Известные люди

»

Тихон Хренников

Тихон Хренников Tihon Hrennikov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 10.6.1913
Тихон Хренников народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академик Национальной академии кинемато-графических искусств и наук России.

Родился в 1913 году в уездном городе Ельце Орловской губернии. Отец Николай Иванович, служил приказчиком у местных купцов. Мать Варвара Васильевна, домохозяйка, была поглощена хлопотами о крупный многодетной семье. Супруга Клара Арнольдовна.

Тихон был младшим, десятым ребенком в семье. Семья жила дружно. Достатка большого не было, но тот, что был, весь определялся на образование. Старшие братья окончили Московский вуз. Один из средних, Глеб, имел прекрасный певческий звук лирический тенор, учился в Московской консерватории и Московском университете. Ему прочили блестящее грядущее в вокальном искусстве, но началась Первая мировая махаловка, он ушел добровольцем на фронт и погиб там в 1918 году. Старшие братья и сестры были уже взрослыми и горячо обсуждали все новинки, концерты, музицировали. В доме непрерывно звучала музыка. На таких инструментах, как гитара, мандолина играли все. Тихон также играл на гитаре в струнном оркестре, напевал в школьном хоре. С 9 лет он начал обучаться игрывать на рояле.

Через два года из Москвы в Елец приехал В. Агарков. Ученик Константина Николаевича Игумнова, ректора Московской консерватории, создателя одной из крупнейших пианистических школ России, он давал концерты, сочинял музыку, был даровитым и требовательным педагогом. Занятия с ним увлекли Тихона. Но еле-еле ли не самой серьезной была для него саммит с Анной Федоровной Варгуниной, с которой Хренников начал заниматься вслед за тем отъезда Агаркова. Начав игрывать на рояле, он достаточно быстро стал фантазировать музыку. Свой основополагающий опус этюд для фортепиано он написал в 13 лет, а позже этого вечно сочинял вальсы, марши, этюды и пьесы. Вскоре товарка сестры, С.Г. Цейтлин, учившаяся в ту пору в Москве в музыкальном техникуме имени Гнесиных, рассказала о молодом таланте Михаилу Фабиановичу Гнесину, и тот посоветовал приехать к нему на консультацию.

Зимой 19271928 года Тихон прибыл в Москву и показал свои сочинения. Маэстро отнесся к мальчику с здоровущий симпатией и сказал, что раньше всего необходимо окончить среднее образование в Ельце и после этого обучаться в Москве. Тут же он написал рекомендательное послание в МузГИз, по которому Тихону выдали огромное численность нотной литературы. С этим богатством он уехал к себе в Елец. Через год, весной 1929 года, Тихон окончил школу-девятилетку. Нужно было решительно находить решение, что действовать дальше, но с музыкой распроститься было уже нереально. Он написал послание М.Ф. Гнесину, где спрашивал, выйдет ли из него композитор. Михаил Фабианович прислал теплый реакция, в котором советовал поступать в техникум Гнесиных.

Этим советом и решилась судьбина Тихона Хренникова он стал студентом. В техникуме занимался по двум специальностям: в классе рояля у Э.Г. Гельмана и в классе композиции у М.Ф. Гнесина. Серьезной ступенью к профессионализму стали занятия по полифонии у Г.И. Литинского. По классу рояля Тихон продвигался достаточно стремительно и твердо, играл Листа, Бетховена, Рахманинова. К концу обучения в техникуме он решил накарябать фортепианный концерт. В процессе работы советовался с В.Я. Шебалиным; благодаря ему переосмыслил все написанное, делал новое, заслужив его похвалу. Почувствовав в себе уверенность, стал писать с невероятной легкостью.

В 1932 году Тихон окончил Гнесинский техникум, его приняли на 2-й вектор движения консерватории, в класс В.Я. Шебалина. К моменту перехода на 3-й вектор движения он завершил свой фортепианный концерт и осуществил его на экзамене. Этот факт, датированный 1933 годом, по праву вошел в творческую биографию великого композитора.

В том же году Тихона Хренникова пригласили действовать в Московский ребяческий театр, которым стояла во главе Наталья Ильинична Сац. Знакомство с ней переросло в дружбу на долгие годы. Она заказала Тихону музыку к антифашистской пьесе Мик, написанной для театра Николаем Шестаковым. На премьере музыку к спектаклю приняли добро. В 1933 году состоялся первостепеннный публичный концерт. Это было в Воронеже, куда Т. Хренникова пригласил имеющий известность дирижер Н.П. Аносов. Так состоялось боевое крещение, Тихон Хренников узнал, что такое счастливый момент. К великому сожалению, творчески продуктивный 1933 год оказался отмеченным трагическим событием умер папа.

Вскоре Т. Хренников принял участие в радиопрограмме, предназначенной для Америки. Там он играл свой основополагающий концерт, получил приветственные послания от американских коллег-музыкантов. Много лет через, в 1959 году, во время поездки в Америку произошла трогательная саммит с композитором Самюэлем Барбером, тот, что писал письма Т.Н. Хренникову затем той передачи.

В 1934 году Тихон Николаевич (он тогда ещё был студентом 4-го курса консерватории) начал к работе над симфонией. К 1935 году она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 года, в Большом зале Московской консерватории. Звучала ослепительно и имела громадный фарт. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Т.Н. Хренников сделал свой концерт сообща с А. Мелик-Пашаевым. Это было первое международное выступление. Симфония была включена в репертуар знаменитым Леопольдом Стоковским, исполнялась в Америке и имела здоровущий фарт. Вслед за Стоковским она вошла в репертуар Юджина Орманди.

В консерватории педагогом по фортепиано Т. Хренникова был немалый Г. Нейгауз. Он шибко славно относился к талантливому студенту, познакомил его со своим учителем Леопольдом Годовским, тот, что ещё хвалил и поддерживал Тихона Николаевича. Имя Хренникова стало получать известность, являться в прессе. После премьеры симфонии ему позвонил В.И. Немирович-Данченко, предложил повстречаться и заказал оперу для своего театра. На обеде, куда Тихон был приглашен Немировичем-Данченко (великая честь для юного музыканта), они договорились совместно выискивать сюжет для будущей работы, которая будет обязательно посвящена современной теме. Хренников был счастлив знакомством и предложением Владимира Ивановича. В конце долгих поисков и раздумий они остановились на постановке оперы по произведению Вирта Одиночество. Либретто писал популярный драматург А.М. Файко. Работа продвигалась неспешно.

Тем временем Хренников, которого потом премьеры Первой симфонии стали звать московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова намарать музыку к спектаклю Много шума из ничего. Эту музыку Хренников писал на стыке 19351936 годов. Осенью 1936 года состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный. В спектакле принимали участие мэтры Р. Симонов, Ц. Мансурова, Д. Дорлиак. В это время в Москве был Л. Фейхтвангер. Он присутствовал на спектакле, восторгался им и музыкой, и описал его в книге Москва 1937г..

За полгода до премьеры спектакля состоялись выпускные экзамены в консерватории. Состав комиссии не требует комментариев: С.С. Прокофьев, Н.Я. Мясковский, В.Я. Шебалин. И тут произошло нечто неожиданное. Тихон Хренников, уже прославленный, исполняемый композитор, по специальности получил четверку. Ему пояснили, что эта отметка поставлена по настоянию Прокофьева. Хренников боготворил его и понимал, что Прокофьеву дано высшее право судить о музыке. Поразмыслив, он положил себе в жизни за правило не огорчаться неудачам и ни в жизнь не праздновать свои победы и успехи. Сосредоточиться только на своем деле.

После успеха спектакля Много шума из ничего театр Вахтангова тут же заказал Хренникову музыку к следующей постановке Дон Кихот М. Булгакова. Он написал к ней немного песен и симфонических эпизодов. Затем была написана музыка к спектаклю День рождения В. Киршона.

Шел 1937 год, и сызнова, как в 1933 году, творческий счастливый момент для Т. Хренникова сочетался с личной драмой. Он увлеченно работает над оперой, крепнет его приятельство с В.И. Немировичем-Данченко. И как снег на голову арест братьев Николая и Бориса. Тихон Николаевич предпринял все, что мог: писал письма в высокие инстанции, просьбы об открытом суде, но оба брата погибли.

К октябрю 1939 года была завершена опера В бурю, и вскоре состоялась ее премьера, имевшая крупный счастливый момент. Вскоре на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было сенсацией и высшим знаком признания. В конце 1939 года премьера оперы состоялась кроме того в Саратове.

В том же году по просьбе И. Пырьева Т. Хренников пишет музыку к фильму Свинарка и пастух. Пишет с увлечением. Мелодии ему удаются. Люди полюбили кино, полюбили и песни. Одновременно Хренников приступает к работе над Второй симфонией. Когда началась махаловка, супруга с ребенком и матерью были эвакуированы в Свердловск. Тихон Николаевич остался в Москве. Как и большинство композиторов, в своем творчестве он делает акцент на песни, посвященные войне. Среди них наиболее популярными стали Все за Родину, Есть на свете недурной городок, Прощание. По сюжету песни Прощание был сделан кино под названием Возвращайся с победой.

В 1941 году Хренников отправился в Свердловск навестить семью. В эту пору там находился Театр Красной армии, руководителем которого был А.Д. Попов. Они познакомились. Попов предложил Хренникову заведовать в театре музыкальной частью, а ещё накарябать музыку к пьесе Давным-давно А. Гладкова. Можно без малейшего преувеличения вымолвить, что эта диковинно оптимистичная музыка, написанная Т. Хренниковым, согревала и согревает сердца и души многих миллионов людей в течение десятилетий. Она остается любимой и в текущее время.

В тревожном 1942 году в Лондоне состоялся камерный концерт из произведений советских композиторов. В его программу вошел Танец Т. Хренникова. Для композитора 1942 год стал годом напряженной работы над Второй симфонией, и в январе 1943 года она исполняется в Колонном зале. Симфония звучала и по Всесоюзному радио. Это было последнее сочинение, которое слушала по радио матушка Тихона Николаевича, в марте 1943 года она скончалась.

В 1943 году И. Пырьев и поэт-сценарист В. Гусев предложили Хренникову намарать музыку к фильму В шесть часов вечера потом войны. Картина вышла на экраны в 1944 году. Песни из фильма стали популярны моментально и на долгий срок. А Марш артиллеристов из этой ленты артиллеристы сделали ли не своим гимном. Александровский ансамбль взял его в свой репертуар, как и другие песни Хренникова.

Весной 1945 года Т.Н. Хренников совместно с М. Блантером по предложению Политуправления поехали на 1-й Белорусский фронт в армию В. Чуйкова. Вместе с легендарным командармом они продвигались к Берлину. Эти последние месяцы войны были наполнены идеально невероятными событиями, переживаниями, впечатлениями. Выступали в военных частях, госпиталях, и куда ни кинь их принимали восторженно. Вернулись они в Москву только в июне.

По возвращении в Москву Тихон Николаевич приступает к работе над новой оперой. В близкое время Немирович-Данченко предложил ему сюжет Фрола Скобеева. Работа продолжалась примерно трех лет. Параллельно Хренников пишет музыку к нескольким фильмам: Поезд идет на Восток, Кавалер Золотой Звезды, Донецкие шахтеры и др.

В 1949 году служба над оперой Фрол Скобеев была завершена и композитор сыграл ее в театре Станиславского и Немировича-Данченко. К 1950 году спектакль был решительно готов. Прошла генеральная репетиция. Однако оперу запретили. Хренников, к этому времени уже секретарь Союза композиторов СССР, решился нацарапать послание Сталину. Письмо дошло до адресата. В результате оперу разрешили. Был сделан новоиспеченный вариант постановки, и она появилась под названием Безродный зять. Впоследствии опера неоднократно ставилась в Советском Союзе и за рубежом.

В 1957 году в Большом театре состоялась премьера следующей оперы Хренникова-Мать по произведению М. Горького. Постановку осуществил Н. Охлопков, дирижировал Б. Хайкин. Опера была поставлена и в Кировском театре в Ленинграде, и в Горьковском театре оперы и балета.

