Известные люди

»

Эдуард Гороховский

Эдуард Гороховский Eduard Gorohovky Карьера: Художник
Рождение: Россия, 12.6.1929
Имя Эдуарда Гороховского вошло в историю искусства ХХ века. Наряду с Ильей Кабаковым и Виктором Пивоваровым он один из классиков так называемого московского концептуализма.

10 СЕНТЯБРЯ ценителям современного искусства предоставляется редкая вероятность посетить выставку картин Эдуарда Гороховского. Вернисаж состоится в Германии, в Оффенбахе (на Майне) городе, где последние годы жил и работал художник. Эдуард Гороховский умер 30 июня этого года, чуть-чуть отметив 75-летие.

ЕГО имя вошло в историю искусства ХХ века. Наряду с Ильей Кабаковым и Виктором Пивоваровым Гороховский единственный из классиков так называемого московского концептуализма. Я уже верно знаю, что не нужно заталкивать в картину великие идеи добра и зла, писал художник о своем творчестве. Я их оставляю за дверью мастерской, отделяя все жизненное от того, что связано с моей работой. Картина для меня пластический предмет. Моя опека опека мастера-ремесленника: предельно виртуозно при помощи собственного способа, сообразно своим эстетическим воззрениям выполнить поставленную пластическую задачу. Я сильно убежден, что аккурат эта разделенность художника и человека, где не путаются два начала и каждое из них совершенствуется по отдельности, приводит к таинственному их соединению в околокартинном пространстве в виде чего-то неосязаемого, но как раз того, что делает картину картиной.

ЭДУАРД ГОРОХОВСКИЙ был не только выдающимся художником, но и талантливым публицистом. Он писал об искусстве и коллегах непредвзято, безмятежно и по существу. АиФ. Европа представляет отрывки из его записей и статей, которые раньше не публиковались.

В МОЛОДОСТИ мне внушали, что рисование с натуры один стезя к искусству. Но со временем оказалось, что в природе нет искусства. И слова естество и искусство антиподы. Природа может быть только поводом для искусства, как и все другое. Я подозреваю, что сам джентльмен также искусственное образование и все, что создается им, в той или другой степени является искусством, все занятие в значительности этих созданий. Мадонна Рафаэля и стул, на котором мы сидим, имеют одну и ту же природу это плоды человеческого сознания и, если произносить о степени ценности того и другого нужно гутарить и об уровне сознания. В этой связи для меня весьма важной является задача мотивации. Мне интересны мотивы, по которым джентльмен создает нечто, так как в одном случае это охота поучать, навязывать, внушать, фанатично провозглашать, агитировать, то есть навязывать рамки своего сознания. В другом становить вопросы, звать к размышлению, делиться своей точкой зрения, услыхать чужую, то есть вылезти за эти рамки, расширить их для себя и для других.

Как ни парадоксально, но когда что-то делается для всех вкупе, как говорят, для народа, и более того когда сделанное воспринимается этим народом с общим восторгом, со временем так же всем миром и забывается, и, как правило, насовсем. А вещь, сделанная для конкретного человека, с индивидуальными чертами, со временем оказывается нужной всем и навечно.

О роли личности в искусстве. Полный провал в создании памятника Победы на Поклонной напасть подтверждение порочности коллективного творчества. В истории самые значительные произведения создавались одним человеком (Ильф и Петров, братья Гримм исключения), и не вечно те, для кого делалось произведение, воспринимали его с восторгом, но всю дорогу было почтение и доверие к мастеру, которые позволяли людям умерять свои бюргерские амбиции. Если бы этого не было мировое сообщество ни при каких обстоятельствах бы не увидело Эйфелевой башни и многого другого.

Об Илье Кабакове.

Примат текста над изображением в его вещах очевиден. Я бы сказал, что все, что он использует в своих картинах, инсталляциях, альбомах, то есть изобразительные элементы, и носит по отношению к тексту неважный, второстепенный нрав.

Главное контент. Тексты в лодке, тексты в лабиринтах, тексты на стендах, тексты в различных пространствах. Я думаю, они, эти многообразные пространства, нужны ему как предлог величать родное искусство изобразительным. Полагаю, что искусство, придуманное Кабаковым, нуждается в собственной нише с новым, ещё не придуманным названием. Это прямо не литература, не философия, не концептуализм. И изобразительным искусством не назовешь, все-таки традиционно изобразительное искусство несет в себе хоть крупицу эмоционального начала. В работах Кабакова, где хоть и присутствуют изобразительные элементы, эмоции отсутствуют напрочь. Все в его работах рационально продумано и просчитано до звона и апеллирует только к зрительскому сознанию, но никак не задевает их эмоций.

Отношением к изобразительному элементу он подчеркивает его второстепенность, неважность, он как бы говорит, что текстом позволительно придать каждый статус любому изображению. Что картинка без текста остается нетрудно картинкой. И для подчеркивания ее никчемной сути (без текста) заведомо делает эти картинки нарочито пренебрежительно.

Стиль неважный картины выбран им для своей концепции не невзначай. Корни этого выбора уходят в те времена, когда Кабаков постигал премудрости искусства в художественной школе, а далее в институте. Там его практически заставили освоить ненавистную для него науку бездушного рисования и бесцветной живописи, при всем при том, судя по его нескольким ранним работам, сделанным прямо не в стенах учебного заведения, любил он Сезанна. Но потом оказалось, что эстетика, вколоченная в Кабакова школой, превосходно сочетается с текстами советской комммуналки и позволяет ему проворно, без напряжения изготавливать огромное число картин, рисунков и всевозможных сооружений. Он сумел определить на службу своим замыслам то, что когда-то ненавидел, но чем виртуозно владел.

То, что Шилов художник, у меня сомнений нет, так как я считаю, что люди, делающие нечто иррациональное, не имеющее практического применения, есть художники, творцы. Если снизойти до вульгарного сравнения, то колбасятину тухлую и высококачественную называют одним словом колбаса. Таким образом, не возбраняется вымолвить, что словечко искусство и словечко художник ещё не означают некую превосходную уровень, эти слова требуют немедленного вопроса: Искусство какое? Художник какой?. В неочевидных случаях, на мой точка зрения, больше объективную оценку может вручить общественность. У нас же в вопросах культуры, как и во всех прочих вопросах, в роли арбитра выступает политическая элита. Особенно политическая элита, которая, в силу того что объявила себя горячим приверженцем демократии, не нуждается больше ни в чьих советах, разгоняет комиссии по помилованию, дарит особняки полюбившимся художникам и проч.

Почему же общественность до сих пор не высказалась по этому спорному вопросу? Все, по-моему, весьма просто: никакого спорного вопроса не существует. Творчество Шилова не дает повода для серьезных дискуссий и разбирательств. Его искусство без затей и ясно до примитивности. Он пишет в основном портреты людей известных и влиятельных. Такой круг его персонажей как бы показывает зрителю круг его знакомств и тем подчеркивает его собственную значительность. Далее, излюбленным персонажем для своих портретов является он сам. Количество же этих портретов и трактовка образа говорит о нежной любви к себе самому красивому и гениальному. Как бы в противовес всему этому великолепию портреты простых людей, в основном убогих и больных.

Стремление максимально материализовать изображаемое в такой степени затмило все другие задачи искусства, что вместо картинной плоскости, на которой должны припоздать хоть какие-то следы живописи, переживаний, размышлений, мы видим провал в роскошной раме, в котором сидит джентльмен, нет, вернее, не дядя, а восковая кукла из Музея мадам Тюссо. Окружают ее такие же муляжные предметы, похожие на настоящие.

Очень благоприятно употребить открытиями прошлых первопроходцев. Такое заимствование целого художественного направления не преследуется законом как плагиат, а объясняется следованием традиции. Многие такие последователи не хают и не поносят современное искусство, как это делает Шилов. Они скромно, не требуя для себя особых привилегий, пишут свои картины. Эти художники отлично понимают свою вторичность, и это разумение своего места в искусстве оберегает их мир и безбедное наличие. Шилов же возмущает многих не за то, что он делает, не за бесконечную вереницу муляжных портретов, а за гипертрофированные претензии, не соответствующие его способностям.

Вернисаж состоится 10 сентября в 19.00 по адресу: Offenbach/Main, Domstr.77 А (Германия).

Так же читайте биографии известных людей:
Эдуард Дробицкий Eduard Drobitskiy

Свое эстетическое кредо Э.Н.Дробицкий нашел в том, чего ищут многие художники ХХ века - в эклектике. Эклектика в исполнении художника - контраст,..
читать далее

Эдуард Иодынис Eduard Iodynis

Основные произведения Эдуарда Иодыниса: проекты интерьеров музея-читальни И. Н. Ульянова (1970, Пенза), туристической гостиницы Ласточка (1973), ДК..
читать далее

Эдуард Мане Edouard Mane

Эдуард Мане - французский живописец, гравёр. Родился 23 января 1832 года.Эдуард Мане является одним из родоначальников импрессионизма. Известен по..
читать далее

Эдуард Штейнберг Eduard Shteinberg

Москва приняла очередную экспозицию, первоначально показанную на берегах Невы. Правда, выставка одного из известнейших шестидесятников Эдуарда..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий