Популярные мужские имена
Наше имя - это тот символ, который сопровождает нас всю жизнь. Неспроста люди особое значение придают выбору имени. Имя – это некий идентификатор, который выделяет нас из общей массы. И ни для кого не секрет, что существует даже понятие моды на имена, и как всякая мода, она очень капризна и переменчива. Как правило, имя бывает популярным в течение некоторого периода времени, потом уступает место другим именам. Эта периодическая смена популярных имен обусловлена главной функцией имени – быть средством различения людей. Поэтому всегда необходимо существование какого-то резерва имен, из которого черпаются более "свежие" имена. Этим резервом могут быть традиционные, малоактивные имена или именословы других народов. Чтобы немного упростить выбор имени, мы публикуем наш рейтинг популярности имен на основе статистических данных собранных на сайте.
- место/ имя
- 2741 Салимжан Казахское от арабского "здоровая(Салим) душа (Жан)".
- 2742 Аника 1. греческое имя (ἀνίκητος) "непобедимый"). Аника - герой русского народного стиха об Анике и Смерти. 2. производное имени Иоанникий ="Иван победитель". Именины - 9 мая - преподобный Иоанникий Девиченский (Серб. ). 6 июля - преподобный Иоанникий. 3 сентября - мученик Иоанникий. 12 сентября и 16 сентября - святитель Иоанникий, патриарх Сербский. 23 октября - преподобной мученик Иоанникий Зографский. 17ноября - преподобный Иоанникий Великий. Есть также и Аника (женское имя).
- 2743 Денир Производное от тюркского имени Демир "железный", форма имени Тимур.
- 2744 Ездра Еврейское имя "помощь". Ездра/ Эзра - (ивр. עֶזְרָא, Эзра- греческое Έσδράς - латинское имя Esdras - около VI века до н. э., в исламе известен под именем Узайр) - иудейcкий первосвященник, возвратившийся после вавилонского плена, воссоздавший еврейскую государственность на основе закона Торы. Иосиф Флавий описывает Ездру как личного друга персидского царя Ксеркса. Поскольку усилия Ездры способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, его с определённой долей уверенности можно назвать отцом иудаизма, то есть определённой формы еврейской религии, появившейся после вавилонского плена. Она имела в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не больше и не меньше, как второго Моисея. Согласно Библии, Ездра прибыл в Иерусалим в 7 году от начала царствования персидского царя Артаксеркса I (Ездр. 7:7, т. е. примерно 458 год до н. э. ). Иосиф Флавий дает другую информацию, а именно, что прибытие Ездры в Иерусалим имело место в 7 год правления не Артаксеркса, а Ксеркса[2], т. е. в 479 г. до н. э. В то время Иерусалим как и вся Палестина входил в состав Персидского царства. Когда Ездра прибыл в Иерусалим, ситуация в Иудее его разочаровала. Была распространена религиозная разобщенность. Закон во многом не соблюдался. А общественные и личные нравы были на низком уровне. Помимо этого, смешанные браки с чужеземками (язычницами) представляли определённую опасность, так как грозили сообществу смешением с языческим окружением и потерей самобытности и утрате Завета с Богом. Ездра был священником (точнее первосвященником) и "книжником, искушенным в законе". Он придерживался позиции ортодоксальных вавилонских иудеев, которые были огорчены сообщениями о слабости Иудеи и хотели чтобы все было все по- старому - по Закону. Весной Ездра отправился из Вавилона во главе большого каравана и прибыл через четыре месяца в Иудею. Он имел официальный статус особого уполномоченного персидского царя. Персы были терпимы к культам других этносов, но чтобы предотвратить внутреннюю борьбу и не дать развиться волнениям под религиозным знаменем, позволили урегулировать эти проблемы под контролем ответственной авторитетной персоны. Преобразование Иудеи в сатрапию - административной области - к западу от реки Евфрат была поручена Ездре. В Иерусалиме Ездра предпринял различные меры для восстановления иудейского общества. Осенью - в год своего прибытия в Иерусалим (во время Праздника Кущей) - Ездра представил Закон народу. Ездра также принял меры против смешанных браков и убедил мужчин добровольно расторгнуть браки с чужеземными женами. Деятельность Ездры достигла кульминации, когда иудеи в торжественном завете перед Богом поклялись более не вступать в смешанные браки, воздерживаться от работы в субботний день, отдавать ежегодный взнос на поддержку Храма, регулярно представлять десятины и пожертвования и исполнять требования Закона. После проведения этих мероприятий в иудейском обществе о Ездре ничего не известно. Историк 1 века Иосиф Флавий в своих "Иудейских древностях"писал, что Ездра умер и был погребен в Иерусалиме. Согласно другому преданию Ездра вернулся в Вавилон, где его предполагаемая усыпальница являлась святыней.
- 2745 Тологон Киргизское имя, "заплатил"так называют мальчика родившегося после смерти брата, мотивируется это тем, что Бог дал мальчика взамен.
- 2746 Дарси 1. ирландское (Darcy) "из городка Арси" или "сын брюнета, темная". 2. французское от индоевропейского ars "медведь"+ суффикс.
- 2747 Адислав Др. - славянское имя "один славный".
- 2748 Илия Еврейское имя "мой Бог - моя крепость" или "Бог мой - есть Господь". Современная форма имени: Илья именины- 1 января - мученик Илия и преподобный Илия Муромец, Печерский (Рус. ). 21 января - преподобный Илия Египетский. 27 января - преподобный Илия. 13 февраля - преподобномученик Илия Ардунис. 29 февраля - мученик Илия. 22 марта - мученик Илия Севастийский. 10 апреля - мученик Илия Персидский. 2 августа - пророк Илия. 26 сентября и 30 сентября - мученик Илия. 11 октября - преподобный Илия Муромец, Печерский (Рус. ). 16 ноября - преподобный Илия. Илия - фесвитянин, из галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исайи из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (III Цар. XVII, 1). В первый раз мы встречаем Илию в III кн. Царств (XVII, 1) перед Ахавом с грозных предвестием ему трехлетнего с половиной бездождия и вследствие сего голода. Жив Господь Бог Израиля, пред которым я стою, вещал он Ахаву, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (Срав. Лк. IV, 25, Иакова V, 17). Из древнейшего повествования видим, что вскоре за посещением царя пророк Илия должен был удалиться на поток Хораф, где оставался некоторое время, чудесно питаемый хлебом и мясом, приносимыми ему ежедневно утром и вечером воронами (XVII, 5, 6). Когда поток от засухи иссяк, пророк удалился в Сарепту - селение на финикийском берегу, почти в средине между Тиром и Сидоном. При Иерониме на этом месте находилась башня, а в позднейшие времена на месте дома вдовы стояла церковь, в которой показывалась комната, где жил пр. Илия, называемая по- гречески: Chereion (Acta Sanctorum). Здесь он поместился в доме одной бедной вдовы, мука и масло у которой чудесно не истощались во все время пребывания у нее пророка. В это время единственный сын вдовы умер и Илия своими молитвами возвратил его к жизни. После сего он в первый раз называется человеком Божиим (III Цар. гл. XVII). Спустя три года, когда бедствие голода в Самарии достигло высшей степени и когда сам Ахав, с начальником своего дворца Авдией, искал где- либо пастбищных мест для своего скота, пр. Илия явился сначала Авдии, а потом и самому царю. Ты ли это смущающий Израиля? воскликнул Ахав при виде пророка. Нет, отвечал Илия, не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалов (XVIII, 17, 18), и затем предложил царю собрать весь народ царства Израильского и жрецов Ваала и Астарты, находившихся под особым покровительством Иезавели, на гору Кармил, для молитвы об окончании голода. Предложение это Ахавом было принято, и вот пред идольским жертвенником стали 850 жрецов Ваала и Астарты- но тщетно они с утра и до полудня бесновались и просили Ваала низвести огонь на их жертвенник. Кричите громким голосом, говорил им Илия, ибо он бог- может быть он задумался, или занят чем- либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется (XVIII, 27). Вечером же он сам соорудил жертвенник из 12 камней и, призвав имя Господа своего, молитвой низвел огнь с неба от Господа, истребивший и всесожжение, и дрова, и камни, и прах и поглотивший даже воду, бывшую во рве. Пораженный этим чудом, народ воскликнул: Господь есть Бог! Господь есть Бог! Отведенные к потоку Кисон, лжепророки идольские были закланы Илией, согласно с законом Моисеевым, повелевавшим поступать так со всеми совратителями в идолопоклонство (ХVIII, 1- 40). После истребления жрецов, сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя- сам же вошел на вершину Кармила и преклонил лицо свое к коленям в молитве к Господу. И действительно, по молитве его небо со всех сторон покрылось дождевыми тучами и полились потоки дождя. Ахав сел в колесницу, заплакал и поспешил отправиться в Изреель- Илия. Же, подкрепленный силой Божией, опоясал чресла свои и бежал пред колесницей Ахава, даже до самых ворот города (XVIII, 41- 46). Так, окончив дело пророка, он воздал царю подобающую честь, как его подданный (Лк. IV, 25, Иак. V, 17, 18, еврейское имя XI, 35). Когда Ахав сообщил своей жене, идолопоклоннице Иезавели, о том какая судьба постигла жрецов Вааловых, то она сильно разгневалась и грозила Илии немедленной смертью. Узнав об этом, Илия, чтобы спасти жизнь свою, пошел в г. Вирсавию, находившийся в царстве Иудейском, где он мог считать себя безопасным от преследований Ахава и Иезавели. Вирсавия находилась на расстоянии около 90 миль от Изрееля, но он не удовольствовался своим прибытием в этот город, а оставив здесь своего слугу, сам удалился далее на ю. в пустыню. Здесь он остановился, сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Довольно уже Господи, говорил он, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. Потом он лег и заснул. И вот ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою. Осмотревшись, Илия увидел в головах у себя хлебец, какие обыкновенно пекут на горячих камнях, и кувшин с водой. Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, Илия встал и в продолжение 40 дней шел по дикой, каменистой и опасной пустыне Синайского полуострова, пока не достиг горы Хорив. Здесь он нашел себе убежище в одной пещере и провел ночь. И вот он слышит голос от Господа: Что ты здесь Илия? - Возревновал я о Господе Боге Саваофе, отвечал Илия, ибо все сыны Иэраилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. Господь повелел ему выйти из пещеры и стать на гору, в ожидании откровения Божия. Начались страшные знамения. Сначала разразилась ужасная буря с грозным вихрем, раздирающим горы и сокрушающим скалы- за бурей последовало землетрясение, потом пронесся огнь. После огня веяние тихого ветра (и там Господь). Он сказался не в буре, не в землетрясении, не в огне, но в вечерней прохладе, - в веянии тихого ветра. Возвратись, сказал Илии Господь, и поди к Дамаску, и когда приидешь, то помажь Азаила в цари над Сирией, а Ииуя, сына Намессиина, помажь в цари над Израилем- Елисея же, сына Сафатова, из Авел- Мехолы, помажь в пророка вместо себя. При этом Господь утешил и Илию, сказавши, что Он оставил для себя между израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста которых не целовали идола (III Цар. XIX, 1- 18). Услыхав волю Божию, Илия снова отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел- Мехолы- помазал его в пророки, бросив на него милоть свою - символический знак посвящения в пророческую должность. Елисей тотчас же последовал за ним и стал служить ему (гл. XIX). Далее в III кн. Царств говорится об Илии, что он получил повеление от Бога снова предстать пред Ахавом и объявить ему грозный суд Божий, имеющий совершиться над ним и его домом, по случаю умерщвления Навуфея и отнятия у него виноградника. Ты убил и еще вступаешь в наследство? грозно сказал Илия Ахаву, явившись пред ним в Навуфеевом винограднике. Так говорит Господь, продолжал он, на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь. Ахав сказал Илии: Нашел ты меня враг мой! - Нашел, был ответ Илии, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Божиими. Так говорить Господь: Я наведу на тебя беды. . И поступлю с домом твоим так, как поступил Я с домом Иеровоама. . И псы съедят Иезавель за стеной Изреели. Выслушав сие, Ахав раскаялся, раздрал свои одежды, возложил на себя вретище и постился. . так что Господь отложил Свой праведный суд над домом его до дней царствования сына Ахава, Охозии (III Цар. XXI, 17- 29). По смерти Ахава, пр. Илия был послан к сыну его, царю Охозии, сказать ему, что он умрет вследствие своей нечестивой жизни. Здесь свящ. писатель кн. Царств сообщает несколько интересных сведений о наружном виде человека Божия. Каков видом тот человек, который вышел навстречу вам? спрашивал Охозия у посланных им к Веельзевулу вопросить о своей болезни и встреченных на пути, по повелению Божию, пр. Илией. - Человек этот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, отвечали посланные. На это сказал царь: это Илия Фесвитянин! Два раза затем посылал царь своих пятидесятников схватить пророка, но оба раза они чудесно были попалены со своими отрядами огнем небесным. Третий пятидесятник со своим отрядом по своей усердной мольбе к пророку был пощажен, и Илия отправился с ним, и смело, перед постелью болящего Охозии, повторил ему смертный приговор от Бога (IV Цар. I, 1- 17). Приближалось время взятия Илии на небо. Елисей и сыны пророческие по откровению Божию знали о том, что должно было совершиться, и Елисей не отходил от Илии ни на шаг. Они пришли к реке Иордану. Илия ударил своим плащом по реке- вода расступилась по обе стороны, и оба они перешли по сухому дну. Проси, что сделать тебе прежде, нежели я буду взят от тебя? сказал Илия. - Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, отвечал Елисей. - Трудного ты просишь, сказал Илия. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Они продолжали идти вместе и беседовали друг с другом. И вот огненная колесница и огненные кони разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его! - воскликнул Елисей, и не видел его более. И схватил он одежды свои и раздрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую на него, и пошел назад и стал на берегу Иордана. По примеру Илии, он ударил его милотью по воде и воззвал: Где Господь Бог Илии - Он Самый? и Иордан расступился туда и сюда, и Елисей перешел на западный берег реки. Тщетно сыны пророческие три дня искали тело Илии - его уже не было здесь, и он не являлся более на земле, до самого события Преображения Господня на горе Фаворе, когда ученики Господа, Петр, Иаков и Иоанн, видели его вместе с Моисеем беседующим с Господом (Мф. XVII, 3- 8). Замечательное указание на пр. Илию находится у пр. Малахии (IV, 5, 6). Вот Я пошлю к вам Илию пророка, пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием. Из Нового Завета мы знаем, что в означенном месте под именем Илии разумеется Иоанн Креститель (Мф. XI, 14, Мр. IX, 11- 13, Лк. I, 17). В духе и силе Илии имел совершать служение свое Предтеча Господа, Иоанн Креститель, уготовлявший путь Господу, и вот евангельское повествоваше прямо и определенно называет его именем Илии (Мф. XVII, 10- 12). Наконец, по верованию Православной Церкви, пр. Илия вмест с Енохом снова имеют придти на землю перед вторым пришествием Господа (Откр. XI, 3- 12). В заключение скажем, что Магомет в своем Коране относится с великой похвалой о пр. Илии. Магометане, как и иудеи, считают его посредником между небом и землей, который является в человеческом виде людям благочестивым на земле, посещает их в мечетях и синагогах и сообщает откровения Божии, особенно благочестивым мужам и раввинам. В Православной Церкви, равно как и в других христианских восточных церквях, имя пр. Илии занимает весьма высокое место. Это имя часто нарекается детям при их рождении- в честь пророка Божия Илии у нас на Руси воздвигнуто много храмов, и память его, 20 июля, празднуется церковью, как большой праздник. В эфиопской церкви, коптской и некоторых других имя пр. Илии также внесено в их календари, как святого, а память его празднуется 8 февраля и 1 декабря.
- 2749 Отис 1. греческое "с хорошим слухом". 2. немецкое "сын Отто "Оатес, Одис, Отес, Оттес, Оттис.
- 2750 Айдос Казахское "лунный друг".
- 2751 Наполеон Французское (Napoleon) от греческого "из города в котором живут львы". Наполеон I, Наполеон Бонапарт (15.8.1769, Аяччо, Корсика, - 5.5.1821, о. Св. Елены), французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики (1799 - 1804), император французов (1804 - 14 и март - июнь 1815). Родился в семье небогатого корсиканского дворянина адвоката Карло Буонапарте. В десятилетнем возрасте был помещен в Отенский колледж во Франции, а затем в том же 1779 переведён в Бриеннское военное училище. В 1784 успешно окончил училище и перешёл в Парижскую военную школу (1784- 85). С октября 1785 в армии ( младш. лейтенанта артиллерии). Воспитанный на передовых идеях французского Просвещения, последователь Руссо, Рейналя, Бонапарт воспринял Великую французскую революцию с горячим одобрением- в 1792 вступил в Якобинский клуб. Его деятельность развёртывалась главным образом на Корсике. Это постепенно привело Бонапарта к конфликту с корсиканскими сепаратистами во главе с Паоли, и в 1793 он вынужден был бежать с Корсики. Во время долгой и безуспешной осады республиканской армией Тулона, захваченного монархистскими мятежниками и английскими интервентами, Бонапарт предложил свой план овладения городом. 17 декабря 1793 Тулон был взят штурмом. За взятие Тулона 24- летний капитан был произведён в бригадные генералы. С этого времени начинается стремительное восхождение Бонапарта. После кратковременной опалы и даже ареста в дни термидорианской реакции за близость с Робеспьером Наполеон вновь обратил на себя внимание энергией и решительностью при подавлении монархистского мятежа (5 октября) 1795. Вслед за тем он был назначен командующим парижским гарнизоном и в 1796 - главнокомандующим армией, созданной для операций в Италии. В Итальянской кампании 1796- 97 проявилось не только военное дарование Бонапарта, но и его понимание социального аспекта войны: стремление поднять против могуществ. Австрии антифеодальные силы и приобрести для Франции союзника в итальянском национально- освободительном движении. Хотя уже первая итальянская кампания сопровождалась контрибуциями, ограблением страны, её прогрессивное содержание обеспечило французской армии поддержку итальянского населения. В последующих военных кампаниях Наполеона всё более усиливались завоевательные тенденции. Кампоформийский мир 1797 выявил дипломатические способности Наполеона. Вернувшись в Париж победителем, он без труда провёл в Директории решение об организации похода для завоевания Египта. Однако Египетская экспедиция 1798- 1801, несмотря на отдельные победы Наполеона, после разгрома англичанами французского флота при Абукире, отрезавшего французскую армию в Египте от метрополии, и неудачного похода в Сирию была обречена на поражение. Воспользовавшись как поводом дошедшими до него сведениями о поражении армий Директории и о победах А. В. Суворова, Наполеон самовольно покинул экспедиционную армию и вернулся в Париж в октябре 1799, когда кризис режима Директории достиг уже крайней степени. Слабость Директории, её постоянные колебания, побудившие буржуазию стремиться к "твёрдой власти"способствовали осуществлению личных честолюбивых замыслов Наполеона. Опираясь на влиятельные круги буржуазии, он 9- 10 ноября 1799 (18- 19 брюмера VIII года) произвёл государственный переворот, установивший режим консульства и фактически предоставивший ему, хотя и не сразу, всю полноту власти. Диктаторскую власть, прикрываемую до 1804 республиканской вывеской, Наполеон направил на защиту интересов буржуазии, крестьян- собственников и укрепление буржуазным государства в целом. Он ликвидировал национальное представительство даже в том урезанном виде, который сохранился при Директории, уничтожил выборное самоуправление, независимую от правительства печать и др. остатки демократических завоеваний революции- их заменила чиновничье- полицейская система префектов, мэров и их подчинённых, назначавшихся сверху. Заключённый в 1801 конкордат с римским папой обеспечил Наполеону поддержку католической церкви. Выработанные при личном участии Наполеона гражданский, коммерческий и уголовный кодексы устанавливали правовые нормы буржуазного общества. Укрепляя и защищая основные завоевания буржуазной революции в экономической сфере и, в частности, произведённое перераспределение собственности, Наполеон решительно подавлял всякие попытки (как слева, так и справа) изменить этот порядок. Он наносил удары и по бывшим якобинцам, и по воинствующим роялистам. Экономическая политика наполеоновского режима была направлена на развитие промышленности и торговли- в 1800 был основан Французский банк. Особым покровительством Наполеона пользовалась промышленность, в развитии которой он видел средство укрепления мощи государства. Наполеон опасался рабочих волнений и стремился их предотвратить как организацией общественных работ (с целью не допустить безработицы), так и сохранением запрещавшего рабочие объединения закона Ле Шапелье (1791) и введением в 1803 так называемых рабочих книжек. В 1802 Наполеон добился своего назначения пожизненным консулом, а в 1804 был провозглашен императором. Чтобы укрепить новую, буржуазную монархию и придать ей внешний блеск, Н. I создал новое имперское дворянство, пышный императорский двор, расторг брак с первой женой Жозефиной и вступил в 1810 в брак с Марией Луизой - дочерью австрийского императора Франца I. Победоносные войны с коалициями держав, блистательные победы при Маренго (1800), Аустерлице (смотри Аустерлицкое сражение 1805), Йене и Ауэрштедте (смотри Йена- Ауэрштедтское сражение 1806), Ваграме (1809), огромное расширение территории империи и превращение Н. I в фактического повелителя всей Западной (кроме Великобритании) и Центральной Европы способствовали необычайной его славе. Судьба Н. I, достигшего за 10 лет беспримерного могущества, заставлявшего считаться со своей волей монархов Европы, казалась многим его современникам необъяснимой и дала почву для разного рода "наполеоновских легенд". Человек огромной личной одарённости, исключительной работоспособности, сильного, трезвого ума и непреклонной воли, беспощадный в достижении цели, Н. I был выдающимся представителем буржуазии в пору, когда она была ещё молодым, восходящим классом- он наиболее полно воплотил все присущие ей тогда сильные черты, а также её пороки и недостатки - агрессивность, своекорыстие, авантюризм. В области военного искусства Н. I развивал и совершенствовал то новое, что было ранее создано армиями революционной Франции. Заслуга Н. I заключалась в том, что он нашёл наиболее целесообразное в данных исторических условиях тактическое и стратегическое применение колоссальных вооруженных масс, появление которых стало возможным благодаря революции. Он показал себя замечательным мастером стратегии и манёвренной тактики. Сражаясь против численно превосходящего противника, Н. I стремился к разъединению его сил и к уничтожению их по частям. Его принципом было: "численную слабость возмещать быстротой движений". На марше Н. I вёл войска рассредоточено, но с таким расчётом, чтобы их можно было собрать в необходимый момент в любом пункте. Так складывался принцип "порознь идти, вместе сражаться". Н. I совершенствовал новую манёвренную тактику колонн в сочетании с рассыпным строем, основанную на чётком взаимодействии различных родов войск. Он широко применял быстрый маневр в целях создания превосходства на решающих направлениях, умел наносить внезапные удары, осуществлять обходы и охваты, наращивать усилия на решающих участках сражения. Считая своей главной стратегической задачей разгром сил противника, Н. I всегда стремился овладеть стратегической инициативой. Основным способом разгрома противника для него являлось генеральное сражение. Достигнутый в генеральном сражении успех Н. I стремился развить, организуя настойчивое преследование неприятеля. Н. I предоставлял широкую возможность инициативы командирам частей и соединений. Он умел находить и выдвигать способных, талантливых людей. Но стремительное возвышение наполеоновской Франции и победы французского оружия объяснялись не столько личными качествами Н. I и его маршалов, сколько тем, что в столкновении с феодально- абсолютистской Европой наполеоновская Франция представляла исторически более прогрессивный, буржуазный общественный строй. Это сказывалось и в военной сфере, где полководческое искусство Н. I имело несомненный перевес над отсталой, рутинной стратегией и тактикой армий феодальной Европы, и в превосходстве системы буржуазных социальных отношений, смело вводимых в странах Западной Европы наполеоновским законодательством, над отсталыми патриархально- феодальными отношениями. Однако с течением времени наполеоновские войны утратили свойственные им ранее (несмотря на их завоевательный характер) прогрессивные элементы и превратились в чисто захватнические. В этих условиях никакие личные качества и усилия Н. I не могли принести победы. Впервые это обнаружилось во время начавшейся в 1808 войны в Испании, где против французских завоевателей поднялся народ- это в полной мере и с катастрофическими для наполеоновской империи последствиями подтвердилось в походе 1812 в Россию. Война против России явилась, как позднее признал сам Н. I, его фатальной ошибкой. После прихода к власти Н. I первым из французских государственных деятелей понял всё значение для Франции союза с Россией. Его усилия и были направлены на достижение этой цели: в переговорах с Павлом I он подошёл вплотную к заключению союза с Россией. Убийство Павла I в марте 1801 надолго отодвинуло эту возможность. Тильзитские переговоры с Александром I (1807) привели к созданию франко- русского союза, оценивавшегося Н. I весьма высоко. Во время Эрфуртского свидания Н. I с Александром I (1808) произошло обострение франко- русских противоречий в связи с Континентальной блокадой, польским вопросом и др. Решение начать войну против России свидетельствовало о том, что, ослепленный успехами и стремлением установить своё господство над Европой, Н. I начал терять чувство реального, присущее ему ранее. Отечественная война 1812 не только уничтожила "великую армию"Н. I, но и дала мощный толчок национально- освободительной борьбе против наполеоновского гнёта в Европе. В кампании 1813 Н. I пришлось сражаться не только против армий антинаполеоновской коалиции, но и против неодолимой силы - восставших народов Европы. Неизбежное в этих условиях поражение Н. I, завершенное вступлением союзных войск в Париж (март 1814), заставило его отречься от престола (6 апреля 1814). Союзники- победители сохранили Н. I титул императора и отдали ему во владение о. Эльба. Высадка Н. I во Франции (1 марта 1815) и "Сто дней"(20 марта - 22 июня 1815) вторичного его царствования снова показали не только его талант, но в ещё большей мере значение стоявших за ним социальных сил. Беспримерное "завоевание"за 3 недели без единого выстрела Франции стало возможным лишь потому, что народ считал Н. I способным изгнать из Франции ненавистных народным массам Бурбонов и аристократов. Трагедия Н. I заключалась в том, что он не решился полностью опереться на поддерживавший его народ. Это привело к его поражению при Ватерлоо и вторичному отречению (22 июня 1815). Сосланный на о. Св. Елены, он умер через 6 лет пленником англичан. В 1840 прах Н. I был перевезён в Париж, в Дом инвалидов. Материалы предоставлены проектом Рубрикон.
- 2752 Нифантий Греческое [nefon] "рассудительный, трезвый, рассудительный". Именины - 5 января (23 декабря) - преподобный Нифонт епископ Кипрский. 13 марта (28 февраля) - праведный Нифонт. 21 (8) апреля - святитель Нифонт, епископ Новгородский (Рус. ). 27 (14) июня - преподобный Нифонт Афонский. 24 (11) августа - святитель Нифонт, патриарх Константинопольский. 11 октября (28 сентября) - святитель Нифонт, епископ Новгородский (Рус. ).
- 2753 Радиль Татарское "радость народа (Иль)".
- 2754 Рабин Иврит (רבין) "великий, значительный, учитель- раввин".
- 2755 Алессандро Итальянское имя вариант имени Александр ( греческое "мужественный защитник людей").
- 2756 Нейл Шотландское имя (Neil) "победитель- облако".
- 2757 Алай Тюркское родоплеменное название, от (altın) "золото" + Ай "луна"="золотая луна".
- 2758 Ангелий Греческое имя (άγγελος) [angelos] "ангел, посланник Бога". Именины - 14 (1) сентября - мученик Ангелис. 10 ноября (28 октября) - мученик Ангелий. 16 (3) декабря - мученик Ангель.
- 2759 Роджер Немецкое имя (Roger) "прославленный воин"дословно "знаменитый копьеносец", формы - Роджи, Роджер, Роджэр.
- 2760 Тева Еврейское имя (טבע) "природа- веещество".
