорвано прицельное бомбометание бомбардировщиков противника, которые, беспорядочно побросав бомбы, торопливо бежали с поля боя.

8.07.1943 года с группой Як-7Б выполнял задачу по прикрытию наших войск в районе Ольховатка - 1-е Поныри. При подходе в этом районе заметил, как 2 FW-190 сшибли самолёт Як-1, лётчик которого выбросился на парашюте. Фашистские стервятники пытались пустить в расход лётчика, а тов Колесниченко со своей группой пресёк атаки самолётов противника, обратил их в 6егство, сам лично погнавшись за 1 FW-190, сшиб его на бреющем полёте.

Своим мужеством, смелостью и решительностью воодушевляет всех лётчиков полка на борьбу с немецкими захватчиками. Там, где ведёт мордобой тов. Колесниченко, они вечно выходят победителями. Он не ждёт противника, а ищет его, находит и уничтожает.

Прибыв в полк рядовым лётчиком, к сегодняшнему дню вырос до помощника командира полка по воздушно - стрелковой службе. Является знаменитым человеком в полку. Наряду с боевой ведёт большую партийную работу, являясь членом партбюро и дивизионной парткомиссии в полку. Кроме этого, он является агитатором в полку. Он что надо сочетает собственный образец в бою с работой с лётным составом, вследствие этого всякий лётчик, не стесняясь, всю дорогу спрашивает у него разъяснения на все интересующие его вопросы.

Вывод: За мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, и лично сбитые 16 самолётов противника достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир 519-го ИАП 283-й Камышинской ИАД майор К. М. Мурга".

30 Августа 1943 года Старший лейтенант С. К. Колесниченко погиб в воздушном бою над хутором Кривенки Глуховского района Сумской области. Колхозница Д. А. Чубук, наблюдавшая за боем, в письме родным С. К. Колесниченко писала:

"Утром шёл крупный дождина, к обеду утих и был слышен мощный шум боя. Мы были в хате, вдрут показались самолёты и начался воздушный махач. Их было 5, а свой единственный, мы так и поняли, что российский единственный, он в воздухе загорелся и упал, наверное, он, бедный, не успел и парашют распустить. Когда он упал, мы всем хутором, то есть колхозом, бежали к нему... Когда вытащили, было видно, что волос чёрный, лица не видать, сапог единственный ещё цел был, на руке одной была перчатка; одна дама из огня вытаскивала его документы. Пошли, взяли лошадь, сложили всё и привезли на своё кладбище, и предали земле. Всегда мы его вспоминаем и помним, что он погиб за нас всех, он же нас освобождал. Когда захоронили, у нас у всех болела личность, как словно мы утеряли всё на свете, хотя он нам был и есть нимало неизвестный мужчина, а когда прочитали документы, нам ещё больше стало жалостно, так как он Герой Советского Союза и немного раз награждён, сделал 100 налетов на врага и на 101 погиб".

Итоги боевой деятельности Степана Калиновича Колесниченко в различных источниках приводятся разные. Так, Н. Г. Бодрихин указывает на 21 личную и 4 групповые победы, одержанные в 135 боевых вылетах и 27 воздушных боях. М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 14 личных и 2 групповые победы, а корпоративный результат трактует по наградному листу, то есть - как 16 личных и 4 в группе. В некоторых источниках встречается и цифра 21 ( 17 личных и 4 групповые победы ).

Так же читайте биографии известных людей:
Степан Микоян Stepan Mikoyan

Генерал-лейтенант С.А. Микоян - Герой Советского Союза (1975), Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964), кавалер орденов Ленина (1972), Красного..
читать далее

Степан Науменко Stepan Naumenko

К тому времени на боевом счету Степана Ивановича числилось около 70 боевых вылетов, 10 воздушных боёв и 11 сбитых самолётов противника - 5 лично (..
читать далее

Степан Харченко Stepan Harchenko

Сражаясь в составе Краснознамённого истребительного авиационного полка, командир звена С. И. Харченко совершил 66 боевых вылетов. Был награждён..
читать далее

Степан Артеменко Stepan Artemenko

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года Степану Елизаровичу Артеменко присвоено звание Героя Советского Союза. 31 мая 1945..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий