Известные люди
»Manhattan Transfer
Рождение: США, 1.10.1972
Ньюйоркцы Manhattan Transfer вкатились в шоу-бизнес 70-х на ностальгической волне. Полагаясь на классический буги-вуги и би-боп, они вдохнули в них вторую жизнь, насытив молниеносными, виртуозными вокализами. В творческом активе квартета несколько альбомов джазовых стандартов и немало материала, близкого ритм-н-блюзу и поп-джазу.
Ньюйоркцы Manhattan Transfer вкатились в шоу-бизнес 70-х на ностальгической волне. Полагаясь на строгий буги-вуги и би-боп, они вдохнули в них вторую бытие, насытив молниеносными, виртуозными вокализами. В творческом активе квартета немного альбомов джазовых стандартов и несть числа материала, близкого ритм-н-блюзу и поп-джазу. Легкий коммерческий нюанс записей, темперамент и исполнительское мастерство квартета, изысканные вокальные гармонии сделали их одной из самых популярных джазовых вокальных групп в 70-е и 80-е. Во всяком случае, со времен Lambert, Hendricks & Ross, блиставших в начале 60-х, больше ярких артистов в этом жанре не появлялось.
Больше тридцати лет прошло с тех пор, как Тим Хозер (Tim Hauser) попытал счастья в роли торгового агента, попутно подрабатывая таксистом в Нью-Йорке и мечтая сотворить собственную вокальную группу. Одними фантазиями он не ограничивался, и как-то раз его мечты чуть не стали реальностью. В 1969 году Тим стал участником поп-группы с хипповским уклоном Manhattan Transfer. Больше всего эта малопримечательная команда напоминала небезызвестных Lovin' Spoonful. Первая инкарнация коллектива включала, помимо Хозера, ещё четырех музыкантов - Эрин Диккинс (Erin Dickins), Марти Нельсона (Marty Nelson) и Пэт Розалиа (Pat Rosalia) во главе с фронтменом Джином Пистилли (Gene Pistilli). Первый и крайний альбом группы "Jukin'" представлял собой какой-то сатирический и стилистический коллаж (пестрота стилей останется одной из сквозных примет всего будущего творчества Manhattan Transfer), пессимистичный в коммерческом отношении. Они звучали, как типичная группа своего времени, охваченного лихорадкой хиппи. Вскоре затем релиза дальнейшая фатум коллектива перестала тревожить его участников. Всех, помимо Тима Хозера.
Второе дыхание план получил безупречно вдруг. Однажды ночью в такси к Тиму Хозеру подсела уже известная к тому времени певица Лорел Массе (Laurel Masse), которая, как выяснилось, была знакома с первой студийной попыткой Manhattan Transfer. А ещё посредством пару недель Хозер на какой-то вечеринке познакомился с Дженис Сигель (Janis Siegel). Он сумел очаровать обеих вокалисток и уговорил их присоединиться к его формирующейся группе. Сигель для этого пришлось бросить свою фольк-команду Laurel Canyon, о чем, думается, сочувствовать ей не пришлось. Четвертым вокалистом оказался Алан Пол (Alan Paul). Хотя его неодолимо манили бродвейские подмостки и он уже успел засветиться в оригинальной постановке "Grease", знакомство с Массе, Сигель и Хозером послужило довольно веским аргументом, чтобы сделаться замыкающим звеном возрожденных Manhattan Transfer.
Официальным днем рождения вокального квартета принято мнить 1 октября 1972 года. С самых первых шагов на сцене группа пользовалась огромным вниманием и уважением посреди поклонников вокального джаза. Экспрессивные шоу Manhattan Transfer в нью-йоркских клубах "Reno Sweeny" и "Kansas City" породили первую волну фанатизма, прямо грозившую перерасти в культ.
Почти три года потребовалось квартету, чтобы приготовить дебютный альбом. Время пошло записи на пользу. Изданная в 1975 году пластинка "Manhattan Transfer" (#33 в поп-чарте США), тепло принятая джазовой коммуной Америки и Европы, недвусмысленно заявляла о рождении новых звезд. Инструментальную поддержку вокалистов в студии осуществляли бессчетные джазовые музыканты, в том числе Зут Симс (Zoot Sims), Рэнди Брекер (Randy Brecker), Джон Фэддис (Jon Faddis) и Мел Дэвис (Mel Davis). Представленные на альбоме вокальные кавер-версии "Java Jive" и "Tuxedo Junction", одинаково как и агрессивный госпел-хит "Operator", отметившийся на 22 строке американского рейтинга, знаменовали возвращение на большую сцену жанра вокализа, пребывавшего в полудреме с середины 60-х.
Два следующих альбома, "Coming Out" и "Pastiche" (оба вышли в 1976-м), сводили к минимуму элементы чистого джаза, ориентируясь скорее на поп-версии песен из репертуара самых разных артистов и групп. В Великобритании релизы произвели фурор. Баллада "Chanson d'Amour" (из LP "Coming Out") покорила британский чарт синглов. Концертный альбом 1978 года "Manhattan Transfer Live" не оставил никаких сомнений в международной популярности квартета.
В 1979 году Лорел Массе отдала предпочтение заняться собственной карьерой. Прекрасной заменой ей оказалась новая вокалистка Черил Бентайн (Cheryl Bentyne), начинающая актриса и певица из Вашингтона. Она скоро освоилась в коллективе, и в том же 79-м году уже записывала с ними новую пластинку "Extensions". Альбом, спродюсированный Джеем Грейдоном (Jay Graydon), включал первостепеннный всамделишный поп-хит Manhattan Transfer - "Twilight Zone/Twilight Tone". Написали эту песню (финалистку американского Тор 30) Джей Грейдон и Алан Пол. Свежая версия композиции "Birdland", появившейся за немного лет до этого в репертуаре Weather Report, до сих пор остается визитной карточкой MT, самой популярной песней в их дискографии. "Birdland", одна из самых исполняемых джазовых записей 1980 года, принесла квартету первую победу на церемонии Grammy - в номинации "лучшее джазовое вокальной исполнение".
На протяжении 80-х группа прощупывала почву еле-еле ли не во всех американских песенных жанрах. Лонг-плей 1981 года "Mecca for Moderns" представил интересную версию трека Чарли Паркера (Charlie Parker) "Confirmation", а кроме того оригинальный инструментальный трибьют Францу Кафке "Kafka". Имелся на этой пластинке и начальный в истории группы финалист американского Тор 10 - кавер песенки Ad Libs 1965 года "The Boy from New York City", фигурировавший во многих чартах. Альбом, спродюсированный тем же Джеем Грейдоном, поднялся на 6 позицию джазового чарта и на 22 строку поп-рейтинга - примечательное для джаз-коллектива распределение голосов.
Примечательное вдвойне, ибо сделало Manhattan Transfer в своем роде пионерами. Ни одной джазовой группе не удавалось до этого завоевать две премии Grammy в то же время в поп- и джаз-категории. А MT в 1981 году создали прецедент, получив награду за лучшее осуществление джазовой группы с вокалом (трек "Until I Met You (Corner Pocket)") и за лучшее осуществление поп-группы с вокалом (трек "The Boy from New York City"). Еще сквозь год они заново ушли с церемонии победителями, унеся награду за лучшее джазовое вокальное воплощение в жизнь (с новой версией классической композиции "Route 66").
Хотя Manhattan Transfer стремились к отточенному и легкому звучанию своих записей, которое не затрудняло бы их восприятие публикой, большая доля их работ была знакома только продвинутым меломанам. Вокальными гармониями четверки разрешено было только восхищаться, придраться к продюсированию было без малого нереально. И все-таки обычный слушатель оказывался не в силах переварить весь массив до того разнообразного и так интенсивно преподносимого материала. Профессиональный порядок участников оставался неизменно блестящим и в 1983 году принес коллективу ещё одну премию Grammy как лучшим джаз-вокалистам за трек "Why Not!". Песня была представлена на лонг-плее "Bodies and Souls" (1983), тот, что без малого два года не покидал рейтинг Billboard 200, а кроме того ритм-н-блюзовый, соул- и джаз-чарты (первая десятка рейтинга Top Jazz Albums). Продюсером "Bodies and Souls" выступил Дик Рудольф (Dick Rudolph).
А вот продюсировать следующий студийный альбом рискнул уже сам Тим Хозер. И вывел квартет на небывалый порядок - как творческий, так и коммерческий. Диск 1985 года "Vocalese" задумывался как трибьют великому джаз-вокалисту Джону Хендриксу (Jon Hendricks). Название альбома отсылает к музыкальному стилю, тот, что родился из наложения слов на раньше записанные инструментальные джазовые композиции. Все тексты для альбома написал Хендрикс, признанный мастер жанра. Постоянная бэк-группа, включавшая гитариста Уэйна Джонсона (Wayne Johnson), а ещё оркестр Каунта Бейси (Count Basie), тенор Джеймс Муди (James Moody), альтист Ричи Коул (Richie Cole) и другие великолепные музыканты помогли ньюйоркцам преподнести вторую бытие джазовым мелодиям, расцветив их фантастическими вокальными гармониями.
Критики в единственный звук называли "Vocalese" артистическим триумфом. А Тим Хозер, Дженис Сигель, Алан Пол и Черил Бентайн пережили ещё единственный триумф на церемонии Grammy. Начинать праздновать победу позволительно было на два месяца раньше, как только объявили список претендентов на премию. "Vocalese" был выдвинут немедленно в 12 (!) категориях, уступив только Майклу Джексону с его блокбастером всех времен "Thriller" по количеству номинаций. На самой церемонии квартету рукоплескали дважды. Они стали лучшими посреди вокальных джазовых коллективов и лучшими аранжировщиками вокала (партия Черил Бентайн и Бобби Макферрина (Bobby McFerrin) в треке "Another Night in Tunisia"). Меломаны также не оставались в стороне и гарантировали "Vocalese" 2 строку в джазовом чарте.
Свой воспитательный результат могут иметь в распоряжении как поражения, так и явные удачи. Из успеха своего триумфального альбома Manhattan Transfer сделали конструктивные выводы. Может быть, следующие их записи и не достигали такого же шикарного эффекта, зато им крайне пошло на пользу сведение всего массива бурлящих идей к одной четкой концепции. По крайней мере, слушатели в обиде не остались. Лонг-плей 1987 года "Brasil" c блеском продемонстрировал возможности музыкантов в пределах традиционной бразильской музыки. Grammy в номинации "лучшее претворение в жизнь поп-группы с вокалом" - достойное вознаграждение их усилий.
С конца 80-х пополнение дискографии Manhattan Transfer происходит уже не так активно, как раньше. Только посредством 4 года, в 1991-м, квартет публикует LP "The Offbeat of Avenues". Еще одна продюсерская попытка Тима Хозера - и очередная статуэтка Grammy за трек "Sassy". Музыканты могут гордиться вдвойне. Текст песни принадлежал Дженис Сигель и Черил Бентайн, а музыку Сигель написала вкупе с Биллом Бодайном (Bill Bodine). Стоит подметить, что Дженис Сигеь давнехонько и шибко благополучно занималась и сочинением собственных композиций, и аранжировками нового материала. Это помогло ей в работе над своим сольным дебютом "Short Stories and Slow Hot Wind", к которому она привлекла пианиста Фреда Херша (Fred Hersch).
Обзор творческого наследия коллектива за 20 лет подготовил в 1992 году лейбл Rhino Records, издав компиляцию на двух дисках "The Manhattan Transfer Anthology: Down in Birdland". В том же году музыканты предложили особый рождественский дар своим поклонникам - "The Christmas Album". А вслед за тем двухлетнего перерыва квартет дебютировал с детской пластинкой "The Manhattan Transfer Meets Tubby the Tuba" (1994), которую записывал с Оркестром филармонии Неаполя. Языком музыки команда рассказала о приключениях персонажа по имени Tubby the Tuba, тот, что из всех духовых инструментов мог извлекать только самые низкие ноты. Попадая в разные ситуации, Tubby осваивается с инструментами и овладевает всей гаммой звуков.
Полем вокальной деятельности в своей следующей записи, "Tonin'" (1995), музыканты выбрали ритм-н-блюз 60-х. Саунд доверили продюсеру Арифу Мардину (Arif Mardin), тот, что предложил притянуть к студийным сессиям полностью нескромный список артистов: Фила Коллинза (Phil Collins), Бет Мидлер (Bette Midler), Бена Кинга (Ben E. King), Рут Браун (Ruth Brown), Феликса Кавалере (Felix Cavaliere; Rascals), Чаку Хан (Chaka Kahn), Би Би Кинга (B.B. King), Джеймса Тейлора (James Taylor) и других.
Альбом 1997 года "Swing", спродюсированный Тимом Хаузером, добросовестно погружался в стихию свинга 30-х годов. Стараясь сберечь специфическую атмосферу оригинальных записей, музыканты предлагают новые версии "King Porter Stomp" Бенни Гудмена (Benny Goodman), "Moten's Swing" Бенни Мотена (Bennie Moten), "I Know Why" Глена Миллера (Glenn Miller), "Skyliner" Чарли Барнета (Сharlie Barnet). Вдохновенные интерпретации классических стандартов вывели запись в лидеры джазового рейтинга. Спустя три года вниманием квартета всецело завладел Луи Армстронг (Louis Armstrong). Трибьютом великому джазмену стал лонг-плей 2000 года "The Spirit Of St. Louis". Он нетрудно поднялся в первую тройку самых популярных джаз-альбомов.
Manhattan Transfer, как и тридцать лет вспять, остаются жутко привлекательным концертным коллективом, которому постоянно есть чем изумить джаз-фанов. По материалам концертов в поддержку двух последних релизов квартет подготовил активный альбом "Couldn't Be Hotter" (2003). Это всего только третий концертник за тридцатилетнюю карьеру Manhattan Transfer. Запись выступления 2000-го года в Токио демонстрирует неизменную изысканность гармоний и завидный темперамент и самих вокалистов и их бэк-группы, которая включает высококлассных профессионалов - трубача Лью Солоффа (Lew Soloff), гитариста Уэйна Джонсона (Wayne Johnson) и более того 88-летнего пианиста Ярона Гершовски (Yaron Gershovsky).
Так же читайте биографии известных людей:
Manic Preachers Manic Street Preachers
Будущие участники английской "альтернативной" команды "Manic street preachers" родились в маленьком шахтерском городке Блэквуд, что находится на юге..
читать далее →
Manilla Road Manilla Road
В 1980 году на собственном лейбле "Roadster records" группа выпустила свой первый альбом "Invasion". Стиль группы тогда еще не определился, и на..
читать далее →
Mano Negra Mano Negra
Mano Negra(Черная Рука) - это название экстремистской организации образовавшейся в развивающихся странах, но ставшей известной благодаря..
читать далее →
Manowar
Этот традиционалистский тяжелый металлический квартет из США (чей девиз - "Смерть ложному металлу") был сформирован в 1981 году басистом Джоем..
читать далее →