1958 год был годом работы над скрипичным концертом. В 1959 году партитура Первого скрипичного концерта была закончена. Скрипичную партию отредактировал сам Коган, он же был и его первым исполнителем. Вслед за этим концертом был написан виолончельный концерт, завершенный в 1964 году, и исполненный Ростроповичем вкупе с Г. Рождественским в Большом зале Московской консерватории. Позже Ростропович исполнял его в Карнеги-холле и прислал оттуда телеграмму с сообщением о большом успехе.

В те годы Т. Хренников благополучно работает в разных жанрах. Им написаны оперетты Сто чертей и одна девушка, Белая ночь. Для театра Н. Сац готовит оперу Мальчик-великан, непочатый край концертирует.

В 1972 году Т. Хренников выпускает Второй фортепианный концерт и приступает к работе над Вторым скрипичным концертом, тот, что позже выполнил Игорь Ойстрах. В середине 1970-х годов он возвращается к симфоническому жанру и пишет Третью симфонию. Впервые она прозвучала в Госоркестре под управлением Е. Светланова, затем вошла в репертуар других отечественных и зарубежных дирижеров и оркестров.

В эти годы Большой театр предложил Хренникову черкнуть балет. В 1976 году состоялась премьера балета Любовью за любовь. Он был поставлен далее во многих театрах страны и за рубежом. В 1979 году в Кировском театре в Ленинграде состоялась премьера другого балета Гусарская баллада.

В 1983 году был закончен Третий фортепианный концерт. Затем последовали: опера Доротея (по комедии Шеридана Дуэнья), поставленная в театре Станиславского и Немировича-Данченко; комические оперы Золотой теленок и Голый король (по Ильфу и Петрову). Премьера последней состоялась весной 1988 года в Ленинграде, в Малом оперном театре в постановке Гаудассинского. После этого композитор решил, как бы, определить точку в оперном репертуаре и решил заняться камерными жанрами. Осенью 1988 года сочинил свой начальный квартет, позже виолончельную сонату. В 1989 году написал музыку на Три сонета Шекспира.

Тихон Николаевич стабильно за работой. На сцене Кремлевского Дворца съездов с успехом идет его новое произведение балет Наполеон Бонапарт, а вскоре на той же сцене состоится премьера ещё одного балета Капитанская дочка.

Судьба подарила композитору яркую, долгую творческую бытие. В его музыке мелодический портрет XX века. Эта музыка ни при каких обстоятельствах не теряла молодости, духа, оптимизма. И в эти дни она озарена искренностью и увлеченностью, лучится доброй улыбкой и заражает своим темпераментом. Он ни при каких обстоятельствах не изменял себе, своим идеалам ни в жизни, ни в искусстве.

Более четырех десятилетий Тихон Хренников стоял на капитанском композиторском мостике. Он был первым секретарем Союза композиторов СССР, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета на первых порах по Сталинским, после этого по Государственным премиям. В последние годы он возглавлял оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского, был председателем Конкурса молодых композиторов России. В Московской Государственной консерватории у него отличный класс. Ученики разных выпусков обожают своего профессора.

Тихон Хренников всенародный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, академик Национальной академии кинемато-графических искусств и наук России.

Его идеалами в музыке были и остаются И.С. Бах, П.И. Чайковский и С.С. Прокофьев.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Тициан Tiziano

Кадори Кто бы знал сегодня этот тихий городок, приютившийся у подножия Альп, когда бы не уроженец его - Тициан, оставивший потомкам грандиозную..
читать далее

Тиэйра Мари Teairra Thomas Mari

Тиэйра Мари - американская R&B и хип-хоп исполнительница и актриса. Родилась 2 декабря 1987 года.Тиэйра Мари получила широкую известность и..
читать далее

Тобайас Джордж Смоллетт Tobias George Smollett

Шотландский писатель, прославившийся своими динамичными плутовскими романами Приключения Родрика Рэндома, Приключения Перигрина Пикля, Путешествие..
читать далее

Тоби Магуайр Tobey Maguire

Тоби Магуайр - популярный американский актер. Родился 27 июня 1979 года. Полное имя Тобиас Винсент Магуайр.Наибольшую известность и популярность по..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